Стенограмма 176 заседания Совета Федерации РФ

19.04.2021


«Стенограмма 176 заседания Совета Федерации РФ»
Рассматривается вопрос о мерах по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков
и распространением наркомании в Российской Федерации

26 мая 2006 года. 10 часов.
Председательствует Председатель Совета Федерации С.М. МИРОНОВ

Коллеги, идем дальше. Уже 10 часов 45 минут. Приступаем к «правительственному часу». Мы рассматриваемвопрос о мерах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в Российской Федерации. Здесь присутствует директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Черкесов Виктор Васильевич. Я с большим удовольствием приглашаю его на трибуну. Пожалуйста. 

Черкесов В.В. Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации! Злоупотребление наркотиками и наркобизнес относятся к числу острейших проблем современности. За ними — пагубное и массовое воздействие на здоровье людей, рост преступности, теневой экономики, насилие, коррупция, истощение людских, природных и финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы в целях социально-экономического развития, ослабление политической, культурной, социальной и экономической структуры общества. 
   Операции с наркотиками приносят огромные прибыли. Это делает их привлекательными как для транснациональных преступных группировок, так и для отечественных организованных криминальных структур.
   Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков приступила к работе по созданию соответствующей требованиям времени системы противодействия наркобизнесу в июле 2003 года. Нашими стратегическими целями стали принятие неотложных мер по стабилизации наркоситуации в стране, активизация борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, расширение международной базы противодействия этой транснациональной угрозе. Внешняя наркоагрессия — одна из главных причин распространения наркотиков в России. Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом усилия, крупнейшим очагом производства опиатов продолжает оставаться Афганистан, откуда в Россию поступают героин и опий. 
   Одним из самых наркоопасных участков государственной границы России остается граница с Казахстаном. В 2005 году на этом направлении зарегистрировано около 40 процентов всех задержаний контрабандных партий наркотиков. 
   Наркотики синтетического происхождения, которые все более широко распространяются в мире, в Россию поступают в основном из стран Западной Европы и Балтии. И этот поток нарастает. 
   Стратегия противодействия незаконному обороту наркотиков в России за последние три года кардинально изменилась. Главный упор сделан на борьбу с организованной наркопреступностью, с теми, кто контролирует контрабандные поставки наркотиков, рынки их сбыта, легализует доходы, полученные от наркоторговли. С каждым годом результативность деятельности органов наркоконтроля растет. Если в 2003 году нами было выявлено около 14 тысяч преступлений, изъято 24 тонны наркотических, психотропных средств, то в 2004 году пресечено уже 53,5 тысячи наркопреступлений, а в 2005 году — около 80 тысяч. Из незаконного оборота в прошлом году сотрудниками ФСКН изъято более 115 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. 
   Особое место в работе наших оперативных подразделений занимает борьба с организованными преступными формированиями в сфере наркобизнеса. Только в прошлом году нашими подразделениями пресечена деятельность свыше 560 организованных групп, занимавшихся незаконным оборотом наркотиков. 
   Криминальный сбыт наркотиков неразрывно связан с отмыванием доходов, получаемых от наркоторговли. Надо напомнить, что до 2003 года борьбой с отмыванием наркодоходов в стране не занимались вообще. А речь идет о миллиардах долларов в год, которые получают от наркоторговли преступные группировки. Уголовные дела, соответственно, не возбуждались, за совершение такого рода преступлений к уголовной ответственности никто не привлекался. Естественно, что не сложилось и соответствующей судебной практики. 
   Сегодня можно констатировать: борьба с отмыванием преступных доходов от наркоторговли в России развернута. 
   В 2004 году нами было выявлено около 300 преступлений, связанных с легализацией грязных денег, в 2005 году — уже более 1400, а только за четыре месяца текущего года пресечено около 1000 преступлений в сфере легализации наркодоходов. 
   Большую обеспокоенность населения различных регионов России вызывает функционирование притонов для потребления наркотиков, где производятся наркотики и происходит вовлечение в их потребление молодежи. Силами службы в прошлом году ликвидировано более 2700 таких очагов распространения наркотиков, тогда как ранее усилиями всех правоохранительных органов страны удавалось обезвредить максимум до 700 притонов в год. В январе — апреле 2006 года ликвидировано уже почти 1500 таких очагов, что в два раза превышает показатель прошлого года. 
   Механизмом координации усилий, консолидации ресурсов всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом стало развертывание многоуровневой системы международного сотрудничества. Среди первоочередных приоритетов — формирование антинаркотического пояса безопасности вокруг Афганистана как системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика. 
   Одним из действенных методов влияния на наркоситуацию и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение регулярных комплексных международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Операция «Канал» выделяется в международной практике борьбы с наркобизнесом. Ее особенность заключается в том, что в течение почти трех лет результативно действуют созданные организационно-штабной и оперативно-розыскной механизмы противодействия наркобизнесу на северном маршруте наркотрафика из Афганистана в Европу. Если на начальном этапе в международной операции принимали участие шесть государств, то сейчас в ней участвуют 12 стран и еще три заявили о своей готовности присоединиться к этому процессу. Эта готовность реализована, и в наших текущих мероприятиях участвуют уже 14 государств Европы, Азии и Соединенные Штаты Америки. 
   Обращаю ваше внимание на то, что международный штаб проведения операции функционирует в России, и поэтому на базе российских спецслужб создается единый банк данных, который очень важен для понимания ситуации в этой международной сфере. 
   Принятые меры позволили уточнить основные и выявить новые маршруты поставки наркотиков с территорий стран Центральной Азии в Россию, государства Европы и Африку, продолжить работу по разоблачению преступных транснациональных групп, осуществляющих контрабандные поставки. 
   Доказала свою эффективность межведомственная российская оперативно-профилактическая операция «Мак», проведение которой стало регулярным. Ее основная цель — ужесточение контроля за производством, хранением, транспортировкой, переработкой и уничтожением наркотиков, их прекурсоров, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий, обнаружение и уничтожение незаконных посевов мака и дикорастущей конопли. 
   В целях противодействия распространению синтетических наркотиков из стран Западной Европы и Балтии продолжается практика проведения операции «Синтез». В прошлом году она прошла в Приволжском, Северо-Западном, Сибирском, Центральном и Южном федеральных округах во взаимодействии с органами МВД, ФСБ и ФТС России. 
   Особого внимания заслуживает то, что позитивные мировые процессы, а именно: расширение международного сотрудничества, углубление экономических связей, развитие внешней торговли, финансового рынка, трудовая миграция населения, туризм, гуманитарные связи, используются наркобизнесом в преступных целях. Обеспечить тотальный пограничный таможенный контроль пассажиров и грузов, следующих из одной страны в другую, невозможно, да и нецелесообразно. По этой причине для борьбы с транснациональной преступностью необходимо тесное взаимодействие министерств и ведомств Российской Федерации и сопредельных государств, особенно в разрезе приграничного сотрудничества. 
   В этой связи в прошлом и нынешнем годах Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков проведены необходимые мероприятия, которые направлены на совершенствование механизмов нашего взаимодействия как внутри страны, так и с нашими зарубежными партнерами. Это позволило только за один год ликвидировать более 160 контрабандных каналов поставок наркотиков. 
   Оздоровление наркоситуации невозможно без осознания обществом той угрозы, которую несет с собой наркомания. Поэтому усиление борьбы с наркопреступностью должно непременно сопровождаться проведением профилактических акций, основная цель которых — формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса, стремление искоренить это зло. 
   С принятием федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» созданы политические и административные основы для концентрации усилий федеральных органов исполнительной власти на профилактике наркомании, лечении и реабилитации больных. 
   Неотъемлемым звеном в системе противодействия наркомании и наркопреступности являются межведомственные антинаркотические комиссии, которые созданы при полномочных представителях Президента России в федеральных округах, органах исполнительной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. В настоящее время из 88 субъектов Российской Федерации такие комиссии работают в 84. Исключение — Тюменская область, где эта структура создана, но не проведено ни одного заседания. Вообще не созданы комиссии такого профиля в Чукотском, Усть-Ордынском Бурятском и Корякском автономных округах. 
   В составе тех структур, которые действуют на территории России, — руководители органов исполнительной и законодательной власти, правоохранительных структур, представители учреждений здравоохранения, образования, молодежных организаций, общественных, религиозных объединений. Работа ведется этими комиссиями достаточно активно. В прошлом году проведено 22 заседания межведомственных комиссий при полномочных представителях Президента в федеральных округах, около 300 заседаний комиссий — при органах исполнительной власти субъектов Федерации и около 4000 — на уровне органов местного самоуправления. 
   Как показывает практика, если межведомственные комиссии ведут реальную работу, то это обязательно позитивно сказывается на наркоситуации. Как полезную и последовательную можно охарактеризовать деятельность антинаркотических комиссий в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Белгородской и Самарской областях. 
   В прошлом году на территории России в рамках мероприятий антинаркотического характера было проведено около 37 тысяч акций, которые направлены на профилактику наркомании среди населения. Важным событием стало проведение в ноябре прошлого года в Петербурге под патронатом Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова Международной научно-практической конференции по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В рамках конференции рассмотрены вопросы гармонизации и унификации законодательства государств — участников СНГ в сфере незаконного оборота наркотиков, противодействия наркопреступности. 
   В целом можно констатировать, что эта работа способствовала совершенствованию государственной антинаркотической политики, формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи. 
   В то же время, безусловно, никаких оснований для того, чтобы успокаиваться и полагать, что все необходимые мероприятия организованы и задачи, которые перед нами поставлены, решены, у нас нет. Необходимо активнее вести антинаркотическую пропаганду, стремиться к совершенствованию законодательства в сфере контроля за оборотом наркотиков. 
   В этих целях в Правительство России внесен проект плана мероприятий по формированию нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотиков. Этим планом предусмотрена разработка семи проектов федеральных законов и 12 проектов постановлений Правительства. 
   Кроме того, необходимо обратить внимание на реализацию положений международных антинаркотических конвенций, так как российское законодательство в ряде случаев еще не вполне совпадает с содержанием принятых нами на себя международных обязательств. 
   Считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 1998 года, определяющий статус, систему и полномочия органов по контролю за оборотом наркотиков. Многие из этих инициатив нуждаются в предварительном рассмотрении в Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Однако в связи с проводимой административной реформой заседания этой комиссии с 2004 года не проводились. 
   Федеральной службой подготовлены и внесены в Правительство проекты документов, позволяющих возобновить деятельность этого очень важного межведомственного органа. Возобновление работы правительственной комиссии позволит эффективнее реализовывать необходимые меры по организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, активнее совершенствовать нормативные правовые акты в этой сфере, обеспечит возможность согласованного и оперативного решения наиболее важных вопросов разработки и реализации антинаркотических программ, научно-методического обеспечения антинаркотической работы и профилактики наркомании
   В заключение разрешите поблагодарить за предоставленную возможность выступить в Совете Федерации, за то внимание, которое вы оказываете противодействию злоупотреблению наркотиками и борьбе с наркопреступностью.

Председательствует заместитель Председателя
Совета Федерации А.П. ТОРШИН

Председательствующий. Спасибо большое, Виктор Васильевич. 
   Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к вопросам, хочу сделать объявление о том, что на заседании присутствуют заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Стародубов Владимир Иванович и статс-секретарь — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Ливанов Дмитрий Викторович. Поэтому можно вопросы задавать не только Виктору Васильевичу, но и им тоже. 
   Первый вопрос. Владимир Сергеевич Германенко, пожалуйста. 

Германенко В.С., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в Совете Федерации от Алтайского краевого Совета народных депутатов. 
   Уважаемый Виктор Васильевич, скажите, пожалуйста, что мешает у нас в стране принятию федерального закона, регламентирующего компетенцию, функции и порядок осуществления деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков, а возможно, и разработке и принятию национального проекта по противодействию наркомании? Это первый вопрос. 
   И второй вопрос. Территориальные органы управления вверенной Вам службы не имеют правомочий по установлению рабочих контактов с представителями приграничных правоохранительных органов сопредельных государств. Не считаете ли Вы целесообразным делегировать им такие полномочия, а также разработать порядок обмена информацией и порядок проведения совместных мероприятий с правоохранительными органами указанных стран? Особенно это касается Казахстана. Спасибо. 

Черкесов В.В. На первый из заданных вопросов могу ответить, что предложение о разработке закона об органах наркоконтроля обсуждается в течение практически всего времени существования нашего ведомства. Есть различные подходы на предмет того, должен ли это быть самостоятельный закон или можно как-то инкорпорировать положения о полномочиях нашего ведомства в иные законодательные акты. Вот на сегодня в Государственно-правовом управлении Президента, в Государственной Думе, в Правительстве России окончательного мнения нет, поэтому такая дискуссия продолжается, хотя я считаю вопрос актуальным и его решить необходимо. 
   Что касается разработки национального проекта в сфере противодействия распространению наркотиков, то я хочу напомнить, и об этом говорилось сегодня, что с прошлого года и в рамках пяти лет действует федеральная целевая программа по противодействию распространению наркомании. И как раз этот документ содержит не только бюджетные гарантии того, что деятельность в этой сфере будет обеспечена государством, а там есть и целеполагание, там есть и установки такого программного характера… Я думаю, что сегодня этот документ в известной степени является тем проектом, о котором Вы говорите. 
   О нашей деятельности в приграничных районах. С большинством государств, с которыми у России есть государственная граница и где проблема контрабанды наркотиков остается актуальной, есть межведомственные, межгосударственные и межправительственные соглашения, позволяющие нам осуществлять международное сотрудничество, и очень активно, в сфере как раз обмена оперативной информацией, в сфере проведения совместных операций по выявлению и пресечению деятельности криминальных структур. Такая база у нас есть, и она активно используется. И ряду территорий мы предоставили возможность вопросы практического свойства решать без такой большой организационной процедуры с участием федерального центра. 
   Но Вы правы, у нас есть пробелы, особенно в направлении Центральной Азии, где не все еще международные документы разработаны и подписаны. В значительной части эта проблема обоюдная и связана с подходом к этой теме наших зарубежных партнеров. Мы работу эту продолжаем и, конечно, будем вооружать свои территориальные органы вот такими юридическими возможностями для более активной работы в приграничье. 

Председательствующий. Спасибо большое. 
   Людмила Борисовна Нарусова, пожалуйста, Ваш вопрос. 

Нарусова Л.Б. Виктор Васильевич, спасибо большое за Ваш доклад и вообще за деятельность вашего ведомства. Из Вашего сообщения видно, что работа проделана очень большая. 
   Но мой вопрос связан с Республикой Тыва, которую я представляю. Вы прекрасно знаете, что это очень опасный район в том смысле, что криминализация, связанная со сбором конопли, приобретает угрожающие размеры. Другое дело, что является причиной тому. Это зона затопления Саяно-Шушенской ГЭС, которая лишила район сельскохозяйственных земель, и людям просто нечем заниматься. И этим промыслом занимаются женщины, многодетные матери только для того, чтобы прокормить детей. И они очень часто говорят о том, что если бы существовала такая структура, как когда-то, скажем, потребсоюзы, куда можно было бы сдавать, как раньше, грибы и ягоды, коноплю, потому что дикорастущая конопля и ее применение в Тыве является этнической особенностью… (Микрофон отключен.) 

Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время. 

Нарусова Л.Б. …тогда не было бы криминализации этого вида деятельности и не было бы, кстати, основы для коррупции в правоохранительных органах, которые иногда закрывают на это глаза за определенные стимулы. 
   Нужна ли в этом смысле Вам, вашему ведомству какая-то помощь со стороны законодателей? Или существующие нормы позволяют это сделать? Тем более что конопля — это ценное медицинское сырье, это и конопляное масло, это и пенька, которой со времен Киевской Руси Русь торговала, и так далее. 

Черкесов В.В. Уважаемая Людмила Борисовна, Вы затронули очень важную тему, которая присутствует при оценке ситуации с производством наркотиков не только в России, но и в других странах, где произрастают наркосодержащие растения и где социально-экономическая обстановка толкает часть населения на то, чтобы зарабатывать за счет этого запретного промысла. 
   И здесь, думаю, причины, которые сегодня формируют обстановку в Тыве и в ряде других регионов России, не столько криминального свойства, сколько имеют корни в социально-экономической инфраструктуре этих территорий и не позволяют людям сегодня иметь устойчивые заработки, занимаясь легальным и более спокойным делом, нежели, как в нашем случае, производством наркотиков. 
   В принципе конопля — действительно культура, которая на протяжении многих столетий использовалась самым разнообразным образом и для полезных целей. Я все-таки стою на позиции жесткого следования закону, и, с учетом того, что каннабис включен в списки запрещенных наркотиков в конвенциях, которые Россия подписала, и у нас в России это ограничение действует, говорить о том, что надо способствовать развитию такого рода промысла, нельзя. 
   Есть необходимость, наверное, подумать о том, насколько востребована сегодня эта культура в медицинских, промышленных целях, о которых Вы сказали. Да, пенька — это своего рода символ России в известный период нашей истории. Сегодня есть заменители естественных волокон, которые позволяют делать более крепкие канаты и веревки. Думаю, если будет план, можно об этом подумать вместе, чтобы нашлись производители, нашлись рынки для того, чтобы культивируемые растения использовались в легальном обороте. Этому можно придать разумные и законные формы и тем самым помочь разрешению этого вопроса. 
   Но главное, наверное, это то, что сейчас делается мировым сообществом в Афганистане. Очень похожая ситуация, когда афганские крестьяне живут за счет выращивания опийного мака. Надо и нам (конечно, в меньших размерах, но эта проблема возникла) помогать населению искать рабочие места, искать те возможности, которые не толкали бы их на нарушение закона. Но делать это нужно, понимая реальность и не откладывая эти меры на далекое будущее. 

Председательствующий. Юрий Никифорович Солонин, пожалуйста, Ваш вопрос. 

Солонин Ю.Н. Виктор Васильевич, возможно, проблема, которая заключена в моем вопросе, не является стратегической для вашей службы. Но вот в чем дело. 
   В высшей школе то тут, то там по собственной инициативе создаются различные антинаркотические центры, ведущие работу с молодежью ненасильственными гуманитарными методами. Но вот найти поддержку в Минобрнауки и в вашей службе в высшей степени затруднительно, они как бы попадают в пустое пространство. Зато им довольно легко найти контакты с зарубежными партнерами. 
   Скажите, пожалуйста, каков взгляд вашей службы и лично Ваш на организацию подобного рода центров и их работу? 

Черкесов В.В. Я смотрю на сегодняшнюю ситуацию и на будущее в плане появления и функционирования общественных, общественно-научных, иных негосударственных структур, которые активно занимались бы проблемами, связанными с угрозой распространения наркотиков, совершенно позитивно. И более того, я убежден, что полицейскими методами, только теми средствами, которые используются в сфере подавления преступности, решить проблему распространения наркотиков, проблему расширения масштабов наркомании невозможно. Необходимо понимать самые глубокие и иногда даже неожиданные стороны такого феноменального явления, как наркомания, наркобизнес. 
   И поэтому, если специалисты в области медицины, экономики, психологии, философии занимаются изучением природы этого очень сложного явления, это всегда очень полезно и привносит в практику борьбы с этим злом новые краски, формирует наши стратегию и тактику. У нас, я об этом не говорил, перечисляя наименования подобного рода общественных структур, на территории России сотни подобного рода групп, центров. Одни из них формализованы, другие действуют, может быть, не в таком отчетливом, формальном масштабе, но они работают, мы работаем с ними. Это очень полезная взаимосвязь. 
   И я готов, если есть проблема по каким-то конкретным структурам, не нашедшая понимания моих подчиненных и коллег, специально на это обратить внимание. И если вы мне подскажете, я, естественно, сделаю все для того, чтобы мы сошлись с этими активистами и вместе продолжили свою работу. 

Председательствующий. Спасибо большое. 
   Исса Магометович Костоев, пожалуйста, Ваш вопрос. 

Костоев И.М., член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия. 
   Уважаемый Виктор Васильевич! У меня два маленьких вопроса к Вам. Согласно статистике, которую нам представило Министерство внутренних дел, в первом квартале текущего года рост наркопреступности в стране увеличился на 29 с лишним процентов. Чем объяснить такой стремительный, удручающий рост? Это первый вопрос. 
   Второй вопрос. Согласно нашему действующему уголовно-процессуальному законодательству подследственность наркопреступлений отнесена не только к возглавляемому Вами ведомству, хотя это ведомство имеет строго построенную систему, начиная от территорий и завершая вашими следственными подразделениями, но и к МВД. Не создает ли такое распределение расследования дел возможности органам МВД для жонглирования всей уголовной статистикой и работой этих органов в стране? 

Черкесов В.В. Это очень важный вопрос, и тема, которую Вы затронули, принципиально важна. Я хотел бы от финальной части вопроса оттолкнуться и подтвердить, что в России, как, собственно, и в тех странах, у которых проблема борьбы с наркопреступностью остается многие годы актуальной, созданы и функционируют системы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Нет ни одной страны, где эта деятельность была бы монопольно возложена на одну только структуру, на одно только ведомство. Много причин тому, как я уже говорил. Это и многоаспектность самого этого явления, и известные проблемы. 
   Наркобизнес — это весьма коррупционная среда. И лучше, конечно, если в части, касающейся или проблем борьбы с контрабандой наркотиков или с уличной наркопреступностью, борьбы с ОПГ в этой сфере, будут заниматься разные ведомства, которые и ведут работу по борьбе с преступностью, и одновременно не теряют на этом поле понимания того, что делает и другая организация. 
   Я уверен, что на сегодня у нас нет никаких оснований подозревать друг друга (если говорить об органах внутренних дел) в жонглировании статистикой. Более того, очень важным индикатором активности борьбы с наркопреступностью является объем изъятия наркотиков, как вы знаете. И вот начиная с 2003 года мы принимаем меры к внедрению в России международного стандарта по учету изъятых наркотиков. Мы это делаем поэпизодно с обстоятельствами, не позволяющими различным ведомствам, с которыми мы совместно работаем, зачислять в свою копилку то, что делается вместе, а потом все это соединять и получать ошеломляющие результаты. Сейчас есть приемы, которые позволяют контролировать систему формирования статистики. 
   Что касается роста на 29 процентов в первом квартале этого года числа наркопреступлений, выявленных в России, то это явление не связано с всплеском наркопреступности. 
   Я Вам, как уважаемому профессионалу, хочу еще раз напомнить, что сбыт наркотиков является преступлением глубоко латентным и большая часть эпизодов сбыта наркотиков, к сожалению, находится вне поля зрения правоохранительных органов. И только активность сегодняшней правоохранительной системы России — службы наркоконтроля, МВД, направленная на борьбу со сбытом наркотиков… Вы, наверное, заметили динамику. Мы с 30 процентов, которые три-четыре года назад в общей статистике занимала категория преступлений, связанных со сбытом наркотиков, перешли к двум третям от всего состава наркопреступлений. То есть мы активнее занимаемся выявлением, пресечением сбыта наркотиков. Это и формирует более высокие показатели по России. 
   Я думаю, что это говорит о проявлении и подтверждении активности системы, а не о том, что наш противник в сфере наркобизнеса сегодня действует более агрессивно. 

Председательствующий. Спасибо большое. 
   Уважаемые коллеги, шумно в зале. Давайте сядем на свои места и продолжим работу. 
   Валерий Васильевич Сударенков, пожалуйста, Ваш вопрос. 

Сударенков В.В., член Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области. 
   Уважаемый Виктор Васильевич! Не секрет, что сформировались локальные группы и устойчивые территории, малые территории, где население занимается оборотом наркотиков. Таких мини-территорий много. 
   Что предполагается сделать в части профилактических мер к таким местам и группам? Я адресую вопрос к Вам, как к представителю службы по контролю за оборотом наркотиков. Спасибо. 

Черкесов В.В. Вы знаете, когда мы все-таки говорим о структурах, вовлеченных в этот криминальный бизнес, в этот промысел, мы, конечно, учитываем и географию размещения подобного рода преступных формирований, мы рассматриваем, конечно, и наркоситуацию на территориях, где они функционируют, и понимаем, что чем там наркоситуация тяжелее, то есть рынок сбыта, наркотизация населения этого региона глубже, тем активнее и острее действуют преступные формирования. 
   Поэтому самая напряженная обстановка в этом смысле на территориях, которые находятся на трафиках, если на западе страны, то синтетических наркотиков, если из Центральной Азии, из Афганистана, то опиатов, или наркотиков опийной группы. 
   Если говорить о мерах профилактического характера (может быть, Вы подразумеваете действия неадминистративные и несиловые), то я уже упоминал о том, как работают антинаркотические комиссии в субъектах Федерации. И надо отметить, что есть совпадения, когда и обстановка самая сложная, предположим, в Самарской области, в Ханты-Мансийском автономном округе, и именно в этих округах органы региональной власти, муниципальные органы активнее, изобретательнее, с большими затратами из региональных и местных бюджетов занимаются проблемой профилактики наркомании. 
   То есть у нас есть сегодня совершенно четкое понимание того, что это задача не только федерального характера или, тем более, ведомственного, профильного. 

Председательствующий. Александр Борисович Тер-Аванесов, пожалуйста, Ваш вопрос. 

Тер-Аванесов А.Б., член Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Костромской области. 
   Уважаемый Виктор Васильевич, недавно у нас выступал министр образования, и мы обсуждали с ним проект стратегии молодежной политики на ближайшие десять лет. У меня такой вопрос. Ваше ведомство принимало участие в разработке этого проекта? Если да, то что конкретно вы предложили? Буквально в двух словах. 

Черкесов В.В. Вы знаете, все проекты, которые в ведомствах Российской Федерации разрабатываются на стыке проблем образования, медицины, правоохранительной деятельности и так или иначе выходят на проблему борьбы с наркотиками, согласовываются и, более того, разрабатываются с нашим участием. 
   Конечно, не всегда в конечных редакциях появляется полный набор тех принципов и предложений, которые исходят от нас. Но таких случаев, чтобы нас избегали в подобного рода работе, нет. 

Председательствующий. Спасибо большое. 
   Максим Геннадьевич Кавджарадзе, пожалуйста. 

Кавджарадзе М.Г., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в Совете Федерации от Липецкого областного Совета депутатов. 
   Во-первых, большая признательность Вам за то, что такой груз на себе несете. И воспитание молодого поколения, конечно, очень во многом зависит от того, как ваша служба будет помогать Министерству образования и науки. Но у меня вопрос следующий. Считаете ли Вы наркоугрозу России террористической угрозой и как Вы относитесь к нанесению превентивных ударов по странам, которые, как Вы уже обозначили в своем докладе, поставляют в Российскую Федерацию конкретно наркотики опийной группы, героин? 

Черкесов В.В. Я готов поставить ее в один ряд с угрозой международного терроризма. Это угроза, которую мы не просто испытываем, мы уже переживаем последствия деятельности наркосистемы. Поэтому то, что несет с собой наркомафия, это не только криминализация жизни общества, на которую ею оказывается воздействие. Это огромные потери, тысячи человеческих жизней, десятки тысяч. А мы говорим сегодня о том, что, к сожалению, наркотики в России употребляют миллионы людей, и это в основном молодежь. И мы знаем, что в России, Вы справедливо отметили, героиновый рынок. И структура потребления такова, что большая часть российских наркоманов — это те, кто употребляет героин, а значит, они обречены. Мы можем говорить, к сожалению, о том, что сегодня рядом с нами живет огромное количество молодых людей, обреченных на то, что они до конца реализации федеральной целевой программы не доживут. 
   И эта угроза реальна. Она забирает жизни, она извлекает из российской экономики огромные финансовые ресурсы, потому что грязные деньги, те миллиарды, о которых я говорил, то, что идет на воспроизводство преступности. Это то, что идет на коррупционные цели, то, что разлагает общество и укрепляет позиции, с одной стороны, оргпреступности, а с другой стороны, содействующих ей чиновников. 
   Что касается мер, которые могли бы быть использованы при подавлении наркоугрозы, я уже говорил о нашей работе по созданию антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана. Россия проводит ее последовательно и активно на протяжении последних двух-трех лет. Мы не имеем государственной границы с этой страной, но именно Россия сегодня один из активнейших игроков в этом серьезном и сложном процессе консолидации сил мирового сообщества по «окольцовыванию» Афганистана для того, чтобы локализовать наркотрафики, идущие из этой страны. 
   Если говорить об иных мерах, о том, что Вами называлось, то надо подумать и о реальной обстановке в Афганистане. Есть основания предъявить очень серьезные обвинения и афганскому правительству и говорить о том, что неадекватны меры, принимаемые теми воинскими и специальными контингентами стран, которые контролируют обстановку в Афганистане. Но сегодня огромная часть афганского населения кормится производством опия, и они обречены на это, потому что другого способа жить у миллионов афганских крестьян нет. Миллиарды зарабатывает наркомафия, копейки (или в афганской валюте иные денежные единицы) зарабатывают они. 
   Представить себе сегодня действия, которые нанесли бы вот такой большой урон населению Афганистана… Надо об этом думать, понимая, какими будут последствия или что произойдет с афганским населением. Не вернется ли в Афганистан гражданская война, не выйдут ли эти конфликты за границу Афганистана в сопредельные государства? То есть нужно понимать, с одной стороны, и какой огромный ущерб мировое сообщество несет от этого очага производства наркотиков, а с другой — думать о том, чем обернется непродуманная форма воздействия на Афганистан. 

Председательствующий. Спасибо. 
   Последний вопрос задает Скарга Дмитрий Юрьевич. Последний вопрос и короткий ответ, у нас режим. 

Скарга Д.Ю. Виктор Васильевич, потребление синтетических наркотиков в основном происходит в молодежной среде, и проблема носит еще и психологический оттенок, как тяга к чему-то запретному. 
   Не рассматривался ли вопрос о возможности замены интереса к синтетическим наркотикам интересом к специально созданным «пустышкам», обозначив их группой продуктов тайного спроса? 

Черкесов В.В. Вы знаете, как пилотные можно рассматривать любые проекты, которые могли бы отвлечь потребителей от употребления наркотиков и переключить их на то, что имитировало бы их или было бы вообще абсолютно безобидным. Но такого рода инициативу мы специально не рассматривали. Если есть какие-то предложения подобного рода, разработанные и имеющие под собой какую-то логическую или научную основу, мы об этом готовы поговорить. 

Председательствующий. Большое спасибо, Виктор Васильевич. 
   Уважаемые коллеги, я хочу от вашего имени поблагодарить Виктора Васильевича за доклад, за ответы на вопросы, пожелать ему успехов в очень нужной для нашей страны работе. Спасибо. 

Черкесов В.В. Спасибо.