Структурно-субъектные основы наркоконфликта и антинаркотической политики российского государства

03.10.2021

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Кафедра Конфликтологии

Диссертация на соискание степени магистра конфликтологии
040300 — Конфликтология (Магистерская программа 040307- Наркоконфликтология)

Автор — КОВАЛЕНКО Юлия Валерьевна
Научный руководитель: АЛДАГАНОВ М.М.. доктор политических наук
Юлия Коваленко Структурно-субъектные основы современного наркоконфликта и антинаркотической политики российского государства
Содержание: 
Введение 
Глава 1. Предметное поле наркоконфликта и понятийный аппарат. 
1.1.Проблемы определения предмета наркоконфликта 
1.2.Субъекты наркоконфликта 
Глава 2. Структурно-субъектные основы антинаркотической политики 
2.1. Субъекты законодательной власти в контексте антинаркотической политики 
2.2. Исполнительная власть и ее субъекты в сфере антинаркотической политики 
2.3. Судебная власть РФ, наркосуды как результативный пример субъекта антинаркотической политики 
Заключение 
Список литературы

Введение

Формирование свободного гражданского общества, реальной демократии, создание правового государства подразумевают господство права, Конституции и закона. Сильное государство, соответствующее современному характеру и структуре общества, должно располагать не менее эффективной методологией и реальным инструментарием, позволяющими осуществлять надежное противостояние угрозе наркотизации, которую мы рассматриваем как опасное социальное явление, возникающее вследствие прогрессирующего распространения наркомании. 

В России нет единого официального центра по учету показателей, характеризующих наркоситуацию в стране. Нет его пока и в других странах. Этот факт официально признан ООН. Еще в мае 1996г. в докладе ее Генерального секретаря на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи по этому поводу было заявлено: «В настоящее время данные о злоупотреблениях наркотиками в глобальном масштабе недостаточны, представлены в разных формах и разбросаны по многим источникам» . Более того нет и единой согласованной международной системы показателей и методик их получения. Так что информация, которой располагают о состоянии наркоситуации как в мире в целом, так и по каждой отдельно взятой стране, весьма фрагментарна и не полна. 

Также в системе правоохранительных органов до настоящего времени отсутствуют общие подходы, определяющие тактику борьбы с наркобизнесом. В настоящее время общество и многие должностные лица государственных структур, в том числе и руководители, до сих пор не осознали той огромной опасности, которая нависла над страной в связи с расширением немедицинского потребления и нелегального оборота наркотиков.

    Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России можно назвать следующие:
  1. Развал системы детских и молодежных организаций.
  2. Резкое изменение социального статуса — расслоение в обществе.
  3. Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.
  4. Ценностный кризис в обществе — потеря жизненных ценностей.
  5. Ослабление семейных связей (в частных случаях).

Таким образом, мы наблюдаем, что продолжается процесс значительного распространения наркотизма в обществе, растет число наркоманов и потребителей наркотических средств и психотропных веществ, растет преступность, связанная с нелегальным оборотом указанных препаратов, расцветает наркобизнес. К тому же расширяется география наркотизма. В России нет ни одного региона, не охваченного этим явлением. Все более тесной и очевидной становится связь российской наркоситуации с международной. Среди потребляющих наркотики увеличивается малолетнее население страны и женщины. Врачи-наркологи утверждают, что если 3-4 года назад средний возраст наркоманов-подростков составлял 16-17 лет, то сегодня ? 13-14 лет. За последние десять — двенадцать лет в 6,5-7 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотические и психотропные препараты. Все шире вовлекаются те группы населения, которые характеризуются более лучшими социальными показателями: более высоким образовательным уровнем, наличием значительных доходов, отсутствием жилищных проблем, проживанием в благополучных семьях и т.п. 

Тем самым актуализируется проблема тяжелой наркоситуации в стране. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что, во-первых, наличие в России сил, стремящихся к легализации наркотических средств. Во-вторых, идет трансформация наркомании в наркоэпидемию. В-третьих, происходят различия на мировоззренческом уровне у многих специалистов в Российской Федерации. Также можно выделить, что председатели межведомственных комиссий не имеют опыта в данной сфере. А социальный контроль наркотиков в разных странах различен. 

Целью данного исследования является раскрытие содержания российской антинаркотической политики для того, чтобы найти взаимосвязь с наркоконфликтом, определить субъекты и структуру.

    Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:

  • провести конфликтологический анализ наркоконфликта, рассматривая структуру;
  • определить субъекты наркоконфликта;
  • рассмотреть законодательную деятельность в отношении наркотиков;
  • определить деятельность субъектов исполнительной власти;
  • обобщить и сравнить основы деятельности судебной власти.

Объектом нашего исследования является антинаркотическая политика российского государства. Предметом исследования — является анализ взаимодействия субъектов наркоконфликта и антинаркотической политики. 

Хотелось бы отметить, что степень разработанности темы крайне мала. Исследования наркоконфликта еще только начинается, что вызывает крайний дефицит материалов, рассматривающих проблему в данном ключе. Проблематикой же антинаркотической политики занималось значительное число исследователей: Нильс Бейерут, Г.В. Зазулин, Е.Е. Тонков, М.Л. Прохорова, Я.И. Гилинский, Йонас Хартелиус и др. 

В качестве методологической базы используются методы системно-структурного анализа, позволяющий комплексное рассмотрение проблемы в контексте сложившейся в России системы антинаркотической политики, классификация и систематизация, а также основные парадигмы конфликтологии. 

По структуре можно сказать, что наша работа состоит из двух глав. Первая глава рассматривает конфликтологический анализ наркоконфликта. Особое внимание уделяется субъектам. Вторая глава посвящена антинаркотической политике российского государства. Мы рассматриваем структуру антинаркотической политики на основе принципа разделения властей. Т.е. подробно выделяем субъекты каждой ветви власти. 

Научная новизна работы заключается в том, что впервые будут рассмотрены структурно-субъектные основы антинаркотической политики по принципу разделения властей. Также мы впервые проведем конфликтологический анализ наркоконфликта. 

Практическое и теоретическое значение работы заключается в попытках углубления и расширения существующей теоретической базы, которая может использоваться, как в ходе учебного процесса, так и на практике в антинаркотической политике.

Глава 1. Предметное поле наркоконфликта и понятийный аппарат. 
1.1.Проблемы определения предмета наркоконфликта.

История потребления человеком различных наркотических веществ насчитывает не одно тысячелетие. Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в течение всего развития человеческой цивилизации в разные исторические периоды и у различных народов всевозможные наркотические средства находили применение в религиозных обрядах, медицине и повседневном быту. 

Испокон веков наркотики потреблялись только традиционные для местности проживания конкретного народа, наркотики не угрожали гибели народов вследствие наркозависимости, так как их потребление носило прикладной характер, то есть потребление наркотиков исходило из обычаев, традиций, культуры. Это было до того, как наркотики стали товаром, и вышли на международный рынок. 

В настоящее время население Российской Федерации находится в наркоситуации, которую можно квалифицировать как крайне негативную. Вопросы наркозависимости обсуждаются на самом высоком уровне, ведется дискуссия о совершенствовании концепции антинаркотической политики Российской Федерации. Но до сих пор ныне действует «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятая еще 22 июля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ. С тех пор прошло уже немало времени, и наркоситуация значительно изменилась. И, к сожалению, только ухудшилась. Ситуацию с наркотиками уже называют «наркокатастрофой». Все больше исследователей, занимающихся данной проблемой, и людей, работающих в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, говорят о необходимости переосмысления и приведения в соответствие современным реалиям общей стратегической концепции государственной наркополитики. 

В частности с тех пор и появились необходимые понятия, чтобы описать ситуацию наркомании. Таким образом, наркоконфликт является неотъемлемой частью антинаркотической политики российского государства. Это понятие позволяет в едином ключе анализировать наркореальность различного масштаба, от внутриличностной до международной, от проблем бытового характера до глобального конфликта между странами — производителями наркотиков и странами-потребителями. 

Существует несколько определений наркоконфликта. 

