Международное сотрудничество в борьбе с тайным применением психоактивных веществ с целью облегчения совершения насильственных действий сексуального характера и других преступных деяний

05.07.2022

276. Известно, что некоторые вещества, находящиеся под международным контролем, а также некоторые вещества, не подпадающие под такой контроль, используются для облегчения совершения насильственных действий сексуального характера или других преступных деяний. Эти вещества тайно добавляют в пищу или еще чаще в напитки в количестве, превышающем терапевтические дозы, с целью ослабления сопротивления жертв или лишения их способности вспомнить о том, что произошло. Наиболее широкое распространение получило использование флунитразепама, получившего название «наркотик для совершения изнасилования на свидании». Комитет неоднократно затрагивал вопрос о таком использовании и мерах, принимаемых правительствами и промышленностью для решения таких проблем.

277. В своей резолюции 52/8 Комиссия по наркотическим средствам рассмотрела проблему использования фармацевтических средств для облегчения насильственных действий сексуального характера («изнасилование на свидании»). В своем докладе за 2009 год Комитет приветствовал принятие Комиссией резолюции 52/8 и настоятельно призвал все правительства как можно скорее выполнить эту резолюцию. Комитет указал также на случаи, когда эти фармацевтические средства применялись для ограбления жертв, например, для получения информации об их кредитной карте или использования их автомобилей, и предложил международному сообществу рассмотреть вопрос об осуществлении резолюции 52/8 Комиссии в связи с такими преступлениями, совершаемыми с применением наркотиков, включая насильственные действия сексуального характера. Комитет отмечает, что в результате этого вопрос о возможности использования фармацевтических средств в преступных целях для ослабления сопротивления потенциальных жертв был доведен до сведения широкой общественности и средств массовой информации. В частности, во многих сообщениях средств массовой информации, опубликованных во многих странах и регионах в 2010 году, подчеркивался тот факт, что совершению насильственных действий сексуального характера нередко способствует применение «наркотиков для изнасилования на свидании» и отсутствие до настоящего времени эффективных мер противодействия.

278. С учетом такого развития событий и в целях получения дополнительной информации о масштабах проблемы и принятых к настоящему времени мерах противодействия Комиссия по наркотическим средствам приняла в развитие своей резолюции 52/8 резолюцию 53/7, в которой она настоятельно призвала государства бороться с этим явлением, предпринимая, в частности, шаги по повышению уровня осведомленности населения о методах, применяемых насильниками, и средствах правовой защиты, имеющихся у жертв, а также призвала государства делиться любым соответствующим опытом и результатами исследований с Комитетом и ЮНОДК. Кроме того, Комиссия предложила государствам содействовать проведению исследований в этой области для оценки масштабов этой проблемы, определения методов, применяемых насильниками, и используемых психоактивных веществ, находящихся или не находящихся под международным контролем. Кроме того, Комиссия настоятельно призвала соответствующие международные организации, включая Комитет, ЮНОДК и ВОЗ, собирать информацию и продолжать анализировать это явление с целью разработки общих определений и стандартов, в частности международных руководящих принципов проведения судебной экспертизы для установления факта присутствия психоактивных веществ, которые использовались для совершения насильственных действий сексуального характера или других преступных деяний.

279. Во исполнение резолюции 53/7 Комиссии по наркотическим средствам Комитет в июле 2010 года связался со всеми правительствами и обратил их внимание на эту резолюцию, а также просил представить ему информацию, о которой говорится в резолюции. К 1 ноября 2010 года на просьбу Комитета ответили 47 правительств. 

280. Полученные к вышеуказанной дате ответы свидетельствуют о том, что преступные деяния с применением наркотиков совершаются во многих странах и регионах. Имеющаяся информация позволяет говорить о том, что психоактивные вещества, как правило, используются в отношении молодых женщин с целью совершения насильственных действий сексуального характера. Вместе с тем по ряду стран имеется также информация о случаях применения наркотиков с целью грабежа и мошенничества с имуществом, жертвами которых, как правило, являются мужчины. Большинство правительств указали на трудности с предоставлением достоверных данных по этому вопросу в силу отсутствия по таким делам результатов судебной экспертизы и других свидетельств. В этой связи установить подлинные масштабы проблемы весьма трудно, и большинство стран, как представляется, располагают весьма скудными данными по этой проблеме.

281. Трудность сбора таких данных объясняется тем, что сами жертвы, порой, не знают о факте совершения преступления или не желают, либо не могут выступать с публичным обвинением. Во-первых, они могут не помнить о том, что произошло вследствие приема таких веществ. Во-вторых, поскольку используемые насильниками препараты не имеют вкуса, цвета и запаха, жертвы могут не подозревать о том, что они находились под их воздействием и, следовательно, могут не обращаться с просьбой о проведении судебно-медицинского анализа их крови или мочи. В-третьих, такие вещества, как гамма-бутиролактон (ГБЛ) и ГОМК, очень быстро метаболизируются и через несколько часов могут не оставлять в крови или моче никаких следов. Кроме того, в силу культурных традиций некоторых стран в случае насильственных действий сексуального характера сама суть этого преступления делает проблематичным обращение жертвы за профессиональной помощью, особенно в тех случаях, когда жертва была знакома с насильником до совершения преступления. Жертвы могут не сообщать о подобных инцидентах из чувства стыда и страха порицания или из-за позора, которому в некоторых обществах подвергаются жертвы таких преступлений. Поэтому сотрудники правоохранительных органов, расследующие дела о преступлениях, совершенных при помощи наркотиков, должны пройти специальную подготовку по методам опроса жертв таких преступлений. Таким образом, Комитет надеется, что правительства не будут ограничивать поиск таких данных официальными отчетами о преступлениях, а будут продолжать поиск данных практических наблюдений, например путем наведения справок у социальных работников, включая специальные службы и кризисные центры для женщин, и у медицинских работников для получения реалистичных оценок масштабов данной проблемы.

282. Комитет с удовлетворением отмечает, что многие страны приняли контрмеры для решения этой проблемы, как это рекомендовано в резолюции 53/7 Комиссии по наркотическим средствам. В этой связи Комитет приветствует инициативы, предпринятые рядом правительств в сотрудничестве с промышленностью с целью предупреждения утечки и использования лекарственных средств для совершения преступлений с применением наркотиков, как это было сделано в 1990-х годах в отношении флунитразепама, без ущерба для биологической доступности и медицинского применения соответствующих препаратов. Комитет призывает все правительства, которые еще не сделали этого и которые столкнулись с такими проблемами, рассмотреть вопрос о принятии соответствующих мер по предупреждению тайного применения психоактивных веществ для совершения насильственных действий сексуального характера или других преступных деяний.

283. Комитет принимает к сведению принятые и планируемые ЮНОДК и заинтересованными правительствами меры по разработке общих определений и руководящих принципов проведения судебной экспертизы для установления факта присутствия психоактивных веществ, которые использовались для совершения насильственных действий сексуального характера или других преступных деяний. Комитет приветствует эти инициативы и намерен поддерживать их в соответствии со своим мандатом. Кроме того, Комитет будет и далее следить за проблемами, связанными с совершением преступлений с применением наркотиков, обмениваться собранной информацией с ЮНОДК и другими международными органами, такими как ВОЗ, прилагать по мере необходимости дальнейшие усилия по разработке соответствующих мер противодействия и включать в необходимых случаях в будущие годовые доклады новую полученную информацию по этому вопросу.