Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели

19.08.2022

Борис Прокофьевич Целинский
Борис Прокофьевич Целинский 
Ведущий научный сотрудник 
Национального научного центра 
наркологии Минздравсоцразвития 
Эксперт в антинаркотической политике.

Отчет о Всероссийской научно-практической конференции.
25 октября 2011 года. Ростов-на-Дону.

25 октября 2011 года городе Ростов-на-Дону состоялась Всероссийская научно-практическая конференция«Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели»

Организаторами конференции выступили: ФСКН России; Верховный Суд Российской Федерации; Судебный департамент при Верховном Суде РФ; Администрация Ростовской области. 

В конференции приняли участие представители: МВД России; Минюста России; Минздравсоцразвития России; Генеральной прокуратуры РФ; Минспортуризма России; ФСБ России; ФТС России; ФМС России; ФСИН России; Следственного комитета РФ; Общественной палаты РФ; Государственно-правового управления Президента РФ; Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Ассоциации юристов России; уполномоченного по правам человека в Ростовской области; ИГПАН РАН; МГУ им. М.В. Ломоносова; МГЮА им. О.Е. Кутафина; СПГУ; Российской академии правосудия; ряда других российских ВУЗов, а также аппарата Государственного антинаркотического комитета.

На пленарном заседании выступили:

Устинов Владимир Васильевич — полномочный представитель Президента РФ в ЮФО — с приветственным словом к участникам конференции. 

Голубев Василий Юрьевич — губернатор Ростовской области: о тестировании 30 тысяч школьников в Ростовской области. На эти цели из бюджета области выделено 13,5 млн. рублей в 2011 г. Проводилось тестирование на наличие наркотиков в организме школьников исключительно добровольно по письменному согласию. В области открыто реабилитационное отделение для несовершеннолетних потребителей наркотиков (для его оснащения выделено из областного бюджета 20 млн. рублей в 2012 г.) Работает не только антинаркотическая комиссия области, но и во всех муниципальных образованиях. По мнению докладчика, нужно правовое обеспечение принудительного лечения наркомании, тестирования учащихся, продуманная мотивация для освобождения от наркозависимости. Требуется консолидация усилий и ресурсов всех заинтересованных ведомств. 

Торшин Александр Порфирьевич — зам. Председателя Совета Федерации: выработать иммунитет людей к наркотикам — самое главное в противодействии распространению наркомании; возможно, следует вернуться к установлению в Уголовном кодексе РФ отягчающего обстоятельства — совершение преступления в состоянии опьянения. 

Иванов Виктор Петрович — председатель ФСКН России подчеркнул в выступлении основной тезис о гумманизации антинаркотического законодательства. Докладчик рассказал также о посещении реабилитационного центра для женщин-наркоманок при храме Серафима Саровского (в Ростовской области), где убедился в положительной динамике исцеления от наркомании. По мнению докладчика, следует проводить неуклонный курс на сбережение населения от наркомании и курс на гумманизацию антинаркотического законодательства, но не в отношении наробарыг; создать действенную правовую систему для правого обеспечения (из 800 тысяч осужденных в колониях России примерно 150 тысяч лишены свободы за совершение преступлений, связанных с наркотиками). В соответствии с утвержденной стратегией государственной политики по контролю за наркотиками эту ситуацию нужно изменить. Отрицательным фактором является то, что на лечение наркоманы-преступники по решению судов не направляются. В то же время 80 процентов уличных грабежей совершают именно наркоманы. Имеющееся сегодня правовое регулирование уголовной и административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками неадекватно. По сути — это «правовые жернова». Происходит криминализация наркопотребителей, а длительное пребывание наркоманов в обществе влечет наркотизацию населения. По мнению докладчика, 150 тысяч наркоманов, своевременно получивших принудительное лечение, не дойдут до криминала, и будет достигнуто снижение объемов наркорынка. Следует также принцип презумпции невиновности для наркопреступиков с точки зрения их имущественных прав — это особенность только России из всей большой двадцатки стран, когда правоохранительным органам, а не самому наркодельцу приходится доказывать источники происхождения у него имущества. Плохо применяется конфискация — конфискуется менее 10 процентов транспортных средств, используемых для незаконной перевозки наркотиков; 95 проц. Отрицательную роль играет поправка в Уголовный кодекс РФ (ст. 170) об увеличении порога уголовной ответственности до 6 млн. рублей. Дело в том, что в незаконном обороте встречаются партии героина на сумму менее 6 млн. руб. Поэтому такие банковские операции не отслеживаются, чем активно пользуются дельцы наркобизнеса. При отмывании наркоденег нужно обязательно доказывать умысел, что также отрицательно сказывается на борьбе с наркобизнесом. Обращает внимание, что 30 тысяч граждан ежегодно лишаются водительских прав за управление транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения, однако на лечение они не направляются. Показательно, что при проверке судовых команд в портах на Каспийском море по несколько членов многих команд оказались в наркотическом опьянении. В настоящее время в Государственной Думе вязнут законодательные инициативы о введении уголовной ответственности за незаконный оборот прекурсоров; об усилении ответственности за контрабанду. Назрела необходимость систематизации и кодификации законодательства, в связи с чем рассматриваются различные предложения от антинаркотического кодекса до создания на базе ФЗ-3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» нового комплексного закона. 

