О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии

22.10.2021

О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации,
законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии

Рекомендации парламентских слушаний,
состоявшихся 19 февраля 2009 года
в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.

   Участники парламентских слушаний констатируют следующее. 
   В последние десятилетия незаконный оборот наркотиков стал для России серьезнейшей государственной проблемой. 
   Наркотизация населения оказывает мощное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и приобрела масштабы, угрожающие здоровью нации, социальной стабильности и безопасности государства. 
   По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, за период с 1996 г. по настоящее время уровень немедицинского потребления наркотиков вырос в 20 раз. Число лиц, состоящих под диспансерным наблюдением наркологических учреждений, составляет 538 тысяч человек. По официальным данным, ежегодно в России от приема наркотиков умирают порядка 10 000 человек. 
   На общем неблагоприятном фоне распространения наркотиков среди населения особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании. Наркологическими учреждениями страны зарегистрировано 17 370 детей и 122 175 подростков, страдающих наркологическими расстройствами. 
   Несмотря на организационные, политико — дипломатические, экономические, медицинские и иные меры, предпринимаемые органами власти всех уровней, наркотизация населения страны имеет тенденцию к росту. 
   Особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления наркотическими средствами опийной группы. Суммарная доля лиц, употребляющих опиаты, составляет почти 90% от общего количества наркозависимых в России. 
   Основной причиной интенсивного расширения российского опийного наркорынка является увеличение объемов поступления наркотиков этой группы из Афганистана. 
   Наркобизнес, связанный с распространением опиатов, является одним из самых прибыльных. Сбыт афганского героина только в России ежегодно приносит наркодельцам около 16 млрд. долларов США. 
   В современном мире Афганистан является абсолютным лидером по производству наркотиков опийной группы (более 93% мирового уровня). 
   В Россию через страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан и Казахстан), по некоторым оценкам, может поступать до 35% от общего количества произведенных в Афганистане опиатов. 
   Стратегия борьбы с незаконным выращиванием опийного мака в мире, принятая десять лет назад на 20-й спецсессии Генассаблеи ООН, привела к противоположным результатам. 
   С момента введения в Афганистан военного контингента под эгидой ООН, объемы урожая опия увеличились почти в 3 раза, а производство опиатов по сравнению с 2001 г. выросло в 44 раза. 
   При этом 80% опийного мака выращивается в южных провинциях, граничащих с Пакистаном, в зоне действий войск НАТО против талибов. 
   Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, существующая там военно-политическая нестабильность свидетельствуют о неэффективности национальной и международной антинаркотической стратегии в Афганистане, что является следствием недостаточной политической воли и попустительства со стороны представителей высших эшелонов власти этой страны и руководства военного контингента коалиционных сил НАТО в Афганистане. 
   Наркобизнес в России все отчетливее приобретает транснациональные черты: организованность, создание устойчивых наркотрафиков, налаженный механизм отмывания денег. Все очевиднее проявляется тенденция объединения участников транснационального наркобизнеса: производителей, перевозчиков, и сбытчиков — в единую глобальную сеть. Поэтому основой системы мер борьбы с афганской наркоагрессией должно стать практическое взаимодействие между ОДКБ и НАТО в деле целенаправленного уничтожения посевов опиумного мака и нарколабораторий на территории Афганистана, а также расширение сотрудничества с государствами Центральной Азии, оказание им помощи в противодействии афганскому наркотрафику. 
   Рост поступления в Россию наркотиков из Афганистана усугубляет проблему наркотизации общества, что становится серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и разрушения генофонда нации. 
   Учитывая масштабы этой трагедии, назрела необходимость в новых подходах к формированию в России государственной антинаркотической политики, ключевым моментом которой должно стать содействие разрешению военно-политической ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт афганских опиатов в нашу страну. 
   Заслушав и обсудив выступления по теме парламентских слушаний, участники парламентских слушаний отмечают важность и актуальность обсуждаемых проблем и рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

инициировать проведение под эгидой ООН международной конферен-ции по Афганистану для обсуждения комплексного плана развития этой страны, дать указание подготовить проект такого плана с учетом стратегиче-ских интересов России и предложить его участникам конференции;

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительству Российской Федерации:

