к показателям оценки антинаркотической работы в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа

27.08.2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
«к показателям оценки антинаркотической работы в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа.»

Показатели оценки антинаркотической работы в
субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного ФО.

    В соответствии с п.3.2 Решения Окружной антинаркотической комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе от 23.06.2004 года №5 создана рабочая группа по определению единых критериев оценки работы органов исполнительной власти и межведомственных комиссий по противодействию наркомании (МВК) субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа. 
    Необходимо отметить, что основной проблемой в данной работе является сложность в соотнесении общепринятых показателей наркоситуации на отдельно взятой территории (области, республики) со степенью влияния на нее субъектов антинаркотической деятельности. Каждый такой показатель зависит от множества факторов, часть из которых имеет специфический региональных характер. Поэтому, в предлагаемых показателях оценки антинаркотической работы (Приложение №1), с учетом опыта аналогичной работы МВК Новгородской области, членами рабочей группы использованы формальные показатели антинаркотической деятельности (раздел 1 и 2), улучшение которых может стимулировать субъектов антинаркотической деятельности на создание условий (либо оптимизацию ранее созданных условий), способных оказать влияние на решение проблем, связанных с наркотической и алкогольной зависимостью. 
    Согласно мнению членов рабочей группы, наличие показателей п.п.1.1- 1.5, а также увеличение, по сравнению с аналогичным прошлым периодом, значений показателей п.п. 1.6 — 2.11 может повлиять на повышение эффективности работы по противодействию наркомании в субъектах федерации. 
    Количественное (или %-е) изменение показателей (по отношению к аналогичному прошлому периоду) разделов 3 и 4 характеризует динамику наркоситуации в субъекте, ее ухудшение или улучшение может косвенным образом свидетельствовать о качестве и эффективности антинаркотической работы в анализируемом субъекте. 
    В настоящий момент, ведется работа по ранжированию (определение степени влияния на наркоситуацию) предложенных показателей и определения коэффициентов соотносимости между собой с целью создания согласованной системы их оценки. Также, в рамках работы группы при Окружной антинаркотической комиссии разрабатываются системы индикаторов для мониторинга наркоситуации в субъектах федерации Российской федерации, определяются критерии и методика оценки эффективности антинаркотической деятельности в субъекте федерации на основе данных социологических исследований (Раздел 4). Такая независимая оценка, по нашему мнению необходима для контроля за качеством и эффективностью антинаркотической деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций, работающих в этой области, а также для последующего определения степени влияния предлагаемых нами показателей оценки антинаркотической работы на наркоситуацию в субъекте федерации и в Северо-Западном округе в целом. 
    Опыт подведения итогов оценки деятельности органов местного самоуправления Новгородской области по противодействию наркомании и алкоголизму показал, что система оценок (критериев) «обречена» на постоянное совершенствование — как в содержательном, так и в редакционном плане.

Показатель Источники
получения
информации
Анализируемый
период
1. Показатели оценки работы органов власти субъекта федерации по линии организации межведомственного взаимодействия в сфере антинаркотической деятельности.
1.1 Наличие утвержденной концепции региональной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в субъекте федерации, находящемуся в пределах Северо-Западного федерального округа (далее субъект федерации), определение приоритетных направлений данной политики с учетом региональных особенностей. Администрация субъекта федерации МВК субъекта федерации полугодие
1.2 Принятие в субъекте социальной целевой антинаркотической программы с определением четких критериев проблем, для решения которых она используется. Администрация субъекта федерации МВК субъекта федерации полугодие
1.3 Наличие отчета об исполнении антинаркотической программы предыдущего периода, содержащего анализ качественных и количественных показателей результатов ее реализации с обязательной подготовкой рекомендаций для улучшения эффективности антинаркотической деятельности в субъекте федерации, их использование в программе анализируемого периода. Администрация субъекта федерации МВК субъекта федерации полугодие
1.4 Наличие в субъекте федерации концепции информационной политики по противодействию распространению наркомании. Администрация субъекта федерации полугодие
1.5 Наличие в администрации субъекта федерации штатных органов управления, либо штатных сотрудников, обязанностью которых является — координация региональной антинаркотической политики. Администрация субъекта федерации полугодие
1.6 Количество специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании, прошедших обучение в анализируемом периоде по специальным программам и повысивших свою квалификацию в области системной антинаркотической деятельности на базе государственных учебных заведений. Администрация субъекта федерации полугодие
1.7 Количество целевых (отдельных) планов работы по профилактике наркомании в профильных подразделениях органов исполнительной власти и их исполнение. Администрация субъекта федерации полугодие
1.8 Количество в субъекте федерации реабилитационных центров (организаций). Администрация субъекта федерации полугодие
1.9 Количество выполненных решений межведомственных антинаркотических комиссий субъекта федерации, оказавших значительное влияние на наркоситуацию в субъекте (с предоставлением анализа результатов его исполнения). МВК субъекта федерации полугодие
2. Показатели оценки работы органов власти субъекта федерации в сфере профилактики употребления наркотиков.
2.1 Наличие эффективных специализированных программ для использования в средних, средних специальных и профессиональных учебных заведениях, количество образовательных учреждений, задействованных в этих программах, количество учащихся, прошедших по ним обучение. Администрация субъекта федерации МВК субъекта федерации полугодие
2.2 Количество образовательных учреждений, имеющих раздел «Профилактика наркомании» в годовых планах работы учреждений и осуществляющих профилактические программы в соотнесении с общим количеством общеобразовательных учреждений в субъекте федерации
Из них
В школах ( к общему количеству школ)
В ПТУ , лицеях (к общему количеству ПТУ,лицеев)
В ВУЗах ( к общему количеству ВУЗов)
Администрация субъекта федерации МВК субъекта федерации полугодие
2.3 Количество несовершеннолетних наркопотребителей, выявленных на ранней стадии формирования зависимости (с учетом вклада служб), и анализ результатов коррекции социализации. Администрация субъекта федерации МВК субъекта федерации полугодие
2.4 Количество наркопотребителей, выявленных в ходе постановки на воинский учет, при проведении призывной комиссии в соотнесении к общему количеству призывников. — райвоенкоматы;
— отделы здравоохранения.
полугодие
2.5 Количество информационно-пропагандистких материалов (роликов, фильмов, газетных статей) по антинаркотической деятельности, с организацией их интенсивного проката в средствах массовой информации. — отдел(комитет) по печати ;
— Фед.служба по надзору за соблюдением зако-ва в сфере массовых ком-й.
полугодие
2.6 Количество выявленных фактов рекламы и пропаганды наркотиков в СМИ с анализом практики применения ст. 6.13 КоАП РФ. — Структуры Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций;
— УФСКН.
полугодие
2.7 Количество привлеченных к административной ответственности за нарушение ст.6.9, ч.2 ст.20.20, ст.20.22 КоАП РФ (количество предупрежденных наркопреступлений) в соотнесении с общим количеством привлеченных к административной ответственности в субъекте федерации в анализируемом периоде) — УФСКН;
— РУВД.
полугодие
2.8 Количество обвинительных приговоров в отношении сбытчиков наркотиков на территории субъекта федерации в соотнесении с общим количеством обвинительных приговоров по общеуголовным статьям. — УФСКН;
— РУВД
 
