Мобилизация общественного мнения

Мобилизация общественного мнения

Извлечение из шведского опыта

Объявляя о начале работы второй половины семинара, Г.В.Зазулин отметил, что часть участников, видимо, задетая эмоциональностью и недипломатичностью выступления депутата ГосДумы Е.Ройзмана, покинула семинар. Ведущий поблагодарил присутствующих за готовность продолжать работу в любых обстоятельствах. К слову сказать, оставшихся было большинство.

Доклад Й.Хартелиуса

Доклад Й.Хартелиуса

Вторую часть семинара, согласно программе, открывал доклад еще одного шведского эксперта. Во вступительном слове Йонас Хартелиус, председатель шведского Института Карнеги, выразил свою благодарность Е.Ройзману за «открытый текст доклада» и свою надежду на светлое будущее России под руководством таких людей. После чего приступил непосредственно к теме наркопотребления.

И начал он с разбора термина «профилактика», различное понимание которого присутствующими было одной из причин возникших в первой половине семинара дебатов. По версии шведского эксперта, любая профилактика состоит из трех сфер: первичной, вторичной и третичной.

Первичная профилактика подразумевает меры, предпринимаемые еще до появления проблемы. Например, в противопожарной профилактике к первичной можно отнести запрет на курение в рабочих помещениях. Пожара еще нет, нет даже угрожающей ситуации, меры направлены на предотвращение такой ситуации.

Вторичная профилактика включает в себя обнаружение проблемы и устранение ее проявлений. Если продолжить аналогию с противопожарной профилактикой, то можно отнести сюда установку детекторов дыма, соединенных с системой пожаротушения.

К третичной профилактике следует отнести меры, направленные на устранение или ограничение последствий уже разразившейся опасной ситуации. Так с целью ограничить распространение пожара поливают водой стены соседних строений, даже если горящее здание уже безвозвратно утрачено.

Что же получается, если применить такой подход к профилактике наркопотребления?

Первичная профилактика – это информация различного (медицинского, социального, юридического и другого) характера в СМИ, а также контроль за общей наркоситуацией.

Вторичная профилактика – это тестирование, раннее выявление случаев потребления наркотиков.

Третичная профилактика – пресечение каналов распространения наркотиков и иные меры, направленные на предотвращение распространения наркотиков. Эта задача необычайно важна, ибо наркорынок в некоторых аспектах рынок специфический. Он построен на базе сетевого маркетинга. Каждый участник, обычно он же и потребитель, сам обеспечивает сбыт. И происходит это весьма быстро: в 1946 году в Швеции был официально зарегистрирован 1 (один) героиновый наркоман. В 2004 году Швеция насчитывает порядка 35000 наркоманов.

Можно вспомнить в этой связи и Америку восьмидесятых годов прошлого столетия, которую захлестнула марихуана. Две трети восемнадцатилетних в США имели тогда опыт курения марихуаны, это считалось у молодежи едва ли не признаком «нормы».

Данные примеры красноречиво говорят о необходимости профилактической работы при любой угрожающей ситуации. Что же можно извлечь полезного из шведского опыта борьбы с наркопотреблением?

Из шведского опыта

  • Общественное мнение было двигателем важных изменений в шведской антинаркотической политике с 1960-х годов.
  • Постановка ясных целей (создание организации Союз за общество без наркотиков в 1969 году) необходима для определения фокуса общественных мер. Она дает мерило для определения, продвинулось ли общество к цели, осуществив то или иное мероприятие. Наличие цели дает точку для приложения сил в любом виде деятельности.
  • Общественное мнение в Швеции часто опережало действия правительства, например в своем требовании признать злоупотребление (немедицинское потребление) наказуемым деянием (спорный вопрос в 1984 – 1988 годах). Критики правительства провели изменение закона, криминализовавшее злоупотребление наркотиками. То есть потребление наркотических средств без рецепта врача является уголовно наказуемым.
  • Организации и эксперты важны для формулировки критических замечаний и требований.
  • Необходима поляризация – проведение четких границ. О важности этого метода говорит активно использующий его в своем арсенале профессор Нильс Бейерут (ведущий шведский эксперт по наркотикам и критик).

