Признаки телепродукции, разрушающей здоровье

24.01.2021

Давайте проанализируем, что происходит с мозгом, когда человек смотрит на экран телевизора во время демонстрации какого-нибудь рекламного ролика, например, посвященного жвачке или другим «райским наслаждениям». Соотнесем механизмы психической деятельности с телепродукцией, которую мозгу предлагают переработать. Именно так мы рассуждаем при употреблении продуктов питания и не глотаем то, что зубы не разжуют а желудок не переварит, например, древесину и пластмассы.

На экране каждую секунду меняются зрительные изображения. Каждое из них усилено очень яркими, но неестественными, не сочетающимися в реальности звуковыми, цветовыми и световыми раздражителями. Каждую секунду кадры меняются без смысловой связи между ними. Физиономии «жвачных» людей чередуются с морскими пляжами, горными вершинами, поцелуями, взрывающимися автомобилями, голыми телами, лавинами дождя и снега, цветами, облаками, дворцами, самолетами, эротическими сценами и т.д. Хаосу зрительных впечатлений сопутствует поток хаотичных звуков.

Усиление восприятия, ускорение темпа мышления, потеря связи между отдельными восприятиями и мыслями, калейдоскопичность и неестественность переживаний являются типичными признаками наркотического опьянения в результате приема кокаина и эфедрона. Эти рекламные ролики можно квалифицировать как иллюстрацию наркотического опьянения. В естественных условиях такого обилия интенсивных и хаотичных раздражителей не бывает.

Зачем обрушивать на мозг телезрителей такую лавину сильных и хаотичных раздражителей? Что в этом заключено? Красота? Информация? Это новый вид искусства?

Давайте соотнесем эту телепродукцию с нашими потребностями.

Основная функция мозга и психики — отражение действительности. Каждая единица информации (цвет, звук, свет, форма, конструкция, длительность, чередование, ритм и т.д.) мозгом воспринимается и обрабатывается. От органов чувств (слуха и зрения) в мозг идут потоки нервных импульсов — электрических и химических сигналов. Все сигналы, поступившие в мозг, анализируются, оцениваются, сравниваются с предыдущими раздражителями и их комбинациями. При просмотре ролика интенсивно работают мозговые механизмы восприятия, мышления и памяти.

Мозг так устроен, что ему нужно понять смысл потока сигналов, чтобы подготовить организм к той деятельности, которая может понадобиться вслед за этими сильными раздражителями. Для мозга это достаточно большая работа, на которую тратятся ресурсы (глюкоза, АТФ, кислород, витамины, аминокислоты, медиаторы, ионы калия, натрия, кальция и другие вещества) источники энергии и переносчики информации. Для обеспечения мозга этими расходующимися ресурсами работают системы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, то есть весь организм. Зачем истощать его такими бессмысленными тратами? Ресурсы мозга лучше потратить на полезную деятельность.

А самый страшный результат состоит в следующем. Поскольку все попытки осмыслить хаос безуспешны, то мышление, как функция мозга, блокируется. Мышление «отключается». Человек теряет способность и желание мыслить. Сначала во время просмотра ролика, а потом других телепередач, и вообще в жизни. Рекламный ролик мы разобрали как демонстративный пример. Элементов разрушающих психическое здоровье очень много и они присутствуют во многих передачах.