Рецензия на программу обучения "Социально-педагогические основы профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними: теория и практика социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении"

ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА ПРОТИВ НАРКОТИКОВ РОССИЯ
Р Е Ц Е Н З И Я

на программу обучения заместителей директоров школ по воспитательной работе (организаторов профилактики), социальных педагогов и других школьных специалистов "Социально-педагогические основы профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними: теория и практика социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении" в городе Кандалакше

   Представленная на рецензирование программа обучения заместителей директоров школ по воспитательной работе (организаторов профилактики), социальных педагогов и других специалистов школьной системы профилактики отражает основной минимум превентивных знаний, являющихся обязательными для организации действенной профилактической работы в школе. 
    Основной формой антинаркотической профилактики в регионах, как указали 70 % экспертов, является вербальная пропаганда. Но работа эта во многом идет неэффективно. По-видимому, не найдена убедительная форма диалога с подростками и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология "рыночного" поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. 
    В связи с этим особое значение имеет адекватная теоретическая и практическая подготовка специалистов образовательных учреждений к ведению работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

Настоящая программа создана коллективом профессионалов в сфере предупреждения наркозависимости:
  • Горанской С.В., заведующей научно-исследовательской лаборатории Карельского государственного университета по профилактике злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи, кандидат медицинских наук, профессор;
  • Блиновой А.В., кандидат педагогических наук, доцент Карельского государственного университета;
  • Браерским В.С. руководителем психологической службы "Доверие", г. Кандалакша;
  • Угарцевой Н.В., Наумовой О.В., Щепелиной М.Н. и Чулковой О.Л. - педагогами-психологами психологической службы "Доверие", г. Кандалакша.

   Преимуществом данной программы является то, что она, охватывая практически все аспекты наркопроблемы, является мультидисциплинарной и состоит из 3-х образовательно-тематических модулей:

    1-й модуль: ИНФОРМАЦИОННЫЙ - содержит информацию о концептуальных теоретических знаниях по проблеме зависимостей и в области профилактической работы мирового, и отечественного опыта. Теоретические знания по проблеме зависимостей имеют четкое деление на различные аспекты проблемы: медицинские, психологические и юридические. 
    Главная цель модуля: дать наиболее достоверную и разноплановую информацию о проблеме наркозависимости, представленную различными государственными ведомствами, учреждениями и профильными институтами. 
    Это позволит рассмотреть проблему в таком объеме, который даст возможность каждой школе в будущем разработать на практике собственный документ "Политика школы в отношении наркотиков и зависимостей" и использовать его для формирования у всех участников учебного процесса (педагоги, старшеклассники и родители) научного и единого мировоззрения в этом вопросе. 

    2-й модуль: ИНТЕРАКТИВНЫЙ - несет методическую направленность (интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения антинаркотической работы в подростковой и молодежной среде) и представлен различными интерактивными психолого-педагогического технологиями. 
    Главная цель модуля: обучение участников программы интерактивным психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы с различными целевыми группами (детьми, молодежью, их родителями, педагогами, специалистами). 

    3-й модуль: ПРОЕКТНЫЙ (технология проектной деятельности при разработке школьных систем профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью). 
    Цель данного модуля: обучение участников семинара методам проектного планирования необходимых для разработки и внедрения в школах эффективных проектов, направленных на достижение стратегической цели "Школа без наркозависимых". 
    По нашему мнению несомненным преимуществом данной программы является ее практическая направленность. Предусматривается выделение 50 часов самостоятельной работы, в ходе которых обучаемые выполнят конкретные задания (проведение "мониторинга вредных привычек", анализ превентивных возможностей микрорайона школы, подготовка и проведение общешкольных конкурсов, подготовка материалов для издания брошюр и рекламно-профилактических буклетов, подготовка и защита проекта превентивной работы в школе). 
    В качестве пожелания авторам, которые совершенно справедливо стремятся к мультидисциплинарности программы, шире использовать конфликтный подход в качестве методологической основы теоретических знаний в этой сфере. По мнению доктора педагогических наук Евгения Евгеньевича Тонкова: - "…поиск новых идей по преодолению наркотизации общества следует проводить с позиции теории конфликта" (Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридичекий центр Пресс", 2004.- 287с).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Данная программа рекомендована нами для обучения заместителей директоров школ по воспитательной работе (организаторов профилактики), социальных педагогов и других специалистов школьной системы профилактики в качестве программы повышения квалификации.



Георгий Зазулин, представитель ECAD в России, 
профессор Северо-Западного института 
повышения квалификации ФСКН России, к.ю.н