  1. Подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающиеся внесения изменений: 
    в Уголовный кодекс Российской Федерации в части выделения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в самостоятельный состав преступления; введения дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающих установление ответственности за совершение деяния в значительных размерах, за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в исправительном учреждении, учебном заведении, или местах, используемых для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий, за сбыт несовершеннолетним наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов независимо от того, знало ли лицо заведомо о возрасте несовершеннолетнего или нет; усиления ответственности, включая конфискацию имущества, для должностных лиц, использующих свое служебное положение при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; установления уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не выехавших из Российской Федерации в установленный законодательством срок, в случае вынесения в отношении указанной категории граждан решений о депортации или административном выдворении; 
    в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности в виде административного ареста за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в утрате документов, удостоверяющих личность и документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также превышение сроков пребывания на территории Российской Федерации; установления административной ответственности приглашающей стороны за соблюдением режима пребывания на территории страны иностранцев, прибывающих в порядке, требующем получения визы; 
    в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части допуска к сведениям, составляющим банковскую тайну, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 
    в законодательство Российской Федерации в части установления обязанности руководителей и иных должностных лиц организаций, специализирующихся на предоставлении различного рода услуг досуга, принимать меры по предупреждению незаконного распространения и потребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на подведомственных территориях (помещениях).
  2. Разработать и принять федеральный закон о системе оказания наркологической помощи, реабилитации наркозависимых лиц и профилактики немедицинского потребления наркотиков.
  3. Поддержать принятие проектов федеральных законов № 155230-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» и № 155184-5 «О внесении изменений в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ», внесенных депутатами Государственной Думы.
  4. Ускорить процесс ратификации Соглашения об условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (2007 год) и Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и спецслужб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (2008 год).
  5. Провести под эгидой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Международный форум «Мир против наркотиков».
  6. По линии межпарламентских связей предпринять меры к налаживанию сотрудничества между Организацией Договора о коллективной безопасности и НАТО в сфере борьбы с «афганским наркотрафиком».
  7. По линии межпарламентских связей обсудить с законодателями Ирана, Пакистана, Индии, Китая, США, Афганистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана вопросы совершенствования законодательства в целях формирования общих принципов антинаркотической политики.
  8. Включить в План мероприятий Государственной Думы «правительственный час» по вопросу формирования и реализации внешней политики Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе и Афганистане с приглашением Министра иностранных дел Российской Федерации, Директора ФМС России и Руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Правительству Российской Федерации:

  1. В сжатые сроки завершить разработку Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы», включая вопросы лечения и реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, пропаганды здорового образа жизни.
  2. Рассмотреть вопрос о разработке программ международного сотрудничества с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан в сфере контроля за оборотом наркотиков, включающих: 
    создание системы мониторинга грузо- и пассажиропотоков из Афганистана, первоочередной целью которой должно стать перекрытие каналов поставок наркотиков афганского происхождения на дальних подступах к странам их потребления и транзита; 
    оказание технической помощи государствам, находящимся на основных транзитных путях переброски наркотиков из Центрально-Азиатского региона в другие государства, а также правовой помощи в разработке необходимого национального законодательства, методических рекомендаций и нормативных актов в целях улучшения международного сотрудничества по противодействию афганской наркоугрозе; 
    выработку комплекса мер по перекрытию каналов доставки наркотиков из Афганистана по всем направлениям и маршрутам, в том числе по организации и проведению межведомственных и международных операций; 
    продолжение работы по подготовке и переподготовке кадров правоохранительных органов государств Центрально-Азиатского региона в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
  3. Рассмотреть вопрос о включении антинаркотической тематики в повестку дня переговоров на различных уровнях с партнерами из государств — участников СНГ.
  4. Ускорить работу по согласованию и подписанию межправительственных антинаркотических соглашений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, а также между Российской Федерацией и Республикой Туркменистан.
  5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, направленных на изменение перечня документов, удостоверяющих личность, дающих право пересечения границы, а также усиление контроля за перевозкой грузов автотранспортом через Государственную границу Российской Федерации.
  6. Настойчиво побуждать западных партнеров к изменению своей антинаркотической стратегии и тактики в Афганистане в пользу принятия решительных мер по пресечению «афганского наркотрафика». Обусловить дальнейшую транспортировку невоенных грузов для США и НАТО через территорию Российской Федерации в Афганистан принятием ими соответствующих официальных документов о переходе к политике искоренения наркобизнеса в этой стране и практических эффективных действий в обеспечение указанных решений.
  7. Предпринять практические шаги к налаживанию эффективного сотрудничества между ОДКБ и НАТО в целях искоренения наркобизнеса в Афганистане и пресечения «афганского наркотрафика», а также максимально использовать возможности ШОС в противодействии наркоугрозе со стороны Афганистана.
  8. Подготовить законодательные предложения по внесению изменений: 
    в таможенное и иное законодательство Российской Федерации в части введения ограничений для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров без заключения внешнеторгового контракта, обязательного отражения в контрактах или сопроводительных документах к контракту сведений о грузоотправителе и грузополучателе, о местах производства товаров и местах формирования товарных партий; 
    в статью 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в части возложения на пограничные органы обязанностей по фиксации персональных данных граждан иностранных государств и лиц без гражданства, пересекающих границу Российской Федерации), а также проработать вопрос совершенствования порядка передачи таких сведений в органы ФМС России;
  9. В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» принять дополнительные меры по усилению охраны Государственной границы Российской Федерации, в числе приоритетов определить обустройство пунктов пропуска через границу, расположенных на российско-казахстанском участке, в том числе оборудованием автоматизированной передачи данных иностранных граждан от органов пограничного контроля ФСБ России в Центральную базу данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ) ФМС России.
  10. Создать на базе ФСКН России единый межведомственный банк данных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, сопряженную с Государственной информационной системой миграционного учета (ГИСМУ).
  11. Совершенствовать систему статистического учета лиц, страдающих наркотической зависимостью и умерших от употребления наркотиков, организовать мониторинг угроз поступления наркотиков на территорию России (с использованием различных источников).
  12. Совершенствовать систему контроля за оборотом продуктов питания, поставляемых из государств Центральной Азии представителями российского малого бизнеса.
  13. Определить порядок осуществления контроля за товарами, перемещаемыми жителями приграничных территорий (районов) в местах пересечения границы, предусматривающий информирование таможенных органов о транспортных средствах и товарах, перемещаемыми жителями приграничных территорий (районов).
  14. Внести изменения в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части введения аналитической диагностики наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов, а также установления диагноза «наркомания» как противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности.
  15. Создать специализированное высшее учебное заведение по подготовке кадрового состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также научно-исследовательский центр для научно-методологического обеспечения деятельности ФСКН и методического сопровождения реализации антинаркотической политики.
  16. Принять меры по оснащению экспертных подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ современным оборудованием и техникой.
  17. Принять меры по повышению материально-финансового обеспечения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  18. Обеспечить финансирование мероприятий по разработке и внедрению новых эффективных методов лечения, социально-психологической реабилитации наркозависимых лиц, а также по оснащению наркологических диспансеров, военно-медицинских учреждений Минобороны России и лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы необходимым медицинским оборудованием.
  19. Рассмотреть вопрос о выделении ФТС России дополнительных штатных единиц для создания и организационно-штатного укрепления специализированных подразделений таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Обеспечить финансирование и принятие дополнительных мер по организационному обеспечению региональных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
  2. Рекомендации парламентских слушаний рассмотреть на заседаниях антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации. 
    Предложить антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации в срок до 30 апреля представить в Государственный антинаркотический комитет предложения по реализации Рекомендаций парламентских слушаний.
  3. Рекомендации парламентских слушаний рассмотреть на заседаниях органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. 
    Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность выступления с законодательными инициативами по совершенствованию мер по защите общества от наркоагрессии.

Федеральным органам исполнительной власти:

ФСКН России:

продолжить организацию и проведение международных комплексных оперативно-профилактических операций («Канал» и т.п.); 
ускорить внесение на рассмотрение Совета глав правительств государств — участников СНГ проекта соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 
подготовить законодательные предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления порядка направления на медицинское освидетельствование лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения, а также установления ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования;

МВД России:

подготовить законодательные предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» в части установления необходимости дактилоскопирования всех иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения на территории Российской Федерации;

МИД России:

продолжить активные усилия в интересах укрепления международного антинаркотического сотрудничества при ведущей роли Российской Федерации, прежде всего, в целях пресечения наркотической и связанной с нею террористической угроз, исходящих с территории Афганистана; 
принять необходимые меры по внесению в повестку дня заседания Совета безопасности ООН в период председательства Российской Федерации вопроса о причинах происхождения и производства опиатов на территории Афганистана и их наркотрафика в Российскую Федерацию;

Минобрнауки России:

изучить возможность включения в государственные образовательные стандарты нового поколения высшего и среднего профессионального образования учебной дисциплины «Профилактика наркомании и других социально значимых заболеваний среди молодёжи» в качестве обязательной для изучения в среднеспециальных и высших учебных заведениях Российской Федерации; 
разработать совместно с Минздравсоцразвития России Концепцию профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных и психоактивных веществ в образовательных учреждениях Российской Федерации;

Минздравсоцразвития России:

ускорить доработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 1, 44, 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в части совершенствования порядка медицинского освидетельствования и реабилитации больных наркоманией); 
подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях приведения ее в соответствие с действующим законодательством в области охраны здоровья граждан; 
в целях раннего выявления потребителей наркотиков, а также профилактики наркомании подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части введения лабораторного исследования, проводимого с целью обнаружения наркотиков в организме человека как основания для правовых последствий и ограничения отдельных прав граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ФСБ России:

принять меры по обеспечению пограничными органами проверки правильности и полноты заполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства, пересекающими границу Российской Федерации, миграционных карт, а также соответствия сведений в миграционных картах сведениям в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей и должностных лиц, ненадлежаще исполняющих соответствующие требования;

ФТС России:

ускорить создание в системе таможенных органов России специализированных структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению и пресечению контрабанды наркотиков, непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

ФМС России:

проработать вопрос о целесообразности изменения международного соглашения и законодательства Российской Федерации об упрощенной схеме выдачи гражданства Российской Федерации гражданам стран СНГ (для лиц, прибывающих в страны СНГ из других государств);

МИД России, Миздравсоцразвития России, ФСКН России, Роспотребнадзор:

выработать научно обоснованную консолидированную позицию по отношению Российской Федерации к опиоидной заместительной терапии для дальнейшего ее представления в работе международных организаций, межгосударственных форумов, объединений.

Средствам массовой информации:

целенаправленно и последовательно публиковать материалы, создавать теле- и радиопрограммы, направленные на отказ от потребления алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ и пропагандирующие здоровый образ жизни.

Председатель
Комитета по безопасности
В.А. Васильев