Доклад Прокурора Санкт-Петербурга Зайцева Сергея Петровича на заседании Общественного совета при прокуратуре Санкт-Петербурга

10.08.2022


Д О К Л А Д
Прокурора Санкт-Петербурга Зайцева Сергея Петровича

На заседании Общественного совета при прокуратуре Санкт-Петербурга по вопросу «О задачах по взаимодействию органов прокуратуры и иных государственных органов с общественностью в сфере противодействия»

Прокуратура г. Санкт-Петербурга
22 сентября 2010 года, 11.00

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прокурор Санкт-Петербурга Зайцев Сергей Петрович    Очевидно, что проблемы наркотизации населения и эффективного противодействия наркоугрозе в плане обеспечения безопасности нашего общества давно уже вышли на первый план. 
    Из года в год правоохранительные органы города наращивают усилия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В Санкт-Петербурге ежегодно возбуждается свыше десятка тысяч уголовных дел в сфере НОН, тоннами изымаются наркотические средства. Медицинские учреждения пролечивают, «снимают с ломок», спасают от передозировки тысячи пациентов. Государство все больше и больше выделяет средств на систему противодействия наоркоэкспансии. 
    Нельзя сказать, что все впустую. Объективности ради, скажу, что позитивные изменения у нас есть — в первую очередь это значительное снижение смертности от передозировки наркотиками (более чем на 50%), среди несовершеннолетних нет таких фактов с 2007 года. 
    Между тем, наркоэпидемия в Санкт-Петербурге не остановлена, незаконный оборот наркотиков построен на законах бизнеса — «спрос рождает предложение». Чем больше изымается из незаконного оборота наркотиков при сохранении спроса на них, тем выше их стоимость и тем еще более привлекательным становится наш регион для очередных наркопоставок. А наркосиндикаты легко и быстро восстанавливают свои ряды, в первую очередь за счет наркозависимых, которые вовлекают в потребление новичков и становятся очередными наркодиллерами. Множится число преступлений, совершаемых в целях добычи средств на очередную дозу. 
    Крупные финансовые потоки от наркосбыта направляются не только на личное обогащение лидеров преступных наркогруппировок и дальнейшее развитие наркобизнеса, но и на организацию пропаганды наркотиков, лоббирование все чаще звучащих предложений о легализации наркопотребления и самих наркотиков, на подкуп представителей власти, а также на финансирование террористической деятельности и иных видов оргпреступности. 
    Работа же по противодействию этому злу в основном ведется по принципу бесконечной «ловли тысяч комаров на болоте, вместо элементарного его полного осушения» (*Нильс Бейрут — шведский психиатр-нарколог). Многократные посадки в места лишения свободы одних и тех же лиц и предоставление возможности наркозависимым многократно «переламываться» за счет добропорядочных налогоплательщиков — это не выход из положения. 
    Поэтому на первый план выходит задача, чтобы, не ослабевая натиск на криминал и совершенствуя подходы в лечебной системе, организовать реально работающую систему профилактики, а именно — противодействие распространению наркомании, уменьшить спрос, удержать уже затронутых наркозаразой людей от развития полной зависимости, в конечном итоге уберечь их от преступности и социальной недееспособности. 
    В этой связи, мы не должны рассматривать наркопотребителя как пассивную жертву. Это объект активной совместной работы правоохранительных органов, медицины и реабилитации. Потребление наркотиков должно стать крайне неудобным в нашем обществе. В то же время, государство и общественные институты должны быть готовы и обязаны принять каждого, кто решил покончить с зависимостью, и оказать ему всемерную помощь. 
    Те же, кто сознательно избрал иной путь, должен знать, что его поведение противоправно и он обязательно будет подвергнут воздействию со стороны государства. 
    На Ваше рассмотрение предлагается локальный пилотный проект, разработанный прокуратурой города совместно с группой общественных организаций на основе уже имеющегося положительного опыта. 
    Целью проекта является организация системы эффективной профилактики НОН, обеспечение неотвратимости наказания, повышение мотивации к прохождению реабилитации от наркозависимости и создание условий для этого. 
    В рамках проекта предлагается обеспечить неотвратимость административной ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков (ст.6.8; ст.6.9 КоАП РФ) и уклоняющихся от уплаты штрафов, в виде предусмотренного законом административного ареста до 15 суток. Пока же в Санкт-Петербурге в качестве административного наказания в сфере НОН применяются незначительные штрафы, которые в своём большинстве остаются не оплаченными, поэтому эффекта от такого наказания нет. Да и чтобы заплатить штраф, наркоману нужно еще раздобыть деньги, а к чему это может привести, сами понимаете. 
    Поэтому лица, совершившие неоднократно правонарушения в сфере НОН, а также ранее судимые и не имеющие легального источника доходов, должны обоснованно подвергаться административному аресту с передачей в спецприемник ГУВД. 
