Опыт и перспективы взаимодействия администрации г. Екатеринбурга, общественных объединений и некоммерческих организаций по профилактике наркомании и иных зависимостей

24.03.2021


Опыт и перспективы взаимодействия администрации г. Екатеринбурга, 
общественных объединений и некоммерческих организаций по профилактике наркомании и иных зависимостей

С каждым годом в городах России, в том числе в Екатеринбурге, накапливается опыт работы по противодействию наркомании. Видны и результаты этой работы: в 2003 году существенно снизились основные показатели, отражающие развитие наркоситуации. Но, к сожалению, как показывает в том числе и мировой опыт, развитие наркоситуации не гладенькая дорожка – есть взлеты и падения. На этот процесс оказывают влияние множество причин, носящих как объективный, так и субъективный характер. Сегодня по итогам первого полугодия 2004 года мы можем предположить, что вступаем во вторую (после 1990-2000 годов) волну наркоэпидемии.

В этих условиях крайне важно не потерять бдительности и сплотить все антинаркотические силы. Мы убеждены, что борьба с наркоугрозой – это то поле, на котором один – не воин. Поэтому мы считаем, что важнейшим принципом построения антинаркотической работы является ПАРТНЕРСТВО государственных (муниципальных) органов власти всех уровней, общественности, религиозных организаций, коммерческих структур, каждого гражданина. Развитие такого сотрудничества актуализируется в связи с последними инициативами президента Российской Федерации о введении института негосударственного контроля – Общественной палаты.

На наш взгляд, партнерство власти и общественности обусловлено рядом позиций, о которых речь пойдет ниже.

Государственные (муниципальные) учреждения, организации, чья деятельность направлена на профилактику наркомании и иных зависимостей от ПАВ (профилактика зависимостей от ПАВ), по ряду объективных причин не всегда оперативно работают в этом направлении и не могут своевременно разрешать ряд сложившихся противоречий, накопившихся проблем. Это проявляется в том, что:

  • Механизм межведомственного взаимодействия структур различного подчинения по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими сложен и требует определенных усилий для его согласования.
  • Не сформирована государственная идеология противодействия зависимостям от ПАВ и, как следствие, не отлажен механизм финансирования профилактической работы, не сложился государственный заказ по научному сопровождению профилактической работы и т. д.
  • Структура государственных (муниципальных) органов по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ формируется достаточно медленно.
  • Реализация политики по профилактике зависимостей от ПАВ зачастую блокируется ограниченным бюджетным финансированием.
  • Практически отсутствует подготовка кадров сферы профилактики зависимостей от ПАВ, нет системы подготовки специалистов-превентологов.
  • Нет института лицензирования деятельности существующих и создаваемых структур сферы комплексной профилактики (например, снятие физиологической зависимости в наркологических больницах не сопровождается длительным периодом социально-психологической реабилитации и реинтеграции выздоравливающих наркоманов) и др.

Анализ работы ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ позволил нам выделить как положительные стороны, так и недостатки этой деятельности. К положительным сторонам можно, на наш взгляд, отнести следующее:

  • Общественные объединения способны более эффективно развивать и адаптировать нетрадиционные программы, технологии, формы работы, что, в свою очередь, с одной стороны, создает альтернативу деятельности государственным (муниципальным) органам, а с другой – дополняет эту деятельность.
  • Деятельность общественных объединений не зависит от бюджетного финансирования, что позволяет привлекать к профилактической работе дополнительные ресурсы из различных источников.
  • Работу общественных объединений, как правило, организуют и возглавляют энтузиасты, «живущие» этой проблемой, что позволяет проводить работу в течение длительного периода с активным привлечением сторонников и последователей.
  • Общественные организации объединяют людей схожей судьбы, столкнувшихся с одинаковыми проблемами, что стимулирует активный совместный поиск разрешения сложившейся ситуации, облегчает понимание друг друга, позволяет преодолевать неуверенность в себе тем, кто встал на путь освобождения от зависимостей.
  • Общественные объединения в зависимости от имеющейся материальной базы и других факторов самостоятельно выбирают область деятельности, что позволяет расширить спектр оказываемых услуг по проблеме.

