Методы противодействия наркотической контркультуре

26.08.2021

Константин Игоревич Ксынкин, Методы противодействия наркотической контркультуре

Константин Игоревич Ксынкин 
заместителя Директора, 
руководитель департамента сетевого анализа 
и комплексного рекламного обслуживания 
рекламного предприятия полного профиля «Неонбалтик»

Методы противодействия наркотической контркультуре

    Если у кого-то и могут возникнуть сомнения в том — влияет ли наркотическая контркультура на наркобезопасность общества, то только не у маркетологов и не у рекламистов. Дело в том, что именно эти специалисты пытаются реализовать заветную мечту любого продавца — превратить товар в атрибут повседневной жизни потребителя. Практически все ведущие мировые бренды, начиная от продавцов косметики и заканчивая производителями тяжелой грузовой техники, пытаются внедрить в общество, соответствующими образом запрограммированные, модели поведения. И это понятно, если ежедневно потребитель будет приобретать товар одного и того-же производителя, то такой производитель будет, как говорится, «жить долго и счастливо». За примерами далеко ходить не надо, Coca-Cola, Mac-Donald’s, Pepsi и др., стремятся превратить свой товар в духовную и материальную ценность, и не важно, что товары вредны для здоровья, а модель поведения — девиантная, главное — заставить потреблять. Когда модель поведения становится нормой и отражает «совокупность материальных и духовных ценностей, составляющих духовно-общественное бытие социума» можно говорить о «формировании соответствующей культуры». Существуют даже специально разработанные стиле — жизне — образующие комплексные программы, заточенные на потребление,- например «Фабрика звезд», «Дом-2» и т.п., правда в этом случае, главным товаром для продавца становится рейтинг телепередачи. 
    Формирование наркотической контркультуры, превращающий наркотик в духовную и материальную ценность, неизбежно приводит к увеличению незаконного оборота наркотиков, повышает риски заболевания наркоманией, и, соответственно, представляет угрозу наркобезопасности общества. Для того чтобы ей противостоять, необходимо хотя бы в общих чертах понимать, в результате чего наркотическая контркультура формируется. 
    Для продуктивного анализа, целесообразно выделять и рассмотреть два способа формирования наркотической контркультуры — «самовоспроизодство» и «принудительный способ».

    С точки зрения самовоспроизводства, наркотическую контркультуру, можно рассматривать как молодежную субкультуру, со всеми характерными для современных Российских молодежных субкультур, основными атрибутами —

  1. связь с субкультурами криминала;
  2. влияние западной молодежной моды,
  3. феномен романтической компенсации повседневной рутины,
  4. стремление к смене установок (своих и общества).

    С точки зрения мотиваций, формирование молодежных субкультур является следствием аномалии естественного развития психологии поведения человека, в соответствии с векторами его основных потребностей. Поскольку возникновение субкультур крайне редко подвергается мотивационному анализу, есть смысл уделить этой теме несколько минут.

      С мотивационной точки зрения, субкультура, как и любая культура, возникает под воздействием следующих векторов 

естественных потребностей человека:

  • самовыражение;
  • уверенность в будущем;
  • свобода.

Вектора:

  • здоровье;
  • любовь;
  • закон и порядок;
  • семья; 
    в различной степени задают направления субкультур.

    Принято считать, что вектор — деньги не оказывает формирующего влияния на субкультуру и сказывается только на интенсивности ее выражения (т.е. выражается человеком настолько, насколько позволяют его доходы). 
    Таким образом, субкультура базируется на неодолимой потребности, ее носителя, к самовыражению конкретным видом деятельности и стремлением беспрепятственно заниматься этой деятельностью в обозримом будущем, построенной на условно доказательной вере в то, что эта деятельность является проявлением его личной свободы. Следует отметить, что, поскольку, свобода невозможна без соответствующей легализации, большинство субкультур использует собственную философию социальной справедливости и собственную ее модель, далеко не всегда совпадающую с общепринятой моралью и действующим законодательством. 
    Модель социума, в котором существует субкультура, как правило, пирамидальная — «лидер — соратники лидера — ведомые». Очевидно, что субкультура возникает в условиях, когда для определенной части социума, в силу различных причин (образовательных, воспитательных, экономических, социальных и т.п.) недоступны или «неинтересны» общепринятые формы самореализации. 
    Говоря проще и образнее, можно сказать, что субкультура — является своеобразной, зачастую негативной, мутацией в развитии общей социальной культуры. Как всякая мутация — субкультура, в итоге, не всегда влечет за собой ущерб социуму, что, вообще говоря, создает значительные сложности в оценке ее социальных последствий. Так, например, увлечение электронной музыкой в 60-х годах прошлого столетия изначально являлось субкультурой, но привело к созданию целого направления в современной музыке. Практически вся история развития моды, представляет собой череду отрицания и последующей канонизации различных субкультур; под этим же углом можно рассматривать, различные течения в философии и в религиозных учениях. 
    Если проанализировать историю развития современной культуры, то можно заметить, что в ее основу легли и продолжают развиваться, только те виды субкультур, которые, так или иначе, способствуют развитию и выживанию социума. И это понятно, поскольку здесь мы имеем дело с самым настоящим Дарвинским естественным отбором — социум, ведомый деструктивной культурой, в лучшем случае ее меняет, в худшем — вымирает. История знает массу тому примеров — от человеческих жертвоприношений и отрицания необходимости в гигиене (Европа до XVII века), до формирования обществ «весьма терпимых» взглядов вследствие потери генофонда в продолжительных войнах (Италия, Испания, Великобритания, Германия, Россия). Наркотическая контркультура — из числа деструктивных, а поэтому и существует необходимость ей противостоять. 
    К сожалению наркотическая контркультура имеет постоянный источник для самовоспроизводства, поскольку имеет своего постоянного носителя. Мы уже говорили, правда по другому поводу, что около 2% людей рождается с врожденной склонностью к зависимости от психотропных веществ. А это означает, что наркоманы будут еще достаточно долго, возможно до того момента, когда это уродство не научатся исправлять на генетическом уровне. 
    Раз есть носитель, значит, будет постоянно воспроизводиться субкультура, а при определенной настойчивости носителя, будут продолжаться попытки «нормализации» субкультуры, и. соответственно, в зависимости от активности и доступа к каналам информации, субкультурный социум будет обрастать «соратниками лидера» и «ведомыми». Почему я заостряю внимание на этом факте? Потому что, крайне важно понимать — наркоманы и наркомания еще долго будут сопутствовать человечеству, как и больные церебральным параличом, или болезнью Дауна, но опасность заболеть наркоманией здоровому человеку, члену семьи, или родственнику — заставляет социум постоянно, повторяю,постоянно противостоять соответствующим моделям поведения
    К естественным формам самовоспроизводства, относится проникновение наркотической контркультуры в различные области классической культуры, такие, например, как театр, живопись, кинематограф и т.п. как отражение реалий повседневной жизни наркоманов. Поскольку данная область культуры отражает события реального мира, то естественно освещаются и различные формы наркопотребления. Этот факт, с точки зрения конфликта базовых принципов, должен всегда учитываться работниками учреждений культуры, — предоставляя свое поле деятельности чуждой культуре, они должны осознавать свою ответственность за последствия такого шага. Напомню, что под сурдинку — «это наша жизнь», звучат многие «песни» наркопропагандистов. 
    Помимо самовоспроизводства, наркотическая контркультура насаждается «принудительно». К принудительным методам относятся целенаправленные действиями наркопродавцов по пропаганде своего товара. Формы насаждения хорошо известны из практики сотрудников МВД это — «Хвастовство и зависть», «Дружеская шутка», «Дружеский шантаж», «В угаре пьяном…», «Амурный шантаж», «Затейница Елена», «НЭПовский метод», «Веселая конфетка», «Наркомафиозный шантаж», «Восточная торговля», «Посадить на иглу», «Японская вербовка», «Сердобольный друг», «Живой товар» и др. сегодня мы о них подробно говорить не будем. Не следует сбрасывать со счетов насаждение наркотической контркультуры — как средство «холодной войны» со стороны отдельных государств. Эта деятельность наиболее опасна, поскольку опирается на опыт и знания специалистов в области государственной политики, пропаганды, пиара и разведки. Геноцид населения других стран, напрямую прописан в политических документах, например такой страны, как США, имеется в виду широко известный «ПЛАН NSSM-2ОО» или МЕМОРАНДУМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США, который был составлен еще в 1974 году. Он предусматривает, между прочим, приоритет на уменьшение населения стран, являющихся сырьевыми придатками. Политика США в Афганистане, полностью соответствует принятому курсу — производство наркотиков в этой стране, после прихода сюда американцев, достигло небывалых высот и стало главной отраслью экономики. А куда попадают наркотики из Афганистана — объяснять не нужно. 
    Таким образом, даже простое перечисление факторов влияющих на возникновение наркотической контркультуры демонстрирует нам, что здесь задействованы реально существующие и очень заинтересованные в конечном результате своей деятельности силы.

Каковы же возможные пути противодействия наркотической контркультуре?

    Безусловно, прежде всего, это успешная деятельность существующих институтов культуры (включая физическую культуру и спорт), а так же органов народного образования и досуга. Их деятельность решительным образом влияет на число «соратников лидера» и «ведомых», т.е. лиц, не имеющих внутренних причин к насаждению наркотической контркультуры (физиологической, материальной, политической и т.п.). В полной мере, это относится к СМИ и массовым каналам распространения информации МКРИ. 
    Деятельность учреждений культуры должна, в этом смысле, направляться соответствующей государственной политикой, быть выразительной и осмысленной. К сожалению, как принято говорить, «культура здесь недорабатывает». Парадоксально, но сотрудники учреждений культуры, проводники культуры, люди с соответствующим образованием и эрудицией, которые, казалось бы, прежде всего, должны ратовать за развитие и защиту культуры, сами проявляют удивительную лояльность и равнодушие к ее извращению. Взять хотя бы отношение к ненормативной лексике. Педагоги, психологи, религиозные деятели и даже администраторы популярных сайтов интернета ведут борьбу с матерщиной и сквернословием, справедливо полагая, что все это способствует формированию девиантного поведения. На эту тему написано и сказано много и достаточно, тем не менее, в учреждениях культуры ненормативную лексику можно запросто услышать со сцены или экрана. Взять хотя бы наш театр им. Андрея Миронова, будучи на спектакле «Гупешка» наблюдал, как один из актеров, играя достаточно плохо, видимо решив компенсировать отсутствие таланта, начал старательно материться, чем весьма эпатировал публику. Зрители потребовали прекратить безобразие и, в конце концов, вернули актера в рамки приличия, но вот вопрос, кто избавит нас от этой грязи? Ведь подобное возможно, только если директор театра полагает, что матерщина является его духовной ценностью, а заодно и Андрея Миронова, имя которого этому театру кто-то присвоил. Хочется понять позицию Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга, возможно, по мнению членов комитета, противодействие пропаганде девиантного поведения, борьба за чистоту языка, за мораль и духовное здоровье общества является исключительно делом общественности и правоохранительных органов? В этой связи, хочется напомнить, что сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия, возрождение и развитие культурных традиций; разработка и реализация проектов и целевых программ развития культуры является основными направлениями деятельности Комитета. Со своей стороны могу сказать вполне определенно, пока комитет по культуре не займет четкой и активной позиции, оформив ее в виде правового документа, мы так и будем смотреть порнографические программы под видом молодежных передач, вручать литературные премии за книги пропагандирующие наркотики и наслаждаться матом в учреждениях культуры. 
    Вместе с тем, как уже говорилось, наркотической контркультуре противостоят не только учреждения культуры. Ниже приводится схема, в которой отражены основные участники конфликта:

Член наркокультурного социума Специалист
1. Лидер группы (наркозависимый) Врач — нарколог, сотрудник правоохранительных органов
2. Соратник лидера/ведомый (наркозависимый в явной, или скрытой форме) Врач — нарколог, сотрудник правоохранительных органов
3. Соратник лидера/ведомый (ненаркозависимый) педагог, работник учреждения культуры, работник учреждения физической культуры и спорта, врач — нарколог, работник учреждения здравоохранения, сотрудник правоохранительных органов.

    Задачи, решаемые специалистами в наркоконфликте с точки зрения противодействия наркотической контркультуре:

Специалист Решаемая задача и способы
1. Врач нарколог Уменьшение количества зависимых носителей наркокультуры:
— устранение наркотической зависимости медицинскими методами;
— профилактика наркомании;
2. Сотрудник правоохранительных органов Уменьшение количества зависимых и независимых носителей наркокультуры:
— препятствование незаконному наркопотреблению,
— препятствование принудительному вовлечению в наркопотребление ненаркозависимых людей,
— препятствование незаконному обороту наркотиков.
— разъяснение степени гражданских свобод обусловленных законодательством.
— профилактика правонарушений.
3. Педагог Уменьшение числа ненаркозависимых соратников лидера и ведомых:
— просветительская деятельность, направленная на создание условий способствующих осознанному и неосознанному отказу от первой пробы.
— профилактика девиантного поведения.
4. Работник учреждения культуры, физической культуры и спорта Уменьшение числа ненаркозависимых соратников лидера и ведомых:
— предоставление возможностей для самореализации в рамках классической культуры.
— просветительская деятельность, направленной на популяризацию ценностей классической культуры.
— профилактика девиантного поведения;
5. Работник учреждения здравоохранения Уменьшение числа ненаркозависимых соратников лидера и ведомых путем практической и просветительской деятельности доказывающей ценность здоровья;
— профилактика наркопотребления.

    Приведу пример, каким образом могут быть воплощены усилия специалистов по противодействию наркотической контркультуре.

Рекламная кампания в СМИ (муниципальная газета).

       

Основные задачи:

  • ликвидация наркотического социума;
  • мобилизация усилий противоборствующей стороны;
  • снижение давления наркосреды; 

    Целевая аудитория:

  • пенсионеры;
  • родители членов наркотического социума;
  • родственники членов наркотического социума; 

    Рубрики:

  • «за трезвый образ жизни»
  • «новости культурной жизни»
  • «новости спортивной жизни»

Тематика статей и поднимаемые вопросы:

Автор Тематика и поднимаемые вопросы
1. Редакция Анонс открытия рубрики — «за трезвый образ жизни». Не акцентируя внимание на наркомании, до сведения читателя доводится информация о том, что редакция открывает рубрику, что-то вроде полезных советов, о том как избавиться от вредных привычек и уберечь от них детей.
2. Врач- нарколог Об опасности наркомании, симптомах этой болезни, о группах риска, генетической предрасположенности, как выявить наркозависимость на бытовом уровне, о «социальной активности наркоманов», о невозможности самолечения. Практические советы о том, что делать, если член семьи наркоман. О преимуществах лечения, телефоны доверия, телефон наркодиспансера и т.д.
3. Педагог О роли «хорошей» компании для детей и подростков, как определить в какой компании «вращается» подросток, об опасности девиантного поведения, о признаках девиантного поведения, о факторах, влияющих на формирование девиантного поведения, о методах профилактики девиантного поведения. Практические советы как поступать, если у членов семьи наблюдается девиантное поведение. О возможностях муниципального отдела народного образования в области образования и культурного развития. Адреса и телефоны соответствующих учреждений
4. Сотрудник МВД О наркомании как причине преступлений, о «социальной активности» наркоманов, об опасности вовлечения членов семьи в деятельность по незаконному обороту наркотиков, признаки вовлечения членов семьи в незаконный оборот наркотиков, об антинаркотическом законодательстве, советы по его применению в случае выявления фактов наркопреступлений. Телефоны доверия, телефоны отдела внутренних дел.
5. Редакция Об антинаркотической политике муниципального образования, обращение главы, заместителя главы администрации к руководителям причастных учреждений, постановка ближайших задач, этапов и сроков их реализации
6. Директор дома культуры О важности культурного развития, о преимуществах культурного образования, как средства для полноценной духовной жизни и самореализации. О роли культуры в профилактике девиантного поведения. О субкультурах, о признаках вовлечения членов семей в субкультуру, практические советы по возврату к классическим культурным ценностям. О профилактике девиантного поведения. О возможностях муниципальных учреждений культуры. Адреса, телефоны, графики работы.
7. Главный врач муниципального отдела здравоохранения О ценности здорового образа жизни, о необходимости оберегать жизнь свою и своих близких. О вредных привычках и злоупотреблениях. Практические советы о том как определить наличие вредных привычек и злоупотреблений у членов семьи и родственников. Практические советы, как избавить от вредных привычек и злоупотреблений, как определить стадии, в которых помощь могут оказать только специалисты — медики. Список муниципальных учреждений здравоохранения, адреса, телефоны, графики работы.
8. Руководитель муниципального отдела по физической культуре си спорту О ценности здорового образа жизни, о развивающих свойствах игровых и индивидуальных, боевых, экстремальных видах спорта, о практической ценности занятий физкультурой и спортом для семьи. О необходимости нравственного воспитания спортсменов. Об опасности вовлечения в нелегальную спортивную секцию, практические советы — как определить эффект от занятий спортом члена семьи. Список муниципальных учреждений физической культуры и спорта, адреса, телефоны, графики работы.
9. Сотрудник УФСКН О результатах борьбы с наркопреступностью за календарный период. О важности участия в этой работе общественности (принуждение к соблюдению закона), о преступной роли наркоманов и наркодилеров в незаконном обороте наркотиков, о причинах их деятельности и невозможности компромиссов, о неотвратимости наказания, оперативные действия средствами СМИ. Практические рекомендации как поступать в случае выявления фактов наркопреступлений. Телефон доверия.
10. Представитель церкви Об отношений церкви к социальным язвам общества. О многовековом опыте церкви в борьбе с пьянством, табакокурением, наркоманией. Практические советы верующим как избежать соблазнов и помочь нуждающимся избавиться от них. Информация о возможностях церкви по духовному воспитанию.
11. Руководитель молодежной антинаркотической организации Об антинаркотической направленности молодежи. О целях и задачах организации. О роли «хорошей» компании для молодежи. О том, как может выглядеть модель поведения счастливого молодого человека. Практические советы для решения проблемы — «отцы и дети». Информация о возможностях организации. Адрес, телефон.
12. Руководитель студии кабельного телевидения О позитивных и деструктивных свойствах современного кинематографа и телевидения. Классификация современных фильмов — задачи жанров. Критерии оценки культурологических качеств фильмов. Советы по организации «кинематографического пространства» для детей, молодежи и взрослых. О научно-популярных программах. Список и тематика телевизионных каналов.
13. Руководитель сети интернет О позитивных и деструктивных свойствах интернета. Культура интренет — общения. Опасности и ловушки интернета, практические советы как избежать и уберечь родных и близких.
14. Ведущий рубрики «новости культурной жизни» Разрабатывает для ведущего рубрики «за трезвый образ жизни» свой план «антинаркотических публикаций» под основной доминирующей идеей, например «культурный человек — это модно», в который включает информацию: о целях и итогах конкурсов перекликающихся с тематикой трезвого образа жизни; о принципах, способах и результатах борьбы за чистоту культуры, об интересных направлениях в молодежной культуре, о фактах самовоспроизводства культуры. Предусматривает места и тематику социальной рекламы
15. Ведущий рубрики «новости спортивной жизни» Разрабатывает для ведущего рубрики «за трезвый образ жизни» свой план «антинаркотических публикаций» под основной доминирующей идеей, например «здоровье — это красиво», в который включает информацию: о целях и итогах мероприятий перекликающихся с тематикой трезвого образа жизни; о способах и результатах привлечения населения к занятиям физкультурой, об интересных направлениях и формах занятий физической культурой, о фактах самовоспроизводства физической культуры. Предусматривает места и тематику социальной рекламы

Понятно, что предлагаемый план является схемой и не учитывает позицию газеты, обусловленную особенностями аудитории и маркетинговой ситуации в которых она издается. Тем не менее, сотрудники редакции всегда могут увязать тематику публикации с существующими специфическими особенностями издания