ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Н.П. ШИТЯКОВА
Челябинский государственный
Педагогический университет

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


      В настоящее время существует несколько направлений в деятельности по профилактике наркомании: медицинское, психологическое, религиозное и др. Каждое из них имеет свои задачи и средства, ведущие к достижению общей цели. Как показывает практика, наметилась тенденция объединения усилий представителей этих направлении, что, несомненно, следует развивать и укреплять. В настоящей статье речь пойдет о духовно-нравственном воспитании, которое использует педагогические идеи и идеи Православия о духовном развитии личности. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, воспитание положительного отношения к ним, способности к нравственному саморазвитию и самосовершенствованию, помощь молодым людям в открытии их духовного мира. 
      Одним из важных элементов категориального аппарата духовно-нравственного воспитания является понятие "ценностное отношение". В соответствии с определением Н.Е. Щурковой "ценностное отношение -это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека" (1, 31). С целью выяснения отношения учащейся молодежи к наркомании в марте 2001 года нами было опрошено около 2,5 тысяч студентов высших и средних специальных учебных заведений. В результате выяснилось, что 39, 7 % респондентов считают наркоманию личным делом каждого, 41,7 % видят необходимость борьбы с ней, 17,1 % опрошенных студентов считают, что наркоманы наносят вред окружающим их людям, и 1,8 %дали ответы, не подлежащие обобщению. 
      Полученные данные говорят о неоднозначном отношении учащейся молодежи к наркомании. Мнение 39,7 % студентов можно оценить по-разному. С одной стороны, их ответы могут свидетельствовать о равнодушном, попустительском отношении к наркомании. Кстати, такую оценку подтверждают некоторые результаты обсуждения студентами фильма "Триумф". Часть, из них выразила положительное отношение к главному герою фильма - умному, не лишенному обаяния парню, но являющемуся довольно находчивым распространителем наркотиков. Они искренне не понимали, в чем виноват этот молодой человек, который разработал хитроумную систему продажи наркотиков своим клиентам. Главным доводом очень часто звучали слова: "Он никому не навязывает свой товар, каждый его клиент самостоятельно решает принимать или не принимать наркотики". Приведенный ответ подводит нас ко второму варианту оценки мнения первой группы респондентов. Итак, с другой стороны, результаты опроса свидетельствуют о ценностном отношении современной молодежи к такой нравственной категории как свобода и, прежде всего, свобода жизненного самоопределения
      Как показывает проведенное исследование, молодые люди связывают понятие свободы с правом на выбор, что, впрочем, действительно является одним из аспектов этой нравственной категории. Но не все из них понимают, что человек, ставший наркоманом, уже не свободен, он полностью зависит от наличия или отсутствия наркотика. Им легко управлять. Нельзя говорить о свободе человека, ставшего рабом своих страстен. 
      Таким образом, мы видим прямую связь между отношением подрастающего поколения к наркомании и степенью их духовного осмысления важнейших нравственных категорий. Отсюда со всей очевидностью следует необходимость использования в профилактике наркомании средств духовно-нравственного воспитания. Одним из таких средств являются совместные размышления педагога и воспитанника о духовном смысле, казалось бы, известных понятии. Именно размышления с вопросами и поисками ответов, с сомнениями и их разрешением. Значительную помощь в такой работе педагогу может оказать святоотеческая литература, которая является хранительницей богатого духовного опыта нашего народа. 
      В качестве примера приведем труды митрополита Антония Сурожского. Педагог найдет в них богатую пищу для размышлений, для обсуждения со своими воспитанниками. "Свобода неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе. Если я не способен исполнять приказания своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое собственное положение" (2,191). Возможно, эта мысль не вызовет у большинства молодых людей вопросов, сомнений и будет принята ими безоговорочно. Но продолжим цитирование: "Мы воспитываем ребенка путем послушания... Послушание в основе заключается в том, чтобы научиться всем существом своим - то есть всем умом, всей волей - вслушаться в то, что говорит другой. И цель его - именно перерасти себя благодаря тому, что ты вслушиваешься в мудрость или опыт другого человека. Такое послушание может привести к зрелости и к тому, что человек способен владеть собой" (2, 192-193). Приведенное суждение способствует появлению вопросов: "Совместимы ли свобода и послушание?", "Не приведет ли послушание к подчинению подростка воле более опытного, но развращенного человека?" и т.д. От ответов на эти и другие вопросы будет зависеть духовный мир молодого человека в целом, в том числе, и его отношение к наркотикам. 


    Литература
  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
  2. Митрополит Сурожский Антоний. О встрече. - Клин: Фонд Христианская жизнь", 1999 - 255 с.

Публикация по книге
"Актуальные проблемы профилактики наркомании:
сборник научных статей". Челябинск, 2002.