В то же время в деятельности общественных объединений можно отметитть и ряд недостатков. Среди них:

  • отсутствие координации в деятельности общественных объединений, что распыляет силы и средства;
  • невысокий уровень готовности прислушиваться к мнению других, видеть и перенимать их положительный опыт, отсутствие толерантности;
  • низкая готовность ряда общественных объединений вкладывать усилия для реализации совместных проектов;
  • деятельность общественных объединений, как правило, не лицензирована, а используемые ими методики, программы не сертифицированы;
  • отсутствие профессиональных знаний повышает риск использования в работе методик, программ, которые могут принести больше вреда, чем положительных результатов;
  • не все общественные объединения обладают достаточной и соответствующей санитарным нормам базой для проведения работ;
  • недостаточное информационное сопровождение деятельности общественных объединений.

На наш взгляд, именно взаимодействие государственных (муниципальных) органов власти и общественных объединений позволяет нейтрализовать отмеченные недостатки. Поэтому мы считаем, что одним из перспективных направлений совершенствования системы профилактической работы в Екатеринбурге является активное взаимовыгодное сотрудничество заинтересованных структур различных форм собственности, которые своими адресными программами будут позитивно влиять на развитие социальной ситуации в городе и в обществе в целом. Взаимодействие с общественными объединениями администрацией г.Екатеринбурга осуществляется на городском, региональном, российском и международном уровнях.

В настоящее время в г. Екатеринбурге зарегистрировано более 20 общественных объединений, одним из уставных видов деятельности которых декларируется профилактика наркомании, иных зависимостей от ПАВ и ВИЧ/СПИД и включает различные направления этой работы.

Большая часть общественных объединений действуют в сфере первичной профилактики зависимостей. Среди них «Молодежь против наркотиков», «Рубикон-2000», «Здоровье Отечества», «Центр культуры и здоровья», «Трезвый Екатеринбург» и другие. Этими организациями проводятся массовые акции, фестивали, научно-практические конференции, конкурсы рисунков и плакатов, беседы, лекции и многие другие мероприятия.

В настоящее время развиваются общественные объединения, целью которых является социально-психологическая реабилитация выздоравливающих наркоманов в реабилитационных центрах. Среди них такие организации и фонды, как «Независимость», «Дорога к жизни», «Виктория», «Новое рождение» и другие.

Одно из важных направлений в работе по профилактике наркомании – это организация помощи, взаимопомощи наркозависимыми и членами их семей. В этой сфере действуют такие клубы, общества, движения, как «Калитка», «Оптималист», «Вера», «Ласточка», Ал-Анон, «Возрождение», Волонтерское движение Урала и другие.

Широкий спектр проблем охватывает работа Свердловского регионального отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), общественной организации «Уральский фонд социальных инноваций», благотворительного фонда «Территория», некоммерческого партнерства «МПЦ ВУЗ-ТЕСТ», Наркологического фонда региона.

Среди общественных объединений появились и такие, чья работа связана с профилактикой ВИЧ/СПИД. Среди них: региональный общественный фонд «Новое время», екатеринбургский городской благотворительный фонд «Содействие-2000», екатеринбургская городская благотворительная общественная организация «Новые грани», свердловская областная некоммерческая организация EveriChild.

Большую работу по оказанию правовой помощи и поддержке нуждающимся оказывает детский правозащитный фонд «Шанс».

С.В.Ширшов, автор материала

С.В.Ширшов, автор материала

В Свердловской области и Екатеринбурге работает учрежденный в 1999 году группой ветеранов силовых ведомств свердловский областной общественный фонд по борьбе с наркобизнесом «XXI век без наркотиков». Целью деятельности фонда является оказание содействия органам внутренних дел других силовых ведомств по борьбе с наркобизнесом.

Кроме этого в Екатеринбурге насчитывается большое число общественных объединений, целью деятельности которых являются формирование у несовершеннолетних установок на здоровый образ жизни, культурно-досуговая, спортивная работа, организация занятости детей и подростков и другие направления.

Активное сотрудничество администрации города с общественными объединениями началось с момента формирования городской программы «Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах». 20 октября 2000 года в администрации города состоялось совместное совещание с руководителями общественных объединений, на котором были обсуждены предложения общественности по формированию программы. Часть предложений была учтена в плане мероприятий на 2001 год.

