Декларация Форума "После 2008 года"

  

Европейские Города Против НаркотиковВ конце 2008 года, в Российское представительство ECAD обратился руководитель Венского Комитета НКО по наркотикам господин Дэвид Тернер, с просьбой оказать содействие в продвижении Декларации "После 2008 года", подписанной организациями-участниками Комитета. Долгое время мы не могли определить свое отношение к этому документу, в силу огромное количества чрезвычайно размытых формулировок, содержащихся в нем. Особенно сравнивая его с "Декларацией Всемирного форума против наркотиков 2008", после чтения которой, на наш взгляд, складывается четкое представление о позиции, занимаемой подписавшими ее людьми. Не будем лукавить, некоторые выражения употребляемые авторами, как то "стигматизированные группы населения" (о потребителях наркотиков), "признаем факт нарушения прав человека тех, кто потребляет наркотики, как представителей затронутого населения" и проч., заставили нас усомниться в целесообразности поддержки данной Декларации. В то же время, то, что авторы документа обозначили свою поддержку Конвенциям ООН, вроде делало их нашими союзниками. 


К сожалению, некоторые черты Декларации "После 2008 года" вынуждают нас выступить против данного документа. Как это не прискорбно, авторы Декларации, в некоторой степени идут на прямой подлог, и мягко говоря, весьма вольно интерпретируют Конвенции ООН. В частности, рекомендуем обратить внимание абзац где авторы якобы цитируют Конвенцию ООН "напоминая, что "применение наркотических средств в медицине продолжает быть необходимым для облегчения боли и страданий, лечения наркомании и что должны быть приняты надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах для таких целей". Не секрет, что Конвенция ООН 1961 не содержит пункта об использовании наркотиков для лечения наркомании. Цитируемый текст, опубликованный на сайте ООН имеет следующее содержание "Стороны, озабоченные здоровьем и благополучием человечества, признавая, что применение наркотических средств в медицине продолжает быть необходимым для облегчения боли и страданий и что должны быть приняты надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах для таких целей". Очевидно, что разработчики Декларации "После 2008 года" малость приврали. Стоит только порадоваться факту, что такого рода деятели, видимо осознав тщетность своих усилий сломать международную систему контроля, прибегают к откровенной фальсификации. Как кажется, для нас это означает, что Конвенциям ООН, по крайней мере, в ближайшее время, ничего не угрожает.




 

Все участники Форума "После 2008 года" 
9 июля 2008 года приняли консенсусом 
Декларацию и резолюции



ДЕКЛАРАЦИЯ ФОРУМА "ПОСЛЕ 2008 ГОДА"


    Мы, участники Международного форума неправительственных организаций (НПО) "После 2008 года", созванного по итогам тринадцати консультаций, проведенных во всех девяти регионах мира с участием свыше 500 НПО из 116 стран и 65 международных НПО, 

    признаем многолетнюю работу Венского комитета неправительственных организаций по наркотическим средствам и его усилия по обеспечению вклада НПО в проведение мероприятий Организации Объединенных Наций по вопросам политики в отношении наркотиков, 

    отмечаем, что НПО зачастую являются главными поставщиками традиционных и инновационных услуг лицам, потребляющим запрещенные наркотики или злоупотребляющим разрешенными лекарственными средствами, и поэтому имеют уникальную возможность устанавливать контакты с отдельными лицами, семьями и общинами, затронутыми проблемой потребления наркотиков и политикой в отношении наркотиков, а также выражать их мнения с целью содействовать выработке и осуществлению более эффективных стратегий, программ и видов практики, 

    признаем нарушения прав человека тех, кто потребляет наркотики, как представителей затронутого населения и призываем государства-члены, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и другие соответствующие организации содействовать привлечению всех затронутых и стигматизированных групп населения к выявлению и принятию ответных мер в отношении таких случаев нарушения прав человека, незаконного/опасного потребления наркотиков1, а также в отношении их пагубных медицинских, социальных и экономических последствий, 

    признаем, что молодежь составляет значительную долю лиц, затронутых, непосредственно и косвенно, незаконным/опасным потреблением наркотиков и политикой в отношении наркотиков, и признавая право молодежи активно участвовать в разработке и оценке всех аспектов общемировой политики в отношении наркотиков, 

    ссылаемся на Политическую декларацию, Руководящие принципы сокращения спроса на наркотики и Меры по укреплению международного сотрудничества в борьбе с мировой проблемой наркотиков, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее двадцатой специальной сессии, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков, 

    приветствуем резолюции Комиссии по наркотическим средствам (КНС) 49/2 и 51/4 о необходимости признания и поощрения усилий гражданского общества, в том числе НПО, по решению проблем, связанных с потреблением запрещенных наркотиков, в которых содержится призыв обеспечить их вклад в процесс обзора и рассмотрения хода выполнения решений специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 

    выражаем признательность нашему партнеру ЮНОДК за поддержку и ряду государств-членов и неправительственных организаций за щедрую финансовую помощь, в том числе в натуральном выражении, с целью обеспечить проведение консультаций для подготовки Форума "После 2008 года" и самого Форума, 

    признаем конвенции Организации Объединенных Наций о контроле над наркотиками, предусмотренную в рамках этих конвенций гибкость, а также роль и мандат КНС, 

    признаем далее, что на специальной сессии Генеральной Ассамблеи по запрещенным наркотикам в 1998 году были поставлены большие задачи и что в целом достигнуты лишь ограниченные результаты несмотря на заметный прогресс в отдельных конкретных случаях, 

    выражаем убежденность в необходимости более активно использовать коллективные преимущества правительств, КНС, ЮНОДК, связанных с ним учреждений – партнеров Организации Объединенных Наций, НПО и затронутых групп в интересах создания общего и взаимодополняющего глобального партнерства с целью обеспечить реальный прогресс в сокращении незаконного/опасного потребления наркотиков и смягчения его пагубных медицинских, социальных и экономических последствий, 

    с удовлетворением отмечаем возможность использовать вспомогательные функции организаций различных вероисповеданий, а также религиозных, духовных и культурных ценностей для решения проблемы незаконного/опасного потребления наркотиков и смягчения его пагубных медицинских, социальных и экономических последствий;

  1. приветствуем возможность представить КНС в рамках подготовки к ее совещанию высокого уровня в 2009 году три дополняющие настоящую Декларацию резолюции по трем конкретным областям:
    • Цель 1: особо отметить достижения НПО в области контроля над наркотиками с уделением особого внимания вкладу в осуществление Плана действий, принятого на специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 году, в таких областях, как политика, участие общин, профилактика, лечение, реабилитация и социальная интеграция
    • Цель 2: проанализировать оптимальные виды практики, связанной с механизмами сотрудничества между НПО, правительствами и учреждениями Организации Объединенных Наций в различных областях, а также предложить новые и усовершенствованные пути взаимодействия с ЮНОДК и КНС
    • Цель 3: принять ряд первоочередных принципов, основанных на положениях конвенций и комментариев к ним, для представления на рассмотрение ЮНОДК и КНС и использования в качестве руководства в ходе дальнейших обсуждений политики в отношении наркотиков;
  2. призываем КНС и ЮНОДК серьезно и должным образом рассмотреть эти рекомендации;
  3. обязуемся и далее передавать свой опыт и знания правительственным и неправительственным учреждениям для выработки гуманных, справедливых и эффективных мер по сокращению незаконного/опасного потребления наркотиков и смягчению его пагубных медицинских, социальных и экономических последствий;
  4. приветствуем возможность дальнейшего диалога в период подготовки к этапу заседаний высокого уровня КНС и в ходе этого этапа в 2009 году с целью определить направления дальнейшей деятельности.

РЕЗОЛЮЦИЯ: ЦЕЛЬ 1

Особо отметить достижения НПО в области контроля над наркотиками
с уделением особого внимания вкладу в осуществление плана действий,
принятого на специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 году,
в таких областях, как политика, участие общин, профилактика,
лечение, реабилитация и социальная интеграция

    Признавая обязательство, взятое на себя главами государств на двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, добиться существенных и поддающихся оценке результатов в области сокращения спроса на наркотики, в частности, к 2008 году, и обязательство представить в 2008 году доклад о ходе достижения поставленных целей и задач, а также просьбу Генеральной Ассамблеи к КНС проанализировать такие доклады, 

    ссылаясь также на План действий по осуществлению Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, принятой Генеральной Ассамблеей на ее пятьдесят четвертой сессии, в котором указано, что гражданское общество, включая неправительственные организации, может вносить эффективный вклад в решение мировой проблемы наркотиков и должно играть активную роль в этом процессе, 

    отмечая основополагающее значение профилактики, в том числе мер, направленных на борьбу со злоупотреблением алкоголем и табаком, в качестве важных и взаимодополняющих усилий по сокращению незаконного/опасного потребления наркотиков, 

    учитывая, что подходы к решению проблемы наркотиков должны основываться на фактических данных, опираться на научные сведения с учетом культурных и социальных особенностей, а также должны быть направлены на смягчение как краткосрочного, так и долгосрочного ущерба и осуществляться на основе всестороннего соблюдения прав человека и всех основополагающих свобод, 

    отмечая, что сбор данных и мониторинг динамики событий являются основой для оценки и постоянной разработки актуальной и экономически эффективной политики и усовершенствованной практики, а также приветствуя начальные усилия в этом направлении, предпринятые ЮНОДК и Венским комитетом НПО, по созданию таких инструментов на основе вопросника к докладам за двухгодичный период и вопросника для НПО, 

    признавая важный вклад, который НПО внесли за период с 1998 года, о котором сообщалось посредством вопросника для НПО и в ходе региональных консультаций по подготовке к Форуму "После 2008 года", включая, в частности:

  1. существенное увеличение числа НПО, занимающихся связанными с наркотиками проблемами, а также число сотрудников и добровольцев, привлекаемых НПО в этой области;
  2. совершенствование сетевых отношений между НПО, облегчающее их взаимодействие с соответствующими правительствами и нормативно-правовыми органами в разработке и осуществлении политики, стратегий и оптимальных видов практики на национальном и международном уровнях;
  3. повышение качества и расширение диапазона услуг и вклада НПО, начиная от первичной профилактики, принятия мер на раннем этапе, низовой разъяснительной работы и помощи, включая групповой подход и низкозатратные услуги в области лечения, реабилитации и реинтеграции, а также расширение возможностей лиц, занимающихся предоставлением таких услуг;
  4. снижение вреда, означающее принятие мер, направленных в первую очередь на устранение и предотвращение пагубных медицинских и социальных последствий незаконного/опасного потребления наркотиков, в том числе снижение уровня ВИЧ и других передаваемых через кровь инфекций;
  5. уделение большего внимания мерам, учитывающим культурные, социальные, семейные, гендерные и возрастные особенности, а также пропаганде таких мер;
  6. активизацию их вклада в научно-исследовательскую и аналитическую литературу;
  7. участие всех затронутых лиц и общин в разработке и осуществлении политики и практики;

    напоминая о том, что, хотя вопросник для НПО и региональные консультации, организованные в рамках подготовки к Форуму "После 2008 года", позволили выявить существенные достижения, достигнутые НПО за период после проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 году, при этом были также выявлены области, требующие уделения большего внимания.

Поэтому участники Международного форума НПО "После 2008 года":
  1. призывают государства-члены:
    • выделять достаточные ресурсы и уделять внимание и приоритет разработке, осуществлению и мониторингу всего диапазона программ в области сокращения спроса, снижения вреда, лечения и социальной интеграции, а также проектам устойчивого и всеобъемлющего альтернативного развития,
    • подтвердить свою приверженность решению проблемы незаконного/опасного потребления наркотиков в качестве одного из аспектов здравоохранения, требующих принятия более энергичных мер, схожих с обязательством в отношении применения оптимальных видов международной практики в отношении ВИЧ и подходов, учитывающих права человека,
    • более энергично выполнять свое обязательство решать проблемы в области здравоохранения, вытекающие из незаконного/опасного потребления наркотиков, с использованием основанных на фактических данных мер и в соответствии с нормами прав человека в рамках сбалансированного подхода,
    • и НПО предлагать различные услуги для установления контактов с лицами, потребляющими или потреблявшими наркотики, и их семьями с целью содействовать лечению, реабилитации и социальной интеграции, а также укреплять их здоровье и повышать их социальное благосостояние,
    • и другие финансирующие органы поддерживать и расширять такие услуги, эффективность которых подтверждается мониторингом и оценкой;
  2. призывают КНС:
    • разработать общий стандарт, используя который можно оценивать мероприятия в области сокращения спроса, ущерба и предложения с точки зрения их эффективности и результативности, включая анализ непреднамеренных последствий системы контроля над наркотиками,
    • обеспечить конструктивное и активное участие лиц, наиболее затронутых потреблением наркотиков и политикой в отношении наркотиков, в разработке политики и программ,
    • оценивать проводимую ею работу и политику и выявлять возможные способы повышения их эффективности и результативности, включая принятие решений на основе голосования в соответствии с правилами процедуры Экономического и Социального Совета и, в соответствующих случаях, функциональных комиссий,
    • обеспечивать, чтобы принимаемые Комиссией решения основывались на оптимальных и наиболее актуальных данных и фактической информации, включая данные о психологическом состоянии, распространении передаваемых с кровью инфекций, а также данные о соблюдении прав человека;
  3. призывают ЮНОДК:
    • разработать на основе партнерских связей со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и НПО глобальную программу по определению стандартов и оптимальных видов практики в области предоставления услуг и оказывать государствам-членам помощь в разработке и расширении масштабов таких услуг с учетом характера проблемы наркотиков на их территории,
    • обеспечивать предоставление в распоряжение КНС максимально широких аналитических данных, касающихся имеющихся исследований и оценок,
    • разрабатывать усовершенствованные инструменты для мониторинга результатов и сбора данных в целях оказания помощи КНС, государствам-членам и НПО в оценке их эффективности и достижений, а также оценке позитивных и негативных последствий политики и практики в таких областях, как сокращение предложения, спроса и уменьшение наносимого вреда;
  4. призывают стороны, предоставляющие ресурсы, правительства и НПО использовать оценку в качестве стандартного метода и требуемого элемента по любому проекту и рекомендуют им обеспечивать достаточное финансирование оценок, опубликование докладов по оценке, по возможности в авторитетном журнале, хранящемся в соответствующей библиотеке и максимально широко распространяемом, отмечая при этом важное значение научных исследований и оценок для расширения базы углубленных знаний о наиболее эффективных методах и условиях работы и для наращивания потенциала людских ресурсов;
  5. заявляют о поддержке процесса постоянных этических инноваций в рамках новых подходов НПО, в частности, с использованием всего диапазона гибких возможностей, обеспечиваемых конвенциями о контроле над наркотиками, в целях создания и развития базы данных, людских ресурсов и их потенциала принимать соответствующие меры по сокращению незаконного/опасного потребления наркотиков и его пагубных медицинских, социальных и экономических последствий;
  6. призывают государства-члены, ЮНОДК и международные и региональные финансовые учреждения:
    • разрабатывать новые долгосрочные, устойчивые, экологически обоснованные и всеобъемлющие программы альтернативного развития в сотрудничестве с организациями гражданского общества, включая организации коренного, сельского населения, а также фермерские и неправительственные организации, с учетом традиционных форм законного использования в соответствии со статьей 14 Конвенции 1988 года,
    • обеспечивать, до рассмотрения вопроса о принятии мер по искоренению, получение сельским населением доступа к жизнеспособным и устойчивым источникам средств к существованию с целью предусмотреть надлежащую последовательность и координацию усилий.

