Наркокоррупция: конфликтный анализ

Санкт-Петербургский государственный университет.
Факультет философии и политологии.
Кафедра конфликтологии.

Наркокоррупция: конфликтный анализ

Диссертация на соискание степени магистра конфликтологии
по направлению 040300 конфликтология. СПб 2009 г.

Выполнила:
  • Лободенко Юлия Владимировна
Научный руководитель:
  • Зазулин Георгий Васильевич,
    доцент, кандидат юридических наук
Лободенко Юлия Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 
Глава 1. Наркокоррупция в контексте наркоконфликта 
1.1. Новое понятие и сущность наркокоррупции 
1.2. Основные факторы детерминирующие наркокоррупцию 
Глава 2. Классификация наркокоррупции 
2.1. Наркокоррупция в здравоохранении 
2.2. Наркокоррупция в правоохранительных органах 
2.3. Признаки наркокоррупции в деятельности ФСКН России 
Глава 3. Наркокоррупция в системе антикоррупционной политики 
3.1. Проблемы локализации и противодействия наркокоррупции в правоохранительных органах 
3.2. Анализ деятельности ФСКН в сфере профилактики и противодействия наркокоррупции 
Заключение 
Приложение 
Cписок литературы 


Введение

    Актуальность темы исследования. Коррупция дезорганизует общество, создает ситуацию отчуждения личности от государства, люди теряют надежду на мудрую, честную и ответственную государственную власть . Целью коррупции в сфере государственной службы выступает, прежде всего, обогащение отдельных лиц за счет взаимодействия с преступным элементом, в том числе - с наркомафией. По оценкам МВД России, в начале 90-х годов на подкуп должностных лиц ежегодно расходовалось не менее четырех миллиардов рублей . Наркобизнес же, в свою очередь, не мог бы существовать, и, тем более развиваться, если бы не тесная, тайная, а порой - и открытая - связь между политическими деятелями и преступным элементом . 
   Огромные доходы, получаемые от оборота наркотиками, позволяют участникам наркобизнеса использовать эти средства на выдвижение "своих людей" в органы государственной власти. На добытые наркосредства приобретается участие в законодательных и исполнительных органах, в управлении регионами, экономическими отраслями. Проникновение в государственную власть оставляет практически без надежды тщетные попытки противостояния наркобизнесу той немногочисленной, и пока еще неподкупной части органов управления. 
   Вовлекаются в незаконную наркодеятельность правоохранительные, судебные и исполнительные органы. За наркоденьги чиновники с готовностью тормозят антинаркотическое законодательство, или искажают его до такой степени, что законопроект в итоге получается недейственным. Выделенная сумма на подкуп чиновника, без колебаний "поступит в карман", и за нее будут работать до последнего, или пока не будет получено более выгодное предложение. И даже если государство бесконечно будет повышать заработную плату своим служащим, специфика человеческих потребностей такова, что много денег или других материальных благ не бывает. А наркобароны без проблем поднимут ту нужную для подкупа планку денег, которая, в любом случае будет выше предложенной государством. 
   Поэтому, коррумпированность и взяточничество людей, занимающих соответствующие посты в государстве, является главной проблемой на пути противодействия наркобизнесу. При этом следует отметить, что коррумпированность представляет собой более широкое понятие, чем взяточничество, и включает в себя не только получение денежной суммы за выполнение действий в пользу взяткодателя. Это может быть и постоянная работа на наркомафию, и периодически оказываемые ей услуги. Чиновники решают законодательные вопросы в пользу наркобаронов, правоохранительные органы не допускают возможности наркоторговцам оказаться за решеткой, таможенная служба способствует проникновению зарубежных наркотиков в Россию и обратно и т.д. Для того чтобы увереннее и спокойнее претворять в жизнь и совершенствовать незаконные операции по обороту наркотиков, наркодельцам необходима твердая поддержка в среде государственных служащих, чиновников, и решить такие нелегальные вопросы не представляет для них особого труда. 
   В сети "розничной" торговли наркотиками милиция осуществляет не только "прикрытие" торговли на улицах российских городов за соответствующее вознаграждение, но и сама включаются в этот прибыльный бизнес, предлагая свой товар - ранее конфискованный наркотик . К примеру, в г. Орле половина областного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков была арестована как раз за сбыт этих самых наркотиков и, самое главное, за то, что милиционеры сами являлись "крышей" наркоторговцев . 
   И если уж низшие уровни правоохранительных органов позволяют себе такой вид подработки, то можно сделать недвусмысленные выводы о том, что творится в высших эшелонах власти. Ведь во взаимодействии наркоторговцев и политических деятелей заинтересованы обе стороны - и преступный мир, и люди, работающие на государство. Одним нужны связи и поддержка, вторым - некоторые финансовые суммы. 
   Невозможно говорить о противодействии незаконному обороту наркотиков, когда само же государство, которое должно этим заниматься, действует в пользу наркорынка. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация не вызывает доверия у граждан страны, которые не верят в защиту со стороны государства. Наркодельцы, в свою очередь, сильно заинтересованы, в том, чтобы такое положение продолжалось, как можно дольше. Разобщенность общества и управленческого аппарата позволяет наркодиллерам и дальше привлекать в ряды наркоманов новые пополнения, параллельно вводя в органы государственной власти "своих" людей и принимая через подкупаемых лиц "нужные" для наркорынка законы. 
   Государство не может бороться с таким злом, как наркобизнес, пока проблема подкупа и взяток не будет решена. И, на мой взгляд, борьба в этом случае должна носить репрессивный характер, так как в настоящее время можно сказать, что преступный элемент потерял страх перед законом. Поэтому, "легкие" наказания для действительно опасных элементов - в виде штрафа, например, не могут решить исход дела в лучшую для государства и общества сторону. И репрессия должна быть направлена в первую очередь на людей, приобретающих или хранящих наркотические вещества (это чаще всего наркоманы), а затем на наркоторговцев. Наркомафия должна перестать взаимодействовать на бартерной основе, как с обществом (наркотик - деньги, и наркозависимые люди), так и с органами управления (деньги - связи). Причем, ужесточение наказания может быть эффективно, только если оно будет неотвратимо, и направлено против тех, кто играет ключевые роли в общей системе наркобизнеса. Если же сейчас наркоделец, даже среднего уровня, может откупиться от тюремного заключения, то, затратив чуть больше денег (а их у него - более чем достаточно), он откупится и от смертной казни .

    Новизна исследования определяется задачами и целями, поставленными в магистерской диссертации. Научная новизна заключается в том, что в диссертации предпринята попытка дать определение наркокоррупции и рассмотреть ее контексте наркоконфликта. А также будет сделана попытка классифицировать наркокоррупцию и выделить ее в отдельный вид коррупции, для того чтобы понять степень ее общественной опасности. В связи с этим, потребовалось проанализировать основные составляющие этой проблемы - не только социальные, но в равной степени и правовые, которые способствуют ее ускорению внутри страны.

    Объектом исследования является наркокоррупция как социальное явление.

    Предмет исследования - наркокоррупция в правоохранительных органах.

    Целью исследования является анализ такого социального явления, как наркокоррупция с позиции конфликтного подхода.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  1. анализ сущности наркокоррупции и ее определение
  2. анализ факторов детерминирующие наркокоррупцию
  3. классификация наркокоррупции
  4. анализ проблем локализации и противодействия наркокоррупции
  5. анализ деятельности ФСКН в сфере профилактики и противодействия наркокоррупции

    При изучении поставленных проблем использован ряд источников, который включает теоретические и правовые базы по данной проблематике. Основные источники представляют Кушниренко С.П., В. Пристансков В.Д. "Коррупция и ее преступные проявления"; П.А. Скобликов "Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России"; А.Н. Чаши "Коррупция в России"; Берестень В.И. "Коррупция и ее общественная опасность"; Федеральный Закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Указ Президента РФ от 4.04.1992 г. №361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" с изменениями от 16.11.1992 №1392; Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом. Утверждено Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976; Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Доклад депутата государственной Думы Р.Ф Игнатова В.М. "Коррупция - основа незаконного оборота наркотиков"; Кикотя В.А. "Проблема укрепления законности в деятельности органов внутренних дел"; Аслаханов А.А. "О совершенствовании борьбы с организованной преступностью и коррупцией"; Богданов И.Я. Калинин А.П. "Коррупция в России"; Быстрова А.С Сильвестрос М.В. "Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы"; Верстюк С. "Коррупция: определение, причины появления, влияние на экономику"; Волженкин Б.В. "Коррупция как социально-правовое явление"; Гармаев Ю.П. "Некоторые методы выявления коррупции в таможенных органах"; Гаухман Л. " Коррупция и коррупционное преступление"; Гликин М. Скворцова Е. "Коррумпированная судебная система тоже заботится о самоочищении - она избавляется от наиболее независимых судей"; Годунов И.В. "Организованная преступность - знамение века или чума современности?"; Иващенко С.Т. "Заболевания кожи вызванные приемом наркотиков", Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение"; Дмитриев А.В. "Коррупция и власть в современной России"; Жилина И.Ю. Феномен коррупции: общие подходы к изучению"; Клюковская И.Н. "Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения"; Королева М.В. "Проблемы коррупции в разных государственных органах"; Кудрявцев В.Н Наумова А.В. "Организованная преступность и коррупция в России"; Мелешко Н.П. "Организованная преступность, коррупция и власть В РФ"; Максимова С.В. "Основы противодействия коррупции"; Полтерович В.М. "Факторы коррупции"; Гриб В.Г "Проблемы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом". 
   Теоретико-методологической основой диссертации является конфликтологический метод междисциплинарного исследования. Это позволило с разных сторон изучить наиболее существенные элементы наркокоррупции современной России. Конфликтный анализ позволяет рассматривать тенденции в наркоситуации через противостояние участников незаконного оборота наркотиков (потребители, распространители, организаторов наркобизнеса, государство и др.) с остальным обществом. 
   Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использована как в ходе учебного процесса, так и на практике.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Исследование наркокоррупции является актуальной темой, как для теоретического анализа, так и для практической государственной антикоррупционной политики, направленной на борьбу с данным явлением
  2. Наркокоррупция - это специфический тип коррупции связанный с незаконным оборотом наркотиков и особым типом взаимодействия субъектов наркоконфликта
  3. Наркокоррупция ослабляет сторону против наркотиков и усиливает сторону за наркотики.
  4. Наркокоррупция делает невозможным борьбу с наркоконфликтом. И при нынешнем уровне наркокоррупции невозможно достичь цели, которую государство провозгласило в ст.4 ФЗ№3 .