Логическим продолжением совместной работы стало создание в апреле 2001 года Совета общественных объединений города Екатеринбурга, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей и ВИЧ/СПИД (Совет). На момент создания Совета в него вошли 16 организаций.

Создание Совета преследовало целью решение следующих задач:

1. Координация деятельности общественных объединений города.

2. Расширение взаимодействия с администрацией города, в том числе – участие общественности в работе Координационного совета при главе города по вопросам профилактики наркомании, иных зависимостей и ВИЧ–СПИД.

3. Учеба, обмен опытом, взаимные консультации, выработка методических рекомандеций для деятельности общественных объединений.

4. Систематизация информации о деятельности общественных объединений для ее последующего размещения в СМИ города.

5. Участие Совета в деятельности городской конкурсной комиссии на муниципальный грант.

6. Осуществление международного и межрегионального сотрудничества в организованных формах.

Для поддержки инициативы граждан в решении проблем зависимостей от ПАВ и ВИЧ/СПИД, учитывая проблемы в организации работы общественности, администрацией города с 2000 года проводится конкурс на муниципальный грант проектов и программ, представленных общественными объединениями и некоммерческими организациями. Сумма бюджетных средств, выделяемых на муниципальный грант только по программе «Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах» составила 500 тыс. рублей. Всего для участия в конкурсе на муниципальный грант в 2000 году было представлено 11, в 2001 и 2003 годах по 9, а в 2002 году – 10 проектов. Победителями конкурса в разные годы становились региональная молодежная общественная организация «Независимость», фонд «Социально-реабилитационный центр «Дорога к жизни»», свердловская региональная общественная организация «Рубикон – 2000», региональный общественный фонд «Новое время», общественная организация «Уральский фонд социальных инноваций», Екатеринбургская морская школа РОСТО и другие.

С целью оптимального исследования потенциала общественных объединений в интересах горожан администрацией города изучается возможность иного способа финансирования их деятельности. Так, например, в настоящее время рассматривается вопрос о формировании социального заказа по сопровождению деятельности пунктов первичной помощи наркозависимым, главными исполнителями которого предполагаются общественные объединения, входящие в Совет.

За период деятельности Совета при непосредственной поддержке администрации Екатеринбурга общественные организации получили возможность размещать информацию о своей деятельности на страницах специализированной рубрики «Ломка» газеты «Уральский рабочий», на web-сайте администрации города профилактического направления «Активная позиция», радиопередачах «Утренняя волна» СГТРК и «Студии город», в телевизионных передачах «Студия 41», «4 канал» и других.

Ежегодно планами по реализации программы «Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах» предусматривалось проведение обучающих семинаров для общественных объединений, куда приглашаются специалисты по различным направлениям деятельности: юристы, бухгалтеры, представители силовых структур ФКСН России, МВД, налоговых служб и так далее.

В течение 2001 года ряд общественных объединений принимали участие в мероприятиях, проводимых администрацией города Екатеринбурга в рамках программы «Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах». Начиная с 2002 года мероприятия общественных объединений, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей и ВИЧ/СПИДа вынесены в отдельный план мероприятий, проводимых Советом общественных объединений.

Вместе с этим некоторые общественные объединения продолжают принимать активное участие в выполнении ряда мероприятий, проводимых администрацией города. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время не существует муниципальных учреждений, оказывающих подобные услуги населению, а опыт работы и профессионализм, накопленные общественными объединениями, достаточны для организации совместной деятельности.

Так, совместно с детским правозащитным фондом «Шанс» организована деятельность трех специализированных юридических консультаций по правовой защите несовершеннолетних. В Екатеринбурге на протяжении ряда лет совместно с некоммерческим партнерством «Медицинский профилактический центр «ВУЗ–ТЕСТ» проводится эксперимент по раннему выявлению студентов, имеющих опыт потребления ПАВ, с последующей организацией индивидуальной профилактической работы с ними. Екатеринбургская городская благотворительная общественная организация «Новые грани» активно участвует в обеспечении деятельности пунктов первичной помощи наркозависимым. Региональный общественный фонд «Новое время» совместно с Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями организовали работу «Школы жизни с ВИЧ».