Наркоконфликт — конфликт между теми, кто участвует в незаконном обороте наркотиков, и теми, кто не участвует в незаконном обороте наркотиков. 
Наркоконфликты — любые конфликты, где зона разногласий сущностно связана с понятием наркотика. 
Наркоконфликт — негативное взаимодействие субъектов, имеющих позицию «за наркотики» и «против наркотиков», находящихся в состоянии нацеленности на борьбу за изменение и сохранение своего положения. 

Нам представляется более точным понятие, предложенное Г.В. Зазулиным. Наркоконфликт — это конфликт (политический, идеологический, экономический, социальный, юридические, информационный и т.д.) зона разногласий в котором сущностно связана с наркотиками или формами их контроля . Из определения мы видим, что это прежде всего конфликт. Важнейшим элементом исследования любого конфликта, проводимого как в целях теоретического анализа, так и с практически-прикладной точки зрения — оценки и прогнозирования хода и исхода конкретного конфликта, является определение его содержания — довольно сложной системы взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности участников конфликта. 

Таким образом, проанализируем наркоконфликт в формате конфликтологического анализа. А именно, определим объект, предмет, природу наркоконфликта и особое внимание уделим субъектам. Соответственно, и «вырисовывается» структура наркоконфликта. 

Уточним, что под объектом конфликта подразумевают конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта . Представляется, что в конфликте государства и наркорынка обе стороны стремятся обладать индивидом, обычным взрослеющим подростком, молодым человеком. Государство стремится, чтобы он состоялся как ответственный гражданин: повзрослел, служил в армии, потом работал, растил детей, в конце концов, платил ему налоги. А наркорынок стремится, чтобы он стал потребителем наркотиков, наркоманом и, соответственно, финансировал наркомафию. Таким образом, социализирующийся индивид (подросток) является объектом наркоконфликта. Но в той лишь степени, в какой он является ресурсом, источником богатства (финансов) для обеих сторон. Потому что бездомные, уличные дети не интересны ни криминально-олигархическому государству, ни наркобизнесу, и поэтому их удел — токсические вещества, как клей «Момент» и растворитель пятновыводителя. Вдыхание паров этих веществ приводит к интоксикации и опьянению аналогичному наркотическому, но средствами настолько дешевыми, насколько разрушительными, просто убийственными. 

Если объект наркоконфликта очевиден, то предмет определить гораздо сложнее. Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами . Т.е. предмет — это то, по поводу чего происходит столкновение противоборствующих сторон. Таким образом, предметом наркоконфликта выступает наркотик и все что с ним связано. Причем, наркотики (наркотические средства или психотропные вещества) — это запрещенный психоактивный товар, который поступает в незаконный оборот по законам рынка, как правило, из законспирированных источников, и злоупотребление которым отдельными группами населения, особенно молодежью, вызывает эпидемию наркомании, а в длительной перспективе формирует наркотическую субкультуру, направленную на разрушение культуры здорового образа жизни в обществе . 

Различия между наркотиками (группами наркотиков) очень велики. Нельзя свойства одних веществ переносить на другие. Специфические особенности различных наркотиков важно знать и учитывать, причем не столько с точки зрения оказания необходимой помощи (хотя эта задача крайне важная), сколько в целях предупреждения потребления наркотических средств и их дальнейшего распространения среди молодого населения России. 

Попытки классифицировать наркотики и дать их обстоятельное описание предпринимались не раз. Хотелось бы отметить три работы. 

Американские профессора Дж. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский в книге «Наркотики и общество» (М., 1998) классифицируют наркотики по следующим основаниям: по происхождению; по воздействию на организм; по методам терапевтического использования; по системе организма, на которую действует наркотик (например, подавляет или возбуждает он центральную нервную систему); по химическому строению; по механизму воздействия; названию на сленге .

    В монографии И. Н. Пятницкой «Наркомании» (М., 1994) приводится такая классификация наркотиков:

  1. Седативные (т.е. успокаивающие) препараты, куда автор относит опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы.
  2. Стимулирующие препараты — эфедрин, фенамин и др.
  3. Психоделические препараты (то есть препараты, изменяющие сознание) — ЛСД, препараты конопли, некоторых грибов и других галлюциногенов.

    Классификация И.Н. Пятницкой группирует наркотические средства по основным результатам воздействия на организм человека.

    Особенно хотелось бы отметить классификацию Йонаса Хартелиуса. Он разделяет все наркотики на 6 групп:

  • каннабис (препараты конопли),
  • опиаты,
  • психостимуляторы,
  • галлюциногены,
  • лекарственные (фармацевтические) препараты,
  • допинговые препараты .

Данная классификация наркотиков как предмет наркоконфликта наиболее полно отражает наркоситуацию 21 века. 

Предметом наркоконфликта выступают и деньги, непосредственно связанные с наркотиками. Это могут быть денежные средства как потраченные на наркотические вещества, так и приобретенные в результате продажи. Особенно часто деньги выступают предметом наркоконфликта, когда субъекты находятся в противоположных позициях «за» и «против» наркотиков. Деньги как способ приобрести и получить наркотики служат причиной раздора между сторонами. Предметом наркоконфликта можно назвать и наркогенную информацию, и многие другие предметы и явления, связанные с наркотиками. 

Таким образом, под природой наркоконфликта мы понимаем следующее: наркоконфликты обусловлены перекосом в решении вопроса о соотношении интересов общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа. Во все времена в странах, где при решении этого вопроса приоритет отдавался обществу проблемы наркотиков (как угрозы социуму) не существовало.

1.2.Субъекты наркоконфликта.

Как теоретический, так и прикладной анализ содержания конфликта включает в себя и определения его субъектов. Под субъектом понимается то или иное социальное объединение (формально или неформально организованное) или личность (личности), стремящиеся посредством специфической деятельности реализовать свои, противоположные другим социально-политическим силам, интересы . 

Таким образом, выступать в качестве субъекта наркоконфликта могут любые акторы: от одиночных потребителей наркотиков до наркосиндикатов, от участкового милиционера до международной антинаркотической организации. 

Классифицировать субъекты конфликта (акторы) возможно по различным основаниям. Например, по сферам: экономическая, правовая, политическая, в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования и т.д. Некоторые авторы (Ф.Бородкин, Н.Коряк) считают полезным ранжировать противоборствующие стороны следующим образом: самый низкий ранг — индивид, далее идут группа, коллектив, национальное образование, социальный слой, общество, государство . Такой подход представляется малопродуктивным.