Значение внутреннего фронта

  • Выражение «внутренний фронт» («Home Front») предложил в 1940 году Уинстон Черчилль, чтобы подчеркнуть значение обусловленного войной напряжения сил всего населения; еще более ясный пример – Советский Союз в период Великой Отечественной войны. У фронта борьбы с наркопотреблением должны быть свои партизаны, работающие «в тылу врага», это близкие наркоманов, их родственники, друзья.
  • У проблемы наркотиков существует важный «внутренний фронт», так как наркомания встречается во всех слоях («на своем поле»), распространяется в обществе на местах, где и нужно с ней бороться. Лечение последствий длительного наркопотребления обходится слишком дорого, и не только финансово – для государства, но и в социальном, психологическом плане – для самого наркозависимого и окружающих его людей.
  • Наносится большой вред (смертельные случаи, болезни, преступления, асоциальность, конфликты, несчастные случаи и так далее), имеющий серьезные последствия для местного сообщества.
  • «Пятую колонну» составляют сторонники легализации, подрывающие негативное отношение к наркотикам в местном сообществе.
  • «Внутренний фронт» является решающей ареной конкретных мероприятий, направленных против наркомании и наркопреступлений.
  • Требуется поддержка народа для формирования общественного мнения, направленного против наркотиков и на борьбу с ними, на изменение отношения молодежи к наркотикам, на подталкивание власти к политическим действиям.
    «Внутренний фронт» является важной ареной для разработки новых проектов. Здесь происходит ценный обмен опытом через ECAD.

Ценности, заслуживающие защиты

Наркомания и наркопреступность угрожают важным ценностям и интересам в таких областях как:

  • Здоровье народа – касается врачей, преподавателей биологии, и других.
  • Развитие молодежи – касается подростков, руководителей молодежных организаций, учителей, родителей и других.
  • Свобода и демократия – касается всех.
  • Общественный порядок и безопасность — касается полиции, охранных предприятий, общественности.
  • Безопасность дорожного движения – касается дорожной полиции, транспортных предприятий, всех участников дорожного движения.
  • Безопасность промышленности – касается инженеров по технике безопасности, руководителей производства, персонала медсанчастей, страховых компаний и других.
  • Культура и развитие – касается работников культуры и широких слоев населения.
  • Многое другое – так или иначе охватывает все группы населения.

Искусство создавать альянсы

  • С каждой ценностью или интересом, которым угрожают наркомания и наркопреступность, связана одна или несколько групп людей, которых напрямую затрагивают серьезные последствия – например, родители, желающие защитить своих детей.
  • Необходима общая стратегия в борьбе против наркотиков – но разная тактика для разных групп.
  • Важно привязывать работу к интересам каждой из групп.
  • Важно развенчивать мифы.
  • Родители составляют ключевую группу: они заинтересованы в благе своих детей, они важны как избиратели, они имеют высокий авторитет как критики неэффективной антинаркотической политики («Мы поставляем «пушечное мясо» для наркополитики», — Катарина Кнаттингиус, 1998 г.)
  • Хорошее руководство антинаркотической политикой – решающий фактор в мобилизации общественного мнения, компетентности и ресурсов для борьбы.

Из ответов на вопросы участников семинара

Вопрос: Какова ваша оценка эффективности программы обмена шприцев применительно к распространению ВИЧ-инфекции?

Ответ: В Мальме в течение 15 лет шел эксперимент по обмену использованных шприцев на стерильные. Правительство Швеции в целом не выражало ни одобрения, ни осуждения этой деятельности – позиция правительства по этому вопросу так и не была сформирована. Подведя итоги деятельности программы, получили результат: никакой решающей роли в ограничении распространения ВИЧ-инфекции программа обмена шприцев за 15 лет работы не сыграла. Уровень заболеваемости ВИЧ среди наркоманов и среди населения в целом в Мальме низок, но таким же он является и в Стокгольме, где никакого обмена не проводилось. Таким образом, этот аргумент о пользе обмена шприцев оказался несостоятелен. Однако было принято решение продолжать обмен, но при строгом соблюдении множества организационных требований, что на деле создает дополнительные трудности и фактически может привести к прекращению обмена. Хотя официального запрещения нет. Йонас Хартелиус отметил, что это излюбленный прием шведской политики – на словах декларировать одно, но создавать условия для того, чтобы развитие ситуации шло по другому пути. (Знакомая ситуация, хотя и с небольшой перестановкой акцентов: в России мы тоже говорим одно, да и делаем вроде то же, а выходит – как всегда.)

Вопрос: Каковы, по вашему личному мнению, политические причины развернувшейся сейчас на Западе борьбы с курением.

Ответ: Объективные исследования показывают во многих странах общее снижение уровня здоровья нации. А это влечет не только увеличение расходов медицинских страховых компаний, но и увеличение государственных расходов, снижение эффективности экономики в целом. Отсюда и накладываемые ограничения.

Вопрос: А как же доходы от деятельности производителей табачных изделий, доходы от акцизов, таможенных пошлин?

Ответ: В табачной промышленности сосредоточены крупные капиталы, рабочие места, существенны и налоговые поступления. Но этих денег не хватает на лечение возникающих осложнений.

Если говорить конкретно о Швеции, то здесь налоги поступают в казну государства. А за лечение отвечают региональные власти, вовсе не заинтересованные в благоденствии табачной промышленности.

 

© 1995-2006. Дизайн: Сергей Ушаков; сопровождение: