Опыт сотрудничества территориальных структур муниципального образования Уппсала в антинаркотической работе

Санкт-Петербургский университет
спецвыпуск (3636), 21 апреля 2003 года
опыт


Опыт сотрудничества территориальных структур муниципального образования Уппсала 
в антинаркотической работе 

Факты: лен Уппсала и муниципалитет Уппсала

Шведское общество имеет три уровня власти: центральная власть (государство, парламент и правительство), региональная власть (канцелярия лена и губернский совет) и местная (муниципалитеты).

Ян Даллман, руководитель районного самоуправления Уппсалы, Швеция

Ян Даллман, руководитель районного самоуправления Уппсалы, Швеция

Муниципалитет Уппсала – четвертый по величине муниципалитет Швеции, его население составляет 188 000 человек. Муниципалитет Уппсала располагается примерно в часе езды к северу от столицы Швеции, Стокгольма. Уппсала – студенческий город, здесь расположен старейший в стране университет, куда каждый год съезжается около 400 тысяч студентов. Это очень важный факт, поскольку в городе относительно высок процент населения в том возрасте, когда наиболее высока склонность попробовать наркотики.

Бюджет муниципалитета составлял в 2001 году чуть менее семи миллиардов крон. Самыми большими статьями расхода являются школы и уход за пожилыми. Муниципалитет разделен на 14 местных управлений. Именно они отвечают за те вопросы, которые непосредственно затрагивают население – детские сады, жилищные вопросы, бытовое обслуживание, помощь пожилым, средняя школа и т.д.

За систему помощи наркоманам отвечает муниципалитет. В Уппсале эта обязанность возложена на местные управления, которые сотрудничают с Социальной службой. Здравоохранение не входит в область ответственности муниципалитета, его оплачивает Губернский совет. Полиция также не подчиняется муниципалитету, это государственная структура (которая, однако, организована по ленам). Уппсала является самым крупным муниципалитетом в лене, который также называется лен Уппсала. Это историческая область с многовековой историей. На сегодняшний день в лене проживает 292 000 человек, и население его значительно возрастает – в сравнении с другими регионами страны.

От Готтсунды и до сих пор

История проекта сотрудничества в Уппсале начинается с 80-х гг. Район города под названием Готтсунда в тот период буквально захлестнули наркотики. Это привело к стремительному росту наркомании, и в районе все острее стали ощущать проблему. С целью положить конец распространению наркоэпидемии в 1984 году был начат «Готтсундский проект».

Готтсундский проект являлся проектом сотрудничества между полицией, системой добровольной реабилитации и социальной службой. Однако вскоре к работе подключились союзы жильцов и жилищные компании Готтсунды. Между тем на практике большая часто работы проводилась в рамках сотрудничества между полицией и социальной службой. При первых же расследованиях выяснилось, что именно полиция располагает наиболее полной информацией о ситуации с употреблением наркотиков, в то время как социальная служба такими сведениями не располагала. Это нашло подтверждение и в последующих исследованиях. Все это показало плюсы сотрудничества – работая совместно, можно было значительно улучшить свою осведомленность по данному вопросу.

Проект оказался относительно удачным, наркомания в районе заметно сократилась. Однако главным недостатком стало то, что многие наркоманы просто сбежали из Готтсунды, перебравшись в другие районы Уппсалы. В связи с этим руководство муниципалитета вынуждено было расширить программу, что и было сделано в 1986 году, когда был создан новый отдел по работе с наркоманией в других частях муниципалитета. В 1987 году два отдела слились в один, и в таком виде он существует и по сей день.

