Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН)

Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН)Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН)

Председатель МККН Филипп О. Эмафо подчеркнул в предисловии к докладу, что народная поддержка международным договоренностям о наркотиках очень сильна. Это было убедительно продемонстрировано, когда на встрече министров сорок шестой сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам были представлены 1,3 миллиона подписей граждан 60 стран мира в поддержку конвенций ООН о наркотиках. Сбор подписей был инициирован шведской общественной организацией Хассела Нордик Нетворк.

Глава 1. Наркотики, преступность и насилие – их влияние на общество на микроуровне

Продолжая изучать влияние наркотиков на общество, МККН рассматривает в первой главе своего доклада связь между злоупотреблением наркотиками, преступностью и насилием на микроуровне. Последствия наркотиков, преступности и насилия на этом уровне вполне сопоставимы и тесно связаны с последствиями транснациональной незаконной наркоторговли на макроуровне. Злоупотребление наркотиками на микроуровне нередко связано с различными формами антиобщественного поведения, такими как нарушение правопорядка, преступность и насилие, и отрицательно сказывается на отдельных членах общества, семьях, жилых кварталах и общинах, обусловливая необходимость принятия соответствующих мер международным сообществом и отдельными правительствами.

Как показывает проведенный Комитетом обзор, на долю относительно небольшой группы опасных и склонных к применению насилия правонарушителей, которые злоупотребляют наркотиками, приходится непропорционально большое количество серьезных преступлений. Правоохранительные меры часто рассматриваются в качестве единственно возможного ответного действия на насилие и другие преступления, связанные со злоупотреблением наркотиками, однако необходимо изыскивать другие средства борьбы с такими преступлениями. Задачу исправления лиц, злоупотребляющих наркотиками и совершающих преступления и акты насилия, предлагается решать на основе междисциплинарного подхода, который включает:
осуществление эффективных программ сокращения спроса на наркотики;

осуществление эффективных и действенных мероприятий по поддержанию правопорядка в жилых районах и общинах с целью предупреждения незаконного оборота наркотиков;

предложение помощи наркозависимым, с тем чтобы они могли пройти лечение;

направление наркозависимых на лечение через систему уголовного правосудия вместо применения к ним мер лишения свободы;

вовлечение общин в деятельность по предупреждению злоупотребления наркотиками;

создание возможностей для трудоустройства и обеспечение тем самым таких людей возможностями зарабатывать на жизнь законным способом.

Глава 2. Функционирование системы международного контроля над наркотиками

Здесь рассматривается вопрос "уменьшения вреда". 

Глава 3. Анализ положения в мире: Европа

Комитет выражает озабоченность широким распространением злоупотребления каннабисом в Европе, что в сочетании с ослаблением контрольных мер, может препятствовать принятию необходимых мер по уничтожению нелегальной культивации и борьбе с наркоторговлей в Европе и других регионах мира. Темпы распространения ВИЧ–инфекции среди лиц, злоупотребляющих наркотиками путем инъекций, остаются тревожно высокими в государствах Балтии, а также в Российской Федерации и Украине; Комитет призывает эти государства активизировать усилия, направленные на сокращение спроса на запрещенные наркотики.

МККН об «уменьшении вреда» в сфере контроля над наркотиками

В своем Ежегодном докладе МККН "призывает правительства, намеривающиеся включить меры "уменьшения вреда" в свои стратегии сокращения спроса, тщательно проанализировать общие последствия таких мер, которые иногда могут оказать положительное воздействие на отдельных людей или на местную общину, но которые будут иметь далеко идущие отрицательные последствия на общегосударственном или международном уровнях".

В своем нынешнем докладе Комитет приводит конкретные заявления и рекомендации, касающиеся следующих мер, связанных с "уменьшением вреда":

Программы обмена или распространения игл и шприцев "В целях ограничения распространения ВИЧ/СПИДа правительствам необходимо принимать меры, которые позволили бы сократить случаи общего пользования иглами для подкожных инъекций среди лиц, злоупотребляющих инъекционными наркотиками. При этом Комитет подчеркивал, что никакие профилактические меры не должны способствовать или содействовать злоупотреблению наркотиками".

Заместительная или поддерживающая терапия

Применение заместительной или поддерживающей терапии "не нарушает положений международных договоров, независимо от того, какое вещество при этом используется, при условии соблюдения требований принятой в соответствующем
государстве разумной медицинской практики".

Помещения для инъекции наркотиков (объекты, где лица, злоупотребляющие инъекционными наркотиками, могут вводить себе наркотики, которые они приобрели незаконным путем)
"Комитет неоднократно заявлял, в том числе и в своих последних ежегодных докладах, что такая практика продолжает вызывать серьезную озабоченность, и еще раз указывает, что она нарушает положения международных конвенций о контроле над наркотиками.

Комитет вновь заявляет, что статья 4 Конвенции 1961 года налагает на государства–участников обязательство ограничить "исключительно медицинскими и научными целями" производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение. Поэтому с правовой точки зрения такая практика нарушает положения международных конвенций о контроле над наркотиками".