Зачем детям рисовать наркотики?

06.02.2022


Зачем детям рисовать наркотики?

В борьбу с таким социальным злом, как наркомания и наркопреступность, втянуты не только правоохранительные органы, но и практически все сферы российского общества. Среднестатистический столичный житель десятки раз в день натыкается на такой мощный бренд, как «наркотики»: объявления наркоконтроля в общественном транспорте, антинаркотическая реклама по обочинам проезжих частей.

Однако вопрос о профилактике наркомании остается нерешенным: как пропагандировать здоровый образ жизни и отказ от наркотиков, чтобы не достичь обратных результатов — привлечения молодежи к этой проблеме?

Сколько не говори об истинных реалиях наркотиков, все равно многие считают, что в жизни нужно все попробовать. Подростки, тем более во время переходного возраста, неожиданно осознают свое взросление, и ради самоутверждения и бахвальства перед товарищами готовы выполнить что угодно на «слабо». В 15-16 лет кажется, что все в жизни уже понятно, впереди — семья, дети и работа, все так же нудно, как и у родителей.

Мол, а вдруг завтра кирпич на голову, и уже не узнаешь, что ж там за кайф такой, ради которого люди ломают жизни себе и другим, а правоохранители сажают за решетку.

А дальше — дело за малым. Особенно, когда с экранов телевизора и страниц газет звучат призывы «попробуешь — подсядешь, привыкание практически с первого раза», или «человек становится рабом наркотиков», а вокруг — полным полно веселых одноклассников — травокуров и скачущих в клубах тусовщиков, с бешеными лицами и покрасневшими глазами. Подросток задается вопросом: не вранье ли все это, что говорят о наркотиках? Может, просто кто-то взрослый специально не разрешает пробовать наркоту, а сам-то понимает, что наркотики — это для умных, избранных?

И наступает момент, когда друзья перед дискотекой дают ему таблетку экстази, а вокруг столько такой же обдолбанной молодежи, что кажется странным всеобщее негативное отношение к «прущим» веществам. Два-три часа безудержной эйфории, радости и смеха заканчиваются, наступает ощущение, будто кто-то снова обманул, и яркие краски растеклись, обнажив серость и скуку этого мира. Однако в такой момент находятся «товарищи» по тусовке, которые подбросят еще порошка или травки, что б не так плохо было, только, конечно, за денежку или в долг: «Разочек — другой, подумаешь… как на это можно сесть? — думает наш герой. — Это какие-то лохи или слабаки становятся наркоманами, но не я же…». К сожалению, ни один наркоман изначально не собирался садиться на дурь, но только почему-то в итоге большинство тех, кто раз попробовал, забыть об этом уже не может.

Грустно, конечно, особенно наблюдая со стороны, насколько бездарно относятся к своей работе те, кто занимаются антинаркотической пропагандой. Фразы «Скажи «нет» наркотикам»«Наркотик — убийца»«Будь независим от наркотиков» и другие в том же духе фактически привлекают молодежь к «рекламируемому» продукту. Получается, что от обилия щитов вдоль улиц российских городов, на которых слово «наркотики» так и смотрится со всех сторон, в молодых головах начинают бродить мысли о наркотиках.

Если в столичном метрополитене, где регулярно прокручивается сообщение московского управления наркоконтроля, становится немного жутковато от цифр: «Ежегодно в России от наркотиков гибнет более 100 тысяч человек», то такая реклама все-таки «бьет» куда надо. И, например, довольно смешно смотреть на одного из героев проекта «Дома-2», который в течение полутора лет бродит перед камерами с неестественно красными глазами и расширенными зрачками, а потом перед многомиллионной молодежной аудиторией твердит о том, что наркотики — это плохо. И опять же — снова «наркотики», «наркотики», «наркотики»…

Общественные организации регулярно объявляют конкурсы на лучшие антинаркотические рекламные проекты. Многие из них потом используется в профилактической работе, в образовательных учреждениях. Однако по большей части такие плакаты, напротив, подсознательно привлекают неопытную молодежь к наркотикам. Примеров масса. На этом плакате «Любит — не любит», взятом с информационного портала «Без наркотиков», во всю ширь изображен конопляный лист. Остальные надписи, выполненные мелким шрифтом на сером фоне, издалека вообще не читаются, зато «семицветик» прямо-таки бросается в глаза. Ясно, что такой плакат никуда не годен.

Нередко в антинаркотической рекламе используют портреты Кобейна, Хендрикса, и других кумиров разных лет, погибших от злоупотребления наркотиками. Такой подход, напротив, вызывает желание у поклонников ушедшего таланта «помочь нести крест», ведь в таком ракурсе тот же Курт Кобейн обретает в глазах подростков «жертвенность». Плакаты, созданные в форме мультяшек или детских рисунков, вообще не вызывают никакой реакции. Более того, становится странным, когда в ходе профилактических акций проходят конкурсы детского рисунка против наркотиков. Ребенок и не думает о наркотиках, а ему предлагают взрослые дяди нарисовать шприц или косяк, фактически — включить образное мышление и представить себе, как выглядят наркотики? Почему-то мало кто об этом задумывается.

Рассуждения эти не голословны. Так, в ходе работы семинара российских журналистов «Средства массовой информации и наркотики» руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Ефимовна Маркова встретилась с представителями социальных СМИ, чтобы донести до них информацию о правильной форме подачи материалов на антинаркотическую тему. Уже не первый год Маркова признана профессиональным экспертом, анализирующим рекламу с точки зрения подсознательного влияния и негативного зомбирования. Как заявила Наталья Ефимовна, даже плакаты, заказанные ФСКН России, скрывают призыв к употреблению наркотиков: «Вот над дорогой висит плакат «Нет наркотикам». Но с точки зрения психологии слово «нет» не запоминается, зато хорошо вбивается в голову «наркотики». Попробуйте повесить плакат с надписью «Нет булочкам», и через час в булочных выстроится очередь», — заявила Маркова.

Ясно одно: такая работа, как наркопрофилактика, требует серьезнейшего профессионального подхода. Антипропагандой должны заниматься НЕ журналисты и общественные деятели, а специалисты в области подсознательного внедрения. А от того, что мы завесим все улицы надписью «наркотикам — нет», толка никакого не будет.

Александр Михайлов
по материалам сайта
«Наука о рекламе»