О проекте закона города Москвы "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве"

О проекте закона города Москвы
"О профилактике наркомании в городе Москве"

    В настоящее время Москва, как и вся Россия в целом, переживает эпидемический рост потребления наркотиков и других психоактивных веществ. В наркологической службе Департамента здравоохранения города Москвы зарегистрировано около 30 тысяч больных наркоманией. По информации правоохранительных органов, реальное количество наркологических больных может в шесть с половиной раз превышать указанную цифру и составлять более 200 тысяч человек. Предположительно, около 1 миллиона жителей города Москвы эпизодически потребляют наркотики. Возраст наркоманов и эпизодических потребителей наркотиков, как правило, колеблется от 16 до 30 лет (это возраст в том числе и наиболее трудоспособной и репродуктивной части населения города). Наркозависимые лица не могут выполнять свой долг перед семьей, обществом и государством. Потребители наркотиков, легко втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. 
    Исследования, проведенные Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы показывают, что более половины москвичей оценивают опасность для их детей стать наркоманами как серьезную, причем численность таких москвичей за последние годы остается практически неизменной. Следовательно, меры по борьбе с распространением наркомании, предпринимаемые органами власти и управления на территории Москвы, по мнению большинства москвичей, не внесли серьезного перелома в искоренение наркомании в Москве. 
    Имеющаяся на уровне города Москвы законодательная база противодействия наркомании на сегодняшний день недостаточна. 
    Вместе с тем сложившаяся в городе ситуация диктует необходимость принятия комплексного антинаркотического закона города Москвы, который в условиях отсутствия профильного федерального закона по вопросам наркопрофилактики станет правовой основой создания адекватного механизма обеспечения государственной системы профилактики наркомании в городе Москве. 
    Предметом правового регулирования проекта закона города Москвы "О профилактике наркомании в городе Москве" являются вопросы предупреждения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркотических больных, антинаркотической пропаганды, а также иные вопросы противодействия распространению наркомании, относящиеся к ведению города Москвы. 
    Цель законопроекта заключается в создании правовой основы реализации системы мер, направленных на предупреждение распространения наркомании, сокращение числа больных наркоманией, обеспечение организационных и правовых гарантий профилактики наркомании в городе Москве. 
    Терминология: антинаркотическое обучение и воспитание граждан, антинаркотическая пропаганда, больной наркоманией, группа риска, девиантное поведение, наркологическая помощь, наркомания, наркотические средства, незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, профилактика наркомании, ремиссия, социальная адаптация, эпизодическое потребление наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Деятельность по профилактике наркомании в городе Москве основывается на следующих принципах:
  1. законности;
  2. соблюдения прав человека и гражданина;
  3. гуманного отношения к лицам, употребляющим наркотические вещества;
  4. комплексности, систематичности и постоянства;
  5. индивидуализации профилактической деятельности;
  6. гарантий и доступности наркологической и медико-социальной помощи больным наркоманией;
  7. гласности в деятельности субъектов профилактики наркомании;
  8. осуществления профилактики на личностном, семейном и социальном уровнях;
  9. признания особой значимости профилактики наркомании среди несовершеннолетних;
  10. поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики наркомании;
  11. государственной поддержки организаций, осуществляющих профилактику наркомании в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
  12. финансового обеспечения профилактических мероприятий.

    В городскую систему профилактики наркомании входят: городская и окружные межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, образуемые в порядке, установленном настоящим Законом; уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения, образования, культуры, туризма, семьи и молодежи, физической культуры и спорта, общественных связей, телекоммуникации и средств массовой информации; правоохранительные органы. 
    Планирование в сфере профилактики наркомании в городе Москве осуществляется путем разработки и принятия Городской целевой программы по противодействию наркомании в городе Москве, а также окружных, районных и отраслевых планов и программ противодействия наркомании. 
    Координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, городских государственных и негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании в городе Москве осуществляет Городская межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, а также соответствующие окружные межведомственные комиссии при префектурах административных округов. 
    Законом определяются полномочия этих комиссий.

