Актуальные проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков

Борис Прокофьевич  ЦЕЛИНСКИЙ

Борис Прокофьевич ЦЕЛИНСКИЙ 
росcийский эксперт ECAD 
в области антинаркотического законодательства, 
криминологического предупреждения наркопреступности 
и контроля легального оборота наркотиков, 
кандидат юридических наук

"Актуальные проблемы профилактики наркомании
среди детей и подростков"

Выступление на круглом столе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здоровью нации, развитию спорта и туризма "Защитим детей от табака, алкоголя, наркотиков"

Основы федерального нормативного регулирования в сфере профилактики распространения наркомании среди несовершеннолетних заложены в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, Федеральном законе о наркотических средствах и психотропных веществах N 3-ФЗ 1998 г. и Федеральном законе об охране здоровья граждан 2011 г. 

В соответствии с этими федеральными нормативными правовыми актами, установившими основы государственной антинаркотической политики, каждый субъект федерации имеет возможность и должен в пределах своей компетенции, в целом очерченной статьями 72 и 73 конституции Российской Федерации, принимать адекватные меры для совершенствования профилактики детской наркомании, исходя из региональных условий, особенностей и возможностей. 

Прежде всего, полагаем возможным рекомендовать принять собственный закон субъекта Федерации о профилактике наркомании. На сегодняшний день одним из добротных образцов законотворчества в этом плане является закон города Москвы "О профилактике наркомании в городе Москве" 2007 г. Упоминаю об этом законе совсем не потому, что он столичный. Как один из его разработчиков могу доложить Вам, что этот закон по своему содержанию является комплексным, скурпулезно учитывает компетенцию субъекта Федерации в современном правовом поле. Этот закон работает уже 5 лет, взят за основу в некоторых субъектах Российской Федерации при разработке подобных законопроектов и за это период времени не подвергался серьезной критике и не был опротестован прокуратурой в отличие от прежнего московского закона о противодействии распространению наркотиков, а также и некоторых других региональных законов (например, закона Свердловской области). 

Вторым по важности звеном в организации профилактики наркомании, как представляется, является соответствующая региональная целевая антинаркотическая программа. Вплоть до 2009 года последовательно принимались 4 федеральные целевые программы комплексных мер противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. К сожалению, в дальнейшем ситуация сложилась таким образом, что с 2010 года на федеральном уровне такой программы нет, поэтому в настоящее время федеральный центр не может в этом вопросе быть примером для регионов. Однако, по нашим сведениям, более 60 субъектов Федерации, в том числе и Самарская область, на сегодняшний день имеют и реализуют подобные программы. 

Хотелось бы при этом обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что зачастую эти программы малоэффективны вследствие того, что изначально разрабатывались они не на научной основе, не на данных тщательного научного анализа мониторинга наркоситуации в регионе. Основой многих программ явилось по сути своей соединение предложений министерств и ведомств. Важно, чтобы такая региональная программа содержала комплекс мероприятий, направленных на профилактику распространения наркомании среди детей и подростков. Причем программные мероприятия, взаимоувязанные по исполнителям, срокам и финансированию, должны охватывать собой общую, групповую и индивидуальную профилактику: в образовательной среде; по месту жительства; в местах досуга молодежи. 

    Наиболее целенаправленной, а значит эффективной, групповая и индивидуальная профилактика может быть в тех случаях, когда выделены группы риска или отдельные подростки, нуждающиеся в применении такого профилактического воздействия. Не случайно в последнее время, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях активно обсуждается вопрос тестирования подростков на предмет употребления наркотиков.

Тестирование - это мероприятие достаточно затратное по силам, средствам и времени и, разумеется, является не самоцелью, не способом удовлетворения любопытства о том, употребляют ли наркотики в той или иной школе и кто именно их употребляет. Информация, полученная в ходе тестирования должна использоваться для организации целенаправленного профилактического воздействия в отношении учебных коллективов и отдельных подростков, имеющих опыт употребления наркотиков. 

