Пост-релиз круглого стола, посвященного разработке социальной рекламы по профилактике наркопотребления для Ленинградской области

"Пост-релиз круглого стола
посвященного разработке социальной рекламы
по профилактике наркопотребления для Ленинградской области"

    18 декабря 2013г., на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялся круглый стол, а формально «рабочее совещание», посвященное разработке социальной рекламы по профилактике наркопотребления для Ленинградской области. Организатором круглого стола стала фирма «А+Б», в лице ее директора Ксынкина Константина Игоревича, эксперта по антинаркотической рекламе и пропаганде, не раз выступавшего на тематических семинарах в данной области. Круглый стол, является частью исполнения гранта, выигранного ООО «А+Б» у Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.

    На мероприятии присутствовало множество экспертов из разных областей деятельности. В том числе психологи, дизайнеры, представители государственной власти, МВД и общественных объединений, а так же эксперты в области антинаркотической политики и детского образования. Приглашенные специалисты, должны были оценить правильность постановки задач и целесообразность подходов, предлагаемых разработчиками социальной рекламы в рамках исполнения гранта. Таким образом, применяя системный подход в обсуждении и разработке данной социальной рекламы, исполнители надеются на высокую степень эффективности продукта на выходе.

    В ходе обсуждения Константин Ксынкин представил экспертам презентацию, под названием «Санкт-Петербург и Ленинградская область. Особенности социальной рекламы по профилактике наркомании 2013 год». В ней была отражена точка зрения о существующих недостатках уже изданной рекламы, которых нужно избежать во вновь создаваемом продукте. Разделенная на смысловые блоки, «предшественница» оказалась не только «задумчивой», «двусмысленной», «замещающей», но даже «профессионально некомпетентной» и «вводящей в заблуждение». Все же, не смотря на весь спектр выявленных недочетов, организаторы не хотели «навешивать ярлыки» на уже существующие продукты социальной рекламы и заявлять себя в качестве единственного источника профессионализма и адекватности, хотя, пожалуй, в итоге была актуализирована необходимость в пересмотре механизмов создания социальной рекламы, как таковой.

    Но, что же является причиной тех недочетов, которые потенциально мешают существующей социальной рекламе назидательно влиять на адресата?

    Эксперты высказывали различные точки зрения. Так, по словам Романа Дубровского, консультанта Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области, «Должны пройти годы, чтобы реклама в России, наконец, стала качественной». А, по словам Артема Сунами, эксперта в информационной антинаркотической политике, «У представленной рекламы нет как таковой цели». Цель же, по его мнению, должна отвечать на основной вопрос, «Что данную рекламу делает частью борьбы с наркотиками?». Еще один эксперт круглого стола, председатель графической секции СПб Союза Дизайнеров, Александр Колобов, сделал акцент на переживании, в настоящее время, визуального кризиса. «Мы не только живем в серой природной среде, но и запустили воспитание цветового восприятия. Еще с детского возраста забивается индивидуальность видения. В дальнейшем, дизайнеры изучают тонкие способы восприятия цвета на первых курсах института. Но, они забывают эти знания, как только выпускаются из учебного заведения». Профессор, доктор психологических наук, Гурвич Иосиф Наумович, высказал мнение о том, что у специалистов, создающих антинаркотическую рекламу, нет знания, как молодежь с той или иной установкой на наркопортебление, склонна воспринимать определенное рекламное сообщение. А так же, у них нет адекватного понимания, что такое «девиация» и каковы механизмы приобщения молодежи к наркотикам. «Таким образом, мы пытаемся воздействовать не понятно на что», заключил Иосиф Наумович. Тем не менее, нужно отметить, что разработчики социальной рекламы, отнюдь не действуют «в слепую». При разработке используются знания об архетипах Юнга и психографические характеристики целевых аудиторий, основанные на «психологии развития». Хотя, в то же время, нельзя не согласиться, что мотивация поведения для целей социальной рекламы изучена недостаточно.

    Что ж, объединяя мнения каждого эксперта, формируется осознание того, где существующая антинаркотическая социальная реклама теряет свою эффективность. Ведь не имея конкретной цели, не определив предмета воздействия и применяя неэффективные методы визуализации, специалист по рекламе не может реализовать ни ее маркетинговые ни коммункационные функции.

