Политическое Обращение участников семинара к председателю Государственного антинаркотического комитета РФ — В.П. Иванову

16.04.2022


Политическое Обращение участников семинара
«Приоритет профилактики наркомании
перед ее лечением и предупреждения наркопреступности
перед ее пресечением- два основных критерия эффективности
антинаркотической политики в субъектах и городах Российской Федерации»
к председателю Государственного антинаркотического комитета РФ — В.П. Иванову

24 октября 2008 г.
Санкт-Петербургский
Государственный Университет

Уважаемый Виктор Петрович!

    На всероссийском совещании врачей наркологов 18 сентября 2008 года, говоря о необходимости «…начинать формулировать и формировать новую антинаркотическую политику», Вы определили, что в ее основе«…безусловно, должна лежать профилактика наркомании и наркопреступности»
    Однако мы считаем, что в обществе, строящем «рыночную» экономику, сделать это невероятно трудно, но возможно общими усилиями государства и общества. По мнению декана юридического факультета БелГУ профессораЕ.Е. Тонкова, объединение усилий должно сопровождаться внедрением новых, перспективных идей по преодолению наркотизации общества и проводиться с позиций теории конфликта, потому что «…наркопреступность представляет собой лишь одну из сторон социального конфликта, в разрешении которого определяющую роль играет соответствующая политика»
    Мы уверены, что любая, в том числе и общегосударственная проблема, должна в первую очередь решаться «на земле». Направленные председателю Государственного антинаркотического комитета РФ (далее — Комитет)Черкесову В.В. «Обращения» двух наших предыдущих семинаров по темам: «Создан Государственный антинаркотический комитет. Станет ли антинаркотическая деятельность органов власти эффективнее (рост количества наркоманов в длительной ремиссии и сокращение наркопреступности в городах и субъектах федерации)?» от 8 февраля 2008 года и «Наркоконфликт и религия. Как усилить сторону «против наркотиков» и ослабить сторону «за наркотики»?» от 28 марта 2008 года, к сожалению, остались без ответа. Поскольку основные недостатки и накопившиеся проблемы в сфере государственного антинаркотического управления в них уже сформулированы, участники семинара обращаются к Вам с конкретными ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, выполнение которых обеспечит реальный приоритет профилактики наркомании перед ее лечением, приоритет предупреждения наркопреступности перед борьбой с ней субъектов Российской Федерации и муниципалитетов:

  1. Выполнить пункт 1 ФЦП РФ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2005-2009 ГОДЫ» таким образом, чтобы в качестве Концепции государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности был действительно принят политический документ, обогащающий Россию успешной стратегией в формировании эффективной антинаркотической политики. 
  2. Признать, что в конфликте государства и наркорынка политика Министерства образования и науки РФ, основанная на Концепции предупреждения злоупотребления ПАВ в образовательной среде (2000 год) не соответствует характеру и степени общественной опасности современной наркоугрозы. Создать в Комитете рабочую группу по ее изменению таким образом, чтобы руководители образовательных учреждений отвечали за раннее выявление наркопотребителей среди обучающихся и реально стремились сделать все возможное для того, чтобы не допустить формирования у них наркозависимости. 
  3. Определить в качестве основного показателя эффективности работы антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации СНИЖЕНИЯ СПРОСА на наркотические средства, алкоголь и табак, например среди возрастной группы от 10 лет до 21 года. Этот показатель является комплексным и должен быть рассчитан на основе нескольких составляющих: 
  4. Определить в качестве основных критериев оценки работы Антинаркотических комиссий субъектов федерации РФ в области вторичной профилактики наркомании (недопущение формирования наркомании у лиц допускающих эпизодическое потребление наркотиков):
    • количество реализованного алкоголя (или табачных изделий) на душу населения;
    • число лиц, состоящих на учете по медицинским показаниям в наркологии;
    • коэффициент латентности алкоголизма (вычисляемый на соотношении числа лиц, состоящих на учете к числу лиц, признающих проблемы по итогам социологических опросов;
    • коэффициент соотношения групп доступных прямому воздействию антинаркотического воспитания (учащейся в различных типах образовательной системы) и «свободных» групп, попадающих только под косвенное воздействие массовых социально ориентированных информационных акций (лица работающие, неработающие, не учащиеся и т.п. асоциальные элементы);
    • иное, указанное специалистами;

    Привести в соответствие с этим критерием планирование (региональные программы!) и финансирование антинаркотической работы в регионах. 

  5. Определить в качестве основных критериев оценки работы Антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации в области вторичной профилактики наркомании (недопущение формирования наркомании у лиц допускающих эпизодическое потребление наркотиков):
    • количество несовершеннолетних наркопотребителей, выявленных на ранней стадии, то есть до формирования наркозависимости;
    • количество несовершеннолетних, прекративших незаконное потребление наркотиков в результате профилактической работы
  6. Признать, что в конфликте государства и наркорынка политика Министерства социального развития и здравоохранения РФ, допустившая коммерциализацию государственной наркологической службы и изоляцию ее от правоохранительных органов и учреждений образования, не способствует эффективному их взаимодействию и не соответствует характеру и степени современной наркоугрозы. Необходимо изменить социально-политический статус наркологии, включив ее в состав психиатрии, сформировать новую координационно-системную социальную службу ? «раннего выявления и патроната», работающую совместно с учреждениями образования, правоохранительными органами и негосударственными реабилитационными центрами. 
  7. Определить в качестве основного критерия оценки работы Антинаркотических комиссий в субъектах РФ в области третичной профилактики наркомании (предупреждение срывов наркозависимых находящихся в устойчивой ремиссии) — количество наркозависимых, не потребляющих наркотики более одного года
  8. Признать, что в конфликте государства и наркорынка политика Министерства внутренних дел РФ, уделяющая недостаточно внимания административному предупреждению наркопреступности, не соответствует характеру и степени общественной опасности современной наркоугрозы. Необходимо обобщить опыт административного предупреждения наркопреступности в субъектах федерации и распространить информацию о регионах, обладающих положительным опытом (Белгородская область, Республика Татарстан и другие). 
  9. Определить в качестве основных критериев оценки работы Антинаркотических комиссий в субъектах РФ в области административного предупреждения наркопреступности количество пресеченных административных правонарушений по наркотикам (ст. 6.8; 6.9; часть 2 ст. 20.20; 20.22 КоАП РФ), выделяя отдельной позицией долю рассмотренных дел мировыми судьями с решением о назначении административного ареста. Превышение количества уголовных дел по наркопреступлениям над количеством административных протоколов, составленных за совершение правонарушений в сфере административно-наказуемого незаконного оборота наркотиков считать серьезными упущениями в профилактике наркопреступности в регионе. 
  10. В качестве оценки эффективности работы Антинаркотических комиссий в субъектах РФ рассматривать показатель: количество реализуемых фронтальных профилактических программ работы в социально-возрастных слоях населения региона. В этом случае следует определить:
    • характеристику выделяемых социально-возрастных слоев (их количество и численность в регионах);
    • критерий признания программы «фронтальной» (охват, системность);

    В дальнейшем такой подход даст возможность реально сравнивать организацию этой работы со стороны АНК — можно отследить в каком регионе охвачены все слои населения, а в каком регионе все также как 15 лет назад. 

  11. В 2009 году антинаркотическим комиссиям субъектов РФ, совместно с отделами МВП территориальных Управлений ФСКН на постоянной основе организовать обучение технологиям проектного управления (постоянно действующий семинар) сотрудников, отвечающих за координацию антинаркотической работы в муниципальных образованьях и представителей общественности. Практическим результатом этой формы объединения государственной власти и общественности должна стать разработка собственных эффективных проектов направленных на сокращение количества наркоманов, уменьшение наркопреступности и внедрение этих проектов за счет административной и финансовой поддержки региональной власти.

Участники научно-практического семинара просят опубликовать данное обращение с официальными комментариями руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета в очередном номере всероссийского журнала «Наркоконтроль».