    При этом, сразу хочу пояснить, что административный арест не является самоцелью. На этой стадии с задержанными должна начинаться активная работа правоохранительных органов по выявлению источников сбыта наркотиков и мест дислокации наркопритонов, а также работа медицинских и общественных организаций, которые будут предлагать эффективную помощь им в прекращении наркотизации с помощью реабилитационных центров и социализирующих программ. 
    Позиция лица, оказавшего содействие органам правопорядка, будет учитываться при наказании. 
    Параллельно в обязательном порядке должна быть организована работа среди населения, в первую очередь среди учащихся, несовершеннолетних, организована методическая работа по данной линии с педагогами, родителями. 
    Мы должны создать соответствующий фон, обстановку нетерпимости противоправного поведения. Для этого необходимо провести встречи с населением, собрания в коллективах, акции по повышению доверия граждан к правоохранительным органам (телефоны доверия и пр.), кардинально повысить активность и результативность оперативных служб и участковых-уполномоченных милиции. 
    Исполнителями проекта являются прокуратура, администрация Колпинского района, органы внутренних дел и наркоконтроля, учреждения здравоохранения, федеральные судьи Колпинского района, ряд общественных организаций. 
    Запланировано проведение обучающих семинаров с сотрудниками милиции в целях разъяснения психологических аспектов работы с наркозависимыми и организации взаимодействия с общественностью в борьбе с НОН, а также проведение акций по сбору и проверке информации населения о местах незаконного распространения наркотических средств. 
    Общественные организации во взаимодействии с образовательными учреждениями в целях оценки уровня распространенности наркопотребления и доступности наркотических средств уже начали проведение анкетирования учащихся района. 
    Будет организована методическая работа с социальными педагогами, завучами и директорами школ по вопросам профилактики наркомании в образовательных учреждениях, позволяющая транслировать впоследствии полученные знания и умения учителям школ и учащимся, а также классные часы для старшеклассников и учащихся профтехучилищ, родительские собрания — с участием специалистов наркологов и представителей правоохранительных органов. Предполагается широкое информирование родителей о данной проблеме, даже о молодежном слэнге в отношении наркотических средств, о тактике поведения в кризисной ситуации, с демонстрированием наглядных пособий и видеоматериалов. Будут организованы массовые спортивные, творческие и музыкально-развлекательные мероприятия для несовершеннолетних и молодежи района. 
    Запланировано и проведение тестирования молодежи на предмет употребления наркотических средств, а также обследование образовательных заведений и расположенных на территории района колоний, в т.ч. для несовершеннолетних, прилегающих к ним территорий на предмет выявления признаков распространения наркотических средств 
    Повсеместно и на постоянной основе должна размещаться реклама о вреде и опасности употребления наркотических средств, а также о действующих медицинских, реабилитационных и общественных организациях, оказывающих содействие наркозависимым и их близким. 
    Общественным организациям — участникам проекта администрацией района и органами муниципального самоуправления предоставляются условия для проведения систематических безвозмездных открытых консультативных занятий с населением, площадки для размещения соответствующей информации. 
    В целях анализа результатов, координации совместной деятельности и ее своевременной корректировки при районном прокуроре организуется штаб с плановым систематическим подведением итогов по достижению цели проекта. 
    О результатах акции и борьбы с НОН посредством СМИ на постоянной основе будет организовано информирование населения. 
    Предлагаемая система профилактических мер не требует внесения изменений в действующее законодательство и применения каких-то сложных технологий. Необходимо лишь здравый смысл, желание работать и консолидация усилий 
    Полученный опыт должен быть распространен в последующем на весь город. 
    Выбор пал на Колпинский район города, поскольку: данный район не является транзитным в плане массового перемещения населения и, соответственно, более объективными и точными будут наши оценки. Кроме того, данный район характеризуется сложной криминальной ситуацией по линии НОН. С другой стороны, здесь достаточно активны правоохранительные органы, администрация района также готова организовать необходимую работу. 
    В рамках предлагаемого проекта мы планируем реализовать гуманный принцип антинаркотической политики, то есть — приоритет административного предупреждения наркопреступности перед ее уголовно-правовым пресечением. Одним словом, мы должны сделать все, чтобы затруднить незаконное потребление наркотиков и помочь наркозависимым прекратить наркотизацию. 
    Будем рады участию в проекте всех неравнодушных к данной проблеме, всегда готовы к тесному сотрудничеству. 

   Спасибо за внимание.