    Более рациональной считается комплексная классификация субъектов, в частности учитывая принцип оценки результата, позиция «за» и «против» наркотики, количественный состав. Таким образом, мы выделяем среди субъектов с позицией «за наркотики»:
  1. Наркоманы, по любым причинам распространяющие или «рекламирующие» наркотики. Это те, кто распространяет наркотики в период «медового месяца», либо зарабатывающие таким способом на дозу.
  2. Антигосударственные (нелегальные, теневые или существующие «с молчаливого одобрения») организации-участники НОН, в том числе и те, кто занимается исключительно транспортировкой, посредничеством, выращивающие/производящие первичный продукт, и/или изготовляющие, очищающие, перерабатывающие его и т.п. Розничные сбытчики, оптовые сбытчики, организаторы наркобизнеса.
  3. Ученые, разрабатывающие и совершенствующие наркотические вещества. Со времен открытия человечеством наркотических веществ появилось немало новых образцов наркотика, таких, как ЛСД, «экстази» и т.п. Ученые могут разрабатывать их как из научного интереса, так по заказу государств или организаций-участников НОН.
  4. Организации, использующие торговлю наркотиками как дополнение к основой своей деятельности. Это такие, как террористические организации и ОПГ. В принципе, они в данном случае выступают как обычные (преступные или криминальные) организации-участники НОН.
  5. Правительства стран, имеющих экономический интерес к наркотикам, а также страны традиционного употребления наркотиков.
  6. Авторы произведений о наркотиках, а также произведений, где изображаются и косвенно рекламируются наркотики (художественная литература, фильмы, философия, биографии, песни и т.п.). Могут и не стремиться популяризовать наркотики, а гнаться за сенсацией, или по другим причинам выбрать эту тему.
  7. Правительства стран, имеющих стратегический и политический интерес к наркотикам. Это могут быть такие цели, как наркотизация молодежи страны-противника в целях подрыва ее боеспособности, как повод к агрессии, экономическим санкциям против страны-противника, политических мер против нее и т.п.; разработка наркотических средств как оружия для целей разведки и расследований и т.п.
  8. Создатели субкультуры наркотиков. Могут, как специально разрабатывать D-культуру и D-идеологию для целей D-маркетинга , так и разрабатывать ее для других целей (например, для политических или экономических целей). Это по причине недостатка данных выявить нельзя.
  9. Сторонники легализации наркотиков. Это авторы программы легализации наркотиков, программ «снижения вреда» и страны, принявшие и реализующие эти программы. А также сторонники идеи легализации наркотиков и организации, работающие в этом направлении, в том числе по программам «снижения вреда». Все они могут как сознательно стремиться к формированию эффективного убеждения «наркотики принимать можно», также это может быть и последствием их в общем-то благих намерений.
  10. Активные наркоманы на «дозе» (потребляющие) и начинающие наркопотребители. Косвенно они, конечно, вносят вклад, — они создают спрос и приносят материальный доход организациям-участникам НОН, т.е. создают стимул для их деятельности и одновременно являются «продуктом» всей системы НОН. При этом рассматривать их как участников конфликта можно в основном в контексте связанных с наркотиками конфликтов, например: наркопреступления, внутриличностный конфликт наркомана, межличностные конфликты с родственниками и т.п.
  11. Лица, получающие прибыль благодаря косвенной рекламе наркотиков, такие, как торгующие одеждой, предметами с символикой наркотиков, организующие дискотеки и клубы, участники шоу-бизнеса и т.п.
  12. Нелегальные организации, использующие наркотики для обработки и вербовки сотрудников. Такие, как секты и разведки, и т.п.
  13. Правительства стран (и их государственные организации), занятых идеологическим, информационным и политическим противостоянием с нашей страной. Программы нападения могут и не включать наркотизацию как элемент войны в планы, но косвенно ей способствовать, как, например, культурно-идеологическое разложение нашей страны, проводимое противником в последние десятилетия.

Среди субъектов с позицией «против наркотиков» в первую очередь надо отметить на международном уровне — ООН и ее структуры. Организация Объединенных Наций решает глобальную проблему наркотиков на многих уровнях. Комиссия по наркотическим средствам — функциональная комиссия ЭКОСОС — служит главным межправительственным органом, вырабатывающим политику и координирующим действия по контролю над наркотиками. Имея в своем составе 53 государства-члена, она проводит анализ проблем наркомании и контрабанды наркотиков в мировом масштабе и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками. Она контролирует соблюдение международных договоров по контролю над наркотиками и руководящих принципов и мер, утвержденных Генеральной Ассамблеей. 

Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) — независимый парасудебный орган в составе 13 членов, который проводит мониторинг соблюдения правительствами международных договоров о контроле над наркотиками и содействует в их усилиях. Его задача состоит в обеспечении наличия наркотических средств для медицинских и научных целей и предотвращения их утечки по нелегальным каналам. Он устанавливает лимиты на объемы наркотических лекарств, необходимые странам в медицинских и научных целях. Он также направляет группы по расследованию и организует рабочие поездки в страны, где существует серьезная проблема наркотиков.

    В ряде договоров, принятых под эгидой Организации Объединенных Наций, содержится требование, чтобы правительства осуществляли контроль над производством и распространением наркотиков и психотропных веществ, вели борьбу против наркомании и нелегального оборота наркотиков и докладывали международным органам о принятых мерах. Имеются в виду следующие договоры:
  • Единая конвенция о наркотических средствах (1961г.), направленная на ограничение производства, распространения, владения, использования и торговли наркотическими средствами исключительно в медицинских и научных целях, а также обязывающая участвующие стороны принимать специальные меры в отношении конкретных видов наркотиков, например, героина. В Протоколе 1972г. к Конвенции подчеркивается необходимость лечения и реабилитации наркоманов.
  • Конвенция о психотропных веществах (1971г.), устанавливающая систему международного контроля над психотропными веществами. Она учитывает диверсификацию и расширение диапазона наркотических средств, а также вводит контроль за рядом синтетических препаратов.
  • Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (1988г.), предусматривающая всеобъемлющие меры против контрабанды наркотиков, в том числе положения, направленные на борьбу с отмыванием денег и хищением исходных химикатов. В качестве главного инструмента международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков она предусматривает отслеживание, замораживание и конфискацию доходов и имущества, полученных за счет незаконного оборота наркотиков; экстрадицию наркокурьеров; их выдачу для судебного преследования. Государства-участники берут на себя обязательства по ликвидации или сокращению спроса на наркотики.

С помощью своих программ по наркотикам Управление ООН по наркотикам и преступности обеспечивает руководство всей деятельностью Организации Объединенных Наций по контролю над наркотиками. Оно помогает предотвращать события, способные усугубить проблему производства и контрабанды наркотиков и наркомании; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных. 

Уточним, что ООН — это субъект наркоконфликта на международной арене, а на уровне отдельной страны — это прежде всего государство, в лице ее органов власти. Наличие исполнителей мероприятий Федеральной Целевой Программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» позволяет нам сделать выводы об основных субъектах наркоконфликта на стороне «против наркотиков» в современной России.

    Таким образом, субъектами выступают:
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
  • Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство по образованию
  • Федеральное агентство по промышленности
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Федеральное агентство геодезии и картографии
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральное космическое агентство
    Соответственно, если учитывать принцип деления субъектов наркоконфликта с позицией тех, кто «за» и «против» наркотиков, то возможна следующая классификация:
  1. Наркоконфликт первого порядка — это конфликты между участниками, которые, образно говоря, находится по «разные стороны баррикады», то есть между теми, кто «за наркотики» и теми кто «против наркотиков». Например, это противоборство тех, кто пресекает наркопреступность с теми, кто участвует в незаконном обороте наркотиков (НОН). Это столкновение интересов живущих в одной семье, в одном доме, городе, в одной стране (т.е. вынужденных взаимодействовать) наркопотребителей с теми, кто не участвует в НОН.
  2. Наркоконфликт второго порядка — это конфликты между участниками, которые, образно говоря, находится по «одну стороны баррикады», например, между теми кто «против наркотиков», но не сотрудничает между собой в решении проблем, для решения которых это сотрудничество обязательно необходимо, то есть пребывает в состоянии негативной (отрицательной) кооперации. Например, практически не выявляются водители, управляющие автомобилями под действием наркотических средств и психотропных веществ (только потребивших спиртное за рулем задерживают), потому что деятельность милиции (ГИБДД) и здравоохранения (наркологическая экспертиза) по данному вопросу не согласована на федеральном, региональном и местном уровнях.

В итоге в соответствии с конфликтологическим анализом наркоконфликта можно сделать вывод, что объектом наркоконфликта выступает социализирующийся индивид, предметом — наркотики и все, что с ним связано, а субъектами могут выступать любые лица, участвующие в наркоконфликтном взаимодействии. Учитывая, что наркоконфликт — часть антинаркотической политики, рассмотрим субъекты уже более масштабного уровня.

Глава 2. Структурно-субъектные основы антинаркотической политики.
2.1. Субъекты законодательной власти в контексте антинаркотической политики

Антинаркотическая политика в молодом Российском государстве характеризуется непоследовательностью. За срок менее чем 15 лет в стране успели легализовать потребление наркотиков, запретить любое употребление и плюс к тому запретить любую пропаганду наркотиков, и вернуться к де-факто легализации владения наркотиками для собственного потребления. Велика необходимость в образовании политических деятелей трех ветвей власти по вопросам наркоугрозы. Не только для нового ведомства по борьбе с наркотиками, но и для других отделений милиции, учителей, врачей, работников системы исполнения наказаний, социальных работников, администраторов, общественных организаций и чиновников, ответственных за нарковопросы. Распространение наркотиков в РФ — от катастрофического до очень серьезного. В некоторых регионах есть школы, в которых половина учащихся — наркоманы . 

