На перекрестке мнений

О профилактике и пропаганде

Томас Халлберг, директор ECAD. Что касается вопроса о профилактике и пропаганде. В Соединенных Штатах заинтересовались проблемой курения. С целью изучить эффективность антиникотиновой профилактики, они взяли для исследования две группы десятилетних детей по 10 тысяч (!) человек каждая. С детьми из рабочей группы каждый год вели беседы о вреде курения, и так до истечения контрольного срока – до достижения 18 лет. После чего провели исследование. В контрольной группе, с которой не проводилось никаких дополнительных профилактических мероприятий, курили 27 % испытуемых. В группе, с которой профилактическая работа проводилась, курили 26,8 % подростков. Эффект от проведенной работы отсутствовал. Следовательно, такая профилактика ради профилактики нам не нужна. Нужны те мероприятия, которые приносят практический результат. Как показывает практика, они должны предоставлять конкретную, новую для человека информацию и должны пользоваться поддержкой общественного мнения. Однако, как показывает та же практика, даже при самой эффективной пропаганде нельзя добиться стопроцентного результата, есть некий процентный порог, который нельзя преодолеть.

Игорь Викторович Слащев, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере  профилактики ФСКН Управления СПб и ЛО, и зам. нач. отдела управления СЗФО ФСКН РФ Б.А.Антонов.

Игорь Викторович Слащев, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН Управления СПб и ЛО, и зам. нач. отдела управления СЗФО ФСКН РФ Б.А.Антонов.

 

Ольга Васильева, главный специалист комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения администрации В.Новгорода. Из статистических данных вывели примерное процентное соотношение: из общего числа подростков 15 процентов никогда, ни при каком отношении к ним общества не станут пробовать наркотики. 15 процентов подростков обязательно их попробуют, какую бы профилактическую работу с ними не вели. Остальные 60 процентов в своем отношении к наркотикам непредсказуемы. Кто занимается, и занимается ли вообще изучением мотивации поведения этих подростков?

Ольга Васильева, главный специалист комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения администрации В.Новгорода, и Квасников Андрей Владимирович, председатель совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Морского технического университета, СПб.

Ольга Васильева, главный специалист комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения администрации В.Новгорода, и Квасников Андрей Владимирович, председатель совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Морского технического университета, СПб.

Если профилактика настолько неэффективна, то почему вышестоящие инстанции ничего не меняют в структуре профилактических мероприятий? Давно определено, что в любой профилактической работе можно выделить четыре основных блока. В идеале, активность проводимой работы должна равномерно распределяться между всеми этими блоками. У нас же налицо явные перекосы, однако это не волнует специалистов.

 

Квасников Андрей Владимирович, председатель совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Морского технического университета, СПб. В Государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича провели жесткую по своему воздействию акцию профилактики курения – привели студентов в палату пульманологии. Ребята своими глазами увидели последствия, к которым приводит курение. Для них вопрос «Готовы ли вы стать такими через несколько лет?» перестал быть чисто риторическим.

Ситуация в настоящее время развивается в таком направлении и с такой скоростью, что необходимо действовать, и действовать немедленно. Если с точки зрения ВИЧ-инфекции каждый молодой человек относится к группе риска (5-8 % зараженных), то с точки зрения наркомании (20-25 %) и алкоголизма (15-20 %) можно говорить о созависимости, то есть каждый молодой человек входит в ближний круг общения наркомана и алкоголика. Это означает, что профилактика необходима всем.

Форма профилактики должна быть адекватной ситуации, которая определяется как степенью распространения наркотиков, так и влиянием окружающей социальной среды, в первую очередь СМИ и молодежной субкультуры, активно внедряющих установки на наркотизацию с использованием методов психологического кодирования и нейролингвистического программирования.

Действовать необходимо системно, так как проблема носит комплексный характер, и неоднократные попытки решить ее, используя односторонние подходы, результатов не дали.

Лисичкина Ольга Борисовна, начальник сектора соц. защиты семьи и детства администрации Центрального района.

Лисичкина Ольга Борисовна, начальник сектора соц. защиты семьи и детства администрации Центрального района.

Действовать придется достаточно жестко, так как, учитывая объемы средств, оборачивающихся в сфере различных видов ПАВ, сопротивление неизбежно, и оно будет тем активнее, чем эффективнее будут наши усилия. В то же время существуют все необходимые административные предпосылки для деятельности. (Подробнее см. газету «За кадры верфям», №8, апрель 2004 года.)