О Т З Ы В

Зазулина Георгий Васильевича, к.ю.н., доцента, кафедры конфликтологии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университете на дипломную работу магистранта кафедры конфликтологии Лободенко Юлии Владимировны "Наркокоррупция: конфликтный анализ".

   Работа Юлии Лободенко актуальна, так как, несмотря на возрастание усилий российского государства в борьбе с наркотиками существенного эффекта пока не достигнуто. Это подтверждают, в частности Рекомендации парламентских слушаний Комитета по безопасности ГД ФС от 19 февраля 2009 года посвященные причинам "афганского наркотрафика" и защите общества от наркоагрессии. "Несмотря на организационные, политико-дипломатические, экономические, медицинские и иные меры, предпринимаемые органами власти всех уровней, наркотизация населения страны имеет тенденцию к росту" - считает председатель Комитета по безопасности В.А.Васильев. Возможно, это происходит из-за недооценки на стратегическом уровне масштабов коррупции в органах власти, прежде всего, в правоохранительных органах, призванных не просто бороться с последствиями наркотизма (наркоманией, наркобизнесом и т.д.), а устранять его причины. 
   Лободенко Ю.В., в своей работе обращает внимание именно на этот аспект работы с наркоконфликтом. Автор полагает возможным всю коррупцию, дискретно существующую в социальном пространстве наркореальности и поэтому трудно анализируемую и оцениваемую, объединить и выделить в самостоятельный тип, назвав ее наркокоррупцией. Юлия Лободенко первая, кто предлагает внедрение этого термина в научно-практический оборот наркоконфликтологии и это не лишено смысла по следующей причине. Наркокоррупция, несомненно, является особым типом взаимодействия субъектов наркоконфликта, так как вместо традиционного противоборства представителей сторон "за и против" наркотиков имеет место их сотрудничество, тайный сговор. Она (наркокоррупция) заключается в изменении позиции государственного служащего, который участвует в наркоконфликте на стороне "против наркотиков", в его переходе на другую сторону, а именно на сторону "за наркотики" и фактически является предательством, скрытой изменой стороне "против наркотиков". И это совершенно новый теоретический взгляд на старое явление коррупции, так широко поразившей тех, кто призван защищать наше общество от роста наркотизации. В этом существенная новизна полученного Лободенко Ю.В. результата. 
   Надо отметить, что содержание материала в работе расположено очень логично. Благодаря своей новой классификации наркокоррупции Лободенко пытается исследовать ее типы и виды в соответствии со степенью ослабления ими стороны "против наркотиков" в наркоконфликте и нарастанием степени их общественной опасности. И это также является достоинством данного исследования. 
   Содержание каждой из трех глав и параграфов соответствуют своему названию. В заключении диссертационной работы автор дает основные выводы (11 пунктов!), ряд которых бесспорно обладает существенной новизной и представляет собой новое знание, учет которого столь необходим для коррекции стратегии, координации и подготовки кадров для формирующейся в России новой антинаркотической политики. 
   Конечно, работа не лишена недостатков. Особенно то касается многочисленных редакционных огрехов, связанных с максималистским стилем или излишней категоричностью суждений. 
   Оценивая работу в целом, считаю, что Лободенко Ю.В. с решением поставленной задачей справилась успешно. Магистерская диссертация соответствует всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, а ее автор заслуживает оценки "ОТЛИЧНО".