Злоупотребление наркотиками распространяется эпидемическим путем, т.е. от человека к человеку. Россия также является примером этого. Для борьбы с эпидемией необходимо изолировать ее распространителей. В России знания тех, кто отвечал за эти вопросы, когда разразилась эпидемия, были сильно ограничены. Приоритет отдавался только уголовному правовому воздействию. Молодые наркоманы оставались безнаказанными и могли продолжать злоупотребление без вмешательства властей. Есть узкие специалисты в своих областях, однако очень немногие могут подготовить грамотный комплексный план борьбы с наркотиками в отдельном городе, регионе. 

Учитывая данную ситуацию, необходимо снижать рост наркомании и наркопреступности. Соответственно, и антинаркотическая политика государства должна учитывать данный аспект. Но как можно определить понятие «антинаркотическая политика»? 

Государственная антинаркотическая политика — это скоординированная администрацией президента РФ, деятельность Федерального Собрания, правительства РФ, Верховного Суда и других участников антинаркотической политики, направленная на сокращение масштабов наркотизации населения страны . Таким образом, данное определение строится на принципе разделения властей, т.е. законодательная, исполнительная и судебная. Соответственно, мы также рассмотрим структурно-субъектные основы антинаркотической политики российского государства в соответствие с принципом разделения властей. 

В соответствии со структурой и определением антинаркотической политики рассмотрим сначала законодательную власть в Российской Федерации. Напомним, что сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме законодательной она выполняет важные функции: финансовую (утверждает государственный бюджет); распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов; контроль за деятельностью исполнительной власти. Законодательная власть имеет представительный характер. 

Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. В России к ним относятся: парламент (Федеральное Собрание) — представительный и законодательный орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. 

В статье 76 Конституции России закрепляются принимаемые виды законов в зависимости от предметов ведения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти. 

Законодательная власть РФ первой смогла преодолеть разногласия во взглядах на проблему наркотизма и форм борьбы с наркоугрозой. 1 апреля 1999 года в стране стал действовать Федеральный Закон РФ № «О наркотических средствах и психотропных веществах». В соответствии с идеями антинаркотических Конвенций ООН он восстановил, отмененный в 1990 году, правовой запрет потребления наркотиков в целях опьянения (без назначения врача). Нормативно точно зафиксировал политическую цель государства в сфере контроля наркотиков — сокращение количества. 

Однако понадобилось два года на то, чтобы привести в соответствие с ним федеральный закон «О СМИ» и целых четыре года на то, чтобы привести в соответствие с ним Кодекс об административных правонарушениях в РФ. 

По законодательству врачебная тайна не должна препятствовать целенаправленной работе государственных органов по выявлению лиц потребляющих наркотики, привлечению их к ответственности, постановки на учет и оказанию помощи, направленной на прекращение наркотизации. 

Систематической работы в этой области федеральная законодательная власть до настоящего времени не ведет. Законотворчество на региональном уровне в этой сфере не обобщается. 

Более того, правительствам и органам исполнительной власти регионов необходимы новые Положения. В существующих сегодня положениях правительств и большинства комитетов ни словом не упоминается антинаркотическая политика, не ставится задача о необходимости деятельности в этой области. Соответственно, нельзя с них за эту работу спросить, а главное, отношение к этой теме становится факультативное, а не ответственное. 

Все же выделим основное законодательство, посвященное антинаркотической политике, причем постепенно переходя от федерального к местному уровням.

    Таким образом, в Российской Федерации действуют:
  1. Федеральный Закон Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах от 08.01.1998 года № 3-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.07.2002 №116-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86- ФЗ). Настоящий федеральный закон установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществах и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. (В понятие оборота наркотических средств и психотропных веществ входят культивирование наркотикосодержащих растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, а также уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации). Одновременно им определены направления государственной политики в рассматриваемой сфере, выполняющие роль приоритетных правовых ограничений:
    • государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
    • лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
    • порядок культивирования наркотикосодержащих растений;
    • порядок экспорта и импорта наркотических средств и психотропных веществ под контролем государства;
    • порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
    • приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
    • развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.

    С принятием данного закона впервые в нашей стране был установлен порядок составления списков наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» позиционировал Россию в качестве субъекта, активно формирующего и реализующего государственно-правовую политику противодействия наркотизации страны. Закон разработан в духе рекомендаций Программы ООН по наркотикам и получил ее одобрение. Принятием закона Россия продемонстрировала, что ее официальная политика направлена на жесткое государственное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Это закон определил, что «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту будет направлена на практике на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ».

  2. Трудовой Кодекс РФ. Ст. 81 ТК РФ 6б расторжение трудового договора со стороны работодателя в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Надо отметить, что в Швеции в этой сфере придерживаются другой стратегии. По мнению эксперта правительства Швеции Йонаса Хартелиуса работника лучше не увольнять, а попытаться сохранить, искоренив его наркотическую зависимость. «Поиск новых, перспективных идей по преодолению наркотизации российского общества следует проводить с позиции теории конфликта. Наркопреступность представляет собой лишь одну из сторон социального конфликта, в разрешении которого определяющую роль играет соответствующая государственная политика. При этом противодействие наркопреступности, в отличие от борьбы с ней, включает в себя не только деятельность правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, но и целенаправленные мероприятия, осуществляемые различными ведомствами, общественными организациями, отдельными гражданами, т.е. всем обществом» — справедливо утверждает Е.Е. Тонков. Трудно не согласиться с тем, как он развивает эту мысль далее: «Недостаточная эффективность противодействия наркотизации российского общества представляет собой результат развития конфликта, возникающего и развивающегося между правовыми ограничениями и правовыми возможностями, действующими в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. С одной стороны, государство формирует вполне определенные ограничения возможностей граждан по поводу употребления и распространения наркотиков, а с другой — обязано (но не всегда делает это) не только охранять права граждан, но и поощрять их социально-правовую активность, направленную на противодействие наркотизации общества».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В ст.6 говорится о потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за которое предусмотрено «наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток». Так же за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров предусмотрен лишь административный штраф (на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда). Т.е. мы видим, что за потребление наркотиков в Российской Федерации максимум можно лишиться свободы на пятнадцать суток. Соответственно, наркоманы, принимая ту или иную дозу, нечего опасаться, кроме как за свое здоровье.
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации, в частности глава 25, которая посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.

С 1994г. по настоящее время в регионах Российской Федерации управление антинаркотической работой территориальных структур осуществляется с помощью межведомственных комиссий (МВК), или координационных советов по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, создаваемых при Главах администраций. 

Проанализируем практику антинаркотического управления на регионально уровне на примере такого субъекта Федерации, как Санкт-Петербург. За период с сентября 2001г. по ноябрь 2002г. Законодательным собранием Санкт-Петербурга принято (и они вступили в действие) 15 законов Санкт-Петербурга о целевых программах, включая программу «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005гг.». Эта программа предусматривает финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Те, кому поручается такая разработка, идут по пути заимствования уже известной, неплохо зарекомендовавшей себя антинаркотической программы, подправляют какие-то пункты, утверждают у своего начальства — и все довольны. Для проверяющих есть документ, а ведомства всегда могут отчитаться независимо от качества программы .

    Обрати особое внимание на деятельность одной целевой программы Законодательного Собрания. Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2002-2005 гг. включает следующие группы мероприятий:
  1. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками, предусматривающие совершенствование законодательства Санкт-Петербурга в этой области.
  2. Профилактика злоупотребления наркотиками, в состав которого входят мероприятия по образованию и подготовке специалистов, занимающихся профилактикой наркомании, массовая антинаркотическая профилактическая работа с целевыми группами и населением в целом, научно-исследовательские работы в области профилактики наркомании, организация и развитие сети профилактических антинаркотических подразделений и учреждений в молодежной, образовательной среде, системе здравоохранения, в военкоматах.
  3. Лечение и реабилитация больных наркоманией, предусматривающая образовательную деятельность в области лечения наркомании и реабилитации больных наркоманией, работу с целевыми группами, научно-исследовательскую работу в данной области и укрепление материально-технической базы.
  4. Борьба с незаконным оборотом наркотиков.
  5. Международное и межведомственное сотрудничество в области противодействия злоупотреблению наркотиками.

