Эффективные программы профилактики зависимости от психоактивных веществ



Наталья Александровна Сирота

Наталья Александровна Сирота 
профессор, доктор медицинских наук, 
декан факультета клинической психологии 
Московского государственного 
медико-стоматологического университета 
sirotan@mail.ru

Что происходит с профилактикой зависимости от психоактивных веществ сегодня?

  • Проблема продолжает актуализироваться и усложняться
  • В решение проблемы включаются государственные и негосударственные структуры
  • Переход от декларативного признания проблемы к действиям
  • Разработаны методологические основы профилактики, нормативные документы, регламентирующие данный вид деятельности; сформулированы основные задачи, направления профилактической деятельности и ее организационные основы
  • Государственное, региональное и муниципальное финансирование
  • Разработаны программы профилактики для разных возрастных групп молодежи и программы для подготовки педагогов, психологов, родителей, волонтеров, для здоровых школьников, контингентов риска и зависимых от психоактивных веществ Проводятся конкурсы программ, их экспертиза, совещания по обмену опытом, международное взаимодействие
  • Подготовка специалистов из числа психологов, педагогов, врачей Социальных работников, сотрудников ИДН, волонтеров из молодежной среды
  • Межведомственная активность
  • Понимание необходимости комплексного подхода к решению проблемы

Стратегии профилактической работы

  • Профилактика, основанная на школе (школьные программы)
  • Профилактика, основанная на семье (семейные и родительские программы)
  • Профилактика в организованных общественных группах населения
  • Профилактика с помощью средств массовой информации
  • Профилактика, направленная на группы риска детей, подростков и молодежи
  • Систематическая подготовка специалистов в области профилактики
  • Развитие сети волонтерского движения в области профилактики
  • Мотивационная профилактическая работа в рамках программ первичной профилактики
  • Мотивационная работа с группами риска и потребителями ПАВ
  • Профилактика рецидивов у лиц ранее употреблявших ПАВ
  • Включение в профилактическую деятельность работу с социальной средой
  • Развитие альтернативной наркотизации деятельности

Многофакторная природа мотивации к изменению поведения

На основании многолетнего исследования подростков и юношей 12 –17 лет, были выделены три типа психосоциальной адаптации, связанные с аддиктивным поведением и формированием зависимости от ПАВ. Исследование базировалось на следующих теоретических концепциях:

  • теория социального научения и самоэффективности,
  • теория продвижения к здоровью;
  • теория проблемного поведения;
  • мотивационная теория постадийного изменения поведения;
  • трансакциональная теория стресса и копинга;
  • теория социальной поддержки.

Подростки и юноши, проявляющие адаптивное поведение и не склонные к употреблению ПАВ характеризовались

  • высоким уровнем поведенческих стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки
  • высоким уровнем развития личностно- средовых адаптационных ресурсов (Я- концепция, восприятие социальной поддержки, выраженный субъективный контроль поведения)
  • развитыми коммуникативными ресурсами (эмпатия, социальная компетентность)

Подростки и юноши, проявляющие склонность к употреблению ПАВ, но не имеющие зависимости характеризовались (аддиктивное поведение):

  • выраженной поведенческой стратегией поиска социальной поддержки
  • низким уровнем выраженности стратегии разрешения проблем
  • низким уровнем развития личностно- средовых ресурсов
  • высоким уровнем развития эмпатии, стремлением к общению
  • низким уровнем социальной компетентности

Подростки и юноши, зависимые от ПАВ характеризовались:

  • низким уровнем поведенческих стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки
  • низким уровнем развития личностно- средовых адаптационных ресурсов (Я- концепция, восприятие социальной поддержки, выраженный субъективный контроль поведения
  • не развитыми коммуникативными ресурсами (эмпатия, социальная компетентность)

Это позволило определить цели, задачи и методы дифференцированных по возрасту мультикомпонентных программ профилактики

Программы профилактики

  • Мультикомпонентные программы профилактики злоупотребления ПАВ и других форм рискованного поведения (Корабль, Поддержка, Точка Опоры)
  • Духовно-ориентированые программы профилактики ВИЧ/СПИДА, злоупотребления ПАВ (Живая вода, Ладья, Ответственное родительство)
  • Программы профилактики для подростков групп риска (Программа ФЖН); Программы подготовки волонтеров в области профилактики

Цель программ – формирование здоровой личности человека, способного строить свою жизнь согласно высоким духовным ценностям.

Задачи программ

  • Формирование мотивации на достижение в своем развитии этических общечеловеческих и духовных ценностей
  • Формирования здорового жизненного стиля
  • Формирование психологической личностной компетентности
  • Развитие протективные факторов – защищающих личность молодого человека от употребления наркотиков.

«Корабль»
Программа профилактики для детей младшего школьного возраста

Программа рассчитана на 16 занятий по 1,5 часа каждое, 1 раз в неделю. 
Возраст участников: 7-11 лет.

Цель программы:

  1. Формирование нравственных ценностей
  2. Помощь в социальной адаптации.
  3. Профилактика аддитивного поведения.
  4. Профилактика употребления психоактивых веществ.
  5. Укрепление психического и физического здоровья младших школьников.
Названия занятий:
  1. Подготовительное занятие.
  2. Знакомство с городом чувств.
  3. Ветер Удивления.
  4. Остров Страха.
  5. Вихри Тревоги.
  6. Остров Коварства.
  7. Треугольник Непонимания.
  8. Водоворот Обиды.
  9. Фонтан Веселья
  10. Саргассовы Лени.
  11. Виноватый Дождь.
  12. Остров Грусти
  13. Айсберг Равнодушия.
  14. Море Злости.
  15. Остров Радости.
  16. Заключительное занятие.

«Поддержка»
Программа для подростков 11-13 лет

Программа рассчитана на 19 тренинговых занятий по 1,5 часа каждое

Программа состоит из четырех разделов

  • Информационный раздел;
  • Развитие личностных ресурсов, основанных на нравственных ценностных ориентациях;
  • Развитие навыков и стратегий адаптивного поведения и поведения направленного на здоровье.
  • Формирование антинаркотических установок.

Темы занятий:

  1. Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть?
  2. Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
  3. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
  4. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости.
  5. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.
  6. Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения.
  7. Семья как единый организм. Какой я вижу свою будущую семью.
  8. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.
  9. Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить “Нет”

"Точка опоры"
программа формирования здорового жизненного стиля,
профилактики злоупотребления психоактивным и ВИЧ\СПИДа у подростков 14-16 лет

Программа рассчитана на 24 тренинга. Каждый тренинг проводится 1,5 часа, 1 или 2 раза в неделю. 
Цель программы - Формирование здорового жизненного стиля, нравственных ценностных ориентаций, личностных ресурсов и стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими ПАВ и ВИЧ-инфицированию у подростков.

Блоки и темы

Профилактика злоупотребления ПАВ

  1. Профилактика курение
  2. Профилактика злоупотребления алкоголем
  3. Профилактика употребления наркотиков. 
    Цель: Осознание собственной мотивации к курению употреблению ПАВ. Информирование о воздействии ПАВ на организм и психику. Создание условий для формирования собственного отношения к проблеме.

Профилактика ВИЧ\СПИДа

  1. Межполовые отношения и гендерные особенности. 
    Цель: Фокусировка на особенностях личности, связанных с полом. Осознание сложностей взаимоотношения между полами.
  2. Любовь и сексуальные отношения. 
    Цель: Формирование сознательного представление о любви и сексуальных отношениях.
  3. Профилактика ВИЧ-инфицирования, СПИДа и ИППП. 
    Цель: Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, ИППП. Создание условий для формирования собственного осознанного отношения к проблеме. Мотивирование к дальнейшему самостоятельному поиску информации.

Формирование эффективных взаимоотношений в семье

  1. Семья. Функции семьи. 
    Цель: Осознание роли семьи в развитии личности человека. Определение функций семьи, способствующих развитию здоровой личности.
  2. Семья как система. Родительская семья. 
    Цель: Осознание установок, правил в родительской семье.
  3. Эффективное взаимодействие в семье. 
    Цель: Формирование навыков эффективного взаимоотношения в семье.
Работа в школах г. Москва

«ЛАД ь Я» (В ладу с собой)

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой зависимости от ПАВ: свобода, любовь, жизнь, смерть, семья, дружба, ценности, цели и смысл, добро – зло, терпимость – толерантность – стигматизация, выбор, одиночество, здоровье – болезнь, счастье – несчастье.

Работа в школах г. Москва

«Живая вода»
Программа первичной профилактики рискованного поведения для детей младшего подросткового возраста

Фабула сказочного действия заключается в спасении Человечества, для чего необходимо собрать команду отважных спасателей, Высокая Миссия которых – собрать по всему Белу Свету 26 фрагментов ключа. Фрагменты представляют собой нравственно-ценностные категории, постижению которых посвящены 26 занятий.

Пример занятия «Поддержка»

  • Подготовка команды к отправлению: конструирование средства передвижения и прогнозирование возможных сложностей.
  • Разыгрывание сюжета: Северный полюс, Ледяной остров, Замороженные истуканы, потерявшие способность чувствовать, любить и поддерживать друг друга.
  • Основная часть: Задача участников с помощью специальных упражнений вернуть «истуканам» утраченные способности и научить их любит и оказывать поддержку.
  • Окончание занятие: Обсуждение духовно-нравственных категорий, их связь с жизнью человека и его здоровьем. А так же вручение Даров, Фрагмента Ключа и исполнение Гимна.

Почему волонтерство является эффективной стратегией в профилактике?

  • Охват большего количество населения профилактической деятельностью.
  • Реализация подхода «равный – равному».
  • Участие в волонтерских программах значительно развивает самих молодых тренеров и преподавателей, оказывая таким образом двойной профилактический эффект.
  • Экономическая выгода.

«Равный- равному» 
Принцип осуществления профилактической деятельности, основанный на взаимодействии людей, обладающих рядом одинаковых признаков (возраст, социальное положение, опыт), которые способствуют установления между ними взаимопонимания и доверия. 

Многолетний отечественный и международный опыт свидетельствует о высокой эффективности формы профилактической работы с вовлечение молодежи в качестве волонтеров.