Как развивать речевой аппарат у ребенка?

13.04.2021

Многие родители знают и опасаются, что недоработка над речевым аппаратом их ребенка, может обернуться дефектами речи, который перетекут уже во взрослую жизнь. И в таком случае, бороться с ними будет гораздо сложнее, поскольку изменить уже сформированный речевой аппарат гораздо сложнее, чем повлиять на него в тот момент, когда он формируется. Соответственно, родители должны приложить максимум усилий, чтобы их ребенок научился грамотно и чисто разговаривать чуть ли не из пеленок.

И прежде чем приступать к каким-то конкретным действиям, не лишним будет проконсультироваться у логопеда. Кроме того, немало теоретических знаний можно получить на тематических блогах, как Logodoca.ru. Это позволит вам понять не только то, как именно работать над развитием речи у малыша, но как в принципе устроен речевой аппарат.

И это действительно сложный вопрос. Поскольку на то, как мы говорим, влияет ряд аспектов: от артикуляции, до правильно поставленного дыхания, и так далее. Разумеется, что все это постепенно будет формироваться, если с ребенком постоянно заниматься, развивать не только его способности говорить, но и словарный запас.

К слову, диагностика словарного запаса также должна стать частью ваших занятий. Впрочем, определить уровень знаний малыша далеко не всегда так просто, как того хотелось бы не только родителям, но и профессионалом. Дело в том, что какие-то конкретные способы, позволяющие составить объективную оценку об уровне словарного запаса у ребенка – отсутствуют. Можно понять лишь общую картину, которая пусть и претендует на объективность, но таковой назвать ее сложно.

С чего начинать? Как правило, это с тех самых первых слов, которые посвящают песни: мама, папа, баба, да (или же созвучное «дай»), и так далее. То есть, начинать нужно даже не со слов, а со слогов. Это позволит приобрести малышу базовые навыки, которые в дальнейшем будут дополняться другими слогами, и связываться в единые слова, предложения. По оценкам специалистов, базовый набор слогов ребенок должен уметь выговаривать уже в 8-10-месячном возрасте.

Не забываем о том, что ребенок должен параллельно с этим учиться распознавать речь, чтобы в будущем ее проецировать через собственный речевой вопрос. На такие вопросы, как «Где мама?» ребенок может ответить пусть и не словами, но как минимум жестом, что даст вам понимание того, что ребенок распознает не только слова и буквы, но и улавливает смысл.

Постоянно разговаривайте с ребенком. Причем излишнее «сюсюкание», как отмечают эксперты, может замедлить процесс формирования речи. Лучше обращаться к ребенку, чисто произнося каждый слог, каждую букву. Так, уже к двухлетнему возрасту у малыша может сформироваться базовый словарный запас, включающий в себя 250-350 слов. И с такой базой будет гораздо проще работать не только родителям, но и логопедам, к которым вполне можно обратиться за более комплексной и профильной помощью: как теоретической, так и практической.