Глава 2. Шведская наркополитика: ПУБЛИЧНОСТЬ

02.10.2021

СОЮЗ «ЗА ОБЩЕСТВО БЕЗ НАРКОТИКОВ»

Начало. 20 мая 1969 года в гостинице «Темпус» в пригороде Стокгольма Бромма было провозглашено основание союза «За общество без наркотиков» (RNS). Председателем союза был избран социальный работник Ингве Юнг, а секретарем — Гун Захариас. Было решено, что членские взносы будут составлять 10 крон в месяц для индивидуальных членов и 25–250 крон для вошедших в состав союза организаций. Одновременно было решено принять на работу первого уполномоченного — им стала Маргарета Брокмарк, и пригласить на следующее заседание правления социального врача Нильса Бейерута и куратора поликлиники св. Марии Уве Росенгрена. 
    Также было решено начать издание собственного информационного листка и назначить для этой цели редакционную коллегию. 
    Два месяца спустя, 30 июля, союз «За общество без наркотиков» насчитывал уже 694 члена. 
    С конца 50-х годов в Стокгольме резко возросло количество наркоманов, потребляющих внутривенно препараты, похожие на амфетамины. Была введена особая должность прокурора, призванного наблюдать за развитием наркоситуации. На эту должность был назначен Стен Вархольм. Совместно с врачом тюремной больницы Даном Сундбергом Вархольм опубликовал в журнале «Шведская полиция» (№2 за 1964 года) отчет о росте наркомании среди преступников Стокгольма. Эта статья не осталась без ответа. Уже задолго до того социальный врач Йон Такман по собственной инициативе начал выписывать наркоманам рецепты на наркотические средства, что в некоторых случаях кончалось трагически. Теперь к нему на политической арене присоединились и другие, в том числе Франк Хиршфельдт, который резко выступил против Вархольма и Сундберга в газете «Ориго». Таким образом, дебаты о наркотиках вскоре обрели высокий накал.

Основные принципы деятельности организации
«ЗА ОБЩЕСТВО БЕЗ НАРКОТИКОВ»

  1. СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВСЕ УСИЛИЯ НА ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕ 
    На протяжении ряда лет мы были верны нашей проблематике, не впадая в искушение заняться другими вопросами, что зачастую было чересчур заманчиво.
  2. СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНКРЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 
    Мы попытались сформулировать политические требования, осуществимые в пределах разумного времени. Одерживая маленькие победы, мы постепенно продвигаемся к нашим долгосрочным целям.
  3. РАБОТАТЬ С ДАЛЬНИМ ПРИЦЕЛОМ 
    Это был скорее не наш выбор, а необходимость работать на длительные перспективы. Легко переоценить то, что можно достичь за год, но с другой стороны, легко и недооценить то, что можно сделать за десять лет.
  4. СТАРАТЬСЯ ВЫСТУПАТЬ В СМИ 
    У небольшой организации мало денег. Однако, общаясь с журналистами и снабжая их информацией, все-таки возможно добраться до большого числа людей, затрачивая немного средств.
  5. НЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ НИКАКИХ ПАРТИЙНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ 
    Политическая власть при демократии варьируется. Для нас было всегда важно держать двери открытыми для разных политических и религиозных групп. Добиваться экономической независимости. 
    Экономика — всегда является проблемой, но для нас всегда важно опираться в основном на своих единомышленников, что дало нам свободу не зависеть от правительственных грантов, или от 1–2 источников дохода.
  6. СОЗДАТЬ АРЕНУ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧЕНЫХ, ЭКСПЕРТОВ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ 
    Для определения наших политических требований необходимо иметь множество контактов с учеными, экспертами в данной области и с людьми, обладающими клиническим опытом, а также с бывшими наркоманами или семьями, столкнувшимися с наркоманией. Организация семинаров, выпуск и распространение информационных пакетов типа «Drugbox» — все это деятельность одного порядка.
  7. ВЕСЕЛО ПРОВОДИТЬ ВМЕСТЕ ВРЕМЯ! 
    Создавать приятную атмосферу в организации необходимо для упешной работы с подобного рода вещами год за годом. Проблема наркотиков очень болезненная, и поэтому необходимо уметь расслабляться.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ
АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ И АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ШВЕЦИИ

