ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "Профилактика социально-значимых заболеваний: наркомании, ВИЧ/СПИДа и их социальных последствий на 2004-2006 гг."

•   НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА   • 



  1. Если названия уменьшенным шрифтом на титульном листе - это варианты названий, то предпочтительно большое название - оно полнее отражает содержание мероприятий.

  2. Формулировка целей несет политические опасности:

    • "создание условий" не ослабляет ответственности обязательств "остановить рост злоупотребления наркотиками", "сокращения распространения наркомании" и т.д.

    • "приостановление" в нашей языковой практике чаще понимается как задержка на какое-то время, по истечении которого (время действия программы?) все возобно-вится в прежнем виде

    • "уровень минимальной опасности для общества" - вообще-то может быть понят как полное искоренение наркотиков и т.п., ибо никто норматива такой минимальности не знает, а если понимать его как "приемлемый уровень наркотизации", то кто возьмет на себя ответственность сказать публично, какой уровень приемлем?

  3. Имеющиеся "Ожидаемые конечные результаты" не просто подробнее (что и должно быть), но и конкретнее цели, которая должна им соответствовать. Идя обратным порядком - от ожидаемых результатов к целям, - получаем формулировку целей "Остановить (на пер-вом этапе - снизить прирост) распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, предупредить дальнейшее распространение заболевания, вызываемые вирусом ВИЧ-инфекции"".

  4. В ожидаемых результатах нет ни слова по направлению ВИЧ/СПИД, а в задачах Про-граммы можно лишь предположить, что вторая и третья из них относятся и к ВИЧ/СПИД.

  5. Порядок перечисления ожидаемых конечных результатов должен соответствовать логике причин и следствий и порядку перечисления целей: уменьшение распространения наркоза-висимости уменьшает число преступлений, а не наоборот.

  6. "Снижение динамики" - жаргонный неоднозначный термин. Лучше бы строгий термин "снижение темпов роста" - этот термин соответствует целям первого этапа Программы (кстати, на какой период он рассчитан).

  7. "Оценка эффективности последствий реализации Программы" по большинству пунктов дублирует "Ожидаемые результаты". Этот раздел имеет смысл только, если в нем будут из-лагаться "Методы и критерии оценки эффективности /лучше бы - результатов, т.к. эффек-тивность, строго говоря, это соотношение результатов и затрат/ программы".

    • Если это замечание принимается, то 1-й, 2-й, 5-й, 6-й и 7-й пункты можно количест-венно оценить и найти способ как замерить результат, а остальные не подходят - они по форме являются общеоориентирующими целями.

    • последний пункт раздела "Оценка…" - "остановить рост…" позволяет предложить разделение пунктов этого раздела на те, которые можно замерить на 1-ом этапе, и те, которые используются для оценки программу за весь период

  8. Описание ситуации для обоснования программы грешит несколькими некорректностями:

    • Для оценки улучшения ситуации надо привести все показатели ситуации на момент ее начала (или начала ее разработки). Данные наркодиспансера удовлетворяют это-му требованию, но откуда данные о превышении этих показателей в десятки раз? Такая фраза обесценивает эти данные и не позволяет вообще оценивать результаты программы. Без четкого понимания процедуры оценки сейчас и по завершении про-граммы она превращается в непроверяемое по результативности расходование бюджета (см. еще раз п. 7 настоящих Замечаний).

    • Темпы не могут быть на дату (абзац 3), вероятно, здесь имеются в виду данные о приросте состоящих на диспансерном учете за год; то, что темпы сократились, мож-но подтвердить только приведением цифр "за 2001 год прирост был такой-то, стал в 2002 году таким-то", но снижение прироста в % может иметь место при увеличении абсолютного числа учитываемых; точность этих данных в процентах с десятыми после фразы "фактически количестве в десятки раз больше" может вызвать только сомнение в квалификации авторов текста.

    • В программе и мероприятиях практически ничего не говорится об алкоголизации, как острой проблеме. Это можно понять и по логике "нельзя охватить все", и по то-му, что механизмы распространения алкоголя иные (прежде всего, в большей своей части законом не запрещенные). Тогда зачем в Обосновании приводить данные о том, что алкоголизм растет куда быстрее (хотя рост в 8 раз скорее всего результат начальной стадии учета), ведь это можно понять так, что положение с алкоголизмом хуже и надо его брать в первоочередном порядке, или делать программу действи-тельно комплексной (что косвенно подтверждается последней фразой о несформи-рованности у населения потребности в здоровом образе жизни).

    • В Обосновании имеются еще только данные по ВИЧ/СПИД, в которых опять-таки отсутствуют данные динамики (только фраза о "явно" положительной динамике). По ним, однако, никаких соображений о расхождении регистрируемой и латентной заболеваемости нет.

    • Ни по одному другому направлению (преступность, связанная с наркоманией, воз-раст 1-ой пробы и т.п.) никаких данных не приводится. Это делает невозможным контроль за результативностью программы по направлениям.

  9. Рассмотрение содержания отдельных мероприятий не входит в задачу данной эксперти-зы. Однако все вышесказанное позволяет отметить недостаточность проработки задач мо-ниторинга ситуации и как одного из пунктов Программы, и как элемента технологии ее от-слеживания и оценки.

    • Надо еще раз проработать с экспертами-медиками вопросы достоверности данных, получаемых при ежегодном проведении мед.осмотров, оценки факторов латентно-сти потребления наркотиков.

    • Без мониторинга результатов остается выполнение задач повышения информиро-ванности населения по проблемам наркозависимости и распространения ВИЧ/СПИД и изменения отношения жителей к этим явлениям.

    • В практике большинства программ, проводимых в соответствии с хорошей практи-кой, затраты на независимый мониторинг результативности программ составляют 4-5% общего объема финансирования программ.

А.А. Вейхер
Независимый эксперт, к.э.н,
доцент каф. софицологии СПб филиала ГУ-ВШЭ