И в этом вопросе очень важно, как представляется, выработать четкий профилактический, а не репрессивный алгоритм использования информации, полученной в результате тестирования учащихся. Нужно определиться, кто именно, представители каких ведомств, в каком объеме, в каких целях и каким образом должны использовать эту информацию о потребителях наркотиков. При этом, с одной стороны, мы должны стремиться к максимальному профилактическому эффекту, а с другой - не допускать необоснованного, чрезмерного ущемления прав несовершеннолетних и их родителей. Последнее обстоятельство тем более значимо, что тестирование является добровольным и при несоблюдении упомянутого условия очень быстро его результативность сойдет на нет. 

В свете сказанного для выработки алгоритма профилактического воздействия нам важно обмениваться опытом использования в регионах данных тестирования подростков на наркотики, изучать и внедрять положительный опыт. 

Заслуживает внимания и зарубежный опыт, который, разумеется, нуждается в адаптации к российским условиям. Например, в развитых странах, чаще всего основным субъектом профилактики по отношению к подросткам, потребляющим наркотики, и их семьям выступают не медики, не учителя и не полицейские, а социальные работники, которые разрабатывают и координируют реализацию индивидуальных профилактических программ. При этом социальные службы наделены необходимыми ресурсами и полномочиями, чтобы, к примеру, при необходимости направить профилактируемого в реабилитационный центр. Пора, видимо, социальным службам и в российских условиях активно включиться в деятельность по профилактике наркомании. 

Что касается медицинской наркологической службы, то в необходимых случаях данные предварительного тестирования могут быть перепроверены проведением медицинского освидетельствования подростка и в случае наличия заболевания наркоманией в отношении него проводится соответствующее лечение. 

Как известно, лечение детей и подростков от наркомании проводится либо при наличии добровольного согласия их родителей, либо в форме обязательного лечения по решению суда в случае совершения наркозависимым подростком преступления (как альтернатива уголовному наказанию). Обязательное лечение в настоящее время актуализировалось в связи с изменениями, внесенными в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. А две недели назад Минздрав России и Федеральная служба исполнения наказаний завизировали проект совместного приказа о порядке взаимодействия в случае принятия судом решения о направлении на лечение лица, больного наркоманией, взамен отбывания им наказания в виде лишения свободы. 

Суть утвержденного порядка сводится к тому, что подразделение ФСИН во взаимодействии медицинской организацией наркологического профиля осуществляет периодический контроль за прохождением обязательного лечения таким лицом, получает письменную информацию о допущенных нарушениях предписаний лечащего врача, самовольном оставлении пациентом лечебного учреждения или о факте злоупотребления им наркотическими средствами. Этот новый порядок теперь предстоит отработать на практике с тем, чтобы система лечения наркомании, как альтернатива уголовному наказанию заработала в России в полную силу и выполняла свое профилактическое назначение. 

Социальная реабилитация наркозависимых лиц, как форма третичной профилактики, заслуживает отдельного упоминания. В этом направлении в обозримом будущем предстоит немало сделать и на федеральном и на региональном уровнях для нормативного, методического, ресурсного и кадрового обеспечения реабилитации. В настоящее время при координирующей роли ФСКН Росии проводится доработка законопроекта о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты. Смысл этих изменений в том, чтобы ввести в правовые рамки понятие и деятельность по медико-социальной реабилитации наркозависимых, вмонтировать медко-социальную реабилитацию в уголовно-правовые и административно-правовые институты освобождения от ответственности при условии прохождения виновными лицами реабилитационных программ. В этом направлении в развитых зарубежных странах наработан значительный опыт, созданы разветвленные сети реабилитационных центров различного профиля. 

Реабилитационная работа требует значительных ресурсов, но при надлежащей организации такие затраты себя оправдывают, так как в социально-полезную сферу общества возвращаются люди, они выводятся из криминальной среды, а нарастание "снежного кома" наркомании среди детей и подростков замедляется. 

Поэтому со стороны региональных и местных властей заслуживают всяческой поддержки организации, которые реально занимаются социальной реабилитацией, наркологическим учреждениям следует поддерживать постоянное рабочее взаимодействие с ними.