    Шведская антиалкогольная и антинаркотическая политика в большой мере сформировалась под давлением общественных организаций, так называемого народного движения. В те периоды, когда влияние этих организаций было сильным, политика была более жесткой и ограничительной, когда же оно ослабевало, политика становилась более мягкой в отношении злоупотребления алкоголем и наркотиками. 
    Здесь я намерен дать краткий исторический обзор развитию народного движения в Швеции, а затем рассказать о том, какова ситуация на сегодняшний день — как выглядят организации, борющиеся с алкоголем и наркотиками, и каково их влияние на политику государства в целом. 
    Во второй половине девятнадцатого века в Швеции начали формироваться три большие группы общественных организаций — независимые церкви, движение трезвенников и рабочее движение. Все они черпали вдохновение из-за рубежа, две первые — в первую очередь из Англии и США, а рабочее движение следовало примеру Германии. 
    Первые независимые церкви были основаны в Швеции около 1840 года людьми, которые имели иной взгляд на религию, нежели представители государственной шведской лютеранской церкви. Уже в восемнадцатом веке во многих уголках страны люди собирались дома, чтобы вместе читать библию и молиться. Существовали законы, запрещающие религиозные собрания вне церкви, однако к таким явлениям относились более-менее терпимо — пока они не выливались в оппозицию господствующей церкви. В 1848 году Фредрик Олаус Нильссон основал на западном побережье первую в Швеции баптистскую общину. Баптисты считали, что осознанное крещение во взрослом возрасте — единственно истинное, и не признавали крещения в младенчестве, принятого в шведской церкви. В 1850 году Нильссон был приговорен к изгнанию из страны, что вызвало огромные резонанс как в стране, так и за рубежом. Несмотря на трудности, баптизм распространялся и к концу 50-х годов девятнадцатого века в стране насчитывалось 95 баптистских общин, в которых состояло в общей сложности 4 300 членов. Религиозное пробуждение продолжало распространяться, вопреки сопротивлению официальных властей. Многие были недовольны проповедями официальной церкви и хотели присоединиться к движению, где принят более глубокий и эмоциональный подход к христианскому учению.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ —
ДВА ОСНОВНЫХ ФАКТОРА В БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ

    Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что я очень рад возможности быть здесь и выступить на этой конференции. Чрезвычайно важно, чтобы мы, как соседствующие страны, попытались найти пути сотрудничества в борьбе с наркотиками. Эта борьба очень тяжела, и для нас, тех, кто действительно хочет одержать победу над наркотиками, наступило время сделать это вместе, вне зависимости от национальных границ или языковых барьеров. 
    Политика Швеции в отношении нелегальных наркотических средств является, по всей вероятности, самой жесткой в Европейском Союзе. Даже минимальные правонарушения, связанные с хранением наркотических средств, влекут за собой определенного рода наказание. Само потребление наркотиков также нелегально, и лицо, задержанное за потребление наркотиков, должно заплатить денежный штраф за совершение этого правонарушения. Наряду с контролем над соблюдением законов, в лечение и уход за наркозависимыми было вложено много денежных средств. Профилактические мероприятия в школах и повсеместно также сыграли важную роль в формировании феномена, известного под названием «шведская модель» антинаркотической политики.

РОЛЬ СМИ В БОРЬБЕ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ

    Исторически сложилось так, что Швеция была первой страной, в которой разразилась наркоэпидемия. Материалы на страницах СМИ отражали настроение общества. Росло потребление наркотиков — росло и число публикаций. Затем появилась идея легализации наркотиков. Среди ее сторонников было много врачей. В частности, они говорили о том, что наркоман — это больной человек и нужно не осуждать его, а помочь ему понять, что потребление наркотиков наносит непоправимый вред не только его здоровью, но и его личности в целом. Врачам разрешено было, например, выписывать рецепты на амфетамин. Шведская пресса, к сожалению, приняла сторону именно этой идеи. Одна из крупных газет страны «Экспрессен» активно выступала за легализацию наркотиков. В результате такой политики в Швеции резко выросло число наркоманов. 
    К счастью, господь Бог иногда вмешивается в нашу жизнь. У одного из ведущих журналистов, выступавшего на стороне легализации (впоследствие редактора «Экспрессен»), дочь стала наркоманкой. То, за что он ратовал теоретически, пришло в его дом и в жизни оказалось кошмаром. Ему пришлось волей-неволей во все это окунуться и разбираться. 
    Тон его статей изменился, он начал выступать с других позиций — против легализации наркотиков. Позиция СМИ изменилась и склонилась к запретительной политике. Постепенно, благодаря СМИ, в течение 10 лет наше общество пришло к идее запрета наркотиков. Антинаркотическая политика базировалась на трех китах: запрет, контроль и профилактика среди подростков. Большинство публикаций в прессе было грамотным и компетентным. В конце 90-х годов в Швеции было 3–4% подростков, которые пробовали наркотик. По сравнению с другими странами это низкий процент. Общество успокоилось, произошло сокращение штатов полиции, свернулись программы антинаркотического просвещения в школах, сократилось число мест для лечения наркоманов. Как вы думаете, что произошло? Показатели по потреблению наркотиков поползли вверх. Сразу нашлись «умные» журналисты, которые прокомментировали изменение ситуации таким образом: запретительная политика не приносит результатов. Снова стали слышны голоса тех людей, которым не нравилась антинаркотическая политика в стране. И у них снова появилась поддержка в СМИ. Хотя в целом большинство публикуемых материалов в шведских газетах несут в себе негативное отношение к наркотикам и 95% населения поддерживают запретительные меры по отношению к наркотикам. 
    Есть установленная закономерность: чем выше в обществе осознание рискованности применения наркотиков, тем ниже уровень их потребления.

ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ШВЕДСКОГО ОБЩЕСТВА НАРКОЭПИДЕМИИ

    Высокое значение для Шведской наркополитики имеют некоммерческие организации. Движение общественных объединений не регулируется законодательно, но именно деятельность некоммерческих организаций изменили взгляды на многие проблемы в обществе и создали основу для развития демократии в стране. Так, движение Свободных церквей боролось за свободу народного вероисповедания, за права рабочих выступало движение рабочих профсоюзов, движение за трезвость боролось против алкоголизма и за культуру потребления алкоголя. 
    На сегодняшний день, среди наиболее активных общественных движений, формирующих взгляды на проблемы наркополитики, выделяются такие организации как: RNS — Общешведский союз «За общество без наркотиков»; и ECAD — «Европейские города против наркотиков». 
    Организация RNS была создана в 1969 году Нильсом Бейерутом. В середине 60-х годов XX века он стал центральной фигурой в общественных дебатах о наркотиках, в первую очередь благодаря резкой критике антинаркотической политики шведского правительства. 
    Благодаря мониторингу следов от уколов, который он вел в течение многих лет при поддержке Шведского института Карнеги, Бейеруту удалось исследовать распространение внутривенного потребления наркотиков среди лиц, задержанных Стокгольмской полицией. 
    На основе его исследований было установлено, что распространение эпидемии наркомании в Швеции, началось с 1946 года в Стокгольме. 
    Считается, что Нильс Бейерут стал первым, кто ввел термин «наркоэпидемия», так как этим термином подчеркивалась особая склонность наркопотребителей к распространению наркотической субкультуры в обществе.

ИСТОРИЯ НАРКОМАНА — КАК КАПЛЯ ВОДЫ,
В КОТОРОЙ ОТРАЗИЛАСЬ СУДЬБА МНОГИХ НЕСЧАСТНЫХ

    Многие общественные организации на самых различных уровнях занимаются решением проблем, возникающих у общества и каждого конкретного человека в связи с наркотиками. Например, общеевропейская организация «Лучшее освобождение», или действующая в одном из районов Стокгольма общественное объединение «Юг против наркотиков», координирующее работу полиции и различных организаций, направленную на реальное превращение этого района в «зону, свободную от наркотиков». У общества накопился уже немалый опыт работы в этой области. Перенесение этого опыта в новые, возможно, вполне приемлемые условия — работа с находящимися в тюрьмах заключенными, продолжающаяся и после выхода осужденного на свободу — вот область работы с наркозависимыми, но желающими избавиться от этой зависимости людьми, которую избрала своей организация бывших наркоманов KRIS. 
    Думая, что необходимо рассказать о моем, личном пути в эту организацию. Так или примерно так приходят в нее и другие бывшие наркоманы, которые еще хотят увидеть в жизни что-то кроме наркотиков. 
    Поэтому личная на первый взгляд история дает нам обобщенный образ, позволяет конкретно представить тех людей, о работе которых и готовились услышать участники семинара. 
    Я родился в неблагополучной (по шведским меркам) семье, с десяти лет я был должен присматривать за своим сильно пьющим отцом, чтобы с тем не случилось беды. С двенадцати лет я уже разделил отцовские пристрастия и сам начал прикладываться к бутылке, позднее мой интерес переключился на наркотики. Денег в семье по вполне понятным причинам не было, наркотики же требуют средств. Поэтому я вполне последовательно занялся сперва добычей наркотиков для себя и своих друзей, а затем на заработанные таким образом деньги открыл собственное кафе, где нелегально продавал наркотики уже для более широкого круга посетителей. Угрызений совести или каких-либо сомнений по поводу своих действий я не испытывал. Я оправдывал себя тем, что мой отец своим поведением вынудил меня вести такую жизнь, что от меня самого ничего не зависит. Да и друзья на тот момент не давали мне повода усомниться в нравственности такого образа жизни. Для моей компании это было нормально и даже почетно — ведь я предлагал друзьям то, что им только и было необходимо.