Яковлев Сергей Петрович — руководитель Следственного департамента ФСКН России остановился в своем докладе на конкретных проблемах правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков. Докладчик рассказал о создании нормативной базы «Наркомониторинг», о целях, задачах, структуре наркомониторинга. В результате проделанной в последние годы нормопроектной работы практически удвоен понятийный аппарат в ФЗ-3 от 8 января 1998 года; прекурсоры разделены на 3 таблицы в соответствии с конвенциональными требованиями; уточнены и конкретизированы меры ответственности за наркотикосодержащие растения; уточнены основания депортации иностранных граждан. Докладчик далее довел до сведения участников конференции, что в настоящее время прорабатываются меры адмнадзора за наркопреступниками; 2.11.10 года в Госдуме в первом чтении принят закон о разделении ныне существующей в Уголовном кодексе РФ двухзвенной дифференциации размера наркотиков на трехзвенную — значительный; крупный и особо крупный размеры. Кроме того, во изменение ст. 82.1 УК РФ в первом чтении в Госдуме принят законопроект об альтернативе уголовному наказанию для наркоманов, совершивших малозначительные преступления — вместо лишения свободы на лечение. Об изменении в ст. 174 УК РФ о декриминализации до 6 млн. руб. докладчик выразил мнение, что применительно к отмыванию наркоденег это не удачное решение законодателя. По мнению докладчика, требует решения в законодательстве проблема ответственности за пропаганду наркотиков в сети Интернет. В проводимой масштабной работе по совершенствованию антинаркотического законодательства нужно участие всего юридического сообщества. 

Петраченков Анатолий Яковлевич — зам. Председателя Верховного Суда РФ, председатель коллегии по уголовным делам отметил в докладе, что нужна законодательно подкрепленная мотивация освобождения от наркотической зависимости и в этом вопросе должна быть уголовно-правовая составляющая, основанная на выборе между отбытием уголовного наказания и лечением от наркомании. Возможно будет целесообразным установление обязанности прохождения наркологического лечения в качестве наказания. Однако и сегодня в УК Российской Федерации в статье от условном осуждении предусмотрены такие возможности. Говоря о судебной практике по делам о незаконном оборе наркотиков, докладчик отметил, что 107057 лиц за преступления, связанные с наркотиками, осуждено в 2010 году и почти аналогично в 2009; 13 проц. От всех осужденных в 2010 г. 51 тыс. приговорены к реальному лишению свободы и 32 тыс. — условно. Докладчик отметил также разнобой в предлагаемых сегодня к рассмотрению законопроектах — предлагается, в частности, ввести отсрочку отбывания наказания для нароманов-преступников; назначение медико-реабилитационных процедур; освобождение от ответственности взамен лечения; введение уголовной ответственности за потребление наркотиков. Но нужно выбрать какое-либо оптимальное решение. За последние полтора года условно осуждены 3096 лиц с возложением обязанности пройти курс лечения, при этом общее условное осуждение — 42 тыс. лиц по ст. 228-233 УК. При этом всего 4 проц. условного осуждения отменены при возложении обязанности пройти курс лечения от наркомании за полтора года (2010 г. и 6 мес. 2011 г.) Нужно определиться с понятием, содержавшимся в УК РФ, «курс лечения от наркомании», каковы критерии, длительность, порядок продления и прекращения курса лечения. Непонятно, что такое «медико-реабилитационные процедуры» в проекте закона, предлагаемого ФСКН России. При рассмотрении судами уголовных дел необходимо заключение комиссии врачей о нуждаемости в лечении от наркомании, но его по большинству дел нет. Влияет на решения судов и отсутствие специализированных наркологических учреждений, поэтому суды не назначают возложение обязанности в виде лечения от наркомании. По мнению докладчика наиболее предпочтительным изменением законодательства будет создание правового института отсрочки от отбывания наказания на период лечения от наркомании. 

