О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, СПОРТИВНЫХ И ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

07.09.2021


   Санкт-Петербург  18.11.2003г.

 

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Окружной антинаркотической комиссии).

    В настоящее время наркоситуация в России продолжает осложняться. Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими превратились в одну из глобальных проблем для многих стран мира, в том числе и для России. Заметно расширился спрос на наркотики. К их употреблению приобщились сотни тысяч людей и, прежде всего, молодежь. 
    Немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ за последние десять лет выросло более чем в 10 раз и продолжает увеличиваться. Если в среднем по России оценочное число наркопотребителей составляет примерно 2,0% от численности населения, то в Северо-Западном федераль-ном округе, по экспертным оценкам, эта цифра составляет 3,4%. Наибольшее распространение наркомании наблюдается в Санкт-Петербурге, Мурманской и Калининградской областях. 
    В распространении наркомании отчетливо выделяется тенденция стремительного омоложения наркозависимых, приобщение к употреблению наркотиков подростков и детей. 
    Основная цель антинаркотической профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ. Приоритет профилактической деятельности в современных условиях переносится в образовательную среду. Необходимым фактором в достижении результатов в противодействии наркозависимости, является организация системы профессиональной подготовки специалистов в области профилактики наркомании. 
    Работа государственных и общественных организаций по противодействию наркомании в общеобразовательных, спортивных и досуговых учреждениях главным образом ведется в рамках целевых региональных программ по противодействию наркомании, однако такая программа отсутствует в Республике Коми, а в Ленинградской области эта работа ведется в рамках других программ. 
    В разработанных федеральных целевых программах «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 1999-2001 гг. и 2002-2005 гг., предусматривается финансирование отраслевых комитетов. Это большой шаг вперед, свидетельствующий о том, что проблема признана на законодательном уровне. 
    Однако, муниципальная власть, которая призвана проводить работу непосредственно на конкретной территории, и знающая проблемы каждого дома, из этих программ не финансируется, а вопросы организации мероприятий по профилактике наркомании даже не включены в ее компетенцию. 
    Профилактическая работа в образовательных учреждениях всех типов и видов осуществляется в рамках учебных программ, спецкурсов и факультативов, направленных на повышение общей культуры учащихся, их родителей и педагогических работников. 
    С целью повышения эффективности антинаркотической работы в Северо-Западном федеральном округе в ряде региональных ВУЗов и педагогических колледжей организовано обучение и повышение квалификации педагогических кадров. В Санкт-Петербургском Государственном университете, Российском Государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском государственном техническом университете, Санкт-Петербургском морском техническом университете, Поморском государственном университете, Архангельском, Котласском, Каргопольском колледжах введены спецкурсы по вопросам профилактики наркомании. Принимаются меры по увеличению в образовательных учреждениях Северо-Западного федерального округа штата психологов, педагогов-организаторов, других специалистов, обеспечивающих воспитательно-реабилитационный процесс. 
    Серьезную роль в организации профилактической работы органы управления образованием регионов Северо-Западного федерального округа отводят образовательным, досуговым и оздоровительным учреждениям, учреждениям, способствующим развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи. Следует отметить, недостаточность количества детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, в том числе клубов по месту жительства. В сложившихся условиях необходимо принятие мер по обеспечению доступ-ности организованного досуга детей на базе школ и учреждений культуры. 
    Несмотря на проведение большого комплекса антинаркотических мероприятий в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях Комитетами образования субъектов Российской Федерации, настораживает значительный рост числа выпускников школ, не подлежащих призыву на военную службу по причине наркомании и алкоголизма. 
    Так, военными комиссариатами в г.Санкт-Петербурге в ходе весеннего призыва 2003года вновь выявлено 306 человек, которые не подлежат призыву в армию. По этой же причине в Ленинградской области не подлежит призыву 310 человек. 
    Данные факты свидетельствует о степени пораженности общеобразовательных школ наркоманией, о низком качестве профилактической работы, проводимой районными комитетами образования.

Причинами сложившегося положения являются:

  • не заинтересованность руководителей образовательных учреждений в выявлении учащихся, употребляющих наркотики и их стремление скрыть факты наркомании в своих учебных заведениях, что способствует ее дальнейшему распространению;

  • низкое качество медицинского обследования, отсутствие эффективных методов диагностики и недостаточное выделение денежных средств на приобретение современных тестов для определения наркотических веществ в организме;

  • недостаток финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической и психолого-педагогической работы.

    Правоохранительными органами Северо-Западного федерального округа проводится комплекс специальных мер, направленных на предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, устранение причин и условий неправомерного поведения, на обеспечение общественного порядка в образовательных, спортивных и культурно-досуговых учреждениях. Работа в этом направлении проводится в постоянном взаимодействии с работниками образования, культуры, социальной сферы, наркологами. Осуществляется обмен информацией, правовое информирование учащейся молодежи, родителей, совместные профилактические мероприятия в местах проведения досуга молодежи и при проведении отдельных массовых мероприятий, на территории учебных учреждений, в общественных местах, на улице. 
   

