Сцепление

21.10.2019

Сцепление считается существенным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Оно предназначается для короткого отделения мотора от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а еще оберегания компонентов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля размещается между двигателем и коробкой передач. Диск сцепления нива ведомый диск к маховику и если понадобится освобождает его от давления. Нажимной диск объединен с корпусом (кожухом) при помощи тангенциальных пластинчатых пружин. Тангенциальные пружины, при выключении сцепления, выполняют роль возвратных пружин.

В зависимости от конструкции отличают следующие типы сцепления: фрикционное, гидравлическое, электромагнитное.

Сцепление
Фрикционное сцепление передает вращающий момент за счёт сил трения. В гидравлическом сцеплении связь обеспечивается за счёт потока жидкости. Электромагнитное сцепление управляется магнитным полем.

Самым популярным типом сцепления считается фрикционное сцепление. Все зависит от количества дисков различает такие варианты фрикционного сцепления: однодисковое, двухдисковое и многодисковое.

В зависимости от состояния поверхности трения сцепление может быть сухое и мокрое. В сухом сцеплении применяется сухое трение между дисками. Мокрое сцепление предусматривает работы дисков в жидкости.

На современных автомобилях монтируется в основном сухое однодисковое сцепление. Конструкция однодискового сцепления включает маховик, нажимной и ведомый диски, диафрагменную пружину, подшипник выключения сцепления с муфтой и вилкой. Все конструктивные детали сцепления располагаются в картере. Картер сцепления крепиться болтами к двигателю.

Схема однодискового сцепления
Маховик ставится на коленчатом вале мотора. Он играет роль ведущего диска сцепления . На современных автомобилях применяется, в основном, двухмассовый маховик. Такой маховик состоит из 2-ух частей, скреплённых пружинами. Одна часть объединена с коленчатым валом, иная — с ведомым диском. Конструкция двухмассового маховика обеспечивает сглаживание рывков и вибрации коленчатого вала.

На нажимной диск действует диафрагменная пружина, обеспечивающая нужное усилие сжатия для передачи крутящего момента. Диафрагменная пружина наружным диаметром опирается на края нажимного диска. Диаметр внутри пружины представлен упругими железными лепестками, на концы которых действует подшипник выключения сцепления. Диафрагменная пружина закреплена в корпусе. Для закрепления применяются распорные болты или опорные кольца.

Нажимной диск, диафрагменная пружина и корпус образовывают единый конструктивный блок, который носит устоявшееся наименование корзина сцепления. Корзина сцепления имеет жёсткое болтовое скрепление с маховиком. По характеру работы отличают два типа корзин сцепления — нажимного и вытяжного действия. В популярной корзине сцепления нажимного действия лепесточки диафрагменной пружины при выключении сцепления перемещаются к маховику. В вытяжной корзине сцепления наоборот — лепесточки диафрагменной пружины перемещаются от маховика. Этот тип корзины сцепления отличается небольшой толщиной, по этому применяется в ограниченных условиях.