2.9 Наличие анализа показателей антинаркотической деятельности, указанных в разделе 2. (с указанием возможных причин, прогнозированием тенденций, выработкой рекомендацией ) — МВК  
2.10 Количество общественных организаций и фондов, активно работающих на территории по вопросам, связанным с проблемами наркоситуации, в том числе
-светских
-религиозных
с приведением примеров активной деятельности таких организаций
Администрация субъекта
МВК субъекта
полугодие
2.11 Сумма финансовых средств, затраченных организациями субъекта федерации (администрация, госучреждения и общественные организации) на антинаркотическую деятельность на душу населения (тыс.руб./ всего населения), в том числе
Федеральные целевые программы (тыс.руб./ всего населения)
Международные программы (тыс.руб./ всего населения)
Спонсорские взносы (тыс.руб./ всего населения)
Иное (тыс.руб./ всего населения)
— федеральный бюджет;
-администрация субъекта федерации;
— бюджет отраслевых комитетов;
проекты общественных организаций.
полугодие
2.12 Показатели финансирования мероприятий региональной программы в расчете на душу населения ( тыс.руб./ всего населения)
На профилактику ( тыс.руб./население в возрасте от 10 до 45 лет).
На реабилитацию ( тыс. руб./ число лиц, состоящих на профилактическом учете)
На лечение (тыс.руб./на число лиц, состоящих на учете в связи с диагнозом алкоголизм, наркомания, токсикомания)
На мероприятия по предотвращению распространения незаконного оборота наркотиков (НОН) (тыс.руб./ на число сотрудников служб ФСКН И МОБ).
Администрация субъекта федерации
МВК субъекта федерации
полугодие
3. Показатели оценки антинаркотической деятельности, определяемые на основе представленных территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и другими государственными учреждениями данных, характеризующих наркоситуацию и ее динамику в субъекте федерации.
3.1 Изменение (по отношению к аналогичному прошлому периоду) уровня Заболеваемости (количество больных, впервые поставленных на учет) алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией на территории субъекта в соотнесении с численностью населения в данном субъекте федерации
Несовершеннолетние
Мужчины от 18 до 45 лет
Женщины от 18 до 45 лет
Администрация субъекта
МВК субъекта
полугодие
3.2 Изменение (по отношению к аналогичному прошлому периоду) уровня Болезненности (числа лиц состоящих на наркологическом учете) алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией на территории субъекта в соотнесении с численностью населения в данном субъекте федерации
Несовершеннолетние
Мужчины от 18 до до 45 лет
Женщины от 18 до 45 лет
Администрация субъекта
МВК субъекта
полугодие
3.3 Изменение (по отношению к аналогичному прошлому периоду) количества лиц наркозависимых, находящихся в устойчивой ремиссии (не потребляющих наркотики более одного года) в соотнесении с численностью населения в субъекте федерации
Несовершеннолетние
Мужчины от 18 до 45 лет
Женщины от 18 до 45 лет
Администрация субъекта
МВК субъекта
полугодие
3.4 Изменение (по отношению к аналогичному прошлому периоду) количества умерших на территории субъекта участников НОН (из них в связи с передозировкой). Администрация субъекта
МВК субъекта
полугодие
4. Показатели оценки работы МВК в сфере антинаркотической деятельности, определяемые на основе данных социалогического исследования наркоситуации в субъекте, характеризующих наркоситуацию и ее динамику в субъекте федерации. *
* В настоящий момент, в рамках работы группы при Окружной антинаркотической комиссии по выработке системы индикаторов для мониторинга наркоситуации в субъекта федерациих Российской федерации, определяются критерии и методика оценки эффективности антинаркотической деятельности в субъекте федерации на основе данных социологических исследований (Раздел 4).