"О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ

"О профилактике наркомании и незаконного потребления
наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве"

Принят Московской городской Думой.
28 февраля 2007 года

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере антинаркотической пропаганды и агитации, антинаркотического обучения и воспитания, выявления, учета, лечения и реабилитации больных наркоманией, а также иных форм профилактики наркомании в городе Москве.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Антинаркотическое обучение и воспитание граждан - обязательная составная часть профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее - наркотические средства, психотропные вещества), направленная на распространение знаний о причинах, проявлениях, осложнениях, негативных медицинских и социальных последствиях заболевания наркоманией, способах противодействия вовлечению в потребление наркотических средств, психотропных веществ, а также на формирование навыков ведения здорового образа жизни. 
2. Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. 
3. Больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с федеральным законодательством, установлен диагноз "наркомания". 
4. Группа риска - лица с девиантным поведением или лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. 
5. Наркологическая помощь - комплекс мероприятий, осуществляемых специализированными государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, получившими лицензию на лечение и медико-социальную реабилитацию больных наркоманией в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
6. Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. 
7. Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. 
8. Незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ - потребление наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача. 
9. Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. 
10. Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. 
11. Эпизодическое потребление наркотических средств, психотропных веществ - потребление наркотических средств, психотропных веществ без признаков зависимости. 
12. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств, психотропных


Статья 2. Основные принципы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

    Деятельность по профилактике наркомании в городе Москве основывается на следующих принципах:
  1. законности;
  2. соблюдения прав человека и гражданина;
  3. гуманности;
  4. системности;
  5. индивидуализации профилактического воздействия;
  6. гарантий получения и доступности наркологической, медико-социальной помощи больным наркоманией;
  7. соблюдения конфиденциальности полученной информации о больных наркоманией;
  8. осуществления профилактики на индивидуальном, семейном и социальном уровнях;
  9. приоритетности профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ среди несовершеннолетних;
  10. государственной поддержки организаций, осуществляющих профилактику наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
  11. финансирования мероприятий, направленных на профилактику наркомании, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ.

Статья 3. Правовое регулирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

Правовое регулирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.


Глава 2. Организационные, информационные и финансовые основы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве 

Статья 4. Органы, организации системы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

1. В городскую систему профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ входят: Городская межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее - Городская межведомственная комиссия) и окружные межведомственные комиссии при префектурах административных округов города Москвы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее - окружные межведомственные комиссии), образуемые в порядке, установленном настоящим Законом; уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения, образования, культуры, семьи и молодежи, физической культуры и спорта, общественных связей, телекоммуникации и средств массовой информации; правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которые возложены функции по предупреждению, пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством. 
2. Участие в деятельности по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ других органов государственной власти и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.


Статья 5. Планирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

1. Планирование в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве осуществляется путем разработки и принятия Городской целевой программы по противодействию наркомании, а также окружных, районных, отраслевых планов и программ противодействия наркомании. 
2. Городская целевая программа по противодействию наркомании разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001 года № 34 "О государственных целевых программах города Москвы" и настоящим Законом.
3. Окружные, районные, отраслевые планы и программы противодействия наркомании разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы. 
4. Председатели Городской межведомственной комиссии и окружных межведомственных комиссий участвуют в разработке городских, окружных, районных, отраслевых планов и программ противодействия наркомании.


Статья 6. Координация деятельности в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

1. Координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, городских государственных и негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве осуществляет Городская межведомственная комиссия, возглавляемая председателем указанной комиссии. 

2. Координацию деятельности в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в административных округах города Москвы осуществляют окружные межведомственные комиссии, возглавляемые председателями указанных комиссий. 