Взвешенная стратегия

Органы власти в Уппсале ведут работу в соответствии с тщательно продуманной и взвешенной стратегией. Создается впечатление, что все задействованные в деле стороны говорят на одном языке, придерживаются одних и тех же взглядов и имеют общие приоритеты. Бороться против наркомании – значит демонстрировать уважение к достойной жизни. Заботиться о судьбе человека и пытаться вырвать его из пучины наркомании – исключительно гуманное стремление. Наркоманов можно превратить в людей, нормально функционирующих в обществе. Не существует безнадежных случаев. Так было сказано уже в первом отчете по проекту Готтсунда. Рецепт, который они предлагали для того, чтобы помочь наркоману порвать с наркотиками, состоял из четырех частей:

  • открытое взаимодействие между теми органами власти, которые имеют едло с наркоманами
  • помощь и поддержка тем, кому они необходимы
  • затруднять употребление наркотиков и ведение преступного образа жизни
  • жесткие требования при оказании финансовой помощи – письменная договоренность, в которой наркоман обязуется прекратить употребление наркотиков

В более простой форме это сформулировано следующим образом: «принимать человека, но не злоупотребление наркотиками», а также, что должно быть «трудно употреблять наркотики, но легко бросить».

Создание мотивации

Но можно ли на самом деле заставить человека отказаться от наркотиков? Разве не должен сам человек иметь веские мотивы, желание порвать с наркотиками? В Уппсале считают, что если только давать консультации и оказывать помощь тем, кто за ней обращается, то можно установить контакты с наркоманами, но с теми, у кого за плечами солидный наркоманский «стаж». Однако таким образом можно охватить лишь небольшую группу, а основная масса, в первую очередь молодежь, окажется вне зоны действия. На том этапе, когда человек сам обращается за помощью в связи с последствиями употребления наркотиков, помочь ему обычно бывает нелегко и достаточно дорого. Даже с чисто экономической точки зрения разумно и выгодно вмешиваться на ранней стадии. Оса Карлссон считает, что недостаточно сидеть и ждать, пока наркоманы сами придут за помощью в социальную службу:

– Сама природа наркотической зависимости такова, что человек настроен на самозащиту и не ищет помощи с целью избавиться от наркомании. Поэтому исключительно важно соединять помощь и консультации с решительными мерами, принимаемыми органами власти. У нас есть огромное количество примеров людей, которых мы насильно отправили на лечение через соответствующее решение, которые сегодня полностью свободны от наркотиков. Они сами говорят, что не вмешайся мы тогда, они сами не смогли бы порвать с наркотиками.

Затрудняя употребление наркотиков, мы тем самым создаем мотивацию обратиться за помощью. Представители власти должны, таким образом, не только ждать, пока наркоманы добровольно обратятся за помощью, но и дополнять консультативную помощь другими мерами, используя данную им власть с целью поместить наркоманов на лечение. Дискуссии о принудительном и добровольном лечении, по мнению властей Уппсалы, уже не существует – во всяком случае, она не имеет никакого значения для практической работы.

Отлаженная структура

Единодушие в том, как следует строить работу, наблюдается не только в программных документах, но и в той структуре взаимодействия между различными органами власти, которая выработалась в практической работе. На сегодняшний день многие организации работают рука об руку. В центре остаются полиция и социальная служба, но в профилактическую работу вовлечены и медицина, и школы, и служба спасения, и «скорая помощь», и домовладельцы, и общественные организации.

Отправной точкой проекта являлось и является убеждение, что через сотрудничество можно установить контакты с большим количеством наркоманов. Наилучшим образом, используя знания, ресурсы и возможности различных инстанций, можно достичь наилучших результатов. Это не в последнюю очередь приводит к улучшению качества работы с каждым отдельным клиентом.

Однако тот факт, что различные структуры сотрудничают между собой, совершенно не означает, что они выполняют одну и ту же работу. Напротив, все подчеркивают, что разные органы власти выполняют различные функции. Однако цель у них общая, и к ней они совместными усилиями стремятся. Основная концепция заключается в том, чтобы создать цепочку мер, где полиция отвечает за первое звено, которая выявляет наркомана и осуществляет первые меры вмешательства в отношении него. Затем они передают человека на следующее звено – в социальную службу, которая в сотрудничестве с общественными организациями, организует лечение и реабилитацию, чтобы помочь человеку отказаться от наркотиков. В цепочку входят центры реабилитации для тех, кому необходимо лечение в учреждении, школы-гимназии, и так далее. Разные звенья должны находиться в прочной взаимосвязи, чтобы вся цепочка работала.

