Пропаганда наркотиков в СМИ: право и этика

Пропаганда наркотиков в СМИ: право и этика
Проблема пропаганда наркотиков в СМИ и способы ее решения

Светлана Дмитриева

    Свою роль в развитии наркоэпидемии сыграли и российские СМИ. 
    "В конце XX века наша страна оказалась буквально заполонена коммуникативными каналами информации, открыто рекламирующими немедицинское потребление наркотиков как средство достижения нирваны и наркобизнес как источник обогащения. Современными источниками обсуждаемых сведений стали: газеты и журналы, книги, теле- и радио передачи, Интернет, электронные (компьютерные) игры, музыкальные течения, популярные песни, носимая одежда (эмблемы и надписи на ней), политические партии, общественные движения. 
    Исследования коммуникативных источников информации, из которых население России, в первую очередь молодежь, черпает первичные знания о наркотиках, обнаружили, что безусловное лидерство среди них держат средства массовой информации и книжная продукция". "В СМИ ведется "активная пропаганда употребления наркотиков как прямо, так и косвенно"

    Запрещение пропаганды употребления наркотиков в СМИ произошло на законодательном уровне в 1998 году, когда был утвержден федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". 

    ... Можно говорить о том, что применения данные меры не находили, и законодательные запреты пропаганды наркотиков до недавнего времени оставались декларативными. Практических мер административного взыскания или уголовно-правовых санкций по данному положению в действующее законодательство не вводилось. 
    Ситуация изменилась с введением 1 июля 2002 года нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 6.13. 
    Данная статья позволяет воздействовать "рублем" по факту наличия пропаганды наркотиков на СМИ, и что немаловажно, на журналиста. Но для использования данного положения необходимо доказать, что журналистом или изданием проводилась пропаганда наркотических средств. 

    Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что нормативно-правовые акты не в состоянии охватить весь объем наркотической пропаганды в СМИ, что, конечно, не снижает, а даже повышает значимость их применения в случаях "прямой пропаганды". Вопрос же со "скрытой пропагандой", видимо, в большей степени находится в поле не законодательных, а этических норм. 
    Существуют, принятые мировым сообществом, рекомендации ООН журналисту, пишущему о наркотиках. "Ваша публикация принесет вред или приведет к отрицательным последствиям в следующих случаях:

    Итак, говоря о пропаганде наркотиков в СМИ, следует признать следующие моменты:
  1. Законодательные запреты не охватывают и не могут охватить весь объем пропаганды наркотиков, а если говорить шире, наркотической субкультуры, которая оказывает значительное влияние на развитие наркоэпидемии в России. При этом существующие правовые нормы должны применяться, а не оставаться декларативными, случаи применения должны получать широкое освещение в СМИ.
  2. Бороться со скрытой пропагандой наркотиков может, и должно, само журналистское сообщество. Издания в целом и журналист индивидуально должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности правовыми, морально-нравственными нормами, считающими прямую либо косвенную пропаганду наркотиков несовместимой с понятиями журналистской этики.
  3. Правильное освещение журналистом проблемы наркотизма требуют серьезного и осознаного подхода, который возможен только при условии понимания журналистом ситуации в целом, наличия у него широких и многокомпонентных знаний и, без сомнения, личной установки на непринятие наркотиков. В связи с чем, можно говорить о необходимости создания учебных семинаров, тренингов, и других форм просветительской деятельности в журналистской среде.