Пост, исповедь, причастие, служба




Виктор Алексеевич Соколов, руководитель реабилитационной программы на базе 12 шагов, начал свое выступление с краткой автобиографии, отрекомендовавшись “консультант, руководитель программы, выздоравливающий наркоман”.

В.Соколов: «Нельзя заставить научиться быть трезвым, можно показать путь к трезвости».

В.Соколов: «Нельзя заставить научиться быть трезвым, можно показать путь к трезвости».

Виктор уже шестой год находится в программе, последние 4,5 года в качестве сотрудника. Начинал свой путь к выздоровлению в “Ковчеге”, но затем счел эту программу не совсем подходящей. Потом была Больница им.Бехтерева, коммерческий центр, реабилитация с использованием психотерапевтической модели. Эта программа оказала сильное влияние на пациента Соколова, и до сих пор он считает ее наиболее эффективной. В структуру программы входят первичная детоксикация и затем амбулаторное лечение, проводится лечение специалистами – врачами и психологами.

Важную роль сыграла и религия. Как сказал Виктор Соколов, он “логически пришел в христианство”. В течение двух лет Виктор был прихожанином Свято-Троицкой церкви, затем принял крещение. Семья у выступающего тоже “проблемная” – сын бывший наркоман, жена – алкоголичка. Поэтому работа в приюте дала ему возможность приобщиться к нормальной жизни.

Работа в приюте базируется на двух моментах: 12-шаговая методика излечения от зависимости и сила Православной христианской церкви. Приют работает при прямой поддержке Матери Божьей.

(Хотя в целом отношение православной церкви к методу 12 шагов довольно сложное, как позже об этом заявил сам Виктор Соколов. Можно сформулировать так: священники мирятся с 12-шаговым методом, поскольку он дает результат, но не принимают его сердцем.)

О программе работы центра

Программа реабилитации в приюте, где в настоящий момент работает консультантом Виктор Соколов, базируется на основе модели 12 шагов и очищающем воздействии православия. С пациентами ежедневно занимаются два человека персонала – психотерапевт и консультант. Они ведут больного по пути выздоровления, осуществляя необходимые контроль и поддержку. Система 12 шагов должна стать образом жизни больного химзависимостью, а опыт христианина, поддерживающий декларируемые методом принципы, поддерживает выздоравливающего и позволяет ему искать необходимые для выздоровления силы у Бога.

Сутью выздоровления является изменение характера пациента, принятие им христианских ценностей, что делает ненужным поиск каких-то ценностных суррогатов в алкоголе или наркотиках.

Заставить научиться быть трезвым нельзя, можно показать путь к трезвости. И большую роль на этом пути играет процесс покаяния. При этом у человека происходит изменение своего образа мыслей, идет возврат на путь истины. Когда человек эмоционально, со слезами переосмысливает свою жизнь, наступает очищение. Процесс этот идет методами психотерапии. Здесь мы используем опыт работы как Анонимных Алкоголиков, так и Анонимных Наркоманов, у них очень большой практический опыт, и нет причин от него отказываться. Каждый день проводятся групповые занятия, через день проходит чтение лекций, проводятся интерактивные беседы.

Другая составляющая проводимой работы носит православный характер. Пост, исповедь, причастие, служба. Отец окормляет свою паству, ведет за столом общие беседы на различные темы, читает со всеми молитвы. Желающие могут поговорить с ним в индивидуальном порядке о том, что их тревожит. В приюте нет отторжения от религии, но нет и насильственного ее навязывания. Здесь человеку дается шанс уверовать, придти к церкви, но принятие православия не является непременным условием пребывания в приюте. Религия, по личному опыту Виктора Соколова, дает психогигиенический эффект, а также привносит дисциплинирующий момент. Не так легко человеку, привыкшему только ублажать свою прихоть, встать на заре, пойти в храм, отстоять службу, а служба иногда может идти не один час…

О жизни в приюте

На настоящий момент в центре имеется 10 мест для пациентов. Планируется в ближайшем будущем организация еще 6 мест, в возводящейся пристройке к дому. Центр является благотворительным и принимает только пациентов-мужчин. Принятое в центре обращение друг к другу – брат – сохраняет русскую традицию, подчеркивает равенство и духовную близость членов группы. Бытовые проблемы решаются всеми обитателями приюта сообща. Готовит пищу один из братьев, при этом соблюдаются все принятые в православии посты.

На благотворном воздействии поста на тело и душу выздоравливающего Виктор остановился особо и на собственном примере убеждал собравшихся в полезности данной практики.

Продукты для кухни братья выращивают сами, это касается и огородных культур, и мясомолочной продукции. Выращивали братья в основном гусей, но переходят на свиноводство. Предполагалось, что могут возникнуть проблемы уходом за скотиной, но нет – братья с удовольствием выполняют тяжелую и не всегда приятную работу, и это дает чудо выздоровления! Представьте – человек, наркоман, никогда не видел свинью, ну разве только в магазине в виде замороженного мяса. И тут он видит ее живую, теплую, она бегает, ее можно взять, потискать… Это совершенно новые ощущения, новый жизненный опыт. Трудотерапия позволяет занять делом всех и каждого, причем от результатов этой работы напрямую зависит благополучие жизни всего приюта. Из техники в распоряжении братьев имеются машина и два трактора. Это существенно помогает вести хозяйственную деятельность, а также совершать поездки в отдаленные храмы.

Религиозная сторона жизни в приюте включает утреннее и вечернее правило – чтение проводится на церковнославянском. Читают молитвы все братья по очереди, при этом следует отметить, что чтение не является формальностью. Если кому-либо из братьев выпадает в течение нескольких дней читать одну и ту же молитву, он просит переставить его на другое место.

В ответ на замечание по поводу того, не смущает ли руководителей приюта возможность катехизации – замещения алкогольной зависимости зависимостью от религии – докладчик возразил, что этого не происходит, и даже если такое и случится, социальный вред явно будет значительно меньше, чем от наркотиков.

Реабилитационный период нахождения в приюте составляет порядка шести месяцев. За это время у человека вырабатываются устойчивые навыки трезвой жизни. Помимо трудотерапии и духовного возрождения, внимание в приюте уделяется и повышению культурного уровня братьев. Благодаря наличию машины, удалось совершить путешествие в Печоры, где находится “Дом на полдороге” – место, где избавившиеся от зависимости, но еще не чувствующие себя готовыми выйти в социум люди могут некоторое время прожить среди себе подобных, постепенно привыкая к новому быту. Посетили братья и Изборский центр, аналогичный по проводимой им деятельности. К сожалению своему, докладчик был вынужден отметить недостаток разнообразия в организации досуга и развлечений. Соответствующего опыта и навыков у братьев явно не хватает, а в условиях загорода предложить им что-то простое и захватывающее довольно сложно.

Очень важную роль поэтому играет общий настрой в отношениях между братьями и персоналом центра. Невозможно здесь работать, если в глубине души ты презираешь или как-то иначе негативно относишься к зависимым. Агрессия в отношениях моментально проявится и труд будет загублен. С наркоманами и алкоголиками невозможно работать, не любя их. Поэтому необходима система психотерапевтической поддержки, используемая у Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов.

Новые направления работы

Занимаясь сегодня проблемами реабилитации, думают в приюте и о расширении деятельности. На поверхности просматривается необходимость развития трех направлений: работа с родственниками зависимых, работа с выпускниками центра, работа с будущими братьями. В планах – заключение центром договоров с родственниками приходящих в центр для выздоровления. Находясь в приюте, эти люди претерпевают существенные личностные изменения, а родственники продолжают относиться к ним по-прежнему, не приемлют произошедшие изменения. Иногда это происходит в неявной для них форме, но все равно негативно сказывается на отношениях в семье и создает стрессовые ситуации, чреватые угрозой срыва. Поэтому перед выходом из программы целесообразно провести с близкими излечившегося от зависимости соответствующую психотерапевтическую подготовку.

“Хрустальная мечта” персонала центра – разработать свою методику 12 шагов на православной основе. Изначально в методе 12 шагов были заложены христианские ценности, позже всякое упоминание о религии было тщательно убрано. Хорошо было бы увязать православные ценности в 12 шаговую систему. Есть же общества Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов, ничего плохого не случится, если возникнет и общество Православных Анонимных Наркоманов.   



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003