В целом все программы характеризуются тем, что развернутые наборы целей (задач) и ожидаемых результатов в них лишь в меньшей части содержат конкретные параметры состояния проблем или их изменения. Большая их часть носит характер пожеланий или нацелены на создание организационных условий действий в соответствующих сферах. 

Качество целеполагания в делах решения социальных проблем непосредственно зависит от осознания общественностью, СМИ и политико-управленческой элитой реального состояния и многообразия факторов формирования этих проблем. В деле такого осознания и его превращения в упорядоченную систему целей, для достижения которых нужно бюджетное финансирование, необходимо и самое активное участие профильных некоммерческих организаций . 

В Ленинградской области на 2005-2008 действует региональная целевая программа: «Молодежь Ленинградской области». Имеющиеся в Ленинградской области наработки позволяют сформулировать и реализовать целостное направление Программы, обеспечивающее реализацию профилактических мероприятий по предупреждению употребления наркотических средств подростками и молодежью. По состоянию на 1 января 2003 года в Ленинградской области на учете у нарколога с диагнозом «наркомания» состоят 2975 подростков, в том числе сельская молодежь составляет 332 человека. Наибольшее количество подростков и молодежи, состоящих на учете, проживают в Сланцевском, Гатчинском, Волховском и Бокситогорском районах, поселке Кузнечное. 

Целью данного раздела является создание действенной региональной системы профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде. В качестве основных задач можно выделить:

  • создание, поддержка деятельности и оснащение специализированных учреждений отрасли молодежной политики, осуществляющих профилактику употребления психоактивных веществ в молодежной среде непосредственно по месту жительства и на региональном уровне;
  • развитие антинаркотического молодежного движения в Ленинградской области, поддержка общественных инициатив;
  • обеспечение достаточного уровня социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к употреблению психоактивных веществ, оказание необходимой своевременной психологической и социальной помощи подросткам и молодым людям.

От этой программы ожидают следующие результаты:

    • повышение кадрового потенциала отрасли, поддержка общественных инициатив, формирование ценностных ориентаций;
    • стабилизация показателей и уменьшение количества подростков и молодежи, употребляющих психоактивные вещества;
    • содействие социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к употреблению психоактивных веществ;
    • развитие волонтерского движения в области по реализации антинаркотических программ (увеличение числа волонтерских клубов и организаций в 2005 году на 50 процентов (до 20));
    • популяризация молодежных инициатив, стимулирование общественной активности, межведомственного взаимодействия.

    В результате подчеркнем, что основным субъектом законодательной власти антинаркотической политики является Федеральное Собрание на федеральном уровне, а также законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

    2.2.Исполнительная власть и ее субъекты в сфере антинаркотической политики.

    Напомним, что исполнительная власть обеспечивает реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. 

Систему органов исполнительной власти Российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации. Статья 78 Конституции России фиксирует: федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они также могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам; органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. 

Исполнительная власть РФ в направлении совершенствования государственной антинаркотической политики стала реформироваться только благодаря Президенту РФ. В 2003 году В.В. Путин осознал реальность наркоугрозы для национальной безопасности и усилил организационное обеспечение антинаркотической политики, создав мощную федеральную службу — ФСКН России. Она обязана остановить рост удельного веса населения, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков (НОН). Поэтому кроме борьбы с наркопреступностью, ФСКН РФ определены задачи реализации антинаркотической политики и координации всех органов исполнительной власти (правительство РФ, министерства, региональные правительств). 

Однако эта организационная новация не изменила идеологии управления — стремления исполнительной власти простыми средствами решать сложнейшие проблемы. Попыткой отделить наркоманов от наркоборонов объясняют сторонники принятия Правительством РФ Постановление №231 6 мая 2005 года (об утверждение размеров средних разовых доз), которое по своей сути противоречит целям государства, регламентированным еще в 1998 году Федеральным Законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах». 

Пока столь необходимую государству для борьбы с наркоугрозой координацию исполнительной власти достигнуть не удалось. Соответствие статуса директора ФСКН России только лишь рангу федерального министра в принципе не позволит федеральной службе госнаркоконтроля добиться необходимого единства в действиях всех органов исполнительной власти против наркоугрозы. По этой же причине в стране отсутствует эффективный механизм предъявления претензий к тем региональным правительствам, которые из года в год игнорируют реальную антинаркотическую работу, подменяя ее формальной деятельностью межведомственных антинаркотических комиссий. 

ФСКН России ведет работу по созданию соответствующей требованиям времени системы противодействия наркобизнесу с июля 2003 года. Ее стратегическими целями стали: принятие неотложных мер по стабилизации наркоситуации в стране, активизация борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, расширение международной базы противодействия этой транснациональной угрозе. 

Особое место в работе органов наркоконтроля занимает борьба с организованными преступными формированиями в сфере наркобизнеса. В 2005 году пресечена деятельность свыше 560 организованных групп, занимавшихся незаконным оборотом наркотиков. 

Криминальный сбыт наркотиков неразрывно связан с отмыванием (легализацией) доходов, получаемых от наркоторговли. До 2003 года борьба с легализацией наркодоходов в стране практически не велась, за совершение такого рода преступлений к уголовной ответственности никто не привлекался. С образованием ФСКН России ситуация изменилась. Службой в 2004 году выявлено 314 преступлений, связанных с отмыванием «грязных» денег, в 2005 году — 1441 подобное преступление, то есть в 5 раз больше, чем год назад. В 2005-2006 годах Федеральной службой наркоконтроля проведен ряд оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на совершенствование механизмов взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и других стран в сфере пресечения деятельности международных преступных группировок, причастных к контрабандным поставкам наркотиков. Это позволило только за год ликвидировать более 160 контрабандных каналов. 

Для устранения пробелов законодательства в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, и в целях приведения нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, ФСКН России с 2003 года проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы противодействия наркопреступности и злоупотреблению наркотиками. Результатом этой работы стало, в частности, внесение изменений в уголовное и административное законодательство, суть которых составляет дифференцированный подход к жертвам наркоагрессии — потребителям и к преступникам — поставщикам и сбытчикам наркотиков. 

Основополагающим документом исполнительной власти, направленным на повышение эффективности мер по противодействию наркоугрозе, совершенствованию профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков можно назвать федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». В этой программе принимают участие такие субъекты антинаркотической политики, как Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство по физической культуре и спорту Цель программы — сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16-20 процентов по сравнению с 2004 годом. В этом году возобновлена деятельность Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Активизировано взаимодействие с негосударственными организациями в рамках антинаркотических проектов. В 2006 году было проведено более 50 тысяч профилактических мероприятий среди молодёжи, в которых приняли участие свыше 3,2 миллиона человек. 

Под патронажем ФСКН России реализуется программа «Неприкосновенный запас — дети Отчизны», участниками которой являются дети и подростки, лишённые родительской опеки. Эта программа — одна из наиболее эффективных форм патриотического воспитания, перевоспитания и подготовки детей и подростков — воспитанников детских домов, школ-интернатов и социальных приютов к решению сложных жизненных ситуаций, в том числе связанных с наркотизацией. 

ФСКН России установлено эффективное взаимодействие с органами социальной защиты населения в проведении совместных мероприятий, направленных на предупреждение наркомании среди детей и подростков. В первой половине этого года во всех субъектах Российской Федерации были организованы детско-юношеские спортивные лагеря «Юный спецназовец». По инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе совместно с ФСКН России реализуется Всероссийский антинаркотический проект «Поезд в Будущее». В сети Интернет создана консультационная служба в рамках сайта «Нет — наркотикам». 

