Отчет по проекту «DRUGBOX» (1997 -2002 гг.)

24.06.2022


Руководитель проекта «Drugbox» с российской стороны, представитель ECAD в России Георгий Зазулин

Впервые идея издания комплекта шведской антинаркотической литературы на русском языке для учреждений системы образования Санкт-Петербурга родилась в 1997 году в УБНОН ГУВД Санкт-Петербурга. Эту идею поддержал офицер по связям генерального консульства Швеции Томас Халлберг, подобрав для ее решения в Швеции партнера — Союз за общество без наркотиков (П. Юханнос). Проект также получил поддержку шведского Институт народного здоровья (А. Дреббер) и международной организации «Европейские города против наркотиков». 

В 1998 году были определены основные задачи проекта, проведены необходимые переговоры, переведены, адаптированы к русской культуре и запущены в производство шведские брошюры о вреде наркотиков. 

Первый российско-шведский семинар, посвященный методике применения информационного пакета «Drugbox» государственными и общественными организациями Швеции, состоялся в Санкт-Петербурге 4-5 февраля 1999 года. Одновременно Санкт-Петербургу (А. Новаковский) было передано для распространения в учреждения образования 1000 коробок. 

Распространение этих «Drugbox» в Санкт-Петербурге осуществлял Городской наркологический диспансер (Л. Шпеленя). Для этих целей в диспансере была создана Центр профилактики наркозависимости (Т. Морозова). Это Центр в большинстве районов Санкт-Петербурга (всего 20), привлекая администрации этих районов, подготовил и провел для педагогических сотрудников и сотрудников милиции, работающих с несовершеннолетними цикл обучающих семинаров, на которых каждое учебное заведение получало 1-2 коробки «Drugbox». Однако здесь были проблемы — российские педагоги были твердо уверены, что учащимся брошюры, за исключением брошюр «Аргументы, Табак и Алкоголь» давать читать нельзя, потому что это может вызвать любопытство и желание попробовать наркотики. Эту точку зрения поддержал нарколог Сергей Белогуров, возразив против распространения информационного пакета по библиотекам Санкт-Петербурга. 

В конце 1999 года в Санкт-Петербурге открывается филиал ECAD. Решением Правления ECAD на должность регионального директора ECAD в Санкт-Петербурге назначается Георгий Зазулин, ранее работавший начальником Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ему поручается распространить 10 000 информационных пакетов «Drugbox». На эту работу понадобилось 2,5 года. Распространение литературы осуществлялось главным образом среди участников международных конференций и семинаров ECAD. Вот география и профиль основных мероприятий —

1999 — 2000 годы:

  • среди сотрудников правоохранительных органов Санкт-Петербурга 20.12. 99. и среди сотрудников правоохранительных органов Ленинградской области 21.12.99. на конференциях «Первичное предупреждение наркозависимости подростков и молодежи в Стокгольме и Санкт-Петербурге. Роль и возможности правоохранительных органов»;

  • среди лидеров общественных организаций Северо-Западного региона России 11.02.00. в городе Гатчине Ленинградской области на конференции «Роль шведских и российских общественных организаций в профилактике наркозависимости»;

  • среди работников здравоохранения, образования и милиции 30.03.00. в городе Вологде на конференции «Города против наркотиков. Обмен шведским и российским опытом»;

  • среди специалистов, имеющих отношение к борьбе с наркотиками 19.05.00. в городе Нарве Республики Эстония на конференции «Общество свободное от наркотиков»;

  • среди специалистов занятых профилактикой и борьбой с наркотиками в 7 городах Челябинской области (Сатка, Озерск, Верхний Уфалей, Касли, Усть-Катав, Трехгорный) 24.08.00. в городе Челябинске на конференции «Города Челябинской области против наркотиков»;

  • среди специалистов из администраций из городов Калининградской области 12.09.00. в городе Калининграде на конференции «Города калининградской области против наркотиков»

  • среди сотрудников школ, библиотек, подростковых клубов и других организаций, включенных в предупреждение наркомании 26.09.00. в городе Кириши Ленинградской области на семинаре «Правовые и информационные аспекты предупреждения наркомании»;

  • среди специалистов комитетов и ведомств администрации города, участвующих в предупреждении наркомании 11.10.00. в городе Великом Новгороде на рабочем совещании по вопросу «Проблемы информационной профилактики наркомании»; 

    2001 — 2002 годы

  • среди сотрудников администраций городов Карелии, для передачи всем учреждениям, участвующим в предупреждении наркомании на муниципальном уровне 31.01.01. в городе Петрозаводске на конференции «Города Карелии против наркотиков»;

  • среди работающих с молодежью специалистов 28.05.01 в городе Кронштадте (административный район Санкт-Петербурга) на конференции «Как защитить школу от наркотиков»;

  • среди персонала сотрудников студенческого городка Санкт-Петербургского Государственного Университета 14.08.01. в городе Санкт-Петербурге на семинаре «Наркотики в общежитиях. Пути решения проблемы».

  • среди социальных педагогов школ и сотрудников милиции 28.08.01. в городе Великом Новгороде на учебном семинаре

  • среди специалистов по профилактики наркомании 12.10.01 в городе Пушкине (административный район Санкт-Петербурга) на семинаре «Профилактика наркомании в образовательной среде»;

  • среди студентов факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета 1.11.01. в городе Санкт-Петербурге на первом заседании клуба «Журналисты против наркотиков»

  • среди всех работающих с молодежью специалистами города 15.11.01. в городе Кронштадте (административный район Санкт-Петербурга) на семинаре по обмену российско-шведским опытом и разработке антинаркотической программы администрации Кронштадта «Кронштадт без наркотиков»;

  • а также на конференциях в таких городах, как Вильнюс (Литва), Пинск и Светлогорск (республика Белоруссия), Нижний Новгород и Мурманск.

    Несомненно проект «Drugbox» способствовал предотвращению распространению наркомании на той территории, где осуществлялся, так как расширял знания о наркотиках взрослых людей, оказавшихся в результате крушения советской системы в ситуации полного непонимания, почему их ученики, их дети злоупотребляют наркотиками. 
    Это проект имел новизну и даже необычностью. В России в 1997 -1998 практически совсем не было ни антинаркотической литературы (за исключением учебников по наркологии рассчитанных на медицинских работников), ни понимания необходимости ее наличия. Появление хорошо оформленных брошюр резко стимулировало появление отечественных аналогичных материалов. Более того, он даже ущемил гордость некоторых «отечественных» профилактов, обещавших написать «русский драгбокс». 
    Однако очень трудно, даже почти не возможно оценить насколько реализация проекта «Drugbox» смогла показать российским молодым людям опасность наркотиков. Ведь практически всегда, раздавая антинаркотическую литературу «Drugbox», мы имели дело с взрослой аудиторией: сотрудниками милиции, по предупреждению преступлений несовершеннолетних, работниками школ, работниками медицинских учреждений, психологами педагогических центров, журналистами пишущими на эту тему и т.д. 
    Нам также сложно судить насколько проект решил проблему обучения российских учителей способам преподавания детям знаний о наркотиках и использования специально подобранной литературы, с информацией о различных видах наркотических средств и опасностях, которые они влекут за собой. Почему? Потому что российские учителя, вовлекаемые в проект, сами настолько мало знали о наркотиках, что, увидев и получив ярко оформленные брошюры по каждому наркотику, делали вывод о недопустимости чтения этих брошюр учениками (кроме «Аргументы», «Табак»). Это было всеобщее мнение — это литература для них, чтобы они могли вести дискуссию с подростками о вреде наркотиков на равных. 
    Но другая цель, несомненно, была достигнута. Тысячи учителей и представителей других профессий, работающих с молодежью и выросшие в советском обществе свободном от наркотиков, получили возможность повышать уровень своих знаний о наркотиках и использовать в дискуссии превосходные материалы. «Drugbox» для многих из них стал основой, отправной точкой, из которой они двинулись к программам, обучающим школьников безопасному поведению(например, программа ФЖН). 

Мы также смогли оказать содействие (эта цель достигнута!) российским (а также некоторым эстонским, литовским, белорусским и молдавским) организациям и администрациям городов в приобретении необходимого количества информационных пакетов. Важно отметить, как эта работа проводилась путем вовлечения в проект администраций городов. Городским администрациям необходимо было выполнять всего лишь два условия, для того чтобы получить необходимое городу количество уникальной антинаркотической литературы, входящей в «Drugbox». 
   

Первое. Сделать расчет общего количества пакетов «Драгбокс», необходимого городу таким образом, чтобы 1-2 экземпляра достались буквально каждой организации, не зависимо от ведомственной принадлежности, если от ее работы зависит ситуация с наркотиками на местном уровне ( каждой школе, в каждому ПТУ, в каждому ВУЗу, каждому территориальному отделу милиции, каждому подразделению по предупреждению преступлений несовершеннолетних, каждому подростковому клубу, редакции каждой газеты и т.д.) и оформит это в виде заявки, обязуясь перед нами в том, что антинаркотическая литература будет учтена, то есть, поставлена на баланс (что исключить ее воровство и попадание на книжные рынки). 

Второе. Самим получить у нас в Санкт-Петербурге, доставить в свой город указанное в заявке количество «Drugbox» и распределить между организациями. Сочетание в нашей работе двух целей, а именно распространения антинаркотической литературы в виде комплектов «Drugbox» и вовлечение российских городов в сеть некоммерческой международной организации «Европейские города против наркотиков» усиливало влияние проекта на окружающую среду, более эффективно подготавливало позитивные изменения в ней. 

Ведь до начала проекта «Drugbox» новая Россия никогда не сталкивалась с наркоэпидемией и не имела собственного опыта ее преодоления. Более того, в 1990 году руководство страны совершило политическую ошибку и приняло официальный документ о том, что право употреблять запрещенные Конвенциями ООН наркотики, есть естественное право человека. На основании этого решения было декриминализировано немедицинское потребление наркотиков в административном и уголовном Законах. Поэтому буквально до 1999-2000 годов в России не пишутся и не издаются, а в книжных магазинах даже таких крупных городов как Москва и Санкт-Петербург практически не появляются книги по антинаркотической тематике для широкого круга лиц. В 1990 году небольшим тиражом была издана книга для учителей «Наркомании и наркоманы» и все. В 1998 году в Санкт-Петербурге появилась чуть ли не первая такого плана брошюра нарколога Белогурова «Популярно о наркоманах и наркоманиях». Поэтому, делая оценку влияния проекта на окружающую среду, важно учитывать следующие три взаимосвязанных момента. 

Первый. С 1990 года до начала проекта (1997) Россия не проводила собственную последовательную антинаркотическую политику, а руководители многих российских регионов не стремились управлять борьбой с наркотиками на основе положительного отечественного (советского) и передового международного опыта. 

Второй. Следствием этого стало развитие настоящей наркоэпидемии в России, причем начало героиновой эпидемии по времени совпало с началом проекта в Санкт-Петербурге (1997 год). 

Третье. Понимая это (личный опыт работы в Балтийской антинаркотической комиссии при ECAD с 1996 года) мы сознательно стремились одновременно с распространением антинаркотической литературы «Drugbox» действовать шире и вызвать такие изменения, которые бы тормозили развитие наркоэпидемии и способствовали приведению наркополитики России в соответствие с антинаркотическими Конвенциями ООН.

Укажем только основные эффекты воздействия проекта «Drugbox» на окружающую среду

  • в 2000 и 2001 годах группы руководителей из администраций российских городов посещали Швецию для участия в ECAD-семинарах и практически знакомились с работой шведских организаций, участвующих в борьбе с наркотиками, это меняло их взгляды на пути предупреждения наркомания в направлении приоритета первичного предупреждения, помогало осознанию необходимости правового запрета и его контроля;

  • большое влияние на местных политиков оказывали российско-шведские региональные конференции; так под влиянием международной конференции «Города челябинской области против наркотиков» в этом регионе депутатом Государственной Думы Российской Федерации Михаилом Гришанковым был создан эффективно работающий в настоящее время в этом регионе информационно аналитический центр «Челябинская область без наркотиков»;

  • два наших письма Президенту Российской Федерации Владимиру Путину указывающих на отсутствие организационного обеспечения российской антинаркотической политики на национальном уровне способствовали подписанию им 24 октября 2002 года Указа «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ», которым предусмотрено создание в России Государственного Комитета по противодействию незаконному обороту наркотиков и официальное возложение на него координирующей функции;

  • для усиления влияния на власть российских городов были созданы условия для повышения образовательного уровня ключевых сотрудников Администраций в области управления антинаркотической работой территориальных структур путем заключения с ректором Санкт-Петербургского Государственного Университета партнерского соглашение о создании на базе Университета международного Центра антинаркотической политики;

  • Появление хорошо оформленных брошюр резко стимулировало появление отечественных аналогичных материалов.

  • либеральные взгляды студентов факультета журналистики СПбГУ стали меняться в сторону рестриктивной наркополитики после создания на базе этого факультета Санкт-Петербургского клуба «Журналисты против наркотиков» и распространения материалов о его работе в университетском журнале;

  • после того как Совет Безопасности РФ в 2001 году принял решение о том, чтобы при Администрациях полночных представителей Президента РФ в федеральных округах были созданы Окружные антинаркотические комиссии, российский руководитель проекта «Drugbox» вошел в состав комиссии, созданной в Северо-Западном федеральном округе и стал активно участвовать в подготовке ее управленческих решений, например, в Решении ОАК СЗФО №1 от 15 мая 2002 года

  • в рамках работы по проекту руководители 38 российских городов подписали Стокгольмскую Декларацию 1994 года и выразили этим свое несогласие с идей легализации наркотиков. Не может не радовать то, что в настоящее время рассматривают вопрос о присоединении к ECAD мэры таких областных центров, как Псков, Астрахань, Петрозаводск и Ижевск.

К сожалению, в связи с большим географическим масштабом (представьте треугольник с вершинами на северо-западе в Мурманске, на юго-востоке в Челябинске и северо-востоке в Новом Уренгое) распространения антинаркотической литературы «Drugbox» нам не удалось после проведения конференций и семинаров выполнить необходимое количество работы для оценки их результатов. Эта цель не была достигнута также из-за того, что российские школьные учителя оказались против распространения брошюр «Drugbox» непосредственно в руки учеников и нам пришлось учитывать это в своей работе. Однако ранее эта проблема уже была обсуждена в Side . Было признано, что разбросанность продвижения «Drugbox» по огромной территории, конечно, осложнила нашу работу. И сейчас принято решение концентрировать работу по проекту на создании модели эффективного социального контроля наркотиков в небольшом городке Кронштадте и поддержке работы учебного центра ECAD, созданного им совместно с Санкт-Петербургским Государственным Университетом. Справедливости ради надо отметить, что у этого недостатка есть и положительный момент. Концентрация работы в одном месте сейчас действительно возможна, так как рабочая антинаркотическая сеть уже реально создана и ее целостность и работоспособность поддерживается с помощью вебсайта «Европейские города против наркотиков. Россия» www.ecad.ru и рассылки газеты ECAD. Что касается других позитивных уроков полученных в ходе проекта, то хочется отметить следующее: 
 

  практически во всех российских городах аудитория проявляла большой интерес к опыту Швеции в области борьбы с наркотиками и стремилась получить знания по решению этой проблемы; 

  еще больший интерес шведская модель борьбы с наркотиками вызвала у тех, кто принял участие в семинарах в Швеции и если судить по их высказываниям, то изменилось их отношение к методам решения этой проблемы в обществе; 

 российские СМИ, особенно газеты и радио, хорошо освещали работу по проекту; достаточно отметить, что в день подписания Президентом РФ Владимиром Путиным нового Указа (24 октября 2002 года) о создании в стране Государственного Комитета по противодействию наркотикам из редакции Центральной газеты «Известие» позвонили руководителю проекта и попросили дать комментарий на это событие (Материал был опубликован в номере 26.10.02. под заголовком «Укол комитетом»); 

  а материалы фотовыставки Марии Седерберг «Наркотик убийца» выполненной в рамках проекта «Drugbox» используются до сих, получая положительные отзывы и подчеркивая неспособность российских региональных властей самим сделать нечто аналогичное. 

Говоря о гендерных различиях, стоит отметить, более активное участие женщин в проекте. Это объяснялось в первую очередь тем, что среди российских школьных учителей 90% составляют женщины. Там где это удавалось, мы старались сгладить различия и выйти на равенство. Например, формируя группы для посещения семинаров в Швеции, мы включали в их состав мужчин из городских администраций, наркологии и высшей школы.

В заключении отчета хочется сделать такие краткие выводы:

  1. В 1997 году в российском обществе существовала огромная социальная потребность в осознании опасности включения потребление запрещенных наркотиков в перечень основных прав человека, в настоящее время это потребность осознана и в этом есть несомненная заслуга проекта «Drugbox»;

  2. В ходе проекта все больше происходило изменение основной целевой группы, фокус постепенно в течении 5 лет перемещался с работников образования (школ), на работников администраций регионов и городов, не зависимо от их профессии и на журналистов и политиков.

  3. Влияние на целевую группу способствовало достижению такой цели, как возврат руководства страны к проведению ограничительной антинаркотической политике и поиску ресурсов в направлении устранения недостатков присущих российскому государственному управлению в области борьбы с наркотиками.

  4. Теперь в самых разных регионах и городах работающие с молодежью российские организации, имеют на своем балансе и используют в своей работе 11 000 комплектов «Drugbox», в которых содержаться 88 000 брошюр антинаркотической направленности, а в международную сеть европейских городов против наркотиков вступило более 30 российских городов, мэры которых подписали Стокгольмскую Декларацию 1994 года.

  5. Администрации регионов и городов не имеет в своих штатах сотрудников обученных антинаркотическому менеджменту и отвечающих на местном уровне за реализацию государственной антинаркотической политики, а государственная политика против наркотиков на национальном уровне находится на стадии формирования и становления.

  6. В Европе не обходимо стимулировать молодежное движение, ставящее своей целью добиться закрытия 5-6 официально действующих музеев марихуаны, одновременно доказывая в международном суде, что по существу это музеи не марихуаны как растения, а музеи распространения идеологии потребления марихуаны, а это не может, не противоречит Конвенции ООН по защите прав детей. Если этого не сделать, то через 10 лет в силу срабатывания экономических законов таких музеев станет несколько десятков. В решении этой задачи Швецию наверно могут поддержать Скандинавские страны, страны Балтии, Россия, Японии и другие. И чем позже эту задачу начинать решать, тем труднее будит ее решить. Но если ее не решать, то чем тогда заниматься в стратегическом плане?