    Как же видится решение данной проблемы исполнителям гранта? Исходя из технического задания, целевая аудитория антинаркотической социальной рекламы, должна быть разделена на возрастные подгруппы. Эти границы взяты из Концепции антинаркотической рекламы Ленинградской области. В данном документе они определены «психологией развития», которая в свою очередь, дает научно обоснованные направления мотивации для каждой возрастной группы. Разработчики новой социальной антинаркотической рекламы выбрали из них те направления мотивации, которые с их точки зрения больше подходят для визуализации. Таким образом, для категории 9-14 лет, предложено формировать образ здорового образа жизни и самоактуализации в социуме. Основным видом плаката для такого рода социальной пропаганды станет «внутренний плакат», расположенный в образовательных и иных государственных учреждениях, где часто бывают дети этой возрастной категории. Следующая группа с 14 до 24 лет. Так как представителями данной группы являются старшеклассники и студенты, акцент будет ставиться на ролевых моделях молодежи. Таким образом, главный герой рекламы должен открыто отвергать социальное зло. Помимо этого будут использованы методы предостережения, «Не попади в рабство». Ведь именно в этом возрасте появляются и актуализируются планы на будущее. Основной вид плаката для данной категории – это городской плакат, который можно увидеть на остановках, по пути к метро и в шаговой доступности от дома. И, наконец, завершающая категория, это возраст от 24 лет и старше. Это люди, для которых актуальна тема семьи и безопасность своих детей. Поэтому, основная идея, которая будет прослеживаться здесь – стать ангелом-хранителем и достойным примером для своих детей. Расположение этой рекламы приоритетно на билбордах у проезжей части. Предполагается, что данная возрастная категория уже обладает личным автомобилем.

    Как следовало из презентации Константина Ксынкина, у профессионального сообщества Санкт?Петербурга и Ленинградской области, в результате различного рода дискуссий, сложилось устойчивое мнение, что антинаркотическая реклама должна быть позитивной. И так как о позитивности массовой рекламы говориться уже лет 6-7, организаторы круглого стола сделали упор на пропаганду ценностей, альтернативных социально-негативному образу жизни. В связи с этим, у приглашенных экспертов резонно возник вопрос, а не сделать ли данную рекламу универсальной для любой девиации, включив сюда так же табакокурение и алкоголизм. Это предложение вызвало противоположное замечание Артема Сунами о том, что в настоящее время на антинаркотическую политику и так выделяется мизерный бюджет, сокращаются специальные ведомства, осуществляющие профилактику наркопотребления. Но Константин Ксынкин отметил, что в разрабатываемых плакатах под наркотиками, все же, предполагаются все три негативных персонажа: «алкоголь», «никотин», «наркотики».

    Так же, в целях повышения эффективности данного проекта, эксперты предложили состыковывать наработки гранта с уже существующими региональными антинаркотическими программами. По мнению президента благотворительнгго фонда «Здоровое будущее», Владимира Теплицкого, именно таким образом можно получить важную обратную связь, на которую деньги в бюджете гранта не заложены. А полковник полиции и эксперт ОМВ в сфере профилактики, Леонид Полыковский, внес предложение, с помощью данной социальной рекламы, доводить до сведения молодежи и их родителей, соответствующие законы РФ.

    Как видно из результатов круглого стола, социальная реклама в Санкт-Петерурге и Ленинградской Области требует серьезного системного подхода, который и стараются применить исполнители гранта. Как у всякого непроработанного дела, возникает множество дополнений и рекомендаций, которые могут не только улучшить, но и увести проект, в сторону от его основной идеи. Не смотря на это, мнения участников рабочей группы в рамках круглого стола, во многом совпали и дополнили друг друга. А, по словам огранизатора, Константина Ксынкина, высказанные экспертные мнения в отношении необходимости ориентации на психографические характеристики аудитории и, проведения параллелей с алкоголем и никотином, даже предвосхитили предложения разработчиков. Специалисты-практики, так же сделали ряд полезных предложений, об актуализации таких ценностей, как «достоинство» и «уважение» и необходимости реализовать механизм обратной связи для разрабатываемой рекламы.

    Итоги круглого стола вселяют надежду, что новая реклама будет действительно более эффективной, чем изданная ранее. И хотя эффективность предыдущей рекламы никто не оценивал, для настоящего проекта, Гун Григорий Ефимович, предложил, в уже запланированных мероприятиях Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, провести оценку эффективности разрабатываемой рекламы на фокус группах.

    Ну и еще одним позитивным событием, стало решение УФСКН провести в январе-феврале 2014 года научно практическую конференцию по антинаркотической пропаганде.

Пост-релиз подготовлен Инной Пик. 
12.01.2014 года


---------

Вред от наркотиков