Ступени ответственности. Как помочь ребенку и подростку брать на себя ответственность за свои поступки

24.10.2021

Ступени ответственности

Как помочь ребенку и подростку брать на себя ответственность за свои поступки.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

   «Ступени ответственности» — четкая модель действий в тех случаях, когда ребенок или молодой человек совершает проступок (например, обманул товарища, украл, нагрубил взрослым, разбил окно и т.д.). Вместо того, чтобы обострять проблему, обвиняя ребенка, или, напротив, закрывать глаза на случившееся, лучше опереться на эту программу, и она поможет прояснить ситуацию, отчего выиграют все: и тот, кто совершил проступок, и тот кто пострадал от этого, и школьный класс в целом, вырастет также и авторитет взрослого. 
   Программу «Ступени ответственности» развили и обосновали финские психотерапевты и педагоги Харри Хирвихухта, Тапани Ахола и Бен Фурман. Эта программа соединяет в себе наблюдения и лучшие приемы выхода из конфликта и расставляет те акценты, которые не всегда в будничной спешке приходят в голову. Программа «Ступени ответственности», как рабочий инструмент, прежде всего, предназначена для работы в школах, но она также заинтересовала и воспитателей в детских и молодежных центрах. Программу можно использовать в различных странах, учитывая, однако местные обычаи и традиции. В Финляндии эта программа получила широкое распространение в школах. Кроме того, ее используют для работы с молодежью, в том числе и в религиозных организациях, в различных других проектах. 
   Основная мысль, содержащаяся в «Ступенях ответственности», является то, что ответственность за себя и других становится частью самосознания, которое дает возможность продвижения в совместной работе. Детский проступок можно рассматривать, как возможность обучения ребенка брать ответственность на себя. Воспитание ответственности нельзя рассматривать только как индивидуальную работу, она продолжается в воспитательной работе школы, класса, ее можно развивать в микрорайоне школы и в целом городе. Программа «Ступени ответственности» предлагает альтернативу наказаниям, которые могут лишь вызвать негативную реакцию, разобщить детей, воспитать у них чувство ложного геройства. Тот, кто направляет детей, следуя «Ступеням ответственности» показывает детям их значимость, дорожит ими, как личностями. 
   Я желаю удачи и успехов участникам проекта «Кандалакша: Стоп наркотик!» — волонтерам-специалистам и экспертам. Ваши профессиональные навыки, душевность и искренняя забота о благополучии детей и юношества оказали очень сильное впечатление на меня! Я надеюсь, что » Шаги Ответственности » послужат для Вас хорошим инструментом в достижении лучшего будущего!

Ваш друг, Харри Хирвихухта и другие авторы программы
«Ступени ответственности»: Тапани Ахола и Бен Фурман.
(перевод с финского Латаевой О.В.)
ПРЕДИСЛОВИЕ

   Мы часто слышим мнение, что многие проблемы молодых людей, особенно подростков, возникают в результате заниженной самооценки. Авторы программы «Ступени ответственности» исходят из концепции, что в проблемах молодежи нужно винить не столько их низкую самооценку, сколько плохо развитое чувство ответственности. Чувство ответственности, по мнению других людей — это и забота об окружающей среде, это и забота о сообществе, защита слабых и предоставление помощи тем, кто в ней нуждается. Иногда кажется, что некоторые дети рождаются с сильным чувством ответственности, в действительности же воспитание этого чувства является длительным и часто трудным процессом. 
   Существует много способов формирования у детей чувства ответственности в их повседневной жизни. Однако те ситуации, когда дети сделали что-то недопустимое или что-то безответственное, обеспечивают неповторимые возможности для воспитания у них чувства ответственности. Успешное вмешательство в случае безответственного поведения ребенка — эффективное средство, обеспечивающее возможность воспитания в ребенке чувства ответственности. 
   На следующих страницах Вы познакомитесь с пошаговой моделью вмешательства в ситуации, когда дети или подростки совершили безответственные поступки. Цель этой программы состоит в том, чтобы помочь детям научиться брать ответственность за свои проступки. Мы полагаем, что, беря на себя ответственность за свой проступок, ребенок формирует собственное чувство ответственности, что уменьшит вероятность повторения подобных действий в будущем. 
   Здесь под проступком подразумевается любой социально недопустимый или несоответствующий общественной морали акт: воровство, физическое или устное оскорбление, издевательство, вандализм, или любое другое нарушение принятых в обществе правил. 
   Принятие ответственности в данной программе сводится к последовательному процессу, который состоит из 6 шагов: 
   Принятие — ребенок соглашается обсуждать, что случилось и признается в том, что он (она) сделал(а); 
   Понимание — ребенок демонстрирует, что он понимает отрицательные последствия своих действий; 
   Извинение — ребенок извиняется перед теми, кого касается, его проступок; 
   Компенсация — ребенок соглашается с тем, что он, по взаимному согласованию, соответствующим образом компенсирует моральный или материальный ущерб, который он причинил другим; 
   Обещание — ребенок обещает, что впредь подобного не повторит и заключает взаимное соглашение о последствия нарушения данного обещания; 
   Забота о других — ребенок показывает готовность быть активным в предотвращении подобных нарушений правил среди таких же, как и он, детей. 

   Фактически в этой программе нет ничего нового. Это — просто модель, созданная для того, чтобы напомнить нам то, что мы уже знаем: стереотипные наказания, исходящие исключительно из нашего служебного положения (как и нашей родительской власти), часто не в состоянии остановить несоответствующее и недопустимое поведение. 
   Также хорошо известно и то, что в некоторых случаях, обычные наказания, кажется, имеют парадоксальный обратный эффект увеличения количества тех проступков, которые они, как предполагается, должны предотвращать. Эта тенденция проявляется особенно в тех случаях, когда ученик чувствует, что наказание несправедливо. Тогда это вызывает у него только чувство протеста. С другой стороны, вмешательство, которое ученик ощущает как справедливое и которое осуществляется при участии значимых для него людей, может оказать больший положительный эффект на его поведение. 
   Данная программа, включающая в себя шесть ступеней ответственности, основана, на наблюдениях авторов, подтверждающих, что, когда провинившийся последовательно шагает по этим ступеням, повторение проступка становится маловероятным.

    На разработку Шести Ступеней мы были вдохновлены многими авторами, которые пишут о психологии изменения недопустимого поведения. Среди них:

  • американский семейный врач Кло Маданес (Cloe Madanes), описавшая свою работу с неблагополучными семьями;
  • Аллан Дженкинс (Allan Jenkins), австралийский социальный работник, занимавшийся проблемами насилия в семье;
  • Вильгельм Глассер (Wilhelm Glasser) (wglasser.com), американский психотерапевт, основатель » Реалистической Терапии».
по материалам сайта Института терапии, Хельсинки, Финляндия reteaming.com
Авторы программы: 
Харри Хирвихухта (Harri Hirvihuhta) — Harri.hirvihuhta@voitava.fi 
Бен Фурман (Ben Furman) — ben.furman@reteaming.com и 
Тапани Ахола (Tapani Ahola) — Tapani.Ahola@reteaming.com
Иллюстрации — Кая Куясало (Kai Kujasalo) 
Перевод на русский язык: Браерского В.С. spacm@yandex.ru 
Под редакцией Луневой С.В. — главного специалиста по делам молодежи Администрации г. Кандалакша и Чекушкиной Г.А. — психолога детской деревни «SOS»