Несмотря на особое внимание со стороны органов государственной власти к данной сфере, можно констатировать отсутствие единой концепции профилактики наркомании в Северо-Западном федеральном округе. Как следствие этого, в большинстве образовательных учреждений отсутствует комплексная система антинаркотической работы, ответственность в лучшем случае возлагается на отдельных работников и педагогов (школьного врача и психолога). 
   

Уделяя должное внимание теме досуга детей и молодежи, в определенной степени преграждается путь подростковой преступности. В этом плане назрела необходимость усиления уголовно-правовых мер, устанавливающих ответственность за нравственное растление несовершеннолетних (правонарушение и степень вины по 228 статье УК РФ). 
   

Важная роль в профилактической работе принадлежит средствам массовой информации. Можно отметить, что СМИ Северо-Запада изменили подход к наркомании, увеличили число публикаций информационной поддержки различных антинаркотических акций. Вместе с тем, в отдельных средствах массовой информации имеют место публикации, которые можно расценивать, как скрытую пропаганду наркотиков и соответствующего образа жизни. В связи с этим необходима координация и консолидация действий между сотрудниками Госнаркоконтроля и других правоохранительных органов с Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по полной реализации решений Окружной антинаркотической комиссии от 14.11.2002г. №2 и от 07.05.2003г. №3. 

На основании вышеизложенного Окружная антинаркотическая комиссия решила:

  1.   Принять к сведению доклад начальника Главного управления Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу Воронина В.Г., содоклад Представителя Минздрава Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Шаброва А.В., выступление и.о. начальника федерального управления Минюста России по Северо-Западному федеральному округу Бастрыкина А.И. и выступления участников заседания. 

  2.   Главному Управлению Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу (Воронин В.Г.): 
  2.1.   Разработать и представить на рассмотрение ОАК систему организации профилактической работы в Северо-Западном федеральном округе.      (Срок до февраля 2004 года). 
  2.2.   Совместно с Отделом Генпрокуратуры России в Северо-Западном федеральном округе (Логунов О.В.) проверить целевое использование финансовых средств, выделяемых в рамках антинаркотических программ субъектов Российской Федерации в 2003 году и проанализировать исполнение целевых антинаркотических программ, обратив особое внимание на выполнение мероприятий по профилактике наркомании в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях. О результатах проделанной работы доложить на очередном заседании ОАК.      (Срок до февраля 2004 года). 
 2.3.   Совместно с федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Бастрыкин А.И.) и Отделом Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Логунов О.В.) подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство: 
     в ст.151 УК РФ в части усиления мер ответственности за нравственное растление несовершеннолетних; 
     в ст.228 УК РФ в части изменения примечания к статье, где говорится о не привлечении к ответственности лиц, добровольно выдавших наркотические средства; 
     в ст.230 УК РФ в части усиления мер ответственности за склонение к потреблению наркотических средств. 
     (Срок до февраля 2004 года). 

  3.   Управлению по работе с органами власти субъектов Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Аграшенков А.В.): 
  3.1.   Довести до сведения руководителей органов власти субъектов Российской Федерации настоящее решение. 
  3.2.   Рекомендовать руководителям органов власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа: 
 3.2.1.   Включить руководителей территориальных Управлений Госнаркоконтроля России Северо-Западного федерального округа в состав Межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами и их незаконному обороту в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, в качестве заместителей председателя Комиссии. 
  3.2.2.   Включить в состав основных исполнителей целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа территориальные органы Госнаркоконтроля России. 
  3.2.3.   Рассмотреть на заседаниях межведомственных комиссий по противодействию наркомании вопрос о «О состоянии работы государственных и общественных организаций по противодействию наркомании в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях» и принять конкретные профилактические меры. 
  3.2.4.   Принять специальный нормативный акт, предусматривающий лишение лицензий и закрытие развлекательных и досуговых учреждений при обнаружении фактов распространения и употребления в них наркотических средств. 
  3.2.5.   Для подготовки специалистов по организации антинаркотической работы, рассмотреть вопрос о целевом направлении своих представителей на учебу в 2004 году в Санкт-Петербургский Государственный Университет (философский факультет, специальность — наркоконфликтология), с целью их дальнейшей работы в аппаратах администраций субъектов Российской Федерации. 
  3.2.6.   Принять исчерпывающие меры по выявлению фактов наркомании в учебных заведениях, предусмотрев стимулирование руководителей и педагогических коллективов учебных заведений, активно проводящих антинаркотическую профилактику. 
  3.2.7.   Изучить передовой опыт по предупреждению наркомании в Мурманской области для его распространения на территории округа. 
  3.3.   Рекомендовать Главе Республики Коми и Губернатору Ленинградской области принять целевые антинаркотические программы. 
  3.4.   Обратить внимание руководителя Северо-Западного окружного межрегионального территориального управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В.) на необходимость принятия мер по выполнению Решений Окружной антинаркотической комиссии от 7 мая 2003 года № 3 и от 14 ноября 2002 года № 2; 

  4.   Представительству Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе (Шабров А.В.) совместно с Главным управлением Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу провести анализ имеющихся методов диагностики наркомании и представить предложения по внедрению в систему ежегодных медицинских осмотров в учебных заведениях наиболее эффективных методов выявления лиц, употребляющих наркотики.      (Срок до февраля 2004 года). 

Председатель комиссии   
И. КЛЕБАНОВ