В Единый городской банк данных о профилактике наркомании в городе Москве включается информация:
  1. о распространении наркомании;
  2. о федеральных, региональных и иных планах и программах профилактики наркомании;
  3. об известных и разрабатываемых методах профилактики, диагностики и лечения наркомании, а также социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, больных наркоманией;
  4. о субъектах научной деятельности в сфере профилактики наркомании;
  5. о законодательстве в сфере профилактики наркомании;
  6. о деятельности субъектов профилактики наркомании в городе Москве и других субъектах Российской Федерации;
  7. иные сведения, необходимые для организации профилактики наркомании.

    На органы государственной власти города Москвы возложено формирование и размещение городского социального заказа в сфере проведения антинаркотической пропаганды и агитации. 
    Редакции средств массовой информации, учредителями и соучредителями которых являются органы государственной власти города Москвы, обязаны регулярно размещать на правах социальной рекламы материалы антинаркотической направленности в установленных действующим законодательством пределах годового объема распространяемой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле - и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания). 
    Кроме того, предусмотрен регулярный выпуск непериодических изданий пропагандистского содержания (книг, брошюр, буклетов) и размещение наружной антинаркотической рекламы. 
    В Московский региональный компонент государственного образовательного стандарта по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" включается раздел "Профилактика наркомании".

При осуществлении антинаркотического воспитания и обучения родители и иные законные представители несовершеннолетних обязаны:
  1. воспитывать несовершеннолетних, разъяснять им преимущества воздержания от незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ;
  2. принимать меры, исключающие потребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача;
  3. принимать меры для осуществления в установленном порядке медицинского освидетельствования и лечения несовершеннолетних, больных наркоманией.

    Организация досуга детей и молодежи в городе Москве должна обеспечивать формирование внутренней системы запретов на потребление наркотических средств, психотропных веществ, негативного отношения к наркомании. Осуществление антинаркотической пропаганды и агитации в рамках проведения культурных, зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий является обязательным условием для получения из бюджета города Москвы средств на проведение указанных мероприятий. 
    Органам, входящим в систему профилактики наркомании, предписано выявлять и вести учет потребителей наркотиков, оказывать им необходимую помощь. 
    Регламентируется порядок и основания оказания наркологической помощи. 
    Для закрепления терапевтического успеха, достигнутого в наркологических учреждениях, реинтеграции пациентов в общество создаются наркологические реабилитационные центры. 
    Социально-трудовая реабилитация лиц, потреблявших наркотические средства, психотропные вещества, осуществляется в соответствии с социальным и трудовым законодательством Российской Федерации, а также условиями трехсторонних и иных договоров системы социального партнерства в городе Москве, которые должны содержать положения о проведении реабилитационных мероприятий в отношении работников, отказавшихся от потребления наркотических средств, психотропных веществ. 

28 февраля 2007 года Закон города Москвы "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве" принят Московской городской Думой.



О проекте закона города Москвы
"О профилактике наркомании и незаконного потребления
наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве"

Целинский Борис Прокофьевич
Целинский Борис Прокофьевич,
заместитель начальника Управления межведомственного взаимодействия
3-го департамента ФСКН России, представитель ФСКН России в Правительстве Москвы,
кандидат юридических наук, полковник полиции 

e-mail: baronet1@pochta.ru

    В последние годы в Москве сложилась очень непростая ситуация, связанная с немедицинским потреблением наркотиков и их незаконным оборотом. Ее прогнозы на ближайшие годы также не внушают оптимизма. Специалисты, в частности, прогнозируют существенное изменение структуры, уровня и динамики наркопреступности в сторону увеличения незаконного оборота наркотиков, более опасных способов совершения преступлений, связанных с наркотиками, активизации организованных преступных групп, снижения возраста приобщения к наркотикам, иные негативные тенденции развития наркотической ситуации в городе. 
    Как известно, на наркоситуацию в столице существенное влияние оказывают различные факторы, среди которых пересечение транспортных потоков, повышенная мобильность населения, обладающего обширными родственными, коммерческими, деловыми и иными связями с другими территориями России, государств Содружества и дальнего зарубежья. Кроме того, необходимо учитывать относительно высокий среднедушевой уровень доходов населения, позволяющий наркодельцам рассматривать Москву как емкий рынок сбыта наркотиков. 
    Наиболее перспективным направлением противодействия распространению наркомании является профилактика. Однако, несмотря на принимаемые сегодня разнообразные меры, спектр проводимых профилактических мероприятий не является исчерпывающим и недостаточно результативен. Необходим дальнейший поиск возможностей совершенствования антинаркотической работы, ее новых форм и методов с учетом специфических особенностей Москвы. 
    Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что система противодействия распространению наркотиков должна строиться с учетом возможностей макросоциального регулирования этого сложного социального явления и опираться на постоянную оценку изменений наркоситуации, научный анализ, а также быть реалистичной, последовательной, обладать достаточной гибкостью и реализовываться в соответствии с приоритетами, основанными на конкретных социально-экономических условиях московского региона. 
    Очевидно, что в условиях обострения наркоситуации городские органы представительной и исполнительной власти должны предпринимать все возможные меры, направленные на активизацию профилактики наркомании. Поэтому стало актуальным создание на уровне города Москвы как субъекта Федерации эффективной системы законодательного регулирования профилактической деятельности. 
    История развития такого законодательства имеет уже довольно давнюю историю. Сейчас уже даже среди специалистов мало кто помнит, что еще в 1988 году исполкомом Мосгорсовета было принято решение о введении на территории города контроля над перевозкой наркотических средств и наркотикосодержащих растений. Этим решением предписывалось милиции производить досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров и пешеходов, вещей и грузов с целью обнаружения и изъятия наркотиков, сырья и приспособлений для их изготовления. Упомянутое решение исполкома полностью соответствовало федеральному законодательству того периода, однако подверглось резкой критике в прессе и его реализация вскоре была свернута. 
    Десятилетие спустя предпринята вторая более удачная попытка принятия городского закона, направленного на профилактику распространения наркомании. Этот закон за номером 29 от 8 июля 1999 года установил административную ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство незаконному обороту и потреблению наркотиков в помещениях принадлежащих этим лицам дискотек, клубов, баров и прочих увеселительных заведений для молодежи, которые нередко становятся рассадниками наркомании. Следует отметить, что применение закона шло непросто и неоднократно сводилось к минимуму и вновь активизировалось, а его легитимность не раз ставилась под сомнение и была предметом рассмотрения в Мосгорсуде. Закон просуществовал до июля 2006 года, когда Верховный Суд РФ вынес определение о признании его недействующим. За неимением возможности сейчас подробно содержание указанного определения высшей судебной инстанции, отмечу, что это решение представляется спорным, так как основано на нескольких не очевидных допущениях и предположениях, а также в нарушение ст. 72 Конституции России ущемляет право Москвы принимать собственное административное законодательство. Полагаю, что городским органам власти в данном случае целесообразно использовать механизм обжалования решения суда. 
    Наконец, уже в этом году сделана третья попытка совершенствования городского антинаркотического законодательства. Московским правительством при активном участии Управления ФСКН России по г. Москве разработан проект закона "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве", который в настоящее время подготовлен к рассмотрению Мосгордумой в третьем чтении. 
    Законопроект нацелен на создание системы мер, направленных на предупреждение распространения наркомании, сокращение числа наркобольных, обеспечение организационных и правовых гарантий профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды. В документе изложены основные принципы и механизм координации, очерчен круг органов, входящих в систему профилактической деятельности, предусмотрено создание единого городского банка данных, куда включается информация: о соответствующих федеральных, региональных и иных планах и программах; об известных и разрабатываемых методах профилактики, диагностики, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией; законодательстве в сфере профилактики. В законопроект включены положения о формировании и размещении городского социального заказа на антинаркотическую пропаганду в СМИ и непериодических изданиях, рекламных щитах на улицах. Кроме того, законопроект предусматривает включение в региональный компонент гособразовательного стандарта по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" раздела "Профилактика наркомании". 
    Таким образом, в законопроекте предусмотрена достаточно комплексная и последовательная система мер, без которой успешную деятельность отдельно взятого субъекта профилактики представить довольно проблематично. 

    28 февраля 2007 года Закон города Москвы "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве" принят Московской городской Думой.