РОССИЯ И ОПЫТ ШВЕДСКОЙ НАРКОПОЛИТИКИ

    В течение 10 лет я по заданию моей организации RNS2 участвовал в различных проектах в России, причем Санкт-Петербург являлся центром этой работы. 
    Мы выпускали книги и буклеты, посвященные проблеме наркотиков. 
    Мы подготовили ряд фотовыставок, объехавших весь северо-запад России; их посетили тысячи и тысячи подростков. 
    Я сам и многие другие шведы говорили о проблеме наркотиков на бесчисленных конференциях во многих регионах России, в больших и малых городах. 
    Мне довелось выступать на конференциях в Москве, Мурманске, Калининграде, Петрозаводске, Вологде, Архангельске, Гатчине, Кронштадте, Челябинске, Казани, Нарьян-Маре и, разумеется, множество раз здесь, в Санкт-Петербурге. 
    Огромной радостью стала для меня возможность посетить такое количество мест в России и познакомиться со столькими людьми в вашей огромной, великой стране. 
    Везде я встречал дружелюбных, заинтересованных людей, делающих большое дело для России. 
    Когда наше сотрудничество с Россией только начиналось, страна и ее граждане пребывали в состоянии некоторой растерянности. Прежнее общество исчезло, новое еще не начало толком формироваться. 
    Экономика, финансы были серьезной проблемой. Мы все с содроганием вспоминаем дефолт 1998 года, серьезно осложнивший жизнь на многие годы вперед практически для всех в России.

УСТАВ СОЮЗА «ШВЕДСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ»

§1. Цели и род деятельности

  1. Организация должна называться «Шведские полицейские против наркотиков», сокращенно ШППН.
  2. Цель организации — содействовать обучению и исследованиям попроблемам наркомании, благодаря которым члены организации осуществляют свою деятельность в правоохранительных органах.
  3. Организация должна быть независимой от политических, профсоюзных и религиозных движений.
  4. Руководство работой организации осуществляет Правление.
  5. Местоположение организации — город Гетеборг.
  6. Годом деятельности организации следует считать календарный год.

§2. Членство в организации

  1. Членами организации могут стать действующие или бывшие сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся борьбой с преступлениями, связанными с наркотиками, или содействующие этой борьбе, а также в особых случаях другие лица, занимающиеся проблемой наркомании.
  2. Членство организации должно быть одобрено Правлением.
  3. Члены организации по предложению Правления на ежегодном итоговом собрании могут выбирать почетного председателя или почетных членов среди лиц, внесших значительный вклад в деятельность организации.
  4. Размер членского взноса устанавливается Правлением.
  5. Почетный председатель и почетные члены организации освобождаются от уплаты членского взноса.
  6. Член организации, не уплативший членский взнос в течение двух лет подряд, считается выбывшим из организации.
  7. В случае если пребывании какого-либо члена организации в ней негативно отражается на деятельности или если существуют другие явные причины, он может быть исключен Правлением. Исключенный из организации может обжаловать решение Правления на общем собрании.
  8. Лица, выбывшие или исключенные из организации, не должны иметь доступ к предметам собственности Союза.

