Региональная антинаркотическая политика в современной России

Санкт-Петербургский государственный университет.
Факультет философии и политологии.
Кафедра конфликтологии.

Региональная антинаркотическая политика в современной России

Диссертация на соискание степени магистра конфликтологии по направлению конфликтология. СПб 2008 г.

Соискатель:
  • Бралгина Екатерина Павловна
Научный руководитель:
  • Зазулин Георгий Васильевич,
    доцент, кандидат юридических наук
Бралгина Екатерина Павловна

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 
Глава 1. Современное состояние государственной антинаркотической политики в России: федеральный и региональный уровни 
1.1. Основные понятия государственной антинаркотической политики 
1.2. Взаимодействие "центра" и регионов в реализации государственной антинаркотической политики 
1.3. Практическая составляющая региональной антинаркотической политики (теоретический аспект) 
Глава 2. Возможности регионов в реализации собственной антинаркотической политики в современной России 
2.1. Результативность региональной антинаркотической политики на примере Республики Татарстан, Екатеринбурга и Ступинского муниципального района Московской обл 
2.2. Роль особенностей регионов как способ повышения эффективности региональной антинаркотической политики 
Заключение 
Cписок литературы 



Введение

    В современной России происходит становление государственной антинаркотической политики. За последнее время было предпринято не мало мер по ее формированию (утверждение Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятие Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", создание Госнаркоконтроля, позднее переименованного в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН РФ), создание Государственного антинаркотического комитета РФ). И тем не менее, реальность требует новых эффективных механизмов по борьбе с наркотизацией населения. 
    В настоящее время наркоситуация в современной России оценивается как крайне негативная. Несмотря на то, что наркозависимость приравнивается к серьезной угрозе безопасности и обсуждаются как на уровне Федерации, так и региональном и местном уровнях, говорить о состоявшейся антинаркотической политике трудно. В средствах массовой информации появляются статьи о повышении раскрываемости наркопреступлений и об улучшении деятельности органов здравоохранения, но наркоситуация практически не изменяется. Все это заставляет пересмотреть механизмы борьбы с наркотизацией и выявить причины наркоконфликта, в котором непосредственными участниками являются структуры, находящиеся на стороне "против наркотиков". Речь идет о наркоконфликте второго порядка, то есть о "конфликте между участниками, которые, образно говоря, находятся по "одну сторону баррикады", но не сотрудничает между собой". 
    Поэтому к изучению антинаркотической политики мы подошли с междисциплинарной позиции. Деятельность в этой области сугубо с медицинских или правоохранительных позиций, как показала практика в 90-е годы прошлого века, не дают желаемых результатов.

Актуальность исследования вызвана ситуацией, в которой каждый город России сталкивается с проблемами наркопотребления среди молодежи, как наиболее подверженной негативному влиянию наркорынка части населения. Именно на уровне региона (города) ущерб от наркозависимости вынуждает региональные и местные власти реагировать на ухудшение наркоситуации. Отсюда вытекает необходимость выделения в антинаркотической политике ее регионального аспекта, как самостоятельного направления. В рамках темы исследования мы попытаемся ответить на вопросы, что представляет региональная антинаркотическая политика на теоретическом уровне в условиях современной России, и как повысить ее эффективность на практике. Это формирует цель данной магистерской диссертации.

    Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
  1. обобщение современных теоретических подходов понимания содержания антинаркотической политики в России;
  2. рассмотрение взаимодействия "центра" и регионов в контексте антинаркотической проблематики;
  3. исследование сущности регионального антинаркотического управления, как направления антинаркотической политики;
  4. выявление региональных ресурсов усиления государства в его конфликте с наркорынком в современной России;
  5. исследование учета особенностей регионов как способа повышения эффективности региональной антинаркотической политики.

Таким образом, объектом исследования является антинаркотическая политика, а предметом - региональная антинаркотическая политика.

    При изучении поставленных проблем использован ряд источников, который включает теоретические и правовые базы по данной проблематике. Различными аспектами антинаркотической политики занимались такие исследователи, как Нильс Бейрут, Йонас Хартелиус Г. В Зазулин, Е. Е. Тонков, Н. А. Фролова, А. Н. Сунами, А.В. Федоров, Я. И. Гилинский, Б. П. Цилинский, Л. Тимофеев, В. Т. Лисовский и другие. Основные законодательно закрепленные источники представляют Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральная целевая программа, Указ Президента РФ № 306 от 11 марта 2003 г. "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", Указ Президента № 624 от 6 июня 2003 г. "Вопросы Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", Указ Президента № 1374 от 18 ноября 2007 г. "О дополнительных мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". 
    Также проанализированы, изложенные в антинаркотических целевых программах субъектов федерации, механизмы противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотизации населения. Особое внимание уделено Республике Татарстан, городу Екатеринбургу и другим административно-территориальным образованиям, которые представляют результативное антинаркотическое управление и, образно говоря, "вырвались вперед" в данной области среди других регионов современной России. Изучены периодические издания, публикующие материалы по вопросам наркотизации, наркомании, наркопреступности, государственной политики в данной области, такие как федеральный журнал "Наркоконтроль", научно-практический журнал "Антинарк" (Татарстан), "Санкт-Петербургский Университет".

Теоретико-методологической основой диссертации являются конфликтологический метод междисциплинарного исследования. Это позволило с разных сторон изучить наиболее существенные элементы антинаркотической политики современной России, и как ее составляющей, региональной антинаркотической политики. Конфликтологический подход позволяет рассматривать тенденции в наркоситуации через противостояние участников незаконного оборота наркотиков (потребители, распространители, организаторов наркобизнеса и др.) с остальным обществом. Системный анализ применялся для комплексного рассмотрения проблемы в контексте сложившейся в России системы антинаркотической политики. А сравнительный анализ антинаркотической деятельности различных регионов и Федерации позволил в целом получить представление об особенностях механизма сотрудничества и особенностях наркоситуации в конкретных административно-территориальных образованиях.

Новизна исследования определяется задачами и целями, поставленными в магистерской диссертации. Это практически одна из первых работ, в которой рассматривается региональная антинаркотическая политика современной России, ее противоречия с федеральным уровнем и возможности эффективной борьбы с наркоугрозой при наличии несогласованности в нормативно-правовых актах.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по настоящее время, когда начался новый, современный постсоветский этап в развитии Российской Федерации.