Заметный эффект приносят ежегодная Олимпиада студенческих и научных работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, конкурсы рисунков и плакатов по антинаркотической тематике, активными участниками которых являются дети и подростки. Эти мероприятия способствуют формированию антинаркотического мировоззрения, стимулируют участие молодёжи в формировании негативного отношения к наркомании. Вместе с тем, отмечалось на заседании коллегии, ситуация в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и ещё остаётся достаточно острой. Несмотря на снижение в 2005 году на 3,5 процента по сравнению с 2004 годом количества лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, оно продолжает оставаться высоким и составляет 5,78 миллиона человек. Ежегодно от отравлений психоактивными веществами в России погибает около 90 тысяч человек. 

На региональном уровне также ведется работа ФСКН, а именно Региональное Управление ФСКН. Анализ практики расследования уголовных дел данной категории свидетельствует о том, что большинство выявленных Региональным Управлением преступлений носит «бытовой характер», совершаются в жилых помещениях, принадлежащих самим обвиняемым, либо их родственникам, субъектами преступления являются наркозависимые лица, не получающие значительного дохода от преступной деятельности, целью совершения преступления которых является получение очередной дозы наркотического средства для собственного потребления. 

При наличии имеющегося опыта выявления и расследования преступлений в сфере организации и содержания наркопритонов, в настоящее время практика выявления преступлений данной категории, совершенных организованными группами, незначительна. Вместе с тем в Региональном управлении имеется положительный пример расследования преступления данной категории, совершенного организованной группой лиц . 

Администрация как еще один субъект антинаркотической политики выполняет следующие задачи. А именно, в широком смысле слова — не допустить роста присущей современному обществу с рыночной экономикой наркотизации населения до масштабов наркоэпидемии, уничтожающей генофонд; в узком смысле — объединить территориальные структуры до такой степени, чтобы получить эффект системы в виде общего для всех результата — уменьшение удельного веса активных наркоманов и наркопреступности. В соответствии с задачами периодически проводятся мероприятия. 

Так из молодежных мероприятий по антинаркотической политике хотелось бы отметить Всероссийскую акцию «Молодежь против наркотиков», которая проходила в Петербурге 16 сентября 2006 года в парке 300-летия Петербурга. В течение двух дней в рамках акции проходил фестиваль альтернативных видов спорта и танцевальных направлений. В нем принимали участие молодежные коллективы из Москвы, Самары, Уфы, Калининграда, Ялты и массы других городов России. Спортсмены — любители и профессионалы — соревновались в умении и ловкости в таких популярных молодежных видах спорта и развлечений, как брейк-данс, велотриал, граффити, стритбол, ultimate (летающая тарелка), ролики и скейтбординг. Организаторы отметили, что в ходе фестиваля также проходили мастер — классы чемпионов России, чемпионов мира по брейк-дансу. В судейскую коллегию состязаний вошли известные спортсмены-профессионалы мирового и европейского уровня — представители всех направлений экстремальных видов спорта. 

Также 24 июня в Южно-Приморском парке Красносельского района проходил фестиваль независимой музыки «Red City». Его девиз — «Молодежь против наркотиков», «Молодежь за мир». Фестиваль проходил при поддержке Комитета по молодежной политике. 

Что касается высших учебных заведений Северо-Западного региона (в частности Санкт-Петербурга), то естественно, в каждом вузе есть свои подходы, своя программа по контролю над наркоманией. Наряду с этим действует Центр противодействия наркотикам при Педагогическом университете имени А.И.Герцена. Есть также определенная координация в том, что касается антинаркотической деятельности, ею занимается Комитет по науке высшей школы Администрации Петербурга. Существует и план, который подготовлен вместе с Госнаркоконтролем, и этот план уже приводится в действие. 

К сожалению, до настоящего времени действует Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения, утвержденный еще 26.05.1976г. Приказом Минздрава СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР (№542-464). Назрела необходимость пересмотреть этот документ, поскольку при потреблении наркотических и психотропных средств развивается такое состояние организма, при котором человек не может обучаться профессии, а затем и работать по специальности. 

Студенческие отряды в свое время были хорошей школой воспитания у молодежи патриотизма, гражданской ответственности, школой формирования личностей, способных решать разнообразные управленческие задачи, эффективно трудиться, вести здоровый образ жизни. 

К сожалению, сегодня студенческое трудовое движение в России охватывает только 3% студентов. Причин такого положения дел много, но главная — экономическая. У работодателей, способных обеспечить работой студенческие отряды, нет экономической заинтересованности. Государственной Думе Российской Федерации требуется законодательно решить эту проблему. Работодателям, принимающим на работу студенческие отряды, необходимо предоставить льготы, а студентов освободить от уплаты подоходного налога. 

Подводя итог сказанному, можно отметить, что субъектами исполнительной власти антинаркотической политики современной России выступают федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации, в частности Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), в т.ч. Региональное Управление ФСКН, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по промышленности, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральная таможенная служба, Федеральное космическое агентство, а также Администрация на местном уровне.


2.3.Судебная власть РФ, наркосуды как результативный пример субъекта антинаркотической политики.

Судебная власть — один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющих правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть реализуется специальными государственными органами — судами. 

Судебная система Российской Федерации состоит из трех ветвей: конституционные суды России и конституционные суды в республиках; суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства; арбитражные суды. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам, программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Конституция устанавливает также, что их финансирование производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. 

Судебная власть Российской Федерации, став самостоятельной ветвью государственной власти в стране без развитого гражданского общества и независимого журналистского контроля , фактически оказалась полностью самоизолированной от других ветвей государственной власти участвующих в сфере борьбы с наркопреступностью. 

Тем не менее еще в советской России Комитет конституционного надзора СССР в соответствие с данными документами (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года «Об усилении борьбы с наркоманией», указы Президиумов Верховных Советов союзных республик о принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков и лиц, больных наркоманией, постановления Президиумов Верховных Советов союзных республик о порядке применения этих указов, Положения о лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, принятые в союзных республиках; Инструкцию по организации и обеспечению условий принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией в лечебно-трудовых профилакториях, утвержденную Министром внутренних дел СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР, Министерством здравоохранения СССР и Прокуратурой Союза ССР 15 августа 1989 года) установил, что предусматривается направление по постановлению суда в лечебно-трудовые профилактории больных наркоманией на срок от шести месяцев до двух лет, т.е. изоляцию человека от общества на более длительный срок, что сближает эту меру с уголовным наказанием — лишением свободы. Но установленный указами Президиумов Верховных Советов союзных республик порядок рассмотрения судами дел о направлении лиц в лечебно-трудовые профилактории, в соответствии с которым действуют сокращенные сроки рассмотрения дел, а постановление суда является окончательным и обжалованию не подлежит, существенно ограничивает реализацию конституционного права граждан на защиту . Таким образом, Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению, что Указы и другие нормативные акты, которые предусматривают направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, уклоняющихся от лечения алкоголизма или наркомании, продолжающих пьянствовать или потреблять наркотики после лечения, но при этом не нарушающих систематически общественный порядок или права других лиц, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и утрачивают силу. Граждане, которые были направлены на принудительное лечение по основаниям, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц, подлежат освобождению в порядке, предусмотренном законом. Также статья 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года «Об усилении борьбы с наркоманией», устанавливающая административную и уголовную ответственность за потребление наркотиков без назначения врача, не соответствует Конституции СССР, статьям 5 и 7 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, статье 3 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и утрачивает силу. Граждане, привлеченные к ответственности за такие действия, подлежат освобождению от наказания или взыскания в установленном законом порядке . Т.е. мы видим, что еще в советской России был конфликт уголовного законодательства, связанного с применением наркотических средств, и Комитета конституционного надзора, т.е. несоответствие Конституции. 