Федоров Александр Вячеславович — 1 зам. Министра юстиции РФ: указал в докладе о необходимости экономического обеспечения антинаркотической политики; требуются значительные средства на реализацию антинаркотической политики, поэтому прервана практика государственных антинаркотических программ, существовавшая в России до 2009 г. Говоря о становлении правоохранительных органов по борьбе с НОН, докладчик отметил, что их история начинается в 1969 году, когда было создано управление в ГУУР МООП РСФСР. В настоящее время предусмотрено постепенное сокращение государственного финансирования. Так, в федеральном бюджете выделено более 24 млрд., в 2011; 23 млрд. в 2012; 22 млрд. в 2013 г. на финансирование ФСКН России и при этом предусмотрено сокращение штатной численности. Нужно создать специализированные учебные заведения для кадров наркополиции; в условиях снижения финансирования и сокращения штатной численности ФСКН России. Нужен рейтинг оценки региональных подразделений ФСКН России для повышения эффективности их деятельности. Определяющей в настоящее время является законодательная и правоприменительная государственно-правовая антинаркотическая политика. Российское законодательство не стабильно, но это может свидетельствовать о поиске оптимального соотношения подходов в правовом регулировании. Происходит процесс криминализации деяний; расширение числа предметов (прекурсоры и аналоги); расширение перечня наркотических средств; дифференциация ответственности; расширение контроля над лекарственными наркотикосодержащими препаратами. Необходимо правовое регулирование ответственности за контрабанду в условиях таможенного союза; конфискации имущества; принудительного лечения; социальной реабилитации. Далее докладчик отметил, что около 100 тыс. ежегодно привлекается к адмответственности, но следует проработать введение уголовной ответственности за потребление; об ответственности юридических лиц с учетом международно-правовых норм. 

Митрополит ростовский и новочеркасский Меркурий отметил в докладе, что русская православная церковь занимает свою нишу в антинаркотической работе, руководствуясь принципом «люби грешника и ненавидь грех». Проблема в современном подходе — лечим то, что болит, но нужно разорвать порочный круг, а основная причина наркомании сокрыта в человеческой душе. Отчаяние, крах убеждений; стремление к удовольствиям- вот те побудительные причины, которые способны породить наркоманию. Далее докладчик выразил мнение, что пропаганду наркотиков нужно приравнять к наркоторговле и пропагандировать идею, что употребление наркотиков — это медленное сознательное самоубийство. Если не будет внедрено в сознание, что бог спросит, наркоманию не победить. Необходимо создание православных реабилитационных центров и в этом деле нужны совместные усилия, которые следует направить, прежде всего, на профилактику. И, конечно, нужно изыскать средства на профилактическую и реабилитационную работу.

    На этом пленарное заседание было завершено. Дальнейшая работа участников конференции распределена по трем секциям:

  • Секция 1. Проблемы и пути совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков.
  • Секция 2. Актуальные вопросы судебной практики по делам о правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков.
  • Секция 3. Профилактика наркомании и реабилитация наркозависимых: пути формирования правовых механизмов.
    Вопросы, предложенные к рассмотрению на заседании секции 3:

  1. Обеспечение деятельности системы понуждения к лечению.
  2. Медико-социальная реабилитация.
  3. Первичная профилактика наркозависимости.

На заседании секции сделаны следующие выступления:

Пилипенко Вячеслав Григорьевич — пом. Министра здравоохранения и социального развития РФ отметил отсутствие комплексного подхода в профилактике наркозависимости. 

