Интервью Главы города Пермь Аркадия КАМЕНЕВА газете "Звезда"

Интервью Главы города Пермь Аркадия Каменева
газете "Звезда" (4 октября 2002 г.)

В этом году (2002) Глава Перми Аркадий Каменев подписал постановление о создании в структуре городской администрации нового подразделения - Отдела по межведомственной координации антинаркотической деятельности. С какой целью создан отдел, какие задачи поставлены перед его сотрудниками - об рассказывает пермский градоначальник
статья опубликована
gorodperm.ru/antinar5.asp

    
    Аркадий Леонидович, чем была вызвана необходимость создания нового структурного подразделения администрации города? 

    Ситуация, складывающаяся в последние годы в Перми, характеризуется ростом преступности, причем происходит обострение или эскалация факторов, влияющих на динамику преступности. Среди основных факторов, таких, как безработица, детская беспризорность и безнадзорность, мы выделяем наркоманию. 
    По данным органов здравоохранения в Перми в настоящее время зарегистрировано около 6 тысяч наркопотребителей (это обратившиеся за помощью в лечебные учреждения города), а по данным УВД эта цифра приближается к 30 тысячам. Причем ежегодное увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, отмечается на уровне 15 % - 20 %. Нетрудно просчитать, что через 5 лет число их удвоится, т.е. потребителем наркотиков станет каждый 15-й житель города (75 % из них - это молодежь в возрасте 15-29 лет). Я уже говорил о том, что на показатели преступности существенно влияет наркоситуация. В текущем году в городе правоохранительными органами изъято 5 кг сильно действующих наркотиков, зарегистрировано около 1000 преступлений, связанных с незаконным оборотом. Всем понятно, что 5 кг - это лишь незначительная доля тех наркотиков, которые завозятся в областной центр. 
    Наличие в Перми огромной "армии" наркоманов (более половины от всех регистрируемых в области) естественно влияет на показатели здоровья населения города. Из 2000 ВИЧ-инфицированных, проживающих в городе Перми, 89 % являются наркопотребителями и самое страшное, что столь серьезное заболевание в 10 % случаев регистрируется у учащихся образовательных школ и специальных учебных заведений, 3 % учащихся ВУЗов. 75-ти детям, родившимся от ВИЧ-инфицированных родителей, вынесен столь серьезный диагноз. И все это последствия наркомании. 
    Учитывая многогранность проблемы незаконного оборота наркотиков и противодействия наркомании, сегодня борьбой с наркоманией занимаются органы милиции, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, молодежные, общественные организации. В городе реализуется несколько программ, в которых в той или иной степени отражаются вопросы антинаркотической деятельности. Функционируют различные комиссии и общественные советы, которые не в состоянии координировать данную деятельность, т.к. они работают на общественных началах. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу об организации в структуре администрации города отдела по межведомственной координации антинаркотической деятельности. Кстати, данное решение продиктовано, помимо результатов анализа сложившейся ситуации в городе, требованиями Федерального Закона "О противодействии распространению наркомании в РФ", а так же соответствует решению Совета Безопасности при Президенте РФ В.В. Путине. И надо отметить, что аналогичная структура уже создана в Краснодаре, Тюмени, Санкт-Петербурге. Если говорить о Приволжском Федеральном округе, то мы являемся "пионерами". 

    Аркадий Леонидович, чем же все-таки будет заниматься новый отдел? 

    Несмотря на малочисленность сотрудников отдела, мы надеемся, что он будет многофункционален и его деятельность будет продуктивной. Я считаю, что в 1-ю очередь отдел должен сформулировать концепцию своей деятельности. Одним из приоритетных направлений является мониторирование ситуации в городе, связанной с наркоманией. Главное же, конечно, - координация деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления и заинтересованных ведомств в вопросах противодействия наркомании. Для примера: только в администрации города работают 10 ведомств по данному направлению + деятельность районных администраций + около двух десятков общественных организаций, которые работают по профилактике наркомании, а собрать и проанализировать всю эту деятельность некому, да и эффективность мероприятий еще низкая. 
    Всем этим и будет заниматься отдел. Важным разделом работы считаю подготовку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы. И здесь хватает пробелов. 
    Особо хочу отметить предстоящую работу с ОТОСами. Мы четко представляем, какой большой аппарат чиновников и специалистов не занимался данной проблемой. Без общественности нам не обойтись. Именно активисты микрорайонов знают и представляют ситуацию в каждом доме, дворе, квартире. И без их привлечения к данной работе нам не получить желаемого результата. Ведь, в первую очередь, мы проводим эту работу, чтобы рядовой гражданин города был спокоен за свое жилье, свою безопасность и безопасность своей семьи. 
    В планах отдела разработка и контроль за исполнением программы по профилактике наркомании в городе Перми и уже сегодня отделом предложены мероприятия по борьбе с наркоманией в рамках программы "Профилактика преступности, детской безнадзорности и беспризорности, обеспечение личной и имущественной безопасности на 2003-2005 годы". 
    Сотрудникам отдела придется заниматься разработкой и реализацией мер по повышению эффективности участия заинтересованных ведомств в данной проблеме. И мы, конечно, придаем большое значение работе с общественными организациями, (в том числе и с религиозными), деятельность которых направлена на искоренение такого "зла" как наркомания. 

    Какие все-таки ближайшие планы в работе администрации города отдела по антинаркотической деятельности? 

    В настоящее время завершился процесс формирования команды единомышленников. Работы предстоит много, но на первом этапе мы планируем провести детальный анализ наркоситуации в городе с привлечением профессиональных социологов, психологов, работников ОВД, медиков, в общем, всех заинтересованных специалистов, даже население города, чтобы определить, что мы имеем и куда дальше двигаться. Понятно, что потребуется определенная "ревизия" деятельности структур, занимающихся противодействием наркомании в нашем городе. Нас не удовлетворяет положение дел по данному вопросу в г. Перми. Обилие различных центров в структурах образования, здравоохранения, социальной защиты приводит к тому, что функции одних часто дублируют другие. Я считаю, что это не рационально и затратно для казны города, т.к. они содержатся за счет бюджета города. И конечно, параллельно будут отрабатываться критерии качества деятельности ведомств, принимающих участие в антинаркотической работе. 
    Естественно, мы будем информировать население города о тех результатах, которые получим, через СМИ и планируем так же цикл передач на телевидении, радио, в печати, где выступят депутаты городской Думы, специалисты здравоохранения, милиции, образования, деятели культуры и т.д. Планов много, я надеюсь, что они реализуются, и мы сможем изменить ситуацию в городе, связанную с наркоманией. 

Комментарий редакции сайта
К сожалению, в администрации Санкт-Петербурга отдела подобному пермскому нет. Он существовал очень недолго и был ликвидирован сразу же после перехода вице-губернатора Санкт-Петербурга М.Г. Михайловского в Совет Федерации.