Примерами взаимодействия администрации города Екатеринбурга с общественными объединениями в других регионах России (российский уровень) могут служить:

  • участие в семинарах, проводимых Российским союзом молодежи;
  • выпуск брошюры «Будь здоров!», совместно с общественной организацией «Твой выбор» города Тверь;
  • участие в обучающих семинарах, организованных на базе Санкт-Петербургской региональной общественной организации помощи наркозависимым «Возвращение»;
  • участие в работе конференций и реализация проектов по внедрению в Екатеринбурге ювенальных технологий с российским благотворительным фондом «НАН»;
  • контакты с некоммерческой организацией благотворительным фондом профилактики и реабилитации больных наркоманией «Нарком» (Москва), общественным фондом «Выбор» (Казань), республиканским молодежным добровольческим движением пропагандистов здорового образа жизни «Вместе» (Уфа), ассоциацией центров образовательных технологий (Самара) и многими другими.

Важным направлением деятельности администрации Екатеринбурга остается взаимодействие с рядом международных организаций в рамках совместных проектов.

Новый импульс в развитии взаимодействия администрации города и общественных объединений получен с началом реализации британо-российского проекта под патронатом Департамента международного развития правительства Великобритании (DFID) – «Социальное партнерство». Данный проект предусматривает организацию тесного взаимодействия муниципальных органов власти, общественности, представителей деловых кругов, науки в решении социальных проблем города. Для реализации проекта был создан Исполнительный комитет общественных организаций Екатеринбурга. В составе комитета выделено направление «Зависимости, ВИЧ/СПИД».

В 1998-2002 годах в реализации на территории города Екатеринбурга российско-британского проекта «Профилактика ВИЧ/СПИД среди потребителей инъекционных наркотиков в Свердловской области» принимали участие такие международные организации, как институт «Открытое общество» (США), «Врачи без границ» (Голландия), «Здоровье семьи» (Великобритания). Заметим, что в целом так называемая программа снижения вреда до сих пор в мире оценивается недостаточно. Но в ходе реализации проекта в Екатеринбурге мы получили неожиданный результат – 60% обратившихся в пункты первичной помощи наркозависимым до этого никогда и никуда не обращались по поводу употребления наркотиков. Это натолкнуло нас на понимание необходимости интегрировать в деятельность пунктов обмена шприцев реабилитационный компонент. И мы не просто изменили название, мы меняем идеологию деятельности этих пунктов. Для усиления реабилитационного компонента в настоящее время проводим консультации по возможности участия в деятельности пунктов служителей различных конфессий, членов обществ анонимных наркоманов и других объединений.

2003 год ознаменован началом реализации российско-французского проекта по методическому сопровождению деятельности телефонов доверия для подростков и молодежи, организованного совместно с ассоциацией «Франция-Урал» и общественной организацией «Уральский фонд социальных инноваций» при поддержке администрации Екатеринбурга и других структур. Хочется отметить, что этот проект позволил нам по-иному подойти к пониманию места и роли телефонов служб доверия и профилактической работе и серьезно задуматься о создании в Екатеринбурге единой муниципальной службы телефонов доверия.

В июне 2003 года решением екатеринбургской Городской Думы утвержден Стратегический план развития города Екатеринбурга. В структуру стратегического плана включен проект «Выбираю жизнь», цель которого — формирование негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркомания), создание условий для сохранения здоровья населения Екатеринбурга, снижение нетрудоспособности, смертности, экономического ущерба, стабилизация распространения зависимостей от ПАВ. Этот факт говорит о том, что администрация Екатеринбурга считает деятельность по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от ПАВ важным элементом в развитии социальной сферы города, неотъемлемой составляющей работы по сохранению и развитию человеческого потенциала.

Одна из задач, которую мы ставим перед собой в рамках проекта – это поддержка гражданской активности в сфере профилактики зависимостей от ПАВ и формировании у горожан установок и норм здорового ( трезвого) образа жизни. Выполнение этой задачи предполагает сохранение и развитие уже оправдавших себя и поиск новых эффективных форм и направлений сотрудничества с общественными объединениями и некоммерческими организациями, которое поможет решить многие социальные проблемы уральской столицы и ее граждан.

С.В.Ширшов
начальник отдела координации работы 
по профилактике и борьбе с наркоманией 
администрации г.Екатеринбурга,
кандидат педагогических наук, доцент

© ECAD Россиия 2000-2004