Тестирование учащихся с целью выявления потребления наркотиков

03.06.2021


Отчет о поездке в США —
тестирование учащихся с целью выявления потребления наркотиков

Пер Йоханссон, Газаль Амини 
RNS Ассоциация «За общество без наркотиков» 
перевод со шведского Lana Willebrand

Обоснование

В США накоплен хороший опыт по наркотестированию учащихся. Существует как юридическая база, детально проработанные планы действий, так и исследования эффективности, которые показывают хорошие результаты.

Наркотестирование учащихся

Многие школы в США на протяжении уже длительного периода времени используют выборочное тестирование учащихся на алкоголь и наркотики как часть программ по профилактике. Тесты на основе подозрений также используются. Верховный Суд США выразил свое одобрение применению тестирования в случае наличия подозрений, возможность такого тестирования внесена в законодательство многих штатов. Эти штаты отличаются также позитивным отношением и к выборочному тестированию учащихся, занимающихся в школьных клубах и секциях.

The insitute for Behavior and Health (IBH)

Институт основан врачем Робертом Дюпонтом в 1978 г. Одной из самых больших задач интститута является работа по внедрению тестирования, которое они считают имеющим большое значение для предотвращения вовлечения молодежи в злоупотребление наркотиками. 
preventionnotpunishment.com в 2002 году институт провел исследование среди 9 школ, которые использовали тестирование. В настоящий момент проводится новое исследование совместно с министерством образования.

Школа Хантердон

   Уже в 1995 году Верховный Суд США постановил, что применение выборочного тестирования среди учащихся, занимающихся в спортивных секциях школ, не противоречит законодательству. Однако каждый из американских штатов обладает суверенитетом, так что юридические детали могут быть опробованы в суде каждого штата. 
    Школа Хантердон в Нью-Джерси, одна из крупнейших с 3000 учащихся, начала использовтаь тестирование в 1997г. Причиной послужило исследования отношения к наркотикам среди учащихся, которое показало тревожные результаты. Более трети учащихся 10-12 классов потребляли марихуану, 10% использовали галюциногены, многие отвечали, что достать наркотики лекго, некоторые потребляли также героин. Совет школы решил использовать метод выборочного тестирования всех учащихся, занимающихся в спортивных секциях школы. 

    В течение трех лет программа шла очень успешно. Уже через два года после начала тестирования повторное исследование показало снижение наркопотребления в 20 из 28 категорий. Однако совет школы решил, что показатели улучшились недостаточно, и ввели тестирование для всех учеников, занимающихся какой-либо деятельностью в свободное время в школе, не только спортом (музыкой, театром, худ. творчеством и т.д.). Трое родителей подали на школу в суд и в течение 3 лет, пока шел процесс, тестирование не проводилось. 
    Школа выиграла процесс. В течение 3 лет, пока тестирование было заморожено, злоупотребление наркотиками в школе значительно выросло. 

    Мы встретились с Лизой Бради, которая работала зам. директора школы в 1997 г. Она, а также юрист Давид Эванс (родитель), с кем мы также встретились, активно боролись за введение тестирования. В настоящий момент Лиза работает в меньшей школе, но и там проводит удачную программу по тестированию. Лиза Бради подчеркивает, что тестирование должно быть частью более широкой программы профилактики, и что задача тестирования — помочь ученикам, а не наказать. Она часто посещает другие школы и рассказывает родителям и штатным работникам о том, как надо проводить выборочное тестирование в школе и каких результатов можно ожидать. Она подчеркивает, что ключем успеха программ по тестированию является информирование. В начале было много вопросов, родители волновались и не знали, какие последствия тестирование будет иметь для их детей. После того, как родители получили четкие ответы на интересующие их вопросы, большинство из них поддержало идею и выразили доверие школе в проведении тестирования. 

    Лиза Бради не удовлетворена анализом слюны, который школа проводит параллельно с анализом мочи. Марихуана присутствует в слюне только в течение нескольких часов, что недостаточно для тестирования. Относительно анализа волос, она говорит, что такая методика дорогая и что ее использование в школе спорно. Анализ волоса, если он досточной длины, может выявить отдаленное во времени потребление наркотика, и неизвестно, имеет ли школа право получать такую информацию. К тому, же, говорит Лиза, «наша задача- обнаружить текущее наркопотребление, а не просто факт злоупотребления наркотиками». 

    Далее, Лиза Бради замечает, что выборочные тесты воспринимаются учениками как справедливые. Основанные на подозрении — естественно, выделяют ученика, и в этом нет ничего неправильного. Они должны использоваться, когда ученик приходит в школу под воздействием наркотика, поэтому такой тест в некотором смысле может рассматриваться как наказание. 
    Законодательство Нью-Джерси довольно строгое в этом отношении. На школе лежит ответственность вмешаться в течение 2 часов, если ученик пришел под воздействием наркотика в школу. Позитивный результат приводит к определенным последствиям, а также к запрету посещения школы и переходу на преподавание на дому в течение некоторого времени. Это хорошо, считает Лиза, так как показывает отношение школы к такому поведению. Выборочное же исследование имеет другие цели, оно нацелено помочь, а не наказать. Прежде всего — предупредить. Очень редко в Хантердонской школе в результате выборочного метода обнаруживаются ученики, употребившие наркотики. В списки, по которым случайным образом выбираются ученики, входит 2/3 всех учащихся школы (члены различных секций и кружков). 

    Лиза хотела бы, чтобы в ее школе все ученики могли быть охвачены тестированием, однако это не допускается американским законодательством. 

