№ 56, Декабрь 2002

Образование для власти

25-26 ноября в Санкт-Петербурге состоялся первый из 12 запланированных семинаров в рамках совместного российско-шведского проекта, проводимого российским представительством ECAD. Двухдневный семинар по теме "Наркополитика различных стран. Позиция России. Проблема каннабиса" был предназначен для сотрудников администраций регионов, городов и муниципальных образований, осуществляющих государственное управление в сфере антинаркотической политики.

Семинар проводился на базе философского факультета Санкт - Петербургского государственного университета, в нем приняли участие свыше 30 представителей целевой группы проекта - сотрудники органов местного самоуправления из Северо-Западного федерального округа, а также руководители различных кафедр университета, студенты. На семинар были приглашены шведские эксперты, директор организации "Хассела Нордик Нетворк" Торгни Петерсон и журналист, писатель Пелле Ольссон, недавно выпустивший очередную книгу-репортаж о каннабисе

Торгни Петерсон подчеркнул с своем выступлении важность координации действий государственных структур и общественных организаций в борьбе с наркотиками, и привел примеры такого взаимодействия в Швеции. На семинаре также обсуждались вопросы законодательного обеспечения деятельности в области противодействия наркомании, ведущиеся в этой области разработки, в том числе университетским Центром антинаркотической политики. С большим интересом был встречен доклад Александра Геннадьевича Данилина, постоянного автора сайта "Нет - наркотикам", о злоупотреблении продуктами каннабиса в России.

Георгий Васильевич Зазулин, представитель ECAD в России, специально остановился на необходимости формирования четкой позиции общества против наркотиков. Методам работы с общественным мнением и можно поучиться у наших северных соседей, которые умело сочетают образовательные технологии вместе с правовыми мерами ограничительного и контролирующего плана.

Официальный представитель ECAD в России Портрет - в ответ на вопросы редакции

  • Георгий Зазулин
  • Возраст - 48 лет
  • Семья - женат, трое детей
  • Образование - химик и юрист, кандидатская диссертация по теме "Противодействие незаконному обороту синтезированных наркотиков" (2000 г.)

Опыт работы в сфере - 1987-1992 гг. - оперуполномоченный отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области; 1992-1997 гг. - заместитель начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД СПб и ЛО; 1997-1999 гг. - начальник этого Управления; в настоящее время на пенсии по выслуге лет, полковник милиции в отставке, помощник депутата Законодательного Собрания Санкт -Петербурга Крамарева А.Г. на общественных началах.

Филиал ECAD в России представлен Санкт -Петербургской региональной общественной организацией "Город против наркотиков".

Человеческие ресурсы филиала - Георгий Зазулин, председатель, его заместитель, который является также администратором офиса в Международном центре антинаркотической политики СПбГУ, администратор сайта www.ecad.ru, бухгалтер, добровольные помощники из студентов.

Материальные - Филиал ECAD по адресу: 191186 СПб, Невский пр., дом 1, офис 632; а также помещение в СПбГУ по адресу: 199034, СПб, Университетская наб., 7/9, флигель 0.

Финансирование - В рамках проектной деятельности.

Основные направления деятельности - Текущий проект - "Разработка антинаркотических стратегий в Северо -Западном федеральном округе РФ" - включает проведение 12 образовательных семинаров по антинаркотической политике для представителей администраций городов и субъектов РФ; Координирование деятельности Международного центра антинаркотической политики СПбГУ; Редактирование вебсайта "Европейские города против наркотиков. Россия"; Работа в Окружной антинаркотической комиссии при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Филиал оказывает помощь городам - членам ECAD по следующим направлениям:

Обучение основам результативной региональной антинаркотической политики; информирование о методах и способах борьбы с наркотиками, о проводимых мероприятиях; приглашение мэров городов на конференции мэров городов - членов ECAD; информационная профилактика наркотизма, наркомании, незаконного оборота наркотиков; обмен опытом; распространение методической литературы; анализ наркоситуации с выходом на рекомендации к принятию управленческих решений; проведение экспертиз качества городских комплексных антинаркотических программ и эффективности управления городской администрацией территориальными антинаркотическими структурами.

Окружение - общественные организации по профилактике наркомании разобщены и на политическом уровне явно не работают. В Москве имеется отделение Транснациональной Радикальной Партии, которая наращивает усилия по легализации марихуаны.

Понимание со стороны местных властей -Есть понимание федеральной власти на уровне аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо -Западном федеральном округе и Законодательной власти Санкт -Петербурга, а также в администрациях городов, вошедших в ECAD. Организация ECAD воспринимается ими как партнер по проведению конференций, как возможность обучить себе сотрудника администрации, отвечающего за координацию антинаркотических сил, как эксперт и помощник в разработке антинаркотических целевых программ. Нет понимания в администрации субъекта федерации - города Санкт - Петербурга, правительства Ленинградской области.

  • "Организация ECAD должна зарегистрироваться в ООН и иметь там статус выше, чем у организации"Врачи мира без границ" или Транснациональной радикальной партии."
  • "Штаб -квартира в Стокгольме должна стать школой подготовки кадров имени Нильса Бейерута, интегрирующая опыт антинаркотической работы городов - членов."
    Георгий Зазулин

Партнеры -Санкт -Петербургский Госуниверситет, СПб Университет МВД РФ, СПб Институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского, правоохранительные структуры в Северо - Западном федеральном округе, Информационно -публи - цистический ресурс "Нет наркотикам" narkotiki.ru, "Матери против наркотиков " (Карелия), "Родители против наркотиков " (Литва), Агентство социальной информации - Мурманск, фонд поддержки программы "Диалог", СПб отделение "Горбачев фонд ", ЗАО "Шведская ветвь" и другие.

Видение развития филиала Георгием -Имеется потенциальная возможность задействовать научно -учебный потенциал основных факультетов СПбГУ с трансформацией Международного центра антинаркотической политики в университетскую кафедру с бюджетным государственным финансированием ; Вовлечь другие вузы в преподавание студентам специальных курсов по антинаркотической тематике, например, "Наркоэпидемия как объект журналистского контроля" (в стадии разработки ); Объединить несколько общественных организаций путем проведения совместных публичных акций.

Пожелания Георгия организации и коллегам - Добиться принятия в ООН документа о закрытии музеев марихуаны в Европе ; Разработать и утвердить на форуме ECAD стандартные типовые должностные инструкции (положение ) помощника Мэра города, реализующего городскую антинаркотическую политику (имеется российский вариант).

Полный текст интервью скоро появится на сайте ecad.net в разделе "Штатные работники".

ECAD Полемика

Волк в овечьей шкуре

Организация ECAD была создана в ответ на распространение движения легализации незаконных наркотиков в начале 90-х. Одним из наших постоянных оппонентов в то время была организация "Европейские города об антинаркотической политике", ECDP, которая на сегодняшний день уже успела сойти с наркополитической сцены. Это можно было бы рассматривать как частичную победу, если бы у ECDP не было преемников, способных выполнять работу вместо нее. Для продвижения политики за легализацию, декриминализацию и "уменьшение вреда" удобнее использовать организацию, считающуюся объективной и нейтральной, например, "Европейский центр по мониторингу наркотиков и наркозависимости ", EMCDDA, расположенный в Лиссабоне.

Официальная задача центра заключается в том, чтобы собирать сравнительную статистику с целью помочь государствам -членам Евросоюза оценить, какой из подходов к антинаркотической политике является наиболее эффективным. Большинство из тех, кто ознакомился с докладами EMCDDA, признаются, что они трудночитаемые и путаные. Более того, за неясностью и усложненностью текста скрывается политика : продвижение либерального подхода.

Чтобы встретить критику у порога, центр начинает свои доклады с отказа от ответственности за содержание: "Если не указано иначе, эта публикация, включая все рекомендации и высказанные мнения, не представляет ни политику EMCDDA, ни его партнеров, ни одного из государств - членов Европейского союза или какого либо органа или института Европейского союза или Европейского сообщества ".

Уже на странице 13 (шведское издание) становится ясно, на что нацеливается этот доклад: "Различия в распространенности наркомании в разных странах подвержены влиянию многих факторов. Так как страны с более либеральной политикой (как Нидерланды) и страны с более ограничительным подходом (как Швеция) демонстрируют сходные показатели распространенности, влияние государственной антинаркотической политики (более либеральной или более ограничительной) на распространенность наркомании и, особенно, проблемной наркомании, остается неясной".

Страница 13, продолжение : "Однако наличие все - охватывающей национальной политики является очень важным в целях уменьшения негативных последствий проблемной наркомании, таких как ВИЧ -инфекция, гепатит Б и С и смерть от передозировок."

То, что сообщается в этих абзацах национальным политикам, позволяет произвести только одну интерпретацию : проведение строго ограничительной антинаркотической политики ничему не помогает, зато вы можете успешно работать по линии уменьшения вреда. Эта идея в дальнейшем по тексту получает подтверждение. Каким образом? Путем предвзятого оперирования с цифрами и выдвижения на передний план всего позитивного в либеральном подходе против всего негативного в ограничительном.

Пример 1. В параграфе, в котором говорится о распространении ВИЧ -инфекции в ряде Европейских стран среди инъекционных наркоманов, не упоминается о низких по международным стандартам шведских данных: в среднем 19 новых случаев в год за последние годы. О Нидерландах в докладе приводятся следующие данные (страница 16): "В Нидерландах ВИЧ -инфекция возросла от 11% до 22% между 1994 и 1998/99 годами среди инъекционных наркоманов в городе Хеерлен, на юге страны". Сколько жителей в Хеерлене? Сколько там наркоманов и как ситуация выглядит по стране в целом? Возникает больше вопросов, чем на них находится ответов.

Пример 2. На странице 17 приводится карта, называемая "Распространение антител к инфекции гепатита С среди инъекционных наркоманов в государствах -членах ЕС, 1996-2000". Значение этой карты, должно быть, заключается в том, чтобы показать, что Швеция представляет собой гнездо распространения гепатита С по всей Европе. Указывается, что 100% всех инъекционных наркоманов в Швеции заражены вирусом гепатита С. Мы знаем, что число носителей вируса велико. Но как центру удалось высчитать процент от общего числа инъекционных наркоманов, когда полные данные отсутствуют? Эта карта приводится не для того, чтобы информировать, но чтобы передавать определенное чувство. Чтение объяснительного текста под картой только прибавляет растерянности. Вот что там написано : "Данные по Германии, Италии и Испании относятся к инъекционным наркоманам, находящимся на лечении. Данные по Люксембургу относятся к инъекционным наркоманам в местах лишения свободы. Данные по Великобритании, Люксембургу и Ирландии основаны на анализе слюны. Данные по Франции и Бельгии основаны на самодонесении, что делает их ненадежными. Данные по Швеции относятся к 1994 году."

Почему центром приводятся данные, надежность которых подвергается сомнению ими самими? Общее число наркоманов неизвестно, и все равно дается процентное отношение носителей вируса к этому неизвестному числу. В этом случае было бы корректно удовлетвориться сообщением числа зарегистрированных наркоманов. Почему не используются последние данные по Швеции? Для этого достаточно просто зайти на домашнюю страницу Шведского института по контролю за инфекционными болезнями. Мы видим только одну цель для смешивания данных таким образом : зацементировать правду и ни в коем случае не показать, что в Швеции достигаются позитивные результаты.

Некоторые могут сказать, что шведские цифры слишком низкие и не отражают ситуации. Может быть, но как они могут судить об этом в Португалии, просто выбирая наугад данные, которые им больше по вкусу?

EMCDDA мог бы опубликовать данные, которые показали бы, что в Норвегии и Дании в 3-4 раза больше героиновых наркоманов, чем в Швеции *. Что в Швеции, которая почти в два раза крупнее Финляндии по населению, насчитывается в два раза меньше героиновых наркоманов. Они могли бы подчеркнуть, что только каждый десятый 16-летний подросток в Швеции пробовал наркотики, против каждого третьего в Англии.

Но такие данные не интересные. Они могут подорвать идею, за которую никто не принимает ответственности, о том, что ограничительная политика ничем не лучше либеральной. Вопрос заключается в том, осознают ли леди и джентльмены в Лиссабоне сами, какую идею они стремятся передать. Они используют неясность текстов в собственных интересах.

Что, например, такое "проблемная наркомания"? Используя этот термин, они пытаются обойти определение ООН о злоупотреблении наркотиками как о любом немедицинском использовании незаконных наркотиков. Термин "проблемная наркомания" был придуман для того, чтобы показать, что может быть употребление наркотиков без злоупотребления ими. Этот термин служит подрыву конвенций ООН о наркотиках в той же степени, что и разделение на "тяжелые" и "легкие" наркотики. В конвенциях ООН ничего не говорится о разделении такого рода. Это выражение служит для смягчения протеста против легализации некоторых незаконных наркотиков.

Я сказал об этом ранее и скажу снова : доклады EMCDDA противоречивы, дезинформативны, двусмысленны. В них дается пристрастная картина ситуации в Швеции через грубое злоупотребление статистическими данными. Мы должны потребовать, чтобы EMCDDA начал отвечать за содержание своих докладов

Томас Халлберг, директор ECAD

Новости ECAD

Общая стратегия министров северных стран

На встрече в Осло 19 ноября министры стран Северной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция), ответственные за антинаркотическую политику, приняли общую стратегию по сотрудничеству в области антинаркотической политики с соседними странами, Россией, Эстонией, Латвией и Литвой.

В стратегии выделяются сферы повышенного внимания, а именно: обмен знаниями, контроль за организованной преступностью и наркоторговлей, а также поддержка неправительственных организаций,

работающих по профилактике наркомании и реабилитации.

Министры стран Северной Европы согласились с тем, что сотрудничество со странами Балтики и Россией является важным элементом в борьбе с незаконными наркотиками, и что значение углубляющихся партнерских отношений еще более возрастет с расширением Европейского союза на восток. Министры еще раз высказали "нет" легализации и "да" помощи и реабилитации для страдающих наркозависимостью.

ECAD-Швеция

"Объединение городов - членов ECAD в сеть представляет собой много - обещающую инициативу. Чем больше городов присоединятся к работе сети, тем лучше".

Эти слова были высказаны Бьерном Фриесом, координатором шведского правительства по вопросам антинаркотической политики на годовой конференции шведских городов - членов ECAD, которая состоялась 20-21 ноября в городе Йевле. Более 100 участников из 26 городов встретились, чтобы послушать и обсудить вопросы антинаркотической политики. На сегодняшний день 44 из 289 муниципальных округов в Швеции участвуют в работе ECAD.

Антинаркотическая политика шведского правительства и позиция ECAD согласуются друг с другом. Более того, и организация, и государство только выигрывают от более тесного сотрудничества. В основу своей деятельности ECAD закладывает партнерские отношения с другими организациями и местными властями.

Организация ECAD, которая объединяет людей, отвечающих за реализацию антинаркотической политики в своих городах, предоставляет отличную платформу для мобилизации общества против наркотиков. При встрече со своими коллегами из других стран участники шведской сети ECAD выступают также как послы шведской модели ограничительной политики.