Выступление Первого заместителя главы города Вологды С.А. ЮЗГИНА на конференции «ВОЛОГДА ПРОТИВ НАРКОТИКОВ» // 26 апреля 2004 года

18.11.2021

Выступление Первого заместителя главы города Вологды
С.А. ЮЗГИНА на конференции «ВОЛОГДА ПРОТИВ НАРКОТИКОВ»
 
26 апреля 2004 года Вологда, Ленинградская, 5, Дворец творчества детей и молодежи
Уважаемые участники конференции!

    Наркомания является одной из самых страшных болезней современности. Наркомания — это тупиковый путь развития цивилизации. Разрушая накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, она выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, нормального функционирования общества, утрачиваются моральные ориентиры. Как говорили древние, «Терциум нон датур» — «Третьего не дано». Или жизнь — или смерть. Так вот наркотики — это смерть. 
    Прежде всего, я хотел бы акцентировать ваше внимание на том, что наркоситуация, которая сложилась на сегодняшний день в России, да и в Вологде, достаточно сложная. По разным причинам: как объективным, так и субъективным. Так получилось, что Россия оказалась на перекрестке магистральных каналов наркотрафика. Как известно, мы находимся между Европой и Азией, и так сложилось, что границы на самом наркоопасном направлении сейчас у нас закрыты недостаточно. Производящийся в Юго-Восточной Азии героин поступает в страны ближнего зарубежья — Таджикистан, Казахстан, Кыргыстан, которые являются ближайшими соседями России. Часть контрабандных маршрутов лежит через Северо-Западный регион в Европу. В настоящее время 77 % всех наркотиков в мире поступает на «черный рынок» из Афганистана, в том числе 75% героина, который оседает в Европе. Наркотики транзитом следуют из одной территории в другую, и по пути следования часть из них неизбежно оседает. Население этих территорий, через которые следуют наркотики, приобщается к их употреблению. 
    Надо сказать, что за последние три года статистика отмечает некоторую стабилизацию наркоситуации. Но, конечно же, говорить о том, что наступил какой-то перелом, что все находится под контролем полностью — преждевременно. Нам с вами предстоит очень многое сделать для того, чтобы с этой ситуацией справиться. 

    Наркотики — проблема социальная и поддается социальному контролю, контролю со стороны общества. История нашего Отечества и некоторых других стран доказывает, что при правильном и целенаправленном подходе, при достаточном ресурсном обеспечении с этой проблемой можно справиться. По крайней мере, если не искоренить, то поставить ее под приемлемый социальный контроль. 
    Возьмем хотя бы нашу отечественную историю 100-летней давности. В начале 20 века проблема наркотиков стояла также чрезвычайно остро. Причины такой ситуации были самые разные, в том числе первая мировая война, затем гражданская война, а также и то, что наркотики тогда практически были общедоступными и не находились под контролем. Морфин, кокаин можно было найти у любого лекаря, в любой аптечке. Однако, к началу 30-х годов эта проблема была на несколько десятилетий вычеркнута из социально значимых. Конечно, достигнуто это было чрезвычайными мерами. Тут и «железный занавес», тут и жесткое законодательство. Но вместе с тем сам этот пример показывает, что проблема поддается контролю. 
    Возвращаясь к сегодняшнему дню, должен вам сказать, что Президентом России, правительствами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются адекватные ответы на подобную угрозу национальной безопасности, как назвал Президент. Это создание мощного специализированного правоохранительного органа — Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, межведомственных комиссий, отделов и других подразделений с целью недопущения роста наркотизации современного общества до масштабов наркоэпидемии, создания единой системы профилактики наркомании. 

    Вместе с тем, данные статистики по городу Вологде показывают, что мы еще не достигли полной стабилизации наркогенной ситуации и число лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств постоянно увеличивается. Надо отметить, что эти цифры освещают лишь поверхность явления, носят латентный (скрытый) характер. Однако, такого всплеска, который был в 2000 году (вы можете увидеть на диаграмме) совместными усилиями всех специалистов города в последующие годы допущено не было. На сегодняшний день на учете в наркологическом диспансере состоит 450 человек, зарегистрированных с диагнозом «наркомания», из них 6 человек, несовершеннолетние до 17 лет. Для нас этот показатель высокий и составляет он 43% от областного уровня. 

    На повестке дня в городе стоит и такая проблема как употребление психотропных веществ (токсикомания), когда определяющим фактором становится доступность этих средств среди друзей и подростков. 
    На заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Вологды систематически рассматриваются дела в отношении несовершеннолетних за употребление наркотических и психотропных веществ. 

    По данным Управления Федеральной службы и информационного центра УВД города Вологды, оперативная обстановка на территории города, связанная с незаконным оборотом наркотиков, продолжает оставаться сложной. Снижение количества преступных деяний, выявленных в сфере незаконного оборота наркотических средств, не может указывать на улучшение криминогенной ситуации. 
    Социальный статус лиц, совершивших преступления связанные с наркотиками, выглядит следующим образом: из 20 привлеченных к уголовной ответственности — 1 несовершеннолетний, 12 человек в возрасте до 30 лет. Характерно, что большая половина из этих лиц (13 человек) не имеют определенного рода занятий, в том числе 7 безработных. Из них 8 человек ранее привлекались к уголовной ответственности за преступления связанные с наркотиками. 
    Наиболее многочисленной этнической группой, активно занимающейся наркобизнесом в регионе, являются цыганские семьи. В Вологде они компактно проживают в заречной части города. Цыгане специализируются на поставках и реализации (как оптом, так и в розницу) героина, марихуаны и гашиша. Управлением ФС РФ по контролю за незаконным оборотом наркотических средств выявлены факты неоднократных поставок из Ивановской, Ярославской и Костромской области. Они активно используют в своей противоправной деятельности несовершеннолетних детей. Только за первые три месяца выявлено 4 факта участия несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков. Во всех случаях отказано в возбуждении уголовного дела и материалы направлены на рассмотрение Комиссии по делам несовершеннолетних. 
    К сожалению, наркомания — проблема в основном молодежная, возрастная категория большинства наркоманов 17-25 лет. 
    Молодежь является той социальной группой населения, которая в большей степени подвергается давлению со стороны наркокультуры. При этом используется хорошее знание молодежной субкультуры и наркодельцами разработана своя «идеология» — идеология выпадения из общества, идеология преступления, разрушения общепринятых табу, пропаганды шокирующей, эпатажной моды, экстремальности, открытой и скрытой пропаганды наркотиков. Перечень можно продолжать и дальше.

Приведу примеры:

  • В Самаре в последнее время появились плакаты с изображением листьев конопли и надписью «Легализе», кроме того, в открытой продаже есть пиво, ароматизированное экстрактом цветков и листьев конопли.
  • В Новороссийске продавались украшения для дома — рамки с надписью «Умри, тоска» с изображением куста конопли и символическим окурком папиросы с марихуаной, а также призыв при необходимости разбить стекло.
  • Частые рекомендации пользоваться наркотиками, чтобы избавиться от плохого настроения имеют место повсюду.
  • В нашем городе сотрудниками Управления ФС РФ по контролю за незаконным оборотом наркотических средств в одном из магазинов был выявлен факт незаконной рекламы наркотических средств посредством розничной продажи одежды с символикой марихуаны и надписями, побуждающими употребление наркотиков. Предприниматель привлечен к административной ответственности.
  • Или еще пример из жизни нашего города: в городе совсем недавно можно было встретить такие афиши о дискотеках и тусовках — «День бесконтрольного размножения кроликов», «Праздник туалетной бумаги», Эректус Клуб (Eretus Club) предлагает девчонкам в мини юбках — бесплатный коктейль, а всей молодежи — портвейновый оркестр. Что это как не идеология «выпадения из общества», разрушение общепринятых табу и норм морали? Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотическими средствами, в незаконный оборот наркотиков проводится продуманно и целенаправленно. 
    Все эти вещи взяты под контроль и администрацией разработан проект общегородских правил проведения увеселительных мероприятий с целью недопущения возможного сбыта и употребления наркотиков, который находится в стадии согласования.

    Молодежь необходимо защищать от наркотиков, являющихся хотя и нелегальным, но доступным и привлекательным своей тайной товаром. 
    Очевидно, что деградацию города можно преодолеть только в том случае, если все территориальные структуры, являющиеся субъектами системы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, станут согласованно работать на одну цель — сокращение количества активных наркоманов и сокращение наркопреступности.

        Вы знаете, что наркотики как реальная количественно измеряемая масса нелегального товара в любом городе сосредоточены главным образом всего лишь в четырех секторах:

  1. В квартирах, в которых живут участники незаконного оборота наркотиков и где они обычно хранятся, фасуются для торговли, продаются или потребляются.
  2. На улицах, где профессиональные уличные торговцы активно продают их каждому внушающему доверие покупателю.
  3. В местах развлечения молодежи (дискотеки, ночные клубы, казино и т.д.).
  4. В учебных заведениях
        Таким образом, мы видим перед собой четыре конкретные и реально достижимые подцели.

    Для выполнения цели государственной антинаркотической политики в городе создана городская Межведомственная комиссия по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту, определена система профилактики и противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, разработаны критерии оценки деятельности субъектов противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. 

    УВД города Вологды является звеном антинаркотической цепи. 
   Администрацией города Вологда оказывается поддержка сотрудникам УВД через программу «Правопорядок -2004». 
   Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» закрепил приоритет принципа предупреждения в деятельности всех субъектов противодействия потреблению наркотиков и их незаконному обороту. 
   Наиболее активно правонарушения в данной сфере выявлялись участковыми уполномоченными и сотрудниками отделов по делам несовершеннолетних. 
   Сотрудниками УВД города проведено 57 рейдов по отработке дискотек, ночных клубов и других мест массового отдыха молодежи с целью выявления и пресечения фактов незаконного распространения наркотиков. Проведены операции «Допинг» и «Мак», проверены 54 садоводческих товарищества, частный сектор, выявлено и уничтожено 48 очагов дикорастущих посевов на общей площади 122 квадратных метра и 11 фактов незаконного посева мака. Проведено более 1171 проверок предприятий и организаций различных форм собственности, реализующих спиртные и табачные изделия, а также мест возможного сбыта фальсифицированной водки. Работает «телефон доверия». В феврале 2004 года отделениями по делам несовершеннолетних была организована акция «Горячая линия», в период проведения которой можно было анонимно позвонить и сообщить о всех фактах в сфере незаконного оборота наркотиков, каждый звонок проверялся оперативным путем. 
   Однако анализ рассмотренных Вологодским городским судом дел по незаконному обороту наркотических средств показал, что практически в 2 раза увеличилось число лиц, осужденных за преступления данной категории, которые ранее имели судимость за аналогичные преступления. 
   Считаю, что назрел вопрос о расширении возможностей правового воздействия на лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и освобожденных из мест лишения свободы. Необходимо активнее осуществлять такую меру — как наблюдение за ходом социальной реабилитации, предусмотренную Федеральным Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Установление такого наблюдения должно осуществляться в целях предупреждения рецидива преступлений, психологического воздействия, преследующего цели подавить желание восстановить преступные связи с наркоторговцами и участия в приобретении и сбыте наркотических средств. 
   Набирает обороты в деле пресечения и предупреждения незаконного оборота наркотиков и Управление Федеральной Службы РФ по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами по Вологодской области. 
   Трудным был для них 2003 год — период становления и решения ресурсных вопросов. Вместе с тем, по всем своим функциональным направлениям они действуют на сегодняшний день оперативно и слаженно, установив взаимодействие со всеми субъектами системы противодействия наркомании. 
   Только за 1 квартал 2004 годы сотрудниками Управления было изъято на территории нашего города около 1 килограмма наркотических средств, из них героина — половина. 

    Важным звеном в антинаркотической цепи являются образовательные учреждения города. 
   Миссия городских учебных заведений в узком смысле этого слова — образовательное учреждение без наркотиков. 
   Общеобразовательным учреждениям мы отводим важное место в системе профилактики наркомании через соответствующие программы, предусматривающие в том числе привлечение самих подростков к работе. Как социальные институты они обладают большим потенциалом для успешной профилактики наркомании. Они могут: 
    прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контролировать их усвоение; 
    осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией; 
    влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних. 

    
   В каждом учреждении есть специалист, который отвечает за организацию работы по данному направлению, что официально закреплено в его должностных обязанностях. 
   Педагог, занимающийся с детьми и молодежью в этом направлении, должен в первую очередь сам владеть большими знаниями, умениями, приемами, формами и методами работы. Поэтому одной из наших задач, определенных городской целевой программой «Вместе» — «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками на 2002-2004 год», было обучение, специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью. 
   За 2002- 2003 год было обучено по различным проектам профилактики наркомании и формировании здорового образа жизни среди несовершеннолетних только из сферы образования около 100 специалистов. 
   Организацию летнего отдыха детей и подростков мы рассматриваем не только как оздоровление детей, но и как средство профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Основные позиции были сохранены, а по ряду показателей сделан шаг вперед. (Увеличилось количество городских лагерей с дневным пребыванием, профильных лагерей, увеличилось число занятых детей в летний период). 
   Учреждениям дополнительного образования принадлежит особое место в образовании и культуре города Вологды. Они дают детям добротное допрофессиональное образование, выполняя компенсаторные, а часто и реабилитационные функции. Важно отметить, что сеть учреждений дополнительного образования не только сохранялась, но и продолжала развиваться, несмотря на сложности социально-экономической ситуации и возрастающий дефицит финансирования. Большинство учреждений ориентируется на бесплатную организацию дополнительного образования и культурного досуга детей как социально малозащищенную группу населения. Все учреждения дополнительного образования активно включаются в программу «Каникулы», в процессе которой осуществляется деятельность по направлениям — научно-техническому, спортивно-техническому, физкультурно-оздоровительному, военно-патриотическому и др. 
   В городе функционируют: 8 учреждений дополнительного образования с 13 филиалами в микрорайонах, в них занимаются около 11 тысяч детей; 11 спортивных школ, в которых занимаются 6 тысяч детей и подростков; 7 учреждений культуры — (художественные, музыкальные школы и школа искусств), в них обучается 3 тысячи детей и подростков. Сохранен и оборудован новейшей аппаратурой детский кинотеатр «Салют». 
   Численность занимающихся детей в учреждениях дополнительного образования ежегодно растет. В рамках антинаркотической программы приобретено спортивное оборудование для образовательных учреждений города на сумму полмиллиона рублей. Завершается строительство спортивных площадок у СКК «Спектр». 
   Только за 2003 года проведен ремонт спортивных площадок по месту жительства, на площадках восстановлено электричество по адресам: Костромская, 6, Тепличный м-н, 13, К.Маркса, 111, Козленская, 83а, Предтеченская, 54а, Ярославская, 25, Воровского, 23. 

   Во многих учебных заведениях города администрация занимает четко определенную позицию по отношению к табаку, алкоголю и наркотикам, осуществляется взаимодействие учебных заведений с милицией, общественными организациями, социальными и медицинскими службами. 
   Вместе с тем, есть учебные заведения, руководители и педагогия которых не заинтересованы в том, чтобы выносить эту проблему для обсуждения и принятия соответствующих решений. 
   На сегодняшний день необходимо задуматься над тем, что в ряде учебных заведений города уже сформирована целая сеть по распространению и потреблению различных видов наркотических средств, есть случаи когда в отдельных школах, только за одну перемену распространяется до 50 доз наркотиков. Замалчивание сложившейся ситуации не устраняет проблему, а наоборот, способствует ее возрастанию. Это все вопросы антинаркотической политики. Каждому отдельно взятому учебному заведению необходимо разрабатывать и выполнять собственную ведомственную программу по реализации целей государственной антинаркотической политики. Только тогда его участие в комплексной целевой антинаркотической программе будет давать реальный эффект системы. 

   Одним из звеньев в антинаркотической цепи является отдел по делам молодежи Администрации города Вологды. Одной из его задач в узком смысле слова — формирование эталонов молодежной моды (фактически общественного мнения) на честь, нравственность, ответственность за себя и мир вокруг, здоровый образ жизни, несовместимый с приемом наркотиков. В городе действует программа «Молодежная политика», которая включает в себя несколько подпрограмм со своими задачами — создание условий для самореализации молодежи, формирование здорового образа жизни, организация досуга молодежи, поддержка молодых талантов, развитие молодежных общественных организаций, гражданско-патриотическое воспитание. 

    Следующим важным социальным звеном является семья. 
   Школа должна продолжить поиски новых форм антинаркотического образования родителей, помочь многим избавиться от синдрома «страуса». Специалисты образования, здравоохранения, социальной защиты, работая с детьми и подростками, должны начинать с семьи. Именно такой подход помогает выявить возможность наркотизации подростков и предупредить ее. 
   От того, как мы будем работать с семьей, будет зависеть становление новых семей, так как главный механизм этого становления — подражание. Условия воспитания ребенка наследуются и зачастую усугубляются. 
   Изменения, произошедшие за последние 18 лет в государстве и обществе, объективно изменили роль семьи как основной ячейки общества. К сожалению, много хорошего потеряно или забыто. Ослабла связь между родителями и образовательными учреждениями, а это два основных центра воспитания детей и молодежи. Многие родители перестали уделять достаточное внимание воспитанию детей, забывая или не понимая какую социализирующую нагрузку несет семья… Поэтому, наши усилия в последнее время направлены на возрождение института семьи. Проведение «Дней матери» и «Дней семьи» призваны актуализировать роль родителей в воспитании своих детей полноценными членами общества, поднять статус (даже можно сказать «престиж») Родителя как главного воспитателя. Понимая, что не все семьи успешно могут адаптироваться в сегодняшней жизни, переориентировали работу Управления по социальной защите на адресный принцип оказания помощи, для этого в городе действует программа «Забота». 
   Созданный при Управлении Территориальный Центр социальной помощи семье и детям, другие службы города используют индивидуальный подход, решая в каждом конкретном случае: чем лучше помочь, учитывая ситуацию в данной семье. Все «проблемные» семьи учитываются, ведется патронаж и сопровождение специалистами. 

   Городская медицина — это тоже звено в антинаркотической цепи. 
   Особенность нашего города заключается в том, что мы не имеем своих муниципальных наркологических учреждений, так как на территории города располагаются областные наркологический диспансер и со стационаром. Взаимодействие и совместная работа с ними помогает решать вопросы жителей города, которые имеют проблемы в этой сфере. 
   Силами специалистов центра клинической иммунологии и наркодиспансера подготовлено 103 волонтера, работающих по профилактике токсикомании и наркомании с детьми и молодежью. 
   Приобретено оборудование (AKПЭ — 01) для проведения дифференцированной диагностики наркотического опьянения и установлено в Вологодский областной наркологический диспансер. 
   Вместе с тем, Управлением здравоохранения осуществляется антинаркотическая деятельность в лечебно-профилактических учреждениях: Организованы кабинеты медико-социальной помощи в детских поликлиниках №№ 1, 2, 3, 4, 5, (укомплектованы психологами, социальными работниками и социальными педагогами), проводится систематическое обучение врачей подростковых и детских кабинетов по вопросам ранней диагностики и профилактики наркомании. Приобретено 3 комплекта аппаратуры биологической обратной связи (БОС), которые установлены в школах № 3, 26, 2-ой гимназии. Организованы консультативные приемы детских и подростковых наркологов на базе кабинетов медико-социальной помощи в детских поликлиниках.

      В городе разработана программа 

«Здоровый ребенок» 

    на 2002-2004 годы, основной целью которой является улучшение состояния новорожденных детей. Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической служб,
  • улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений службы охраны здоровья матери и ребенка,
  • развитие информационной системы по проблемам воспитания здорового ребенка.

    Активное формирование здоровья человека, эффективная первичная профилактика позволит предусмотреть решение ряда проблем. Как медик, скажу вам, что многие патологические процессы новорожденных оставляют глубокий след и проявляются в последующие периоды жизни, приводя к диспропорции роста, приобретенным порокам развития, являясь основой для формирования хронической иммунологической, неврологической, эндокринной и других патологии у детей и взрослых. Поэтому Программа содержит в основном мероприятия, направленные на совершенствование оказания помощи беременным, роженицам и новорожденным. Программа «Здоровый ребенок» позволяет улучшить состояние здоровья детей в части касающейся возможностей медицины и дополнит комплекс городских программ, направленных на охрану здоровья детей. 
   Учитывая, что для наркопреступности нет границ городских, региональных и даже государственные не преграда, то разумной, с нашей точки зрения, является система противодействующих программ. Эта система на региональном уровне предусматривает комплексные меры, а на местах, с учетом местной специфики, кадровых и финансовых возможностей принимаются целевые программы. Именно благодаря этому принципу воздействие может быть направлено на устранение причины, а не следствия проблемы. Этот подход позволяет также рационально использовать ресурсы, которых у муниципалитетов недостаточно. 
   Антинаркотическая политика города Вологды обеспечивается соответствующими организационными мероприятиями. Главная ее задача — создание системного руководства, направленного на сбор и анализ информации, разработку единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга ситуации. 

   Межведомственное взаимодействие позволяет интегрировать силы всех заинтересованных организаций в борьбе с распространением наркомании. Профилактическая работа осуществляется в городе при взаимодействии муниципальных структур и учреждений, общественных организаций и движений, поддержке Вологодской городской Думы. 
   Суть профилактической деятельности состоит в том, чтобы оказать упреждающее воздействие на детей и подростков, входящих в группу риска, еще до того как сработал пусковой механизм наркотизации и нейтрализовать факторы риска. 
   На сегодняшний день мы видим, что необходимо включаться в антинаркотческую политику и объединить усилия не только представителям различных ведомств и учреждений, но и представителей деловых кругов, общественных организаций, СМИ. 
   Как правило освещение в СМИ сводится к тому, что приводятся статистические данные о наркозависимых, почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое профессиональное отношение к решению проблем наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов. Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются сами журналисты, которые зачастую не владеют специальными познаниями в данной области. Журналисты зачастую не владеют информацией, порой искажают ее, допускают грубые ошибки в своих материалах. Приведу простой пример: в газете «Премьер» была публикация о трагическом случае в Тотьме, когда двое подростков покончили жизнь самоубийством после употребления токсических средств. Статья была интересная и достаточно грамотная, если бы не одна большая ошибка — журналист написал каким клеем дышали подростки, насколько сильнее действуют он на организм, на сколько дешевле стоит по сравнению с другими препаратами и указал реальную стоимость. 
   Все эти факторы затрудняют создание единого информационного пространства. Понимая все это, Администрацией города Вологды совместно с Вологодским научно координационным Центром ЦЭМИ РАН был организован и проведен обучающий семинар для средств массовой информации, направленный на повышение профессионального уровня журналистов. 
   Необходимо отметить, что за последнее время значимое место занимают гражданские инициативы. Определенная работа проводится общественными организациями, представители которых присутствуют на нашей конференции — «Синий Крест», «Красный крест», «Северная Фиваида», Общественный фонд «Семья», которые о своей деятельности расскажут во время работы секций. 
   Учитывая регламент конференции, перейду к заключительной части своего доклада.

Организуя антинаркотическую работу, мы должны руководствоваться следующими принципами:

  • наступательность, в основе которой лежит упреждающий порядок применения профилактических мер,
  • комплексность, заключающаяся в применении различных профилактических концепций, подходов, моделей, в воздействии на различные социальные группы (группы риска, родителей, учащихся, несовершеннолетних),
  • планомерность, последовательность и преемственность проводимых антинаркотических мероприятий,
  • взаимодействие и сочетание мер общесоциальной и специальной, общей и индивидуальной профилактики,
  • вовлечение в профилактический процесс общественности (организаций, объединений граждан, частных юридических и физических лиц).

    С 2001 года город Вологда является участником Европейской международной организации «Европейские Города Против Наркотиков» — ECAD. 
   В течении 12 лет Администрация города сотрудничает с организацией Диаконишес Верк — Германия. В ходе сотрудничества возникли различные направления в работе — социальная работа с семьей и детьми, социальная работа в микрорайонах, социальная работа в школе и профилактика наркомании.

Мы стремимся к достижению следующих основных результатов:

  • снижению спроса и, следовательно, распространенности наркотиков, уменьшению влияния наркогенной субкультуры;
  • снижению заболеваемости наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;
  • снижению медико-социальных последствий злоупотребления наркотиками (инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, криминализации молодежи, разрушению семей).

    Мы хотели бы обратиться к представителям федеральных структур и законодателям с предложением о необходимости целенаправленного проведения государственной политики противодействия распространению и употреблению наркотиков, направленной на запрещение рекламы пива, скрытой рекламы наркотиков; поддержку разработки и внедрения реабилитационных программ наркозависимых; привлечение высших учебных заведений к подготовке кадров по специальности «социальный работник» для работы с семьями, имеющими родных, страдающих зависимостью или злоупотребляющих психоактивными веществами.