Энтузиасты

Эта работа предполагала, что и в полиции, и в социальной службе существуют специальные группы, занимающиеся исключительно вопросами наркомании. Это люди, которые имеют опыт работы с этими вопросами и интересуются ими. Вопрос о создании специальных групп является принципиальным моментом для достижения успеха.

Важно, чтобы те, кто работает в специальных группах, имели соответствующую подготовку и желание помогать другим людям. Тогда все они станут энтузиастами. Все должны увлечься общей идеей. В полиции Уппсалы сложилась такая традиция – только что пришедшие на службу полицейские отправляются в реабилитационный центр «Корпбергет» и беседуют с наркоманами, которые пытаются освободиться от наркотической зависимости.

Наличие организационной структуры нужно также для того, чтобы межличностные конфликты не создавали препятствий в работе. Если с каждой стороны в работе участвуют несколько человек, всегда можно обойти личную несовместимость и решить все возможные прочие конфликты и проблемы.

Очень важно заботиться о группах, которые занимаются этими вопросами, потому что многое зависит от людей, работающих в них. Обязательными условиями являются постоянство и спокойная обстановка для работы, чтобы группы могли заниматься своими вопросами, и их не отвлекали постоянно реорганизациями и новыми проектами.

Служебная тайна

В некоторых случаях служебная тайна может становиться препятствием во взаимодействии между полицией и социальной службой. Например, социальная служба не имеет права сообщать о своем клиенте в полицию. Но в Уппсале обе стороны считают, что серьезных проблем все же не возникает.

В Уппсале решили выяснить, что же на самом деле сказано в законе о неразглашении тайны, и пригласили юриста-эксперта, чтобы уточнить, где проходит граница полномочий различных структур и органов власти.

– Естественно, мы соблюдаем закон. Полиция обязана сообщать в социальную службу, и она это выполняет. Между тем социальная служба не имеет права сообщать о своих клиентах в полицию, потому что у нас правила неразглашения служебной тайны жестче, – говорит Оса Карлссон.

Эту мысль продолжает Кеннет Ульссон:

– Мы, полицейские, сообщаем в социальную службу куда больше информации. Тем, кто еще к этому не привык, может показаться, что мы ничего не получаем взамен от социальной службы, но таково законодательство. Мы обязаны обо всем сообщать, и мы разработали систему оперативной подачи информации тем сотрудникам социальной службы, которые занимаются этими вопросами. Это долгосрочное сотрудничество, где каждая сторона знает, чем занимается другая, и при такой ситуации для полиции не так уж важно знать, что произошло в том или ином случае – мы полагаемся на социальную службу и знаем, что она ведет дальше тех людей, информация о которых пришла от нас.

Полиция

Итак, полиция является важнейшим участником межведомственного сотрудничества и первым звеном в цепи мер. Модель Уппсала исходит из того, что полиция выполняет роль «чувствительного щупальца». В обязанность полиции входит выявлять и активно выискивать наркоманов. Уже в 80-е годы муниципальные власти осознали, что именно полиция располагает наиболее подробной информацией о распространении наркомании. Естественно, именно полиция и пытается выяснить, какое средство употребляется, где и кем. Кроме того, основная концепция заключается в том, чтобы употреблять наркотики стало неудобно, рискованно, что должно повысить мотивацию покончить с наркотиками. В задачи полиции как раз и входит создавать наркоманам некоторые неудобства. Выявляя наркоманов, полиция о каждом случае сообщает в социальную службу. Социальная служба проводит свое расследование, цель которого – выяснить, какого рода помощь и в каком объеме человеку необходима. Все подчеркивают, что это исключительно важное распределение ролей. Полиция не должна заниматься реабилитацией наркоманов, это функция социальной службы. Однако полиция может значительно облегчить работу социальной службы, сообщая ей о выявленных случаях злоупотребления наркотиками. Исследования по проведению анализов на содержание наркотиков показывают, что отношение полиции к такого рода анализам очень положительное.

