Недавно выявленные наркотики-аналоги

17.01.2021

265. Термин «наркотики-аналоги» используется для обозначения веществ, являющихся предметом злоупотребления, которые были разработаны с целью обхода существующих мер контроля, включая меры, предусмотренные в соответствии с международными конвенциями о контроле над наркотиками. Нередко эти вещества изготовляются путем незначительного изменения молекулярной структуры контролируемых веществ, в результате чего получается новое вещество с аналогичным фармакологическим действием. Они легки в изготовлении, поскольку инструкции по их изготовлению и описание их фармакологических свойств часто можно найти в Интернете.

266. Все большее число стран и регионов сообщают о злоупотреблении 4-метил-меткатиноном – наркотиком-аналогом, известным также как «мефедрон» или «4-ММК». Мефедрон является производным меткатинона, который в свою очередь по своей химической структуре близок к катинону, являющемуся одним из психоактивных компонентов ката (Catha edulis). По своей химической структуре он также близок к амфетаминам. Согласно сообщениям, действие этого вещества аналогично действию других наркотиков-стимуляторов, таких как кокаин, амфетамин и МДМА (экстази), хотя обстоятельных исследований его фармакологических и токсических свойств не проводилось.

267. Впервые злоупотребление мефедроном было отмечено в 2007 году в Соединенном Королевстве. К 2008 году масштабы злоупотребления им в Европе настолько возросли, что Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН) был уведомлен о возможности мониторинга этого вещества при помощи системы раннего оповещения Европейского союза. В отдельных случаях злоупотребление мефедроном, особенно в сочетании с другими веществами, приводило к смертельному исходу. В 2010 году возросло число сообщений об изъятиях мефедрона или злоупотреблении им в других регионах, помимо Европы, например, в странах Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Океании, в частности в Австралии и Новой Зеландии.

268. Мефедрон легко приобрести через Интернет, а также в розничных магазинах («смарт-шопах») в ряде стран. Оборотом и распределением мефедрона занимаются организованные преступные группы. Мефедрон рекламируется как соль для ванн, подкормка для растений и химикат для исследований, что, как можно предположить, делается для отвлечения внимания органов по контролю над наркотиками и предотвращения принятия юридических действий по запрещению торговли этим веществом. Как представляется, мефедрон не предназначен для каких-либо законных видов использования.

269. Во многих странах, в которых мефедрон еще не находится под контролем как аналог меткатинона, он весьма быстро стал объектом национального контроля. Правительства других стран планируют включить это вещество в сферу действия национального законодательства или уже предприняли определенные шаги с этой целью. Кроме того, в Европе, где злоупотребление мефедроном было отмечено впервые и где оно получило наибольшее распространение, Совет Европы принял решение о проведении официальной оценки риска, связанного с этим веществом. Комитет с удовлетворением отмечает эти меры, которые свидетельствуют о том, что правительства могут оперативно реагировать на новые тенденции в области злоупотребления наркотиками.

270. Вместе с тем мефедрон – не единственный появившийся в последнее время наркотик – аналог стимулирующего действия, являющийся предметом злоупотребления. Например, только в Европе ЕЦМНН ведет мониторинг в отношении 15 других «аналогов» катинона. В Соединенном Королевстве, в частности, отмечено злоупотребление метедроном и метилоном, которые также являются аналогами меткатинона. Кроме того, в Европе отмечено злоупотребление нафироном – еще одним синтетическим соединением стимулирующего действия, который не относится к катинону.

271. В тех странах, в которых национальное законодательство не предусматривает возможность составления списков типовых контролируемых веществ, список веществ, подпадающих под национальный контроль, подлежит исправлению с учетом каждого нового выявленного наркотика-аналога или другого вещества, признанного проблематичным. Например, недавно в Японии в сферу национального контроля был включен 51 наркотик (в том числе мефедрон и сальвинорин А – вещество, получаемое из растения Salvia divinorum). Беларусь, Бразилия и Финляндия также сочли целесообразным внести изменения в свое национальное законодательство о контроле над наркотиками и включить ряд наркотиков-аналогов в список контролируемых веществ.

272. Правительствам хорошо известно о том, что масштабы злоупотребления новыми веществами быстро растут как внутри регионов, так и за их пределами. Комитет рекомендует всем правительствам пристально следить за тенденциями в области злоупотребления наркотиками на их территории с целью выявления таких новых веществ, являющихся предметом злоупотребления, как стимуляторы-аналоги. В этой связи правительствам следует контролировать интернет-форумы для выявления тех веществ, которые могут прийти на смену мефедрону в результате того, что все большее число стран включают это вещество в сферу национального контроля. Правительствам настоятельно рекомендуется доводить до сведения Комитета и ВОЗ информацию о новых тенденциях в области злоупотребления психоактивными веществами. В случае необходимости правительствам, которые еще не сделали этого, следует принять незамедлительные меры по включению мефедрона и других наркотиков-аналогов в сферу национального контроля для возбуждения уголовного преследования в отношении лиц, ответственных за их распространение. С этой целью правительства могли бы рассмотреть вопрос о составлении списков типовых контролируемых веществ, если это допускает национальное законодательство.

273. Кроме того, учитывая тот факт, что злоупотребление мефедроном имеет место во многих регионах и что он, как представляется, контрабандным путем перевозится из одного региона в другой, правительства могли бы рассмотреть вопрос о целесообразности уведомления Генерального секретаря о проблемах, связанных со злоупотреблением мефедроном на их территории, с целью включения этого вещества в любой из списков Конвенции 1971 года. В этой связи Комитет отмечает, что в течение определенного времени ВОЗ не имела возможности созвать совещание Комитета экспертов по лекарственной зависимости для оценки веществ с целью их возможного включения в списки Конвенции 1961 года и Конвенции 1971 года, что имело серьезные последствия для функционирования международной системы контроля над наркотиками.

274. В этой связи Комитет настоятельно призывает правительства и международные учреждения, такие как ЮНОДК, через его Секцию лабораторного и научного обеспечения, и ВОЗ, разработать эффективные меры по решению проблемы наркотиков-аналогов. С учетом той ответственности, которую ВОЗ несет в соответствии с Конвенцией 1961 года и Конвенцией 1971 года, Комитет призывает ВОЗ в качестве первого шага как можно скорее возобновить свою деятельность по оценке новых веществ.