В современной России также наблюдается несовпадение интересов Конституционного суда и законодательства. В частности, ст. 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за «пропаганду либо за незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров». Обратившись же в Конституционный суд возможно обжаловать Закон о пропаганде. Таким образом, как пример, рассмотрим следующее судопроизводство. 27 августа 2004г. в Басманном районном суде Москвы завершилось рассмотрение административного дела по ст. 6.13 КоАП РФ (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров) в отношении секретаря движения «Российские Радикалы» Николая Храмова. 12 августа Николай Храмов демонстративно распространял напротив здания Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) листовки за легализацию марихуаны и был задержан сотрудниками милиции по заявлению ФСКН. 

Представитель ФСКН заявил суду, что в тексте листовки содержится пропаганда наркотиков. Судья Савушкина в содержание листовки вникать не стала, и признала Храмова невиновным в «пропаганде наркотических средств», но виновным в их «рекламе». Лидеру радикалов было назначено наказание в виде 2000 рублей штрафа. 

Таким образом, цель акции была достигнута. Участники кампании за легализацию марихуаны получили возможность направить запрос в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции статьи 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Эта статья запрещает распространение любой объективной информации о наркотиках. В результате применения этой статьи за несколько месяцев к ответственности были привлечены торговцы романами, описывающими ощущения наркоманов, и футболками с изображением конопли. Под «пропаганду» ФСКН пытается подвести любое упоминание о наркотиках. Т.е. мы видим, что нет скоординированной деятельности Конституционного суда и других органов законодательной и исполнительной власти. 

Тема судебного законодательства и судебной деятельности антинаркотической политики обсуждалась на семинаре, посвященном теме: «Возможна ли координация антинаркотической деятельности без общего для всех языка? Словарь терминов». Таким образом, Костенников Дмитрий Иванович, руководитель международно-правового департамента ФСКН России утверждает: «Мне приходится читать достаточно большое количество судебных решений, и я вижу некомпетентность наших судей. В основном она проявляется в делах, посвященных вопросам незаконного оборота наркотических средств и в той или иной степени пропаганде наркотиков. Идут неправильные квалификации, отсутствует единая судебная практика». По мнению Костенникова в данном положении дел вся ответственность ложится на высшую судебную инстанцию, которая, по его мнению, прилагает не достаточно усилий к тому, чтобы эта практика стала единой. Естественно делаются какие-то шаги в этом направлении, но это было сделано только в сфере уголовного судопроизводства . Основным шагом в этом направлении можно назвать Постановление Пленума Верховного суда. 

А именно, 15 июня 2006г. Пленум Верховного суда РФ принял постановление №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Значимость этого постановления для судебной практики несомненна — постановление принято после внесения в декабре 2003г. Законодательных изменений в статьи Уголовного Кодекса РФ, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, предметом которых являются наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги. 

Вместе с тем по отдельным проблемам юридической оценки деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков Пленумом высказаны спорные, не основанные на нормах УК РФ суждения . Так, в п.23 постановления вновь разъясняется, что «по смыслу статьи 229 УК РФ ответственность за хищение наркотических средств и психотропных веществ наступает в случаях противоправного их изъятия у юридических и физических лиц, владеющих ими законно или незаконно, …» (аналогичное разъяснение содержалось в п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г., посвященного судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков). Обращает на себя внимание, что постановление понятию «хищение» применительно к ст.229 УК дает трактовку, не отвечающую законодательному определению хищения. Во-первых, в постановлении говорится, что хищение — это противоправное изъятие наркотических средств или психотропных веществ (тогда как в соответствии с примечанием 1 к ст. 158 УК, хищение — это противоправное изъятие и (или) обращение чужого имущества. Во- вторых, в постановлении от 15 июня 2006г. ничего не сказано о том, что хищение является корыстным преступлением, причиняет ущерб собственнику или иному владельцу имущества. В-третьих, постановление от 15 июня 2006г. По-прежнему ориентирует правоприменителя охранять, посредством применения уголовного закона, противоправные интересы незаконного владельца наркотических средств или психотропных веществ. Определение хищения законодатель, как известно, распространил на все статьи УК РФ; поэтому разъяснение, содержащееся в п.21 постановления от 15 июня 2006г., следует рассматривать как противоречащее действующему уголовному законодательству . 

Также надо отметить, что в новом постановлении Пленум Верховного Суда РФ к незаконному изготовлению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов отнес «совершенные в нарушение законодательства РФ умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» (п.9). 

Пленум Верховного Суда РФ свою позицию относительно трактовки понятия «изготовление наркотических средств или психотропных веществ», несомненно согласовал с Федеральным Законом от 10 декабря 1997г. №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором изготовление определено как действия, в результате которых получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства (ст.1). 

В связи с тем, что одними уголовно-правовыми мерами не добиться должного контроля за обстановкой в сфере незаконного оборота наркотиков и предупреждения преступлений на этой почве, необходим комплексный подход, предполагающий полноценное использование возможностей, представляемых иными отраслями законодательства. В частности, речь идет об административном законодательстве. В первую очередь, хотелось бы отметить, что не столь редки случаи, когда за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения задерживается лицо, не имеющее права управления. В этом случае возникает вопрос об основаниях привлечения к ответственности. На первый взгляд, ответ на него дают ст.ст. 12.3 и 12.8 КоАП РФ. Первая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда. Вторая — лишение права управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет . Понятно, что при отсутствии водительского удостоверения лицо, находящееся в состоянии наркотического опьянения, ничем не рискует, кроме незначительного штрафа. На наш взгляд, это не соответствует действительной опасности данного административного деликта. В этой связи нужно дополнить хотя бы административным арестом до 15 суток. Ведь лицо в состоянии наркотического опьянения за рулем автомобиля в первую очередь опасно для окружающих (дорожно-транспортное происшествие). 

Возвращаясь к семинару «Возможна ли координация антинаркотической деятельности без общего для всех языка. Словарь терминов», отметим, что также обсуждалась тема наркомании и судебной власти современной России. Основным препятствием в развитии данного направления Дмитрий Вячеславович Костенников отметил те самые круги, которые сознательно работают на наркобизнес. Ведь именно в моменты принятия законодательных и правовых решений в плане издания подзаконных нормативных актов, они пытаются воздействовать на Государственную Думу, на правительство и на различные ведомства. Естественно, где-то они находят соответствующий отклик, поэтому все законодательные акты, которые направлены на укрепление рестриктивной политики, принимаются постоянно с большим трудом. Но после того как законодательные акты приняты, эти круги пытаются влиять уже на складывающуюся судебную практику. Это можно было заметить на пленуме Верховного Суда, который проходил в очень больших спорах. 

Далее по схеме противодействия идут обращения в Конституционный суд для того, чтобы ослабить применение законодательных и правовых актов, которые были приняты в плане рестриктивной политики . 

Таким образом, очевидно отсутствие совместного взаимодействия субъектов судебной власти и органов исполнительной и законодательной власти в сфере борьбы с наркопреступностью. В качестве примера деятельности субъекта судебной власти отметим «наркосуды» в США, созданные в системе судебных органов. Нюй-Йорк стал первым городом, в котором начали работать наркосуды. Наркосуды были специально созданы для осуществления судом контроля за лечением и реабилитацией наркоманов в рамках программ, нацеленных не только на их излечение, но и социальную реабилитацию. Идея создания наркосудов получила широкое общественное признание. В наркосуде решающую роль играет общение между судьей и правонарушителем. Увеличивая частоту судебных слушаний, а также интенсивность и длительность контактов с правонарушителем, судья наркосуда играет огромную роль в формировании у правонарушителя мотивации к реабилитации. 

Для успешной работы наркосуда необходимо, чтобы судьи и другие сотрудники суда работали сообща, как одна команда. Адвокат защиты, в фигуральном смысле, делает шаг назад, чтобы судья мог общаться с правонарушителями напрямую. Представитель обвинения занимает примирительную позицию. Все участники считают своей основной задачей реабилитации правонарушителя. 

Судьи наркосудов проводят слушание перед аудиторией, значительную часть которой составляют правонарушители. В соответствии с этим судья как бы принимает на себя роль исповедника, наставника, то поощряя, поздравляя своего «подопечного» с успехом, то угрожая ему при отсутствии видимых результатов. Судебное слушание используется для ознакомления аудитории и конкретного правонарушителя с потенциальными последствиями и преимуществами реабилитационной программы. Дела правонарушителей, которые провалили эту программу, рассматриваются на начальном этапе слушаний при полном зале, в то время как людям, успешно закончившим эту программу, судья вручает дипломы под аплодисменты и поздравления персонала. 

Предписанные судом реабилитационные программы для наркоманов основываются на том, что злоупотребление наркотиками — серьезное заболевание, подрывающее силы и здоровье человека, и даже в процессе успешной реабилитации наркоманов неизбежны рецидивы; наркотическая зависимость не возникает в одночасье и не может быть снята в одночасье; люди, употребляющие наркотики, эффективней всего поддаются реабилитационному воздействию в кризисной ситуации, например, сразу же после первого ареста и взятия под стражу. 

Деятельность наркосудов и предписанные судами реабилитационные программы построены на общих принципах, несмотря на то, что программы отличаются одна от другой. Важнейшие из этих принципов — немедленное и открытое вмешательство; скоординированный и всесторонний надзор; длительное лечение и последующая реабилитация; воздействие за допущенные нарушения программы; поощрение за успешное прохождение программы . 

Опыт судов показал, что наркоманы лучше всего поддаются успешному воздействию, когда им грозит уголовное преследование и наказание. Поэтому вмешательство должно быть немедленным и открытым. Это означает, что наркосуды предписывают участникам реабилитационных программ начать лечение немедленно после завершения слушания их дела в суде. 

Мало кто из правонарушителей начинает свое участие в предписанной судом программе с мыслью о реабилитации. Они настроены отрицательно и участвуют в реабилитационной программе главным образом, надеясь обмануть систему и избежать тюремного заключения. Если в надзоре за осуществлением реабилитационной программы имеются пробелы, правонарушители обязательно обнаружат и используют их. 

Задача заключается в том, чтобы удерживать их в программе до тех пор, пока они не займут более умеренной позиции и не пересмотрят свою прежнюю точку зрения на наркотизацию. Это достаточно трудно выполнимо, поскольку правонарушители-наркоманы хорошо умеют уходить от ответственности, оправдывая различными причинами свое неблаговидное поведение, и умеют уклоняться от суда и участия в реабилитационных программах. 

Для успеха реабилитации правонарушители-наркоманы должны отвечать за свое поведение. Поэтому реабилитационная программа предусматривает частые контрольные контакты и проверки на наличие наркотиков в организме; прямой доступ к полной информации об успехах правонарушителей; немедленное реагирование на срывы в реализации программы и частые слушания о прохождении реабилитации перед судьей наркосуда и его сотрудниками. 

Подводя итог анализу субъектов судебной власти антинаркотической политики российского государства, необходимо отметить, что Конституционный суд России, суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства, арбитражные суды не имеют четкой согласованной деятельности. Но очевидно, что борьба с организованной наркопреступностью, противодействие нелегальному обороту наркотиков стоит в числе приоритетных направлений государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.


Заключение.

Мы пытались рассмотреть структурно-субъектные основы наркоконфликта и антинаркотической политики современной России. В соответствии с поставленными во вступлении задачами возможно сделать ряд выводов относительно данной темы:

  1. В соответствии с конфликтологическим анализом наркоконфликта определили, что объектом наркоконфликта выступает социализирующийся индивид, предметом — наркотики и все, что с ними связано, а субъектами могут выступать любые лица, участвующие в наркоконфликтном взаимодействии.
  2. Структуру антинаркотической политики можно построить по принципу разделения властей, т.е. законодательная, исполнительная и судебная власти. Соответственно в каждой ветви власти определяем субъекты.
  3. Таким образом, основным субъектом законодательной власти антинаркотической политики является Федеральное Собрание на федеральном уровне, а также законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
  4. Субъектами исполнительной власти антинаркотической политики современной России выступают федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации, в частности Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), в т.ч. Региональное Управление ФСКН, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по промышленности, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральная таможенная служба, Федеральное космическое агентство, а также Администрация на местном уровне.
  5. Субъектами судебной власти антинаркотической политики российского государства, выступают Конституционный суд России, суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства, арбитражные суды.

Таким образом мы выстроили структурно-субъектные основы наркоконфликта и антинаркотической политики современной России.


Список литературы:

  1. Анохин В.А., Уткин В.А.Проблемы теории и практики пресечения незаконного оборота наркотиков (федеральный и региональный аспекты). Томск. 2007.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2000.
  3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск: ТетраСистемс, 2000.
  4. Воронова Е.В., Калачев Б.Ф., Соломатина Е.А., Целинский Б.П. Криминологическая характеристика и профилактика негативных явлений, связанных с преступностью. М., 1998.
  5. Городская и вузовская антинаркотическая политика. СПб., 2001.
  6. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2002.
  7. Елисеев С.А. ст. Новое постановление Пленума Верховного Суда РФ. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами.
  8. Зазулин Г.В., «Концепция системы государственной антинаркотической политики в РФ (наброски и структура)» // «Журнал «Санкт-Петербургский университет»» спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года.
  9. Зазулин Георгий. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент. СПб., 2003.
  10. Зазулин Г.В., Фролова Н.А. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт. М., СПб., 2003.
  11. Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология. М.: Ижица, 2002.
  12. Козер Л. Основы конфликтологии. СПб., 1999.
  13. Козер Льюис. Функции социального конфликта. М., 2000.
  14. Конфликтология. №1.2005.
  15. Найденова Н.Г. Наркомания — опасная болезнь //М.,:Знание. — 1998.
  16. Наркология. М. №7. 2006.
  17. Наркомания под ред.А.Н.Гаранского. СПб. Невский Диалект. 2000.
  18. Наркомат. №1. январь 2007.
  19. Наркотические средства. Психотропные вещества и допинговые препараты. Иллюстрированный справочник. 2002.
  20. Новая иллюстрированная энциклопедия. М. 2001.
  21. О неотложных мерах по борьбе с распространением наркомании в России. Материалы парламентских слушаний. Издание Государственной Думы. 1998.
  22. Политология /Под ред. А.А.Радугина. М.:Центр, 2003.
  23. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов /под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М.,2001.
  24. Преториус Р. Теория конфликта //Политические исследования. 1991. №5.
  25. Проблемы конфликтологии. Дискуссии //Социологические исследования. 1993. №9.
  26. Симонова Е.А. Исполнительная власть в постсоветских государствах, на примере России, Эстонии, Кыргызстана //Политические исследования. 2003. №3.
  27. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология. Экзаменационные ответы. Ростов-на-Дону «Феникс». 2001.
  28. Семинар «»Возможна ли координация антинаркотической деятельности без общего для всех языка? Словарь терминов».
  29. Смирнов В.В. Политические конфликты в России: пути к согласию. М., 1996.
  30. Степанов Е.И. Конфликты в современной России. М., 1999.
  31. Тарасова Н.В. Опыт борьбы в США. М.:»Юркнига». 2004.
  32. Тонков Е.Е. Государственная правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб., 2004.
  33. Трофимец А.М. Общая характеристика наркоситуации в мире // Наркоконтроль. 2006.№1.
  34. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения на примере поведения, связанного с употреблением наркотиков и других психоактивных веществ. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета. 2004.
  35. Шкицкая Э.С. ст. Организация и содержание притонов — сфера интересов организационных преступных групп. Материалы второй научно-практической конференции. — Томск: 2007.
  36. Bejerot N. Drug abuse and drug policy. Munksgaard, Copenhagen, 1975.
  37. Peacemaking. A guide to conflict resolution for individuals groops and nations / Ed. Stanford B. N.-Y., 1996.
  38. Schellenberg J.A. The science of conflict. N.-Y.: Oxford, 1982.

 

Спонсором размещения данной публикации является компания Plastering — одна из лидеров рынка по производству машинной штукатурки. Все виды штукатурные работы киев стоит заказывать только в этой компании.