Уличные наркопатрули и являются основными «щупальцами» полиции, поскольку они много работают на улицах, сталкиваются с наркоманами. Получают сведения от информаторов. Их задача – заниматься незначительными преступлениями, связанными с наркотиками, и передавать сведения о более тяжких преступлениях в следственный отдел. Другие специализированные отделы на сегодняшний день упразднены, а следственный отдел разделен на два сектора – один занимается только преступлениями, связанными с наркотиками, а другой – всеми остальными преступлениями. Впрочем, уличный наркопатруль в своей погоне за «мелкими» правонарушениями зачастую сталкивается с более крупными преступлениями. В других отделах существуют контактные лица, которые знают проблему наркотиков и интересуются ею, так что этот вопрос не упускается и в работе других отделов. Многие из них в прошлом работали в уличном наркопатруле.

Социальная служба

Вторым звеном в цепи мер является социальная служба. В Уппсале социальная служба имеет два специализированных сектора, которые занимаются вопросами наркомании – сектор по проблеме наркотиков, который работает со взрослыми наркоманами, и сектор по делам молодежи. Эти два сектора совместно проводят две специализированных программы – Программа по отвыканию от гашиша (НАР) и Программа по мелким преступлениям, связанным с наркотиками (RNB).

Сектор по проблеме наркотиков

В обязанности сектора по проблеме наркотиков социальной службы входит работа со взрослыми наркоманами (взрослыми здесь считаются люди в возрасте свыше 18 лет) в муниципалитете Уппсала. Конкретными случаями в первую очередь занимаются районным комиссии. Но если районная комиссия по каким-то причинам считает себя не в состоянии справиться с каким-либо случаем, они могут попросить сектор по проблеме наркотиков о помощи или целиком передать дело туда. Сектор по проблеме наркотиков отвечает также за сотрудничество с другими структурами, например, с полицией.

В отчете подчеркивается, что возможность применения принудительных мер – важный фактор и весомая предпосылка для успешной работы.

Сектор по делам молодежи

Этот сектор начал свою работу в 1996 году. В тот момент несколько школ в муниципалитете стали взывать о помощи, чтобы решить возникшие у них проблемы с наркотиками. Единственным местом, куда эти школы могли обратиться, был уличный наркопатруль в полиции – социальная служба тогда не вела никакой деятельности с молодежью по этим вопросам. Поэтому школы находились в полном замешательстве и не понимали, куда им обратиться, особенно если речь шла об ученике, который проживал не в Уппсале.

Школы были просто в отчаянии, что они не в состоянии справиться с ситуацией, – говорит Эва Чепман. – Было очевидно, что среди учеников есть те, кто употребляет наркотики, но совершенно непонятно, что с этим делать. В результате полиция подняла вопрос о том, что и социальная служба должна создать у себя особое подразделение, занимающееся вопросами наркомании среди подростков.

– К этому моменту полиция привыкла сотрудничать с социальной службой, и хотела наладить конструктивное взаимодействие и в том, что касается совсем юных наркоманов.

Функция сектора по делам молодежи заключается в том, чтобы стать связующим звеном между социальной службой и школами по всем вопросам, связанным с наркоманией. Целевой группой для него являются подростки в возрасте 16-20 лет. Сектор поддерживает контакты со всеми школами в муниципалитете, помогая им делом и советом как в конкретных случаях, так и при выработке основной концепции в отношении наркотиков. Сотрудники сектора принимают участие в курсах и семинарах для сотрудников школ, а также в информационных встречах (например, родительских собраниях). Сотрудничество с другими структурами является принципиально важным в работе сектора по делам молодежи.

