КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Настоящая Концепция разработана специалистами Агентства Республики Татарстан по массовым коммуникациям "Татмедиа" и Информационного Агентства "Татар-информ". При подготовке проекта учтены предложения членов рабочей группы. Казань 2005 г.

ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

    Концепция информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы разработана в соответствии с Республиканской комплексной Программой профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы. 
    Проблема наркотизации населения остается одной из самых злободневных для общества и государства. В 2004 году по сравнению с предыдущим годом возросло в 2,2 раза количество смертей после употребления наркотических веществ (в 2002 г. 151 случай, в 2003 г. - 216, в 2004 г. - 469). 
    По состоянию на 01.10.2005 года из 7872 больных наркоманией 67 % - это молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. 
    В республике проводится планомерная комплексная антинаркотическая работа, в результате которой был накоплен технологический и методический опыт ее ведения по основным направлениям и достигнуты определенные позитивные результаты. 
    За последние четыре года в республике удалось стабилизировать темпы прироста контингента больных наркоманией. По данным Министерства здравоохранения РТ этот показатель составил в 2001 г. - 32%, в 2002 г. - 2,0:, в 2003 г. - 4,2%, в 2004 г. - 4,8% и за 9 месяцев 2005 г. - 4%. 
    Правоохранительными органами республики Татарстан за 2002-2004 годы выявлено 9704 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 5442 из которых относится к категории тяжких и особо тяжких, а их удельный вес в общей структуре наркопреступности увеличился с 51,5 % в 2002 году до 74,0 % в 2004 году. Зарегистрировано 4714 фактов сбыта наркотических средств, к уголовной ответственности привлечены участники 260 организованных преступных групп. В 2004 году зарегистрировано 4903 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что в 3,4 раза больше уровня 2003 года.

В республике наблюдается ухудшение качества здоровья населения:
  • здоровых младенцев рождается сейчас не более 10%;
  • прогрессирует омоложение хронической патологии у детей;
  • снижается продолжительность жизни мужчин;
  • за последние пять лет зафиксирован 7%-ный рост болезней среди различных групп населения.

    На качество здоровья населения влияет не только социально-экономическая ситуация, но и деятельность различных социальных институтов, таких, как общественные и религиозные организации, институт семьи и другие. В настоящий период недостаточно эффективно реализуется потенциал семьи в формировании здорового образа жизни. Основная причина в том, что семья не может полностью использовать свои возможности вне общества и без его активной поддержки. Проводимые в 90-е годы реформы российского общества привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям жизни, произошла резкая дифференциация доходов, усилилась психологическая и эмоциональная неустойчивость, ухудшилось здоровье людей. Эти факторы вносят дезорганизацию в семейные устои, что порождает непрочность браков, разрушение сложившихся веками нравственно-этических норм и традиций, снижение роли родителей в воспитании и взрослении детей. Исходя из выявленных тенденций современного места семьи в обществе, необходимо выработать принципиально новые концептуальные подходы к формированию целевой государственной политики, которая бы исходила из более тесного взаимодействия семьи и государства.


1. АНАЛИЗ РЕАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА МЕДИА - ПРОСТРАНСТВЕ РТ.
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ.

    Одним из приоритетных направлений процесса профилактики наркотизации, формирования здорового образа жизни в Республике Татарстан, является его информационное сопровождение. 
    В настоящее время в СМИ республики созданы и действуют отдельные механизмы информационного сопровождения данного процесса. В этой же сфере работают как государственные структуры, так и органы местного самоуправления в муниципальных образованиях. Между тем, медиа - сопровождение не отличается системностью, упорядоченностью, в нем не учитываются исследования человеческой природы ее симбиоз со здоровым образом жизни (ЗОЖ). 
    Принципиальным постулатом при формировании и реализации информационной кампании является признание следующего объективного фактора. Республика Татарстан не в состоянии кардинально влиять на информационное пространство, под влиянием которого происходит становление ценностных установок граждан. Главные информационные потоки формируются в настоящее время на федеральном уровне и далее они беспрепятственно охватывают практически все население республики. Следует учитывать, что концептуально большинство из них не ставит в качестве приоритетов пропаганду ЗОЖ. Эти потоки подкрепляются развитием кабельных сетей, в чьи пакеты услуг входят телеканалы, принципиально строящие свое вещание на популяризации у молодежи далеких от ЗОЖ идеалов. Все более значимым для основных целевых групп источником получения информации становится Интернет, где в принципе отсутствует возможность контроля за передаваемой информацией. Кроме того, значительное число теле-, радиовещателей в РТ являются сетевыми партнерами федеральных медийных компаний и не могут в полном объеме управлять концепцией вещания на выделенной им частоте. Все больше появляется негативных материалов в СМИ на региональных полосах федеральных изданий. 
    Социологические исследования, при этом, показывают, что уровень доверия, смотрибельности (читаемости), влияния нетатарстанских СМИ достаточно устойчивы, а по ряду показателей имеют тенденции к росту среди населения Республики Татарстан. Таким образом, следует признать серьезную зависимость и вторичность информационных потоков, формируемых в РТ, по отношению к российским и мировым. 
    В этой ситуации концептуально следует определить важность максимальной персонификации информационного воздействия на население республики, имея в виду более точечную работу с целевыми группами через наиболее приближенные к ним медийные ресурсы. 
    Признание данного фактора позволяет провести иную, нежели раннее, группировку СМИ, имеющих приоритетное право на получение государственных финансовых ресурсов при проведении работ в рамках реализации Комплексной программы профилактики наркотизации населения РТ, пересмотреть значимость и приоритетность отдельных инструментов информационного воздействия в республиканском масштабе.

    Между тем, следует выделить и круг проблем, с которыми в разной степени сталкиваются и медийные ресурсы самой республики, включенные в настоящее время в реализацию информационного сопровождения программы. Среди проблем деятельности СМИ участники проблемно-инновационного совещания по решению задачи "Профилактика наркотизации: роль масс-медиа", проходившего под эгидой Республиканского центра профилактики наркотизации населения Республики Татарстан, назвали следующие:
  • не вполне эффективное воздействие региональных СМИ на процесс профилактики наркотизации, формирование ЗОЖ;
  • большое количество визуального показа собственных негативных ситуаций (население РТ помимо общероссийского негативного информационного потока принимает и свой региональный), как следствие, стресс у населения и повышение тревожности, программирование негативного поведения;
  • засилье рекламы, пропагандирующий нездоровый образ жизни;
  • низкая эффективность существующих телепрограмм;
  • низкая эффективность социальной рекламы, в целом по Российской федерации (по итогам проведенных социологических исследований в 70% случаев социальная реклама не достигает цели, превращается в антирекламу, и лишь 30% рекламной продукции является в разной степени действенной);
  • отсутствие системы оценки эффективности информационного обеспечения профилактики наркотизации, формирования ЗОЖ в РТ;
  • отсутствие у представителей СМИ мотивации в демонстрации материалов по профилактике наркотизации, формированию ЗОЖ;
  • низкий профессионализм отдельных представителей СМИ, особенно в районах;
  • бессистемное финансирование информационных, просветительских телепрограмм, рассчитанных на различные слои населения;
  • коммерциализация СМИ, погоня за рейтингом, как следствие, преобладание развлекательно - увеселительных передач, зависимость СМИ от экономических структур;
  • недостаточный уровень качества информации, почти полное отсутствие аналитических программ (по результатам социологических исследований по степени воздействия на целевую аудиторию лидируют аналитические программы);
  • недостаточное взаимодействие негосударственных и государственных структур при проведении различных мероприятий;
  • отсутствие мониторинга эффективности воздействия информации на различные целевые аудитории.

    Следует отметить, что на сегодня не определены приоритетные целевые аудитории, их тематические предпочтения, остаются не достаточно исследованными и, соответственно, задействованы наиболее эффективные каналы распространения информации. Не разработаны инструменты и механизмы, с помощью которых можно добиться наиболее эффективного воздействия на ценности, мотивы различных целевых аудиторий. 
    Таким образом, сегодняшняя ситуация характеризуется недостаточностью целевой, точечной информационной поддержки процесса профилактики наркотизации, формирования здорового образа жизни. Последний сегодня нуждается в единой республиканской системе информационной поддержки, к которой население могло бы получить неограниченный доступ. В условиях развития информационных технологий в Республике Татарстан и складывающихся тенденций быстрого роста возможностей доступа к источникам информации, перспективным представляется создание единой информационной системы, включающей в себя электронные средства связи и, в частности, интернет. Достоинством информационных ресурсов сети является не только ее доступность для неограниченного числа пользователей, но и исключение ограничений в выборе времени, места и возможностей обратной связи. 
    Концепция информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы основана на понимании личности как субъекта и объекта социальных отношений. Это означает, что человек предстает не только как пассивный потребитель мер государственной политики, но и активный их участник, следовательно, с изменением системы изменяется и человек. 

    Таким образом, целью информационно-пропагандистской антинаркотической работы на современном этапе следует считать содействие формированию социально-позитивного стандарта жизни для любого человека как альтернативы пронаркотическому образу жизни (воспитание и сохранение морально-нравственных основ личности, наличие осознанной и четкой жизненной программы). 
    Поведение личности, ориентированное на здоровый образ жизни (ЗОЖ), зависит от формирования мотивов. На мотивы личности влияют различные социальные институты, которые действуют с помощью стимулов. В первую очередь это семья, коллективы и микроокружение. В свою очередь, общественные организации, организации культуры, органы государственного управления, религиозные конфессии, СМИ, физкультурно-спортивные организации создают условия для ЗОЖ и передают информацию о нем. На процесс формирования мотивов влияют также экология и генетика, обусловливающие особенности здоровья человека. 
    Среди факторов, мешающих ЗОЖ, можно выделить объективные (среда) и субъективные (морально-психологические особенности личности). Таким образом, следует констатировать, что профилактика потребления наркотиков, формирование здорового образа жизни одновременно является и объективным и субъективным процессом, на который влияет множество социальных институтов.


2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РТ.

    Основной задачей концепции сопровождения антинаркотической профилактической работы в Республике Татарстан (далее - Концепция) является создание информационной системы по профилактике наркотизации, пропаганде здорового образа жизни, действующей на всей территории республики.

Реализация поставленной задачи предполагает:
  • создание единого "центра ответственности" за координацию информационного сопровождения профилактики наркотизации населения РТ;
  • разработка системы индикаторов эффективности информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы;
  • определение инструментов и каналов информационного воздействия на различные целевые аудитории;
  • централизованное формирование основных информационных потоков;
  • определение экономических и моральных рычагов в работе со СМИ и привлекаемыми партнерами;
  • совершенствование системы и методологии мониторинга информационного сопровождения профилактики наркотизации населения;
  • координация издаваемых и распространяемых информационных материалов министерств и ведомств, задействованных в работе по реализации республиканской комплексной Программы профилактики наркотизации населения в РТ и мониторинг их соответствия концепции;
  • создание системы оценки и распространения положительного опыта антинаркотической и профилактической работы в РТ, России, других стран и международных организаций;
  • проведение анализа целей и задач мониторинга социологических исследований; формирование мониторинга, позволяющего получить информацию общественного мнения по проблемам наркотизации, достаточную для принятия управленческих решений;
  • формирование модели здорового образа жизни (ЗОЖ), моды на ЗОЖ:
  • формирование мотивации на ЗОЖ;
  • формирование негативного отношения к наркораспространителям и потреблению наркотических средств и психоактивных веществ;
  • формирование чувства ответственности каждого человека за его окружение и окружения - за каждого человека.
ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ КОНЦЕПЦИИ
  • приоритетной целью информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы является формирование ЗОЖ;
  • объектом информационного воздействия является личность (ее ценностные ориентации, мировоззренческие представления, законопослушность и т.д.), фактор внешней среды - условие и инструмент;
  • адресность информационного воздействия по целевым группам;
  • взаимодействия государственных органов, общественных организаций, занимающихся профилактикой наркотизации, и СМИ;
  • стимулирование использования традиционных и новых инструментов воздействия СМИ (школьная и вузовская печать, интернет, электронные газеты, наглядная агитация и др.);
  • мониторинга;
  • комплексность (согласованное взаимодействие и координация на межведомственном и профессиональном уровнях);
  • многоаспектность (сочетание социального, психологического и образовательного аспектов).

3. ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

    Процесс информационного сопровождения можно разделить на две составляющие: процесс движения информации "сверху-вниз" и "снизу-вверх". В случае информационного сопровождения процесса профилактики наркотизации населения Республики Татарстан данные информационные потоки предстают как: информационный поток от органов управления к населению и информационный поток от населения к органам государственного управления. Следовательно, индикаторы оценки эффективности двух информационных потоков будут различны. Это первая проблема. 
    Существует и вторая проблема, связанная с выявлением эффективности информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы. Что является индикатором эффективности информационного сопровождения: уровень информированности или эффективность процесса профилактики наркотизации? Вероятно, в данном ракурсе индикаторами являются как первые, так и вторые. 
    Третья проблема заключается в выборе целевых аудиторий. Несомненно, информирование пенсионеров будет отличаться от информирования молодых людей. 
    Четвертой проблемой является рассмотрение профилактики наркотизации как процесса, более широкого, чем работа с наркоманами. Очевидно, что главной целью профилактики наркотизации, в конечном счете, является формирование здорового образа жизни населения. Следует отметить позитивные изменения на информационном поле РФ - регламентирована реклама алкоголя и табака и др., но в целом телевидение остается агрессивной средой, местом пропаганды жестокости, насилия и др.

Таким образом, мы выделяем следующие группы индикаторов информационного сопровождения процесса профилактики наркотизации населения РТ:
  • наличие системы различных источников информирования целевых групп;
  • количество медийно-значимых (эффективных, интересных для прессы) мероприятий по проблемам ЗОЖ и число публикаций, передач в СМИ по результатам данных мероприятий;
  • качество информации в СМИ, ее достоверность, актуальность, убедительность, с учетом ориентации на определенную целевую аудиторию;
  • динамика числа потребляющих наркотики;
  • количество вновь привлеченных к регулярным занятиям в различных культурно-образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях;
  • наличие у молодежи ценностных ориентаций и мотивации на ЗОЖ.

   Предполагается, что в процессе реализации данной Концепции индикаторы могут корректироваться.


4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СМИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.

    
  1.  Формирование целостной системы работы средств массовой информации по данной тематике на базе центра ответственности. 
  2.  Адресная подача информации по целевым группам. 
  3.  Взаимодействие государственных органов, общественных институтов, правоохранительных органов, религиозных конфессий и СМИ. 
  4.  Осуществление размещения заказов и финансирования проектов (предусмотренных Республиканской комплексной программой профилактики наркотизации населения в РТ), СМИ по вопросам формирования ЗОЖ посредством четкого определения целевой аудитории, тематического ряда, каналов распространения информации, инструментария, ожидаемого результата и других критериев (Приложение 1). 
  5.  Проведение работы по формированию и закреплению в массовом сознании образа положительного героя. Привлечение к проведению информационных кампаний известных спортсменов, популярных людей, политиков, которые сами ведут здоровый образ жизни. 
  6.  Продолжение работы по мониторингу республиканских СМИ, занятых в реализации Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения РТ. 
  7.  Выпуск периодического информационного журнала "Антинарк " с основными показателями статистики, проблемными материалами, адресами передового опыта и т.п. 
  8.  Выработка системы мониторинга "обратной связи" с целью повышения эффективности информационного обеспечения и корректировке деятельности СМИ (Приложение 2). 
  9.  Стимулирование функционирования традиционных и формирования новых информационных каналов, задействованных в реализации Программы профилактики наркотизации, через создание гонорарных фондов, грантовой системы, проведения тендеров и др. 
  10.  Включить в сферу деятельности центра ответственности: 

    Анализ и изучение ситуации в области профилактики наркотизации в масс-медиа и выработка путей решения. Мониторинг медиа-работ по данной проблематике. 
   Организация взаимодействия с государственными и общественными структурами, правоохранительными органами и представителями религиозных конфессий, задействованными в информационном обеспечении профилактики наркотизации населения и формирования ЗОЖ. Координация взаимодействия с представителями вузов и ссузов. Размещение плана мероприятий по информационному сопровождению профилактики наркотизации населения на официальном сайте. 
   Организация учебы, семинаров, мастер-классов для журналистов; проведение учебы редакторов вузовских и школьных газет; проведение круглогодичного цикла пресс - конференций по профилактике наркотизации для работающих по данной тематике журналистов (по плану, согласованному с заинтересованными Министерствами и ведомствами РТ). 
   Организация и проведение тендера среди рекламных агентств с целью разработки и размещения наружной рекламы. Определение сроков, объемов и источников финансирования. 
   Включение районных средств массовой информации к антинаркотической работе и формированию ЗОЖ. Организация грантовой системы поддержки этого направления. 
   Создание творческого совета с целью проведения журналистских творческих конкурсов для разработки технологий формирования позитивного социального стандарта. Организация конкурсов социальной рекламы, других материалов по пропаганде ЗОЖ. Привлечение к участию в конкурсах студенческой молодежи. Создание гонорарного фонда для оплаты лучших работ, их изготовлению и размещению. 
   Централизованная подготовка материалов, задействованных в информационном обеспечении ЗОЖ, их размещение в СМИ и на телевизионных каналах в прайм-тайм. 
   Организация обмена опытом антинаркотической работы и формирования ЗОЖ на территории РТ и другими регионами Российской Федерации. Организация командировок журналистов.


5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ.

   Результатами реализации настоящей концепции станут:

- в части реализации Программы:
  1. формирование социально позитивного стандарта жизни человека, его ценностных ориентаций, мотивации на ЗОЖ
  2. улучшение информационно-пропагандистской работы в определении действий по сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья семьи, в том числе детей;
  3. включение в процесс формирования ЗОЖ населения, руководителей учреждений и предприятий, общественные организации, религиозные конфессии, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.
- в части совершенствования процесса информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы:
  1. создание единого центра ответственности за информационное сопровождение реализации программы;
  2. проведение целевой, а значит более эффективной информационной работы;
  3. снижение субъективного фактора при медиа - планировании;
  4. усиление государственного контроля за процессом информационного сопровождения профилактики наркотизации населения в РТ на всех этапах медиа -работы;
  5. разработка системы индикаторов эффективности информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы;
  6. возможность реально оценить как медиа-эффект, так и совокупный вклад информационной работы в достижение единой цели, определенной программой;
  7. формирование более действенных республиканских медиа- инструментов, не подверженных активным воздействиям внешней среды;
  8. выработка новых инструментов в работе с целевыми аудиториями;
  9. распространение передового опыта в сфере ЗОЖ как инструмента стимулирования деятельности органов государственного управления, органов местного самоуправления, СМИ;
  10. повышение мотивации представителей СМИ на выпуск материалов и программ, формирующих ЗОЖ;
  11. усиление координации деятельности Министерств и ведомств, задействованных в реализации Программы, при проведении медиа-значимых акций и мероприятий;
  12. формирование более четкого государственного заказа при проведении мониторинга, ориентированного не на обзор текущей ситуации, а на возможность принятия управленческих решений.

В Концепции учтены предложения, поступившие от:
  1. Отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН РФ по РТ.
  2. Министерства по делам молодежи спорту и туризму РТ.
  3. Министерства образования и науки.
  4. Министерства здравоохранения РТ.
  5. Министерства культуры РТ.
  6. Совета ректоров вузов и проректоров по воспитательной работе ссузов.
  7. Агентства РТ по массовой коммуникации "ТАТМЕДИА".
  8. Центра валеологии КГУ.