    Крис Стеффнер — директор школы Хакетстаун с около 1000 учеников в 9 -12 классах. Когда Крис три года назад заинтересовалась тестированием, она хотела начать сразу, без долгих церемоний. Однако школьный совет настоял на том, что идею надо сначала укоренить среди родителей и учеников. Это оказалось верным решением, говорит Крис. На первую встречу пришло несколько сотен родителей, которые задавали массу вопросов. На вторую встречу — меньше половины, и потом на встречи о тестировании приходила дюжина одних и тех же родителей. 

    Когда Крис начала работать в этой школе пять лет назад, порядок и дисциплина оставляли желать лучшего. В школе было масса правил, которым никто не следовал. Крис Стеффнер очистила список правил и оставила всего несколько, зато их соблюдение требовалось, например, запрет на ношение головных уборов и мобильных телефонов. Она ввела единое время обеда для всей школы. До нее это не делалось, так как столовая не вмещала всех желающих. Теперь ученикам позволили есть принесенный из дома обед где угодно, при условии уборки мусора за собой. Это нововведение понравилось учащимся, так как теперь они могли встречаться друг с другом во время общей паузы. 
    Мы прошлись по коридорам школы вместе с Крис, невысокой хрупкой женщиной, которая завоевала большое уважение среди учеников. При нас она сняла шапку с парня, такого высокого, что она с трудом дотянулась до его головы, однако он не протестировал более, чем просительным взглядом. «Ты можешь забрать шапку после уроков в моем кабинете, ты знаешь правила,» — сказала Крис. 

    Крис Стеффнер ездит по школам и рассказывает об опыте тестирования. Иногда она встречает сопротивление со стороны родителей или тех, кто хочет запретить тестирование в школах. Тогда Крис говорит, что ее совершенно не интересуют такого рода дебаты. Верховный суд США вынес решение относительно законодательной базы для наркотестирования, так что вопрос полностью закрыт. Дискуссии могут вестись только по вопросам, насколько отделы по образованию хотят или не хотят использовать этот метод в своей профилактической работе. 

    Крис рассказала о важных деталях вокруг наркотестирования. Необходимо для обеспечения спокойствия учеников и родителей следить за обязательным уничтожением любой информации о тестах, которые проводились во время учебы какого-либо ученика, не позднее дня, когда он уходит из этой школы. Никто не должен иметь возможность посмотреть, как обстояли дела с тем или иным учеником какое-либо время после окончаниям им учебного заведения. Необходимо обеспечивать максимальную степень анонимности, чтобы нельзя было указать ни на одного ученика. Негативный тест, полученный в школе, не направляется на дальнейший анализ. Позитивный тест, полученный школьной медсестрой, она называет «не-негативный» и посылает на дальнейший анализ. Только после подтверждения результата тест считается позитивным. 

    Для того, чтобы тестирование давало наилучшие результаты из возможных и работало в качестве метода профилактики, тестирование должны проходить не менее 10% учеников, подлежащих тестированию. Из 1000 учеников школы 740 входят в списки для тестирования. Лучше, если есть возможность тестировать 20%. В течение года школа Крис проводит около 175 тестов. Из 69 выборочных тестов, сделаных на данный момент в этом году, только один был позитивным. Из тестов, проведенных по подозрению, 29 из 39 дали позитивный результат. 

    Тесты по подозрению должны иметь место, чтобы можно было вять анализ у ученика, по виду которого можно определить, что он находится под воздействием наркотика. Этим дается сигнал, что злоупотребление имеет последствия, и тут надо быть жестким. Выборочное же исследование является профилактическим средством, а не наказанием. Оно служит для обнаружения учеников, которым нужна помощь. «Ты не должен заниматься тем, в чем ты не разбираешься», -говорит Крис ученикам. 

    Министерство образования США активно распространяет информацию о тестировании, помогает финансировать начало программы для заинтересованных школ. Школы обязаны регулярно отчитываться о ходе работы. Программа основывается на законе, принятом при администрации президента Буша, и называется «не обойди вниманием ни одного ребенка», Leave no child behind. 

    Мы также посетили Управление по контролю над наркотиками, Office of National Drug Control Policy, ONDCP. Управление организует региональные встречи, на которых рассказывает о тестировании. Встречи проводятся для учащихся, учителей и родителей, на которых они получают ответы на свои вопросы. Управление продолжает работать и ставит своей целью снизить злоупотрбление наркотиками в стране на 25 %.

Выводы

  • Помочь — а не наказать. 
    Даже если законодательство Швеции и США различно, у нас много общего, что касается тестирования. Нам надо решать одни и те же проблемы. Вся система тестирования должна восприниматься как справедливая, личность ученика должна защищаться, нельзя допускать ошибочных результатов тестирования, вопросы безопасности должны решаться удовлетворительным образом, целью должно быть — помочь ученикам, а не наказать, что и выражается в лозунге «не обойди вниманием ни одного ребенка»
  • Выборочные тесты 
    Мы считаем, что накопилось достаточно фактов, говорящих в пользу урегулирования проведения выборочного наркотестирования в школах, особенно в старших классах. В младших классах, вероятно, возможно только тестирование по подозрению, однако со временем выборочные анализы могут вводиться и там.
  • Добровольность 
    Наиважнейшее значение имеет добровольность участия. Только полиция имеет право при подозрении о совершении правонарушения принудить подозреваемого сдать анализ на наркотики. Школе такая роль совершенно не подходит. Те несколько учеников, которые откажутся от сдачи тестов, привлекут повышенное внимание своих родителей. В любом случае, тестирование не является палочкой-выручалочкой и не решает полностью проблему злоупотребления наркотиками. Необходима работа по многим направлениям.