– Сами к нам обратились максимум человек пять, – говорит Эва Чепман. – Обычно их либо приводят к нам другие, либо же мы находим их сами. В активной работе по выявлению значительную роль играют полиция и школы. Но целый ряд контактов у нас возникает через родителей и друзей.

Проверка подростка на употребление наркотиков позволяет принять адекватные меры. Благодаря анализу можно получить подтверждение, что употребление наркотиков имело место. Если это не так и проблема коренится в чем-то другом, можно быстро принять другие меры, направленные на решение этих проблем.

Сектор занимается конкретными случаями, когда выявлено, что подросток употребляет наркотики – если дело передано им одной из районных комиссий, или если об этом случае напрямую сообщили школа, полиция или кто-нибудь из родителей. Сектор дает консультации подросткам, которые употребляют наркотики, или их друзьям, которые хотят побольше узнать о наркомании. В отличие от сектора по проблеме наркотиков, в работе с подростками не применяются меры принудительного характера. Если сектор по делам молодежи приходит к выводу, что они не в состоянии вести дальше дело без применения такого рода мер, они заявляют об этом деле в социальную службу того района, где проживает подросток, но никаких «силовых» решений самостоятельно не применяют.

Сотрудники сектора по делам молодежи считают, что именно работа на всех фронтах одновременно – профилактика, раннее вмешательство и лечение, то есть первичная, вторичная и третичная профилактика – дает результативность и придает веру в свои силы. В работе присутствует стабильность и постоянство, так что помощь становится более доступной для подростков, которым она нужна. Вместе с тем в рамках сектора решено сделать упор на вторичную профилактику. Такое предпочтение определялось с исследованиями, которые показали, что первичная профилактика на деле малоэффективна, а также что существует большая потребность в рабочей группе, занимающейся вторичной профилактикой.

Программа по отвыканию от гашиша

В 1999 году сектор по делам молодежи начал новую программу под названием «Мелкие преступления, связанные с наркотиками». Она предназначена для подростков в возрасте до 18 лет, которые подозреваются в совершении мелких преступлений, связанных с наркотиками (обычно речь идет об употреблении наркотиков). Этих подростков задержала полиция, и дело было передано в прокуратуру.

Приговорить этих подростков к штрафу – не особенно чувствительная мера. Вместо этого было предложено пригласить их в социальную службу.

Когда речь идет о незначительном преступлении, совершенном подростком, у прокурора есть возможность закрыть дело. Поэтому прокуратура полиция и социальная служба договорились между собой, что будут предлагать подросткам закрыть дело, когда речь идет о незначительных преступлениях (обычно это употребление наркотиков) в обмен на согласие подростка участвовать в программе. Если подросток будет приходить на беседы в социальную службу, это освободит его от уплаты штрафа.

Программа предполагает десять встреч в течение трех месяцев. Кроме того, участник программы должен регулярно сдавать анализ мочи, чтобы подтвердить, что он/она не употребляет наркотиков. Подростки приходят в социальную службу для индивидуальных посещений. На этих встречах два-три раза присутствует полицейский из уличного наркопатруля и бывший наркоман. Разговор касается всего, начиная от эффекта и последствий употребления наркотиков и кончая законодательством. На первой встрече присутствуют также родители подростка, которым предлагается встреча в организации «Родители против наркотиков». Пока никто из родителей не отказывался от этой встречи, и многие продолжают и в последствии поддерживать контакты с родительской организацией. Если участник программы не соблюдает условия. За прокурором остается право в течение шести месяцев возбудить уголовное дело. Таким образом, программа проводится «под угрозой» возбуждения уголовного дела.

Пока в программе участвовало не так много подростков. Дело в том, что многие из них совершили еще какие-либо преступления помимо употребления наркотиков, так что закрыть дело не представляется возможным. