Опыт становления магистерской программы наркоконфликтологии в Санкт-Петербургском государственном университете

14.06.2022

Георгий Валильевич Зазулин
 
Георгий Валильевич Зазулин
доцент кафедры конфликтологии 
факультета философии и политологии СПбГУ, 
представитель ECAD в России

За 4 года (1997 по 2000) в крупных российских городах героиновая эпидемия унесла невосполнимое количество жизней школьников, студентов, работающей молодежи. В феврале 2001 г. некоммерческая международная общественная организация «Европейские города против наркотиков» (ECAD) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) подписали соглашение о сотрудничестве в области противодействия распространению наркотических средств. В СПбГУ был организован первый в России Центр исследования и обучения государственной и региональной политике противодействия распространению наркотиков. Одновременно начинает формироваться российская ветвь ECAD, так как ответственных мэров и глав муниципалитетов не может не волновать рост численности наркозависимой молодежи, масштабы наркопреступности и смертности из-за передозировки героином. В обществе начинает осознаваться необходимость дополнения теоретических представлений о принципах государственного противодействия наркомании и наркобизнесу всесторонне подготовленными специалистами для включения политического и административного потенциала руководителей административно-территориальных образований в борьбу с наркотиками. 

Эту общественную активность в 2003 году объективно усилил Президент РФ В.В. Путин, создав для государственного контроля наркотиков самостоятельную спецслужбу и наделив ее не только правоохранительными, но и политическими и управленческими функциями в данной области. Поддержала ее и кафедра конфликтологии СПбГУ (А.И. Стребков), осуществляющая эксперимент по подготовке магистров конфликтологии. В содружестве с ECAD была разработана и включена в магистерский стандарт уникальная программа для подготовки профессионалов в антинаркотической политике и управлении, которую назвали «наркоконфликтология». 

Вот уже пять лет бакалавры конфликтологии, журналистики, политологии и философии обучаются по данной программе. За это время выпущены 24 магистра конфликтологии со знаниями и навыками моделирования наркореальности с позиции теории конфликта. Междисциплинарный конфликтологический подход позволяет им объединять фрагментарное научное знание (биологическое, юридическое, медицинское, социологическое, психологическое и др.) по данной проблематике и сопоставлять его с ненаучными знаниями о наркотиках и последствиях их потребления в мифологии, религии, искусстве, литературе и обыденном сознании. Достигнуто это авторским виденьем структуры учебного плана данной программы, предусматривающей усвоение максимально полных знаний о наркореальности с глубиной изучения каждого направления (а их около пятнадцати) достаточной для понимания их особенностей в контексте политики и управления, усиления стороны «против наркотиков» и ослабления стороны «за них».     

Поэтому в рамках данной программы студенты учатся анализировать и оценивать наркоситуацию как следствие столкновения и борьбы интересов (прежде всего антагонистических, а уже потом ведомственных) различных социальных групп. Наркоконфликтология — единственная российская программа, которая обеспечивает своих выпускников инструментарием, необходимым для устранения разобщенности в деятельности органов власти, имеющих отношение к этой проблеме. Это обусловлено тем, что в ходе обучения они усваивают в качестве языка межведомственного диалога необходимые междисциплинарные теоретические понятия: наркотики (запрещенный психоактивный товар); наркоконфликт; участники наркоконфликта; объект и предмет наркоконфликта, экспозиционное давление наркосреды; факторы, определяющие экспозиционное давление наркосреды; наркоситуация; наркоэпидемия; общество «свободное от наркотиков»; механизм распространения наркотизации; антинаркотическая деятельность (профилактика наркомании, лечение наркомании, реабилитация наркозависимых, административное предупреждение наркопреступности, уголовно-правовое пресечение наркопреступности, исполнение наказания в отношении осужденных участников НОН и антинаркотическая пропаганда); наркополитика, антинаркотическая политика; эффективная антинаркотическая политика; антинаркотический менеджмент; наркогенная информация; легализация наркотиков; наркоугроза; наркобезопасность; наркопораженность и т.д. 

Выпускники магистерской программы по наркоконфликтологии теоретически полностью подготовлены к работе в региональных органах власти, отвечающих за достижение гуманной цели российской государственной антинаркотической политики — «постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ»в муниципальных образованиях субъекта Федерации. 

К сожалению, они пока находят себе применение только в структурах ФСКН РФ, где занимаются вопросами организации профилактики наркомании, связей с общественностью или участвуют в переподготовке кадров. Однако указ Президента РФ, справедливо наделивший директора ФСКН РФ высшими полномочиями по отношению к министрам и руководителям федеральных служб в рамках Государственного антинаркотического комитета РФ, потребовал от первых лиц исполнительной власти субъектов Федерации определить «структурное подразделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (аппарат комиссии) для организационного обеспечения деятельности комиссии» и назначить должностное лицо (руководителя аппарата комиссии), ответственного за организацию этой работы В настоящее время это выполнено, но назначенные должностные лица не имеют междисциплинарных знаний, необходимых для достижения определенной в федеральном законе цели. Следовательно, ухудшение наркоситуации в будущем неизбежно. Поэтому автор убежден, что государство в ближайшее время осуществит следующие этапы борьбы с наркоугрозой: решит вопрос научно-методологического обеспечения антинаркотической деятельности и организации подготовки в высшей школе специалистов, знающих о наркореальности буквально все и из того, что необходимо и достаточно для результативного антинаркотического управления.     

Для этого важно, чтобы руководители Государственного антинаркотический комитет РФ осознали, что в СПбГУ реально действует образовательная программа, благодаря которой идет подготовка магистров конфликтологии, способных профессионально работать наркокоординаторами, прежде всего, в территориальных органах исполнительной власти, и использовали эту возможность для усиления стороны «против наркотиков». А кафедра конфликтологии смогла обеспечить учебный процесс по этой программе таким объемом учебно-методических материалов, которого было бы достаточно для организации дистанционного обучения по наркоконфликтологии для всех желающих государственных и муниципальных служащих, работающих в секторах обеспечения деятельности антинаркотических комиссий субъектов Федерации и муниципальных образований.


  1. Зазулин Г.В. Городская и вузовская антинаркотическая политика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — с.28 — 32.
  2. Зазулин Г.В. Деятельность ECAD в России по противодействию наркомании// International Police Association против наркотиков. Материалы международной конференции национальных секций International Police Association стран Центральной и Восточной Европы. Россия — Москва 2002/ Приложение к научно-практическому вестнику «Человек в социальном мире» , 2002, том 3. С. 52-58.
  3. Зазулин Г.В. К вопросу о принципах государственного управления противодействием наркомании и наркобизнесу. Типовое положение «О советнике губернатора (мэра) в области реализации российской региональной (муниципальной) политики противодействия наркотикам»// Правовые вопросы Российской государственности: Сборник научных трудов. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. С.332-339.
  4. Зазулин Г.В. Опыт социального партнерства в подготовке кадров по антинаркотическому управлению//Конфликтология — теория и практика. №2 (3)- июль 2004, СПб.: — 2004. — С.121-126.
  5. Зазулин Г.В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — с. 271 — 274
  6. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». — Москва: Омега-Л, 2007.с.8
  7. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» № 1374 от 18.10.07