 

Лисичкина Ольга Борисовна, начальник сектора соц. защиты семьи и детства администрации Центрального район. Пропаганда, которую выступавший на семинаре депутат называл альтернативой «беззубой профилактике», на самом деле есть лишь один из видов профилактической работы. Обидно, когда люди, облеченные властью, так безапелляционно говорят о вещах, в которых они пусть и успешные, но дилетанты. Именно поэтому часть средств, предназначенных для профилактической работы, направляется в административном порядке, например, в медицину, на исправление последствий наркопотребления, а это в корне неверно.

С другими же положениями его выступления нельзя не согласиться. Безусловно, любая профилактика должна быть активной. И, вероятно, помехой этому часто становятся школьные педагоги, не желающие видеть факты и тем более не склонные «выносить сор из избы». К этому их подталкивают критерии оценки их работы и общее нестабильное положение в сфере образования.

Тем более хотелось бы узнать, что считают необходимым делать в области борьбы с наркотиками в целом и профилактики наркопотребления в частности в Государственной думе. Такой информации сегодня мы, к сожалению, не получили.

Милохова Елена Анатольевна, педагог «Детской деревни SОS», г. Пушкин.

Милохова Елена Анатольевна, педагог «Детской деревни SОS», г. Пушкин.

 

Е.Ройзман: Иванова провела недавно семинар, посвященный проблемам профилактики. На семинаре говорилось и неэффективности проводимой сегодня профилактики в целом, о том, что она является фактически лишь громоотводом, существует «для галочки». У нас нет концепции адекватной ситуации системы профилактики. Речь должна идти, скорее, о ведении государственной антинаркотической пропаганды.

 

Милохова Елена Анатольевна, педагог «Детской деревни SOS», г. Пушкин. С проведением профилактики в школе большие проблемы. Нельзя, вопреки пожеланиям Е.Ройзмана, допускать в школу посторонних людей, пусть они даже будут специалистами в своей области. Вполне понятно желание опытных педагогов ретушировать проблемы школы: тут же нагрянет волна дилетантов, желающих исправить ситуацию. Волна схлынет, а отвечать за все перед родителями придется все тем же педагогам. Потому что только они несут ответственность за своих учеников. Личную ответственность. Отсюда и излишняя иногда осторожность. С другой стороны, задерганный и уставший от груза личных проблем педагог не является сейчас лидером, авторитетом для подростка. К тому же он не владеет необходимыми знаниями о наркозависимости, практическими навыками общения с наркопотребителями. У учителя зачастую нет даже времени на повышение квалификации по преподаваемой им дисциплине. Не секрет, что сегодня учителя вынуждены преподавать несколько разных, по возможности близких предметов. Совмещение химии и биологии, истории и обществоведения – это норма, часто учитель физики после переменки ведет в классе урок английского или французского. Это предельные нагрузки, о какой эффективной и эмоциональной профилактике, о каком воспитании молодежи способен говорить вымотанный физически и морально педагог? Не может учить правильно жить человек, не сумевший в глазах общества и государства устроить свою собственную жизнь. Поэтому без изменения отношения государства к учителю воспитательная работа в школе обречена на катастрофу.

Профилактика (греч.) – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на охрану здоровья и физическое развитие населения.

Пропаганда (лат.) – печатное и устное распространение и разъяснение идей, учений, взглядов, политических теорий; идейное воздействие на широкие массы, носящее политический характер.

 

Б.А.Антонов. В докладе Е.Ройзмана имела место существенная методологическая ошибка – это его отношение к профилактике и отношение к борьбе с наркоманией как к «поляне для дилетантов». Это не так. Нельзя называть наркоманию распущенностью. Это бизнес со всеми присущими ему особенностями. Здесь, как в любом бизнесе, есть спрос. Есть предложение, есть прибыль, и ею все регулируется.

 

Е.Ройзман. Если говорить о наркотиках как о бизнесе, то нельзя замолчать основную особенность наркобизнеса – здесь предложение рождает спрос, то есть оно первично. Нет предложения – не возникнет и спроса. Поэтому каждый взрослый человек обязан выработать для себя четкую негативную позицию по отношению к наркоторговле и вообще к наркопотреблению.

 

© 1995-2006. Дизайн: Сергей Ушаков; сопровождение: