Грамматика питания

21.10.2021

Если ваш гость правоверный еврей, и сразу после обеда он вдруг узнает, что на кухне произошла ошибка и вместо говяжьего карбонада случайно подали свиной, вашему гостю может тут же стать плохо, он выбежит из комнаты, и его вытошнит проглоченным свинством. Это довольно известная история, и когда ее рассказывают в кругу скандинавов, она обычно сопровождается смехом и иногда комментариями по поводу того, как же сильно осложняют человеку жизнь культуры с подобными требованиями и предрассудками.

Однако если хозяин немного видоизменит историю, реакция скандинавов будет совсем другая. Допустим, что хозяин к тому же известен своими эксцентричными выходками и вполне мог поступить так, как рассказывает. Согласно этой версии, которую также излагают сразу после обеда, хозяин говорит, что на днях решил избавиться от своей собаки. Она ему надоела. Однако собака была совсем не старая — впрочем, гости и сами это знают, многие из них играли с ней еще совсем недавно, — да, собака была вполне здорова и в отличной форме. Поэтому он с превеликой радостью наблюдал за тем, с каким аппетитом гости накладывают себе все новые порции собачьего окорока. Остатки Каро лежат в холодильнике в ожидании Рождества.

Питание — это первый контакт человека с миром, и осуществляется он при посредничестве другого человека, по словам Стена Андерсона. Поэтому обучение правилам питания и поведения в ситуациях, связанных с питанием, занимает важнейшее место в воспитании. Обучение правилам питания начинается до обучения правилам личной гигиены; когда же внедряются правила, регулирующие сексуальность, привычки питания уже прочно заложены. Или же, если опять воспользоваться словами Андерсона:

«Такая «застольная дрессура» начинается довольно рано. А именно, как только ребенок начинает самостоятельно есть, то есть где-то между первым и вторым годом жизни. Это значит, что наше отношение к питанию культивируется раньше отношения к прочим телесным функциям — к испражнению, мочеиспусканию и сексуальности, а также до овладения языком. Первая или первичная область социализации человека связана с «вопросом питания». Мы учим детей контролировать свое отношение к процессу питания задолго до того, как они могут контролировать испражнение и мочеиспускание. То, что имеет такое важное значение на заре жизни, не теряет его и впоследствии. Умение правильно вести себя за столом является своего рода знаком хорошего воспитания в целом, как в детстве, так и во взрослой жизни».

Еда и стимулирующие средства, как и связанные с ними правила контроля, являются жизненно важными для всех человеческих культур. Различия между культурами и эпохами относятся к содержанию этих правил.

Средневековый идеал красоты совсем не совпадает с нынешним. Женщины Рембрандта имели бы мало шансов на конкурсе красоты. Посмотрите на старинные картины — что вы увидите? Жирные тела, роскошные груди, уставленные яствами подносы — и пиво. Пиво было излюбленным продуктом питания. На завтрак часто подавали суп из пива, пиво использовалось в качестве стимулирующего средства в будни и праздник. Во второй половине шестнадцатого столетия ежедневное потребление пива в среднестатистической английской семье составляло три литра на человека. Естественно, считая детей. Пиво сопровождало человека на войне, на работе, в частной жизни и на всех праздниках.

Роскошные и красивые. Или спившиеся и отвратительные. С конца шестнадцатого века что-то стало меняться. Не столько само поведение, сколько образ жизни. Реформация потребовала от человека умеренности. От большинства такие требования отскакивали, как от стенки горох, говорит Вольфганг Шивельбуш (1981), автор увлекательнейших путеводителей по истории стимуляторов, в немалой степени способствовавший появлению на свет этой главы. Тогда время еще не подошло. Это случилось только сто лет спустя.