3. К полномочиям комиссий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, относятся: 
1) координация и обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы, государственных и негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
2) осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
3) привлечение негосударственных организаций и граждан к профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
4) содействие информационному и научному обеспечению деятельности по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
5) подготовка предложений по формированию единых подходов по приоритетным направлениям в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также сокращению количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ; 
6) осуществление мониторинга исполнения Городской целевой программы по противодействию наркомании в порядке, установленном Правительством Москвы; 
7) организация исполнения в пределах своей компетенции федерального законодательства и контроль за исполнением законодательства города Москвы в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
8) формирование совместно с органами исполнительной власти города Москвы Единого городского банка данных о профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве (далее - Единый городской банк данных); 
9) организация сбора, использования и предоставления информации, содержащейся в Едином городском банке данных; 
10) создание, формирование персонального состава и обеспечение деятельности городского и окружных экспертных советов и иных экспертных органов в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
11) рассмотрение материалов антинаркотической направленности в целях их дальнейшего размещения в качестве социальной рекламы; 
12) координация и обеспечение развития в городе Москве системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, участвующих в профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
13) иные полномочия, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы. 

4. Порядок формирования и деятельности указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи комиссий, их аппаратов определяется положениями о соответствующих комиссиях, утверждаемыми Правительством Москвы.


Статья 7. Информационное обеспечение профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

1. Информационное обеспечение профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве осуществляется на основе Единого городского банка данных. 

2. В Единый городской банк данных включается информация: 
1) о результатах мониторинга распространения и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
2) о федеральных, региональных и иных планах, программах профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
3) об известных и разрабатываемых методах профилактики, диагностики и лечения наркомании, а также социальной реабилитации и социальной адаптации больных наркоманией; 
4) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
5) о законодательстве в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
6) о деятельности органов, учреждений системы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве и других субъектах Российской Федерации; 
7) иные сведения, необходимые для организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ. 

3. Порядок формирования и использования информации, включенной в Единый городской банк данных, устанавливается Правительством Москвы.


Статья 8. Финансирование профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве

Финансирование мероприятий, направленных на профилактику наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также оказание больным наркоманией наркологической помощи, осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы и иных источников финансирования, не запрещенных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.


Глава 3. Антинаркотическая пропаганда
Статья 9. Формы и организационная основа антинаркотической пропаганды

1. Антинаркотическая пропаганда проводится в рамках деятельности телевизионных и радиовещательных компаний, средств массовой информации и массовых коммуникаций, организаций культуры, спорта, по делам семьи и молодежи, образовательных учреждений, а также в иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 
2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают формирование и размещение городского социального заказа в сфере проведения антинаркотической пропаганды.


Статья 10. Антинаркотическая пропаганда в городских средствах массовой информации

Редакции средств массовой информации, учредителями и соучредителями которых являются органы государственной власти города Москвы, обязаны размещать на правах социальной рекламы материалы антинаркотической направленности, рассмотренные соответственно Городской межведомственной комиссией и окружными межведомственными комиссиями, в установленных нормативными правовыми актами города Москвы пределах годового объема распространяемой ими рекламы (от общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания).


Статья 11. Антинаркотическая пропаганда и агитация в непериодических печатных изданиях

Антинаркотическая пропаганда в непериодических печатных изданиях осуществляется путем выпуска и распространения книг, брошюр, буклетов и иных непериодических печатных изданий, содержащих антинаркотические материалы.


Статья 12. Антинаркотическая пропаганда с использованием наружной рекламы, информации и оформления города Москвы

1. Антинаркотическая пропаганда с использованием наружной рекламы, информации и оформления города Москвы осуществляется путем размещения изображений и надписей, в том числе антинаркотической символики, на рекламных конструкциях, средствах городской информации и элементах оформления строений, зданий, сооружений и транспортных средств. 
2. Доля антинаркотической пропаганды в общем ежегодном объеме социальной рекламы, размещаемой органами государственной власти города Москвы, должна составлять не менее 10 процентов.


Глава 4. Антинаркотическое обучение и воспитание граждан
Статья 13. Основы антинаркотического обучения и воспитания граждан

Антинаркотическое обучение и воспитание граждан осуществляются: 
1) в процессе деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений; 
2) в ходе проведения профилактических мероприятий; 
3) в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, участвующих в профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
4) путем проведения иных мероприятий.

Статья 14. Антинаркотическое обучение и воспитание в образовательных учреждениях города Москвы

1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования, образовательные учреждения города Москвы в рамках учебных предметов и при проведении воспитательного процесса осуществляют реализацию программ и методик, направленных на формирование у учащихся (воспитанников) законопослушного поведения, ценностей здорового образа жизни и внутренней системы запретов на незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ. 
2. В Московский региональный компонент государственного образовательного стандарта по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" включается раздел "Профилактика наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ".


Статья 15. Антинаркотическое обучение и воспитание в семье

1. Антинаркотическое обучение и воспитание в семье осуществляются родителями или иными законными представителями несовершеннолетних в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы. 
2. При осуществлении антинаркотического обучения и воспитания родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны: 
1) воспитывать несовершеннолетних, разъяснять им недопустимость незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; 
2) принимать меры, исключающие незаконное потребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ; 
3) принимать меры для осуществления в установленном порядке медицинского освидетельствования и лечения несовершеннолетних, больных наркоманией.


Статья 16. Антинаркотическое воспитание в сфере организации досуга детей и молодежи в городе Москве

1. Организация досуга детей и молодежи в городе Москве должна обеспечивать формирование внутренней системы запретов на незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ, негативного отношения к наркомании. 
2. Органы государственной власти города Москвы создают городские государственные учреждения и оказывают поддержку негосударственным организациям, осуществляющим антинаркотическую пропаганду в сфере организации досуга детей и молодежи, в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 
3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области семьи и молодежи осуществляет информационно-методическое обеспечение деятельности учреждений и организаций, указанных в части 2 настоящей статьи. 
4. Организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, проводящие культурные, зрелищные, спортивные и иные массовые мероприятия для детей и молодежи в городе Москве, обязаны принимать предусмотренные нормативными правовыми актами города Москвы меры, исключающие незаконные сбыт и потребление наркотических средств, психотропных веществ в ходе проведения указанных мероприятий. 
5. Негосударственные организации, осуществляющие профилактику наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, могут в добровольном порядке пройти аккредитацию в Городской межведомственной комиссии.


Глава 5. Выявление и учет лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества 
Статья 17. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества

1. Органы и учреждения городской системы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в пределах своей компетенции обязаны выявлять лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, а также незамедлительно информировать: 
1) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения - о количестве лиц, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с незаконным потреблением наркотических средств, психотропных веществ; 
2) орган внутренних дел - о выявлении лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, а также склоняющих других лиц к их потреблению; 
3) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования - для проведения психолого-педагогической реабилитации учащихся (воспитанников); 
4) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области семьи и молодежи - для проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью; 
5) районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего, а в случае отсутствия места жительства или проживания вне места жительства - по месту пребывания несовершеннолетнего - для принятия мер, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. 

2. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, осуществляется государственными наркологическими учреждениями на основании результатов медицинского освидетельствования, проводимого в порядке, установленном федеральным законодательством. 

3. Указанное в части 2 настоящей статьи медицинское освидетельствование проводится на основании: 
1) добровольного обращения лица, незаконно потребляющего наркотические средства, психотропные вещества; 
2) просьбы родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества; 
3) направления лица на медицинское освидетельствование органами прокуратуры, дознания, органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, следователем, судьей или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 
4) решения органов или учреждений здравоохранения, принимаемого в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 
5) направления, выданного должностным лицом организации по месту работы освидетельствуемого, в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 
6) наличия иных оснований для медицинского освидетельствования, установленных федеральным законодательством.


Статья 18. Учет лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, наблюдение за больными наркоманией

1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования и образовательные учреждения осуществляют совместно с уполномоченными органами здравоохранения и органами внутренних дел учет учащихся (воспитанников) образовательных учреждений, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, а также обеспечивают их психолого-педагогическую реабилитацию, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе. 

2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области семьи и молодежи совместно с органом внутренних дел ведет учет несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, относящихся к группе риска, и осуществляет в пределах своей компетенции индивидуально-профилактическую работу путем организации досуга и занятости несовершеннолетних, просветительских и иных мероприятий. 

3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения на основании результатов медицинского освидетельствования, проведенного в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области здравоохранения: 
1) ведет единый общегородской учет больных наркоманией, а также лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, не являющихся больными наркоманией; 
2) организует оказание больным наркоманией наркологической помощи; 
3) создает условия для обеспечения медико-социальной реабилитации больных наркоманией. 

4. Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут учет лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.


Глава 6. Оказание наркологической помощи больным наркоманией и их реабилитация в городе Москве 
Статья 19. Оказание наркологической помощи в городе Москве

1. Наркологическая помощь больным наркоманией в городе Москве оказывается специализированными наркологическими учреждениями здравоохранения, получившими лицензию на указанный вид деятельности, в порядке, установленном федеральным законодательством. 
2. Орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения осуществляет координацию работы и контроль деятельности специализированных наркологических учреждений здравоохранения, указанных в части 1 настоящей статьи. 
3. Наркологическая помощь включает в себя консультативно-диагностическую, лечебную, психопрофилактическую, реабилитационную помощь больным наркоманией в амбулаторных и стационарных условиях. 
4. Наркологическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. 
5. Несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, а также лицам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, наркологическая помощь оказывается по просьбе либо с согласия их родителей или иных законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. 
6. Больным наркоманией на территории города Москвы предоставляются все виды наркологической помощи, указанные в части 3 настоящей статьи. 
7. Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной системы здравоохранения с применением средств и методов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.


Статья 20. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией

1. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией осуществляется в государственных и негосударственных учреждениях здравоохранения. 
2. Для осуществления специализированной медико-социальной реабилитации больных наркоманией создаются наркологические реабилитационные центры. 
3. Целью деятельности наркологических реабилитационных центров является закрепление положительных результатов лечения, достигнутого в наркологических учреждениях (отделениях), возвращение больных наркоманией в общество. 
4. Основными задачами наркологических реабилитационных центров являются: 
1) медико-психологическая поддержка больных наркоманией; 
2) избавление от наркотической зависимости; 
3) формирование навыков здорового образа жизни; 
4) восстановление профессиональных навыков больных наркоманией; 
5) привлечение членов семей больных наркоманией к участию в реабилитационных мероприятиях в целях профилактики рецидивов наркомании. 
5. В целях профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ наркологические реабилитационные центры также осуществляют: 
1) анализ эффективности оказываемой помощи во время пребывания больных наркоманией в наркологических реабилитационных центрах; 
2) поддержание связи с прошедшими реабилитацию больными наркоманией в целях профилактики рецидивов наркомании, а также привлечения их к работе в реабилитационных программах; 
3) участие в создании общественных психотерапевтических и реабилитационных групп вне структуры наркологических реабилитационных центров; 
4) взаимодействие с организациями и учреждениями по оказанию комплексной социальной поддержки больным наркоманией по вопросам трудоустройства, обеспечения жилыми помещениями, восстановления дееспособности, получения пособий; 
5) информирование общественности о работе наркологических реабилитационных центров в целях привлечения больных наркоманией, общественных организаций, специалистов и иных граждан к участию в реабилитационных программах, а также распространения информации о причинах и условиях, способствующих формированию наркомании, возможностях их устранения. 
6. В наркологические реабилитационные центры принимаются лица, признанные в установленном порядке больными наркоманией, как правило, по направлению наркологических учреждений. Прием в наркологические реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе. 
7. Порядок работы наркологических реабилитационных центров, принятия в них больных наркоманией определяется положением о наркологических реабилитационных центрах, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.


Статья 21. Социально-реабилитационное обслуживание лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества

Социально-трудовая реабилитация лиц, незаконно потреблявших наркотические средства, психотропные вещества, осуществляется в соответствии с социальным и трудовым законодательством Российской Федерации, а также с условиями трехсторонних и иных договоров системы социального партнерства в городе Москве, которые должны содержать положения о проведении реабилитационных мероприятий в отношении лиц, отказавшихся от незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ.

Статья 22. Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, незаконно потребляющими наркотические средства, психотропные вещества

1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области семьи и молодежи создает учреждения для организации и проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, незаконно потребляющими наркотические средства, психотропные вещества. 
2. Формы, порядок создания и деятельности учреждений, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.


Глава 7. Заключительные положения
Статья 23. Контроль за исполнением настоящего Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти города Москвы, Городская межведомственная комиссия и окружные межведомственные комиссии в соответствии с порядком, установленным законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.


Статья 24. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона

Несоблюдение гражданами, должностными и юридическими лицами требований настоящего Закона влечет за собой административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.


Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 
2. Нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие вопросы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.


Редактор проекта: 
первый заместитель начальника Управления координации 
антитеррористической деятельности в городе Москве 
В.В. Олейник