«ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С РОЗОВЫМ СЛОНОМ», о первом заседании клуба «Журналисты против наркотиков»

25.11.2021

Что нам делать с розовым слоном

По материалам журнала Санкт-Петербургский Университет

    В одной из книг по психологии состояние семьи, в которой ребенок употребляет наркотики, метафорически описывается так: «В нашей квартире живет большой розовый слон. Родители делают вид, будто его нет. Но кучи, которые он накладывает, трудно не заметить. Со временем их накапливается столько, что жить в квартире становится невозможно. И только тогда мы начинаем кричать…” Освещая вопрос наркомании, СМИ зачастую ведут себя точно так же – начинают кричать, лишь когда внешняя сторона проблемы становится очевидна. А розовые слоны между тем продолжают свое черное дело.

    31 октября на факультете журналистики состоялось первое заседание санкт-петербургского клуба “Журналисты против наркотиков”. Клуб был создан при Международном центре государственной антинаркотической политики. Главной задачей клуба станет создание междисциплинарного подхода к наркомании. По словам Георгия Васильевича Зазулина, представителя ECAD в Санкт-Петербурге, эта проблема не может быть “приватизирована одной отраслью”. Точно так же, как и борьба с наркоманией не может быть “приватизирована” одной страной. Наркотики не различают государственных границ.

    На первом заседании Клуба выступили Ёнас Хартелиус, научный консультант Swedish Narcotic Offcers Association и Андрей Леонидович Лихтарников, доцент педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена. Аудитория узнала, что такое наркоэпидемия и как психология поможет ее одолеть.

    Студентам и журналистам-практикам, которые изъявили желание стать членами клуба, предстоит провести цикл семинарских занятий и самим определить, как правильно освещать наркоманию в прессе.

Пикник на обочине

    Зачастую авторы газетных публикаций, сами того не подозревая, делают наркотикам самую настоящую рекламу, пропагандируя наркотический образ жизни, непознанный, фантастический мир. Кроме того, в условиях полной свободы мнений наблюдается излишняя либерализация отношения к наркотикам… Порой журналист плохо понимает, что за информацию ему удалось обнаружить, и какое влияние она может оказать на аудиторию. Но он не должен быть сталкером, который приносит в мир ему самому непонятные, а главное, смертельно опасные вещи.

Я узнал, что у меня есть огромная семья…

    Уже на первом заседании клуба “Журналисты против наркотиков” возникла дискуссия по поводу того, как остановить эпидемию наркомании в России. Андрей ЛеонидовичЛихтарников, эксперт в области психологии наркозависимости, предложил относиться к наркоману, как к больному, а не как к социально опасному элементу. «Наркомания — такая же болезнь, как холера или инфаркт. Больной холерой опасен для окружающих, но никому не придет в голову осуждать его за это”.

    А если рассматривать того же наркомана с точки зрения механизма распространения наркоэпидемии, то он, безусловно, опасен. А раз опасен, то его необходимо изолировать. Что же получается, “пора строить лепрозорий”?

    “Следует разделять человека и его поведение, — поясняет Георгий Васильевич Зазулин. — Осуждать надо не личность, а негативный (но не противоправный) поступок. Психологи не без основания рекомендуют придерживаться этого правила родителям в отношениях с провинившимся подростком”.

    Получается примерно следующая картина. Я, вне зависимости от возраста, — ребенок по отношению к обществу. Каждый отдельный представитель общества — такой же ребенок, как и я. Но общество в целом — родитель по отношению ко мне. При таком раскладе семейная идиллия вполне возможна. Но есть еще… РОЗОВЫЙ СЛОН, или аддиктивное, то есть отклоняющееся от нормы, поведение. Addiction — по-английски пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность, которая перерастает в зависимость.

Пустой мешок

    Возникает вопрос: почему, находясь в одинаково неблагоприятных (или наоборот, нормальных) условиях, одни люди становятся наркоманами или впадают в иные виды зависимости, а другие — нет?

    Есть замечательное китайское изречение: пустой мешок стоять не может. То есть “сопротивляемость” аддикциям напрямую зависит от того, насколько гармонично заполнен внутренний мир человека. Исследования показывают, что от злоупотребления наркотиками удерживает целый ряд факторов. Например, чувство юмора. Также важен внутренний самоконтроль и устойчивость к стрессовым ситуациям. Для подростка не последнюю роль играют взаимоотношения по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Это может быть школьный учитель.

    По концепции психоаналитика и педагога Э.Эриксона каждая психосоциальная стадия развития человека имеет свои конфликты. Эриксон для каждой возрастной стадии определил конфликт, который должен быть разрешен внутри нее для оптимального развития на последующих стадиях. Конфликт, не разрешенный вовремя, может стать причиной формирования аддиктивного, зависимого поведения.

Знать врага в лицо

    Необходимо обучать журналиста правильно освещать проблему наркоэпидемии. Потому что это междисциплинарная сфера, профессионалов в которой пока не существует. Таких профессионалов могла бы готовить кафедра конфликтологии философского факультета. Совместно с Центром антинаркотической политики на философском факультете разрабатывается магистерская программа. На факультете международных отношений появится курс “Международный контроль наркотиков. История, современность, проблемы”. Но самой перспективной в этом плане оказалась кафедра социологии на факультете журналистики.

    По результатам работы клуба «Журналисты против наркотиков» на факультете журналистики планируется выпустить книгу — сборник учебных материалов для журналистов-практиков. Следующее заседание планируется на конец ноября.

    “Очень важно выработать у журналистов чувство ответственности перед обществом за то, что они пишут и говорят, — отметил Георгий Васильевич. — Они должны трудиться в интересах человечества, пропагандируя ценности здорового общества. Члены нашего клуба — не элита, не “избранные”, но и не случайные слушатели. Это люди с позицией”.

Венера Галеева

Факторы риска злоупотребления наркотиками 
(по А.Л.Лихтарникову)

  • асоциальное поведение в раннем детстве
  • отчуждение и изоляция
  • асоциальное поведение в позднем детстве и раннем подростковом возрасте
  • протест и бунтарство
  • положительное отношение к употреблению наркотиков
  • восприимчивость к влиянию сверстников
  • друзья, употребляющие табак, алкоголь и другие наркотики

Защитные факторы

  • взаимоотношения с любящим взрослым — самоидентификация с ролевой моделью
  • возможность вносить свой вклад в значимое общее дело,
  • восприниматься другими как находчивый, изобретательный, нужный, имеющий потенциал
  • эффективность в работе, игре, отношениях
  • здоровые ожидания и позитивный взгляд в будущее
  • способность оценивать себя (рефлексия
  • самодисциплина
  • навыки решения проблем и критического мышления чувство юмора

Как спровоцировать своих детей на употребление алкоголя и наркотиков (по А.Л.Лихтарникову)

  • Никогда не сидеть за совместной трапезой всей семьей.
  • Никогда не организовывать семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
  • Обращаться к детям, но не говорить с ними, никогда не слушать.
  • Наказывать детей в присутствии других детей и никогда не хвалить их за хорошее поведение.
  • Всегда решать проблемы детей или принимать решения за них.
  • Возложить ответственность за нравственное и духовное воспитание детей на школу или на церковь.
  • Никогда не позволять своим детям испытывать холод, усталость, разочарование, переживание неудач и т.п.
  • Угрожать детям таким образом: “Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик, я накажу тебя”.
  • Ожидать, что ваш ребенок будет учиться на “отлично” по всем предметам.
  • Всегда доделывать все за них и препятствовать тому, чтобы они принимали ответственность на себя.
  • Не позволять детям выражать отрицательные эмоции: злость, гнев, страх, грусть и т.д.
  • Чрезмерно опекать их и не объяснять им смысл слова “последствия”.
  • Заставлять детей чувствовать, что ошибки — это грехи.
  1. Никогда не доверять своим детям.