Меры, принятые Комитетом для обеспечения осуществления международных договоров о контроле над наркотиками

12.03.2021

Меры, принятые Комитетом в соответствии со статьей 14 Конвенции 1961 года и статьей 19 Конвенции 1971 года

159. В статье 14 Конвенции 1961 года (и той же конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года) и статье 19 Конвенции 1971 года предусмотрены меры, которые Комитет может принимать с тем, чтобы обеспечить осуществление положений этих конвенций. Такие меры, представляющие собой ряд возрастающих по своей строгости шагов, рассматриваются Комитетом, когда у него появляются основания полагать, что невыполнение каким либо государством положений этих конвенций создает серьезную угрозу для целей этих конвенций.

160. Комитет применял статью 14 Конвенции 1961 года и/или статью 19 Конвенции 1971 года лишь в отношении небольшого числа государств. При этом он преследовал цель содействовать соблюдению этих конвенций, когда другие меры не дали желаемых результатов. Соответствующие государства не называются до тех пор, пока Комитет не сочтет необходимым привлечь к данному вопросу внимание других государств-участников, Экономического и Социального Совета и Комиссии по наркотическим средствам (как это было в случае с Афганистаном). В результате постоянного диалога с Комитетом в соответствии со статьями 14 и 19 большинство таких государств принимали меры для исправления положения, и Комитет выносил решения о прекращении соответствующих действий, предпринимавшихся в рамках вышеупомянутых статей по отношению к этим странам.

161. В настоящее время Афганистан является единственным государством, в отношении которого принимаются меры согласно статье 14 Конвенции 1961 года.

2. Консультации с правительством Афганистана согласно статье 14 Конвенции 1961 года

162. В ходе Международной конференции по Афганистану, состоявшейся в Лондоне в январе 2010 года, правительство Афганистана и международное сообщество вновь подтвердили свою приверженность достижению прочного мира, стабильности и процветания в стране, сделав особый акцент на необходимости выработки более активной национальной стратегии развития Афганистана, с более четким указанием приоритетов. Это обязательство позволило сделать обнадеживающий шаг вперед, а именно разработать план более эффективного развития, совершенствования управления и укрепления стабильности в Афганистане при руководящей роли правительства, который был одобрен на Кабульской конференции 20 июля 2010 года и включает стратегию передачи основной ответственности за обеспечение безопасности на уровне отдельных провинций местным органам. Кабульская конференция завершилась принятием коммюнике, отражающего новую приверженность правительства Афганистана решению ряда ключевых проблем, включая борьбу с наркотиками, а также приверженность международного сообщества принципам эффективности помощи.

163. Комитет приветствует эти важные сдвиги, а также решимость правительства Афганистана добиваться целей своей национальной стратегии развития и своей национальной стратегии контроля над наркотиками. Комитет вновь подчеркивает, что обеспечение мира, безопасности и развития в Афганистане тесно связано с решением проблемы наркотиков, и надеется, что правительство Афганистана будет продолжать свои усилия, направленные на прекращение культивирования запрещенных культур и связанной с этим деятельности наркоторговцев в стране, в соответствии с положениями международных договоров, и прежде всего Конвенции 1961 года.

164. В течение последнего десятилетия в Афганистане продолжали наблюдаться высокие уровни незаконного культивирования опийного мака, несмотря на некоторое его сокращение в 2008 и 2009 годах. Это сокращение, однако, во многом было обусловлено рыночными факторами, а именно характерными для того периода высокими ценами на пшеницу и низкими ценами на опий, что делало более выгодным культивирование разрешенных культур. В 2010 году площадь незаконного культивирования опийного мака составляла все те же 123 000 га, что и в 2009 году. Хотя в 2010 году незаконное производство опия значительно сократилось (на 48 процентов), причиной этого была болезнь, поразившая маковые плантации в основных районах, где выращивается опийный мак. Очевидно, что за последние девять лет существенного прогресса в решении проблемы незаконного культивирования опийного мака в Афганистане достигнуто не было.

165. Как и в предшествующие годы, в 2010 году незаконное культивирование опийного мака по-прежнему было в основном (на 98 процентов) сосредоточено в южных и западных провинциях, наименее благополучных с точки зрения безопасности во всем Афганистане. Главным центром незаконного культивирования опийного мака оставалась провинция Гильменд, на долю которой приходилось 53 процента всех площадей, занятых в Афганистане под незаконные плантации этой культуры. На втором месте находилась провинция Кандагар, где в 2010 году общая площадь незаконных посевов опийного мака достигла 26 000 га; его культивирование расширяется в этой провинции с 2004 года, когда опийный мак выращивался на площади 4 959 гектаров. Если незаконное культивирование опийного мака в двух упомянутых провинциях не будет ощутимо и неуклонно сокращаться, то не следует ожидать существенного уменьшения объемов такого культивирования в Афганистане в целом.

166. Комитет, признавая факт активизации усилий в области контроля над наркотиками в Афганистане, обеспокоен тем, что мероприятия по ликвидации незаконного культивирования опийного мака серьезно затрудняются широким распространением коррупции на всех уровнях государственного управления и тем, что программы борьбы с наркотиками, несмотря на определенный прогресс, все еще страдают от дефицита безопасности, политической воли и потенциала в правительственных структурах. Комитет подчеркивает, что успех в длительной перспективе будет зависеть от долгосрочной жизнеспособности программ экономического развития в провинциях, где выращивается мак, и, что еще более важно, от обеспечения и укрепления в этих провинциях надлежащего управления и правопорядка.

167. Комитет отмечает, что предупреждение культивирования запрещенных культур и в конечном счете ликвидация такого культивирования попрежнему крайне важны для выполнения Афганистаном своих договорных обязательств и что этих целей можно достичь лишь при условии полного соблюдения и строгого применения соответствующих законов, а также надежного обеспечения крестьян альтернативными источниками дохода. Комитет настоятельно призывает правительство Афганистана принимать эффективные меры для достижения прогресса в областях, имеющих жизненно важное значение для долгосрочного роста экономики Афганистана и устойчивого прогресса в направлении ликвидации незаконного культивирования опийного мака, что было подтверждено в ходе недавних международных конференций в поддержку Афганистана.

168. Комитет отмечает, что правительство Афганистана обязалось принять все необходимые меры для повышения прозрачности, усиления подотчетности и противодействия коррупции. Прилагаются усилия по подготовке нормативно правовой базы для создания целевой группы по борьбе с тяжкими преступлениями и антикоррупционного трибунала (специальных судов), а также для учреждения комитета по рассмотрению афганского законодательства на предмет его соответствия Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Комитет приветствует конкретные шаги, предпринятые правительством Афганистана, и призывает ЮНОДК оказывать дальнейшее содействие в этой области, особенно в связи с реформой антикоррупционного законодательства Афганистана и приведением его в соответствие с положениями Конвенции против коррупции, ратифицированной Афганистаном в 2008 году.

169. Комитет отмечает все более активные усилия по укреплению регионального сотрудничества. Правительство Афганистана продолжает диалог и взаимодействие с соседними странами путем проведения двусторонних переговоров и региональных совещаний по проблемам безопасности, экономического сотрудничества и противодействия незаконному обороту наркотиков. Так, состоялось еще несколько региональных совещаний на темы борьбы с преступностью и наркотиками, а также пограничного режима, в которых приняли участие высокопоставленные должностные лица из Афганистана и соседних стран. Кроме того, новая серия совместных операций, проведенных афганской стороной, соответственно, с иранскими и с пакистанскими силами в августе 2010 года, привела к изъятию значительных партий запрещенных наркотиков, в том числе героина, опия и каннабиса, и к аресту наркоторговцев.

170. Для эффективных действий по противодействию угрозе, исходящей от афганского опия, и для оказания поддержки правительству Афганистана необходимы тесное региональное сотрудничество и согласованные усилия на национальном, региональном и международном уровнях. Комитет призывает все соответствующие международные и региональные организации интенсивно взаимодействовать друг с другом и вносить активный вклад в решение проблем, связанных с поставками опия из Афганистана.

171. Комитет признает сложность наркопроблем, стоящих перед Афганистаном, которые обостряются вследствие беспорядков, насилия и участия организованной преступности. Поэтому для решения этих проблем требуются долгосрочная приверженность и поддержка со стороны международного сообщества, включая военные силы, а также его участие в деятельности по борьбе с мятежниками, контролю над наркотиками и обеспечению альтернативного развития.

172. Комитет отмечает, что правительство Афганистана в настоящее время занимается обновлением и совершенствованием своей национальной стратегии контроля над наркотиками, о чем было объявлено самим правительством и упомянуто в коммюнике Кабульской конференции. Комитет исходит из того, что новый вариант данной стратегии будет носить всеобъемлющий и сбалансированный характер и охватывать все аспекты контроля над наркотиками, включая меры борьбы с незаконным культивированием каннабиса в этой стране, в соответствии с положениями международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет настоятельно призывает международное сообщество поддержать усилия по борьбе с наркотиками в Афганистане, предпринимаемые под руководством правительства страны, в частности, в таких областях, как развитие сельского хозяйства, пресечение незаконного оборота, сокращение спроса, уничтожение посевов и информационно-пропагандистская работа с населением, а также эффективное осуществление резолюции 1817 (2008) Совета Безопасности о контроле над прекурсорами. Комитет будет, в соответствии со статьей 14 Конвенции 1961 года, продолжать процесс консультаций с правительством Афганистана в целях достижения прогресса в сфере контроля над наркотиками в этой стране.