НАРКОТИКИ И ШКОЛА

31.08.2021

Н А Р К О Т И К И   И   Ш К О Л А

30 Августа 2002 г.
№ 33 (23937)
«Кронштадтский вестник»

   Данные социологических исследований по Санкт-Петербургу среди детей и молодежи показывают: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотических средств, из них половина продолжает их употребление; 10% подростков постоянно прибегают к употреблению наркотиков в случае возникновения сложных жизненных обстоятельств, 32% — к алкоголю; основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11 -14 лет (41 %) и 15-17 лет (51 %); 57% респондентов указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть члены семьи, злоупотребляющие алкоголем, и 6% — наркотическими средствами; 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотики, живут в неполных семьях; 34% опрошенных из числа молодежи считают, что употребление наркотиков бывает «всерьез» и «не всерьез», при этом 21% респондентов согласны с тем, что «наркотик делает человека свободным», и 42% респондентов уверены, что от наркотиков всегда можно отказаться; опрос на дискотеках выявил высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах «для поднятия настроения» (54%), из них наркотики составляют 20% и алкоголь — 70%; 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от их употребления.

    Исследования показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана — 4 года после начала употребления наркотиков, при среднем возрасте — 21 год. Активно прогрессируют «спутники наркомании» — прежде всего ВИЧ-инфекция. От СПИДа в Петербурге умерли 240 человек, начиная с 1987 года выявлены более 20000 человек, зараженных вирусом иммунодефицита. До 1996 года вирус иммунодефицита человека передавался через половые контакты, однако в 1999-2001 годах ВИЧ-инфицированные выявляются преимущественно среди наркоманов, использующих наркотики внутривенно. Нередко заражаются учащиеся школ, училищ. Ежегодно расширяются масштабы наркопреступности, среди преступников, причастных к незаконному обороту наркотиков, преобладают подростки и молодежь. По данным ГУВД, за первое полугодие 2001 года выявлено 20331 преступление и возбуждено 1829 уголовных дел. связанных со сбытом наркотиков. 
    Актуальность проблемы распространения наркомании среди детей и молодежи стоит в настоящее время так остро, что Комитет по образованию СПб вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде признал — приоритетными.
      Профилактическая работа, считают руководители питерской системы образования, должна осуществляться на всех уровнях (от дошкольного до начального профессионального), в образовательных учреждениях всех типов и видов, в рамках образовательных программ, спецкурсов, факультативов. Значительная роль в организации профилактической работы отводится образовательным, досуговым, оздоровительным учреждениям дополнительного образования детей, способствующим развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи. 
   Во всех районах города созданы кабинеты по профилактике наркозависимости среди детей и подростков, в основном, на базе психологических центров и образовательных учреждений; проведена работа по созданию системы обучения педагогических кадров, обеспечению методическими пособиями педагогов и руководителей ОУ; проведены комплексные социологические исследования и сделано также многое другое… Выполнение всех этих мероприятий стало возможно только при условии целевого выделения средств. В 1999-2000 годах из целевой программы
  «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге» было выделено 10,3 млн. рублей. Комитетом по образованию на конкурсной основе из целевой программы СПб для этих целей были выделены финансовые средства всем районам города, в том числе и Кронштадту: в 2000 году -120 тысяч рублей, в 2001 — 70 тысяч.
   Однако, по словам председателя Комитета по образованию Т И. Голубевой, в организации этой работы имеются большие резервы Во многих образовательных учреждениях отсутствует комплексная система антинаркотической работы, не до конца преодолен информационно-просветительский подход к решению проблемы, не на должном уровне находится состояние индивидуальной профилактической работы, имеют место случаи, когда школы, училища стремятся скрыть «наркотические» проблемы и любой ценой избавиться от обучающихся, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами. Недостаточно внимания уделяется и вопросу работы с родителями по профилактике наркомании среди детей. 

А.М.