Кошкина Евгения Анатольевна — директор ФГУ «ННЦ Наркологии» в выступлении «Система оказания медико-социальной реабилитации больным наркологического профиля» отметила, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития N 500 о реабилитационной системе наркологической службы функционирует 3 реабилитационных центра в стране на 140 коек; в настоящее время врачей-наркологов для оказания медицинской помощи в стране достаточно, однако не хватает психологов и специалистов по социальной работе. При организации реабилитационной работы с наркозависимыми нужно учитывать не только православную, но и другие конфессии, а также необходимость реабилитационных центров для атеистов. 
Нужна нормативная база для реабилитации, лицензирования реабилитационных центров; квотирования рабочих мест для лиц, прошедших реабилитацию. 
Нужно формализовать процесс лечения и надзор за лечением, возвращения в места лишения свободы лиц, которым судом назначено обязательное лечение. При этом нужно учитывать, что если систему наркологии обяжут давать информацию правоохранительным органам о пациентах, то никто не пойдет лечиться от наркомании. 

Батыршин Ильнур Ильдарович — начальник научного центра ФСКН России: необходимо сформировать госзаказ на реабилитацию; развить институт экспертов по социальной реабилитации. 

Брюн Евгений Алексеевич — директор Московского научно-практического центра наркологии, главный внештатный специалист-нарколог Минздравсоцразвития России: в выступлении «О правовых основах оказания наркологической помощи» привел данные о больных наркоманией, которых в настоящее время в стране порядка 1,5 млн; но есть еще больше потребителей, которым нужен иной подход, чем к наркозависимым. Сегодня действует приказ Минздравсоцразвития РФ N 225ан от 2010 года о порядке оказания наркологической помощи, однако после принятия нового федерального закона о здравоохранении порядок может существенно измениться. Докладчик отметил, что лечение не устраняет провоцирующих наркоманию факторов, в том числе генетических. Поэтому необходимо организовать и нормативно закрепить тщательно продуманную систему социального прессинга на наркозависимых лиц, разделяя их поэтапно на отдельные категории. Такой социальный прессинг должен включать антинаркотическую пропаганду; обучающие программы; анонимные и конфиденциальные лечебно- реабилитационные программы; лечебно- реабилитационные программы в рамках диспансерного учета; учет в правоохранительных органах; лечение и реабилитацию в условиях изоляции в виде лишения свободы. По мнению докладчика в настоящее время эффективной системе оказания наркологической и реабилитационной помощи наркозависимым мешают пробелы в законодательстве. В частности, необходима государственная программа; нужна недобровольная госпитализация, которую возможно ввести поправкой к Федеральному закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» специально для наркоманов; при даче разрешения для получение водительских удостоверений для лиц, ранее лишенных прав вождения транспортных средств, нужно направлять их в наркологические учреждения для прослушивания обучающих профилактических программ; работодатели и профсоюзы должны подписывать с работниками договоры о сотрудничестве с наркологическими учреждениями; законодательно закрепить тестирование в вузах, которое эффективно снижает потребление наркотиков среди студентов; законодательно определить, что правоохранительные органы работают только с теми наркозависимыми, кто не хочет лечиться добровольно; нужен закон о наркологической помощи и профилактике наркомании. 

Степанова Эльвира Вячеславовна — главный психиатр-нарколог управления организации медико-социального обеспечения ФСИН России сделала выступление «Организация и проблемы лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы России»: в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, в 2010 г. содержалось 60420 больных наркоманией в местах лишения свободы, в т. ч. 475 подростков. Проблемой является отсутствие реабилитационных центров для бывших осужденных-наркоманов. На сегодня в системе ФСИН действует 9 специализированных колоний для осужденных наркоманов (одна женская и 8 мужских). 

Новопашин Николай Олегович — председатель общего собрания РООО «Ростов без наркотиков» рассказал об опыте социальной реабилитации и ресоциализации в Спасо-преображенском центре реабилитации наркозависимых. Основной проблемой, по мнению выступающего, является отсутствие «вытаскивания» из среды наркоманов в процессе лечения и реабилитации. После наркологического лечения следует направлять наркоманов в общественные реабилитационные центры, для чего определить для них бюджетное финансирование.