Раннее выявление потребителей психоактивных веществ среди детей и подростков. Организация профилактической работы

30.03.2022

Светлана Иванова
Светлана Иванова 
заведующая детско-подростковым 
отделением ГУЗ «Новгородский 
областной наркологический 
диспансер «Катарсис»

Распределение зарегистрированных несовершеннолетних по диагнозам.

  • Несовершеннолетние отдают предпочтение алкоголю, потребление которого выросло за последний год на 15,2%.
  • Показатель болезненности психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, увеличился по Великому Новгороду на 1,2%.
  • Увеличилось число детей и подростков группы риска.
Группа риска(включая проф. осмотры)
  2008 г. 2009 г. 2010г. 1 полугодие 2011
число несовершеннолетних 612 964 782 671

ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА

    , КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ НОВГУ ИМ.Я.МУДРОГО

  • 10,5% опрошенных молодых людей ранее пробовали какие-либо наркотические вещества,
  • 6,5% — продолжают эпизодически употреблять наркотики,
  • 2,5% — употребляют систематически наркотики.
  • 38% — после окончания школы не употребляют алкоголь или наркотики.

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДЕТЕЙ ДО 14 ЛЕТ.

МЕТОДЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

  • Взаимодействие с ПДН УВД.
  • Участие в работе Комиссии по делам несовершеннолетних ( КДН).
  • Взаимодействие с другими медицинскими учреждениями.
  • Взаимодействие с социальными структурам Великого Новгорода.
  • Проведение профилактических осмотров врачом психиатром-наркологом в учебных учреждениях.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПДН УВД СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

  • Получение информации о подростках, задержанных сотрудниками полиции в состоянии опьянения ПАВ.
  • Патронаж несовершеннолетних социальным работником ДПО.
  • Анализ полученной информации, формирование базы данных по группе наркологического риска.
  • Консультирование несовершеннолетних на отделении: решение вопроса о динамическом наблюдении и группе наблюдения (группа риска, профилактическая группа, группа диспансерного наблюдения).
  • Назначение плана обследования и лечебно-профилактических мероприятий согласно установленным стандартам.

СТРУКТУРА ПАТРОНАЖА

  • Установление контакта с родителями детей и подростков.
  • Предоставление информации о цели посещения.
  • Краткий сбор сведений о наличии проблем с употреблением ПАВ или других аддикциях.
  • Разъяснение необходимости посещения специалистов наркологической службы с использованием методов мотивационного интервью.
  • Акцентирование на конфиденциальности получения помощи.
  • Предоставление информации о ДПО, указание телефонов, часов приема специалистов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПДН УВД СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО НАПРАВЛЕНИЯ

  • Совместное участие в рейдах в места скопления молодежи.
  • Совместное посещение семей несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН УВД, замеченных в употреблении ПАВ.
  • Цель – формирование контакта с детьми и подростками, сбор информации о несовершеннолетних и их семье, предоставление сведений о местах получения помощи детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проведение профилактической беседы, мотивация посещения ДПО.
ПУТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИНФОРМАЦИЯ ИЗ УВД.
  2008 г. 2009 г. 2010г. 1 полугодие 2011
% от числа взятых на учет 13.3 45.8 21.7 40.7
ПУТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, КДН.
  2008 г. 2009 г. 2010г. 1 полугодие 2011
% от числа взятых на учет 49,5 18,8 21,7 11

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

  • Консультирование врачом психиатром-наркологом в соматических стационарах.
  • Осуществляется по требованию медицинских учреждений при подозрении на употребление ПАВ.
  • Цель: помощь в диагностике и определении тактики дальнейшего ведения пациента.
  • Патронаж социальным работником по результатам получения сигнальных листов о выявлении несовершеннолетних потребителей ПАВ из СМП, поликлиник и стационаров.
  • Цель: соответствует цели посещения по информациям из ОП.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ.

  • Государственное учреждение социального обслуживания «Новгородский социальный приют для детей «Радуга.
  • Муниципальное учреждение «Центр внешкольной работы «Алые паруса»».
  • Государственное учреждение социального обеспечения «Центр социальной помощи семье и детям».
  • Муниципальное учреждение «Центр молодежных инициатив «САМ»».
  • Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ

  • выяснение личной позиции подростка в отношении употребления ПАВ,
  • выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ,
  • предоставление информации о местах оказания психологической и медицинской помощи,
  • оценка ситуации по употреблению ПАВ среди несовершеннолетних,
  • установление доверительных отношений учащихся со специалистами наркологической службы;
  • повышение уровня информированности педагогов и родителей по проблемам болезней химической зависимости.

ИТОГИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

В 2010 году из числа взятых на учет в Великом Новгороде наибольший процент составляют самостоятельные обращения — 30,4% и рекомендации социальных педагогов — 26,1%.

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФ. ОСМОТРОВ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • Заполнение списков учащихся.
  • Заполнение согласия на проф. осмотр с проведением экспресс-тестирования.
  • Проведение тестирования учащихся, в соответствии с требованиями методики (в случае положительных результатов моча направляется в ХТЛ ГУЗ НОНД «Катарсис»).
  • Интерпретация результатов
  • Предоставление результатов тестирования врачу психиатру-наркологу.
  • Подготовка отдельного кабинета для проведения консультирования.

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФ. ОСМОТРОВ, СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОГО ОСМОТРА

  • Оценка внешних признаков употребления ПАВ.
  • Применение экспресс-опросника для выявления склонности к употреблению ПАВ.
  • Оценка уровня информированности о ПАВ, толерантности по отношению к потребителям, выявление факторов наследственности, признаков созависимости, характера реферрентной группы.
  • Выявление степени вовлеченности в употребление ПАВ (используя критерии МКБ-10 в психиатрии и наркологии):
  • — группа наркологического риска,
  • — пагубное употребление с вредными последствиями,
  • — синдром зависимости от ПАВ,
  • — сочетанное употребление ПАВ (с вредными последствиями и синдром зависимости).
  • Проведение мотивационного интервью для дальнейшей работы со специалистами наркологической службы при наличии показаний.
  • Взятие на учет в группу диспансерного и профилактического наблюдения несовершеннолетних потребителей ПАВ, нуждающихся в помощи психиатра-нарколога.
  • Оформление документации с результатами осмотра.
  • Выработка рекомендаций по профилактической работе для учебного заведения.
  • Направление отчета о проделанной работе в организационно-методический отдел ГУЗ НОНД «Катарсис».

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • Составление отчета о проделанной работе в учебном заведении ( число осмотренных, причины неосмотренных, число экспресс-тестов, количество выявленных потребителей ПАВ по диагнозам, рекомендации для педагогов).
  • Проведение профилактических занятий с учащимися образовательных учреждений (психологи).
  • Проведение тренингов с несовершеннолетними группы риска.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ 2002-2010 ГГ.
  2002 г.
Чел. / %
2003 г.
Чел. / %
2004 г.
Чел. / %
2005 г.
Чел. / %
2006 г.
Чел. / %
2007 г.
Чел. / %
2008 г.
Чел. / %
2009 г.
Чел. / %
2010 г.
Чел. / %
Кол-во уч.заведений 25 20 26 27 17 24 32 41 39
Подлежало осмотру 6187 3750 2381 2205 1980 1659 1750 2167 2253
осмотрено 4115/66,5 2381/63,4 1407/59 1497/68 1450/3,2 1289/77,7 1407/80 1531/71 1573/70
Группа риска 304/7,3 197/8,2 521/37 355/23,7 367/25,3 98/7,6 131/9,3 241/15,7 100/6
Экспресс -тесты 715/17,3 552/23,1 390/27,7 294/19,6 383/26,4 295/22,9 380/27 552/36 416/26
Кол-во проф. занятий и тренингов 39
90
219
67
159
25
185
70
197
30
264
58
312
45
224
29
322
25
Охвачено проф. работой 1140 4809 3067 3471 3963 5410 6539 5116 7029

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА.

  • Проводится со здоровыми детьми и подростками, а также с подростками группы риска (медицинские работники, психологи и специалисты по социальной работе).
  • Включает проведение профосмотров, активной пропаганды( буклеты, сайт, лекции, акции), обучение волонтерской группы, проведение профилактических занятий и тренингов, индивидуальное консультирование.

Профилактические занятия

  • оценка уровня информированности несовершеннолетних о ПАВ,
  • оценка уровня толерантности к употреблению ПАВ,
  • причины развития болезней зависимости и продуктивные способы решения проблем,
  • информирование о вредных эффектах ПАВ и вредных последствиях употребления ПАВ,
  • информирование о видах и механизмах формирования зависимости,
  • преимущества здорового образа жизни,

Тренинги

  • Цели: повышение уровня жизнестойкости, преодоление саморазрушающих стереотипов поведения, приобретение адекватной самооценки, навыков межличностного взаимодействия, в целом — личностный рост ребенка.

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

  • Проводится с детьми и подростками, уже имеющими в своем опыте неоднократное употребление, с подростками со злоупотреблением какого-либо ПАВ.
  • Проводится на фоне лечения индивидуально врачами психиатрами- наркологами, специалистами по социальной работе, психологами. Включает в себя информацию о вредных эффектах ПАВ и вредных последствиях употребления ПАВ, информацию о необходимости лечения; социальную реабилитацию. Детям оказывается помощь в структурировании времени, приобретении социальных навыков, навыков построения адекватных межличностных коммуникаций.

ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

  • Проводится с больными детьми, имеющими психические и поведенческие расстройства, а также соматические изменения в результате употребления ПАВ. Проводится врачом – наркологом, психологом, социальным работником, включает в себя реабилитацию больного после лечения зависимости от ПАВ.
  • В рамках отделения существуют амбулаторная и стационарная программы медико-социальной реабилитации.

СТАЦИОНАРНАЯ ПРОГРАММА

  • Рассчитана на 1,5-3 месяца,
  • Приоритетным направлением работы является психотерапия.
  • Реабилитационная работа включает в себя комплекс индивидуальных и групповых психотерапевтических методов.
  • Цель этой работы – помощь в преодолении существующих дезадаптивных форм поведения, приобретение новых продуктивных навыков совладения с психотравмирующими ситуациями, повышение самооценки, формирование здорового образа жизни.

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ ПОМОГАЕТ СФОРМИРОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. 
Служитель православной церкви помогает детям разобраться в таких понятиях, как духовность, любовь к ближнему, вера. Пациенты узнают историю православия. 

РАБОТА С КЕРАМИКОЙ. 
Лепка из глины помогает установить контакт, снять напряжение, развить творческие способности подростков. 

ИППОТЕРАПИЯ – ЛЕКАРСТВО И УДОВОЛЬСТВИЕ.