§3. Общее собрание

  1. Общее собрание является высшим решающим органом организации. На общем собрании все присутствующие члены организации имеют право голоса. Голосование по доверенности не разрешается.
  2. Правление ежегодно созывает общее собрание, которое проводится до конца мая. На ежегодном собрании могут обсуждаться следующие вопросы:
    • Выбор председателя и секретаря собрания.
    • Выбор двух контролеров для проверки протокола и подсчета голосов.
    • Одобрение повестки дня.
    • Вопрос об объявлении начала собрания согласно уставу.
    • Отчет Правления о деятельности организации и финансовый отчет.
    • Отчет по результатам аудиторской проверки.
    • Утверждение счета прибылей и убытков и баланса.
    • Вопрос об освобождении от ответственности Правления, складывающего свои полномочия.
    • Утверждение размера членских взносов.
    • Выбор председателя/заместителя председателя.
    • Выбор остальных членов правления и их заместителей.
    • Выбор аудиторов и их заместителей.
    • Назначение избирательной комиссии.
    • Обсуждение вопросов, поднимаемых Правлением.
    • Обсуждение вопросов, поднимаемых членами организации; их оценка Правлением
    • Прочие вопросы согласно повестке дня.
  3. Приглашение на общее собрание должно вручаться членам организации минимум за четырнадцать дней до дня проведения.
  4. Общее собрание созывается по решению Правления или в том случае, если аудиторы или минимум десять членов организации обращаются к Правлению с просьбой об этом. Экстренное собрание собирается по особой причине или по ходатайству с указанием причин созыва. Экстренное собрание проводится не позднее чем через шесть недель после получения Правлением соответствующего ходатайства. При проведении экстренного собрания действуют общие правила, применимые при проведении ежегодного собрания.
  5. На общем собрании принимается решение о том, должен ли Союз становиться членом других организаций или взаимодействовать с ними.

§4. Правление и аудит

  1. Члены Правления в количестве от четырех до восьми человек, вице-председатель и председатель Правления выбираются общим собранием сроком на два года. Выборы должны проходить таким образом, чтобы председатель и вице-председатель не заканчивали свою работу в один год, а также чтобы каждый год сменялась половина членов Правления.
  2. Собрание также выбирает заместителей членов Правления в количестве от двух до четырех человек сроком на один год. Заместители имеют право присутствовать на всех собраниях Правления.
  3. Собрания Правления устраиваются по созыву председателя или в том случае, когда как минимум шесть членов Правления обращаются к председателю с просьбой о проведении такового и указывают причину своего обращения. Уведомление о собрании должно вручаться каждому из членов Правления не позднее чем за семь дней до его проведения.
  4. Правление имеет право принятия решений только в случае присутствия как минимум половины членов. При равном распределении голосов председатель имеет право решающего голоса.
  5. На собраниях Правления необходимо вести протокол, который потом должен утверждаться председателем и заверяться специально назначенным для этого членом Правления. Протоколы собраний должны находиться в открытом доступе для всех членов организации и аудиторов.
  6. Правление осуществляет руководство деятельностью организации и распоряжается ее средствами. Правление назначает лиц, обладающих правом подписи за организацию. Таким правом наделяются два члена Союза.
  7. Правление выбирает среди своих членов или вне его ответственных за различные направления деятельности организации.
  8. Ежегодно Правление представляет общему собранию отчет о деятельности организации, а также финансовый отчет и предложения по распределению бюджета на следующий год.
  9. Для оценки экономического состояния организации и ее управления выбираются два аудитора. На каждом ежегодном общем собрании должен избираться один аудитор сроком на два года и два заместителя аудитора сроком на один год.
  10. Аудиторы должны как минимум два раза в год проверять финансовые средства организации и контролировать управление, а также представлять отчет о проведенной проверке на ежегодном общем собрании. Если есть замечания, то прежде чем они будут внесены в отчет, аудиторы правления должны представить по ним свои объяснения.
  11. При наличии особых причин аудиторы должны собирать экстренное совещание Правления или общее собрание для обсуждения интересуемого вопроса.
  12. Избирательная комиссия, в которую должно входить не менее двух и не более пяти человек, назначается на один год. Все члены комиссии выбираются на общем собрании.

§5. Внесение изменений в устав и т. д.

  1. Решение о внесении изменений в данный устав принимается в тех случаях, когда это предложение получает как минимум две трети голосов на общем собрании, или же если оно получает простое большинство как минимум на двух общих собраниях подряд, одним из которых является ежегодное собрание. Предложения о внесении изменений в данный устав должны направляться вместе с приглашением на ежегодное собрание.
  2. Решение о роспуске организации принимается при получении как минимум двух третей голосов на двух общих собраниях подряд, одним из которых является ежегодное собрание. При принятии решения о роспуске организации решение об использовании финансовых средств Союза должны приниматься на последнем общем собрании.
  3. Споры между организацией и ее членами или сотрудниками должны решаться согласно закону об арбитражном суде. 
    Данный устав был принят на общем собрании организации в гостинице «Хиндос» 26 апреля 1987 год. Изменения внесены 4 апреля 1992 года в гостинице «Осло Плаза» и 24 апреля 1993 года в гостинице «САС Скандинавия» при проведении общих собраний и учебных конференций.