РЕЗОЛЮЦИЯ: ЦЕЛЬ 2

Проанализировать оптимальные виды практики, связанной с механизмами
сотрудничества между НПО, правительствами и учреждениями Организации
Объединенных Наций в различных областях, а также предложить новые
и усовершенствованные пути взаимодействия с ЮНОДК и КНС

    Признавая усилия Организации Объединенных Наций, направленные на повышение своей эффективности путем активизации диалога с неправительственными организациями и гражданским обществом, 

    напоминая о Политической декларации, принятой Генеральной Ассамблеей на ее двадцатой специальной сессии, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков, в которой было признано, что действия по решению мировой проблемы наркотиков являются общей и совместной ответственностью, требующей комплексного и сбалансированного подхода с привлечением гражданского общества, включая неправительственные организации, 

    признавая и уважая мандат, возложенный на КНС, 

    высоко оценивая усилия многих страновых отделений ЮНОДК и компетентных органов в ряде стран по обеспечению существенного участия НПО в разработке и осуществлении политики и стратегий в отношении наркотиков, 

    приветствуя созданные официальные консультативные механизмы, с помощью которых участники из числа правительств и академических кругов, а также специалисты-практики имеют возможность изучать вопросы, представляющие общий интерес с точки зрения политики в рамках открытого форума, 

    отмечая, что на настоящий момент отсутствуют какие-либо устойчивые механизмы консультаций с НПО или гражданским обществом в целом для оказания КНС или ЮНОДК помощи в разработке политики и программ, приветствуя при этом усилия ЮНОДК, направленные на привлечение НПО к решению вопросов контроля над наркотиками и обеспечение их участия в этой деятельности, а также мнение Директора-исполнителя о том, что "вопросы наркотиков являются слишком важными, чтобы ими занимались только правительства", 

    опираясь на успешное взаимодействие между НПО, правительствами и учреждениями Организации Объединенных Наций в контексте специальной сессии Генеральной Ассамблеи по проблемам ВИЧ и последующего обзора достигнутого прогресса и реального участия в этом процессе лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, 

    отмечая, что Форум "После 2008 года" был созван с целью содействовать вкладу НПО в обзор решений специальной сессии Генеральной Ассамблеи по борьбе с проблемой наркотиков 1998 года, и будучи воодушевлены тем, что Форум обеспечил платформу, благодаря которой НПО, занимающие различные идеологические позиции, смогли провести встречи и определить важные области, представляющие общий интерес,

Участники Международного форума НПО "После 2008 года" в этих целях:
  1. призывают все НПО объединиться в духе совместной ответственности, отчетности и приверженности улучшению положения в мире и установить плодотворные партнерские отношения друг с другом, правительствами их соответствующих стран и таким ключевыми международными учреждениями, как ЮНОДК, с целью активизировать использование обоснованных фактических данных, практического опыта, накопленного на местах, для сокращения незаконного/опасного потребления наркотиков и его пагубных медицинских, социальных и экономических последствий;
  2. призывают КНС:
    • провести обзор консультативных механизмов, созданных другими учреждениями системы Организации Объединенных Наций, и разработать механизмы, обеспечивающие постоянное и регулярное участие гражданского общества, включая затронутые и стигматизированные группы населения, в работе КНС, включая участие в обсуждениях на пленарных заседаниях и в тематических дискуссиях с целью стимулировать информированное обсуждение и выработку предложений относительно коллективных действий,
    • поручить провести обзор уровня участия и расходов на деятельность, связанную с НПО, в других учреждениях системы Организации Объединенных Наций, и рассмотреть и утвердить предложения, сформулированные по итогам такого обзора, которые способствовали бы активизации участия и расширению вклада НПО, а также дальнейшему повышению роли подразделения ЮНОДК по вопросам гражданского общества;
  3. призывают государства-члены:
    • создать и поддерживать транспарентные и устойчивые механизмы всестороннего участия и консультаций на национальном уровне, включая НПО и лиц, наиболее затронутых незаконным/опасным потреблением наркотиков и политикой в отношении наркотиков, при разработке программных, стратегических и практических руководящих принципов,
    • осуществлять внутренние стратегии и законодательство, которые содействуют мероприятиям и дискуссиям гражданского общества, устраняют факторы, сдерживающие свободу ассоциаций и свободу выражения лиц, наиболее затронутых незаконным/опасным потреблением наркотиков и политикой в отношении наркотиков, и предусматривают выделение на такие консультации достаточного времени, помещений и ресурсов,
    • оказывать поддержку НПО и добиваться того, чтобы их вклад носил более системный характер путем привлечения их, когда это уместно, к решению вопросов, связанных с деятельностью КНС,
    • поощрять и поддерживать молодежные группы/инициативы, направленные на сокращение незаконного/опасного потребления наркотиков и их медицинских, экономических и социальных последствий,
    • призывают также региональные группы создавать или использовать имеющиеся международные механизмы финансирования по аналогии с Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией с целью привлечь достаточный объем инвестиций в предоставление устойчивых, основанных на фактических данных и/или эффективных услуг по сокращению незаконного/опасного потребления наркотиков и его пагубных медицинских, социальных и экономических последствий;
  4. призывают ЮНОДК:
    • соблюдать дух и приоритеты Генеральной Ассамблеи в отношении участия НПО,
    • осуществлять деятельность в рамках, предусмотренных Объединенной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) и в соответствии с глобальными политическими декларациями, в сотрудничестве с другими спонсорами в целях расширения и укрепления участия гражданского общества, включая участие затронутых и стигматизированных групп населения, с тем чтобы обеспечить уровень участия, сопоставимый с другими учреждениями и программами Организации Объединенных Наций,
    • изыскать способы создания национальных координационных центров НПО с целью содействовать двусторонней связи при использовании в качестве модели структур, созданных ЮНЭЙДС,
    • содействовать проведению большего числа региональных совещаний для обмена опытом результативной низовой работы,
    • оказывать поддержку тематическим сетям по конкретным вопросам, связанным с наркотиками, опираясь на уже проделанную работу в области профилактики и лечения на региональном, трансрегиональном или глобальном уровнях,
    • играть более активную роль в содействии всеобъемлющему комплексу мер по противодействию распространению инфекций, передаваемых с кровью;
  5. призывают Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН):
    • расширить круг основных источников информации, используемых в рамках аналитической деятельности, путем систематического включения в этот процесс представителей НПО и затронутых групп,
    • продолжать проводить совещания с представителями гражданского общества, включая затронутые и стигматизированные группы населения, при проведении страновых оценок с целью положительного использования их вклада и учета их перспектив, как это предусмотрено в статье 14 Единой конвенции,
    • создать механизм, позволяющий НПО запрашивать уточнение заявлений, сформулированных в Ежегодном докладе МККН,
    • публиковать доклады об основных обсуждениях и итогах своих совещаний с правительствами и НПО;
  6. призывают раз в два года осуществлять мониторинг и оценку результатов взаимоотношений между ЮНОДК, КНС и НПО каждой из сторон и в рамках совместной группы по мониторингу, консультациям и планированию при конструктивном участии НПО, причем такие оценки должны основываться на конкретных результатах и доводиться до сведения КНС и Координационного совета программы ЮНЭЙДС для принятия дальнейших мер.

РЕЗОЛЮЦИЯ: ЦЕЛЬ 3

Принять ряд первоочередных принципов, основанных на положениях
Конвенций и комментариях к ним, для предоставления
на рассмотрение ЮНОДК и КНС и использования в качестве
руководства в ходе дальнейших обсуждений
политики в отношении наркотиков

    Признавая, что в Уставе Организации Объединенных Наций – основополагающем документе Организации – закреплено имеющее юридическую силу и главное обязательство подписавших его государств охранять здоровье, права человека и основные свободы, 

    отмечая также, что современная система всемирного контроля над наркотиками опирается на три международные конвенции – Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года; Конвенцию о психотропных веществах 1971 года; Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года – и что по состоянию на 14 марта 2008 года сторонами этих трех конвенций были 183 государства, 

    подчеркивая, что конвенции о контроле над наркотиками являются частью более широкого спектра договоров и деклараций Организации Объединенных Наций, включая в частности Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Устав ВОЗ, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларацию о правах коренных народов и Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, и что эти международные документы и соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций, ответственные за них, должны дополнять друг друга, 

    подчеркивая также, что с учетом стремительного распространения передаваемых через кровь инфекционных болезней, в том числе ВИЧ и гепатита, и растущего количества свидетельств возникновения психических расстройств и расстройств, обусловленных потреблением психоактивных веществ, следует уделять больше внимания тем аспектам политики в отношении наркотиков, которые касаются – в самом широком плане – охраны здоровья и общественного здравоохранения, 

    принимая к сведению, что необходимость принятия мер по сокращению спроса выделяется в каждой из трех конвенций, и с удовлетворением отмечая четко сформулированные решения и усилия по решению задачи сокращения спроса на наркотики, в частности Всеобъемлющий междисциплинарный план, Политическую декларацию, принятую на специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 году, Руководящие принципы сокращения спроса на наркотики и последующие резолюции КНС, но принимая также к сведению несоответствие фактической деятельности на национальном и международном уровнях принятым ранее решениям, 

    обращая внимание на тот факт, что содержащиеся в конвенциях о контроле над наркотиками формулировки о мерах по контролю над предложением являются обязательными для государств-участников в то время, как меры по сокращению спроса таковыми не являются, 

    делая вывод о том, что, несмотря на значительные и серьезные усилия, деятельность по сокращению спроса и уменьшению вреда по-прежнему отстает от деятельности по сокращению предложения на национальном и международном уровнях и что это отражается в содержании дискуссий в рамках КНС и в составе национальных делегаций, приезжающих на сессии Комиссии, а также в структуре бюджета ЮНОДК, 

    признавая, что согласно требованиям конвенций, "стороны уделяют особое внимание и принимают все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения, и координируют свои усилия для достижения этих целей"2, 

    признавая, что согласно конвенциям государства-участники – в качестве замены осуждения или наказания, либо в дополнение к осуждению или наказанию за совершение преступления, связанного с наркотиками, могут предусмотреть в отношении такого правонарушителя меры по лечению, воспитанию, наблюдению после окончания лечения, восстановлению трудоспособности и социальной реинтеграции, но отмечая, что это положение не выполняется должным или надлежащим образом, и отмечая далее возможность предоставления ЮНОДК технической помощи по вопросам осуществления, 

    напоминая, что "применение наркотических средств в медицине продолжает быть необходимым для облегчения боли и страданий, лечения наркомании и что должны быть приняты надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах для таких целей"3, 

    подчеркивая, что на большинстве региональных консультативных совещаний, организованных в контексте форума "После 2008 года", сообщалось, что требуемые меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами затрудняют получение основных лекарственных средств, необходимых для облегчения боли, а также доступ к веществам, которые, согласно имеющимся сведениям, являются эффективным средством лечения наркозависимости, и доступ к службам профилактики и лечения ВИЧ, последующего ухода и поддержки, а также другим службам, связанным с вопросами здравоохранения,

Участники Международного форума НПО "После 2008 года":
  1. призывают КНС:
    • еще раз подчеркнуть важность подтверждения приверженности и выполнения закрепленных в международных документах обязанностей и обязательств, таких как обязательство защиты прав человека, закрепленное в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации о правах человека, Всеобъемлющем междисциплинарном плане действий, Руководящих принципах сокращения спроса и резолюциях, принятых КНС, и пересмотреть повестку дня ежегодных сессий Комиссии, с тем чтобы выделить больше времени и уделить больше внимания вопросам сокращения спроса на наркотики и последствиям осуществления мер по контролю над наркотиками с точки зрения соблюдения прав человека,
    • обеспечить, чтобы сокращение незаконного/опасного потребления наркотиков и связанные с ним медицинские, социальные и экономические последствия, как они определяются в конвенциях о контроле над наркотиками, рассматривались как задача такой же важности и такая же необходимость, как деятельность по сокращению предложения,
    • разработать Руководящие принципы эффективного лечения в консультации с соответствующими органами, такими как, в частности, ВОЗ, ЮНОДК или ЮНЭЙДС, и соответствующими региональными организациями, а также соответствующими службами и теми, кого в наибольшей мере затрагивают потребление наркотиков и политика в отношении наркотиков. Эти руководящие принципы должны содержать общее определение эффективности и отражать системные требования, включая, в частности, программные меры, условия, службы и профессиональную подготовку, нацеленные на получение наибольшей отдачи,
    • потребовать, чтобы соответствующие органы, такие как МККН и ЮНОДК, в соответствии со своими мандатами регулярно оценивали деятельность стран в свете положений этих документов и руководящих принципов и ежегодно представляли Комиссии доклады о принятии и осуществлении таких документов,
    • поощрять разработку альтернативных мер наказания и судебных постановлений применительно к наркопреступлениям;
  2. призывают государства-члены:
    • обеспечить формирование своих делегаций, направляемых на совещания КНС, с учетом повестки дня и функций Комиссии для содействия надлежащему управлению и выработке директивных указаний с уделением особого внимания специальным знаниям, связанным с сокращением незаконного/опасного потребления наркотиков и связанных с ним неблагоприятных медицинских, социальных и экономических последствий, а также соблюдению прав человека,
    • поддерживать усилия, предпринимаемые ВОЗ в консультации с МККН и ЮНОДК для обеспечения широкого и свободного доступа медицинских работников и их пациентов ко всем психоактивным средствам, отнесенным к категории основных лекарственных средств,
    • обеспечить уделение более серьезного внимания потребностям лиц, находящихся в местах лишения свободы, с тем чтобы они могли получить доступ к всеобъемлющему комплексу мероприятий, рекомендованных ВОЗ, ЮНОДК и ЮНЭЙДС;
  3. призывают МККН:
    • подтвердить свое обязательство в равной мере уделять в своих докладах внимание задачам сокращения предложения и спроса, закрепленным в конвенциях о контроле над наркотиками, критически оценивая неэффективную деятельность стран и обращая особое внимание на передовую практику и нетрадиционные подходы к решению этих обеих задач, с тем чтобы в полной мере изучить все имеющиеся возможности и универсальность конвенций о контроле над наркотиками и обеспечить надлежащее предложение разрешенных психоактивных средств для устранения зависимости и ослабления боли,
    • регулярно проводить обзоры применения уголовных санкций в качестве мер контроля над наркотиками в консультации с другими соответствующими органами, такими как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Совет по правам человека Организации Объединенных Наций и ЮНОДК, обеспечить всестороннее уважение прав заключенных, страдающих наркозависимостью или находящихся под стражей за совершение наркопреступлений, особенно их прав на жизнь и справедливое судебное разбирательство, и формулировать рекомендации относительно применения адекватных санкций, соразмерных совершенному преступлению, и возможностей применения альтернативных санкций;
  4. призывают ЮНОДК:
    • обеспечить более глубокое изучение и понимание в КНС взаимодействия принимаемых решений и политики Комиссии и соответствующих учреждений Организации Объединенных Наций, таких как ЮНЭЙДС, ВОЗ, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т.д.,
    • добиваться получения от государств-членов ресурсов и поддержки для существенного наращивания своего аналитического потенциала и своих возможностей выявлять, систематизировать и распространять опыт результативной работы в области сокращения спроса и предложения и уменьшения вреда, а также соблюдения прав человека,
    • создать механизм сокращения спроса, аналогичный совещаниям руководителей национальных учреждений по обеспечению соблюдения законов о наркотиках (ХОНЛЕА), с тем чтобы он мог получать более эффективные рекомендации технического характера и информацию о политике и стратегии и их применении на практике;
  5. призывают НПО:
    • повысить транспарентность и отчетность путем ежегодного опубликования соответствующих докладов, включая краткую информацию финансового характера, даже если это не требуется национальным или местным законодательством;
  6. призывают КНС, МККН, ЮНОДК, государства-члены и НПО на регулярной основе анализировать осуществляемую политику и практику связанной с наркотиками деятельности, используя информацию из широкого круга источников, включая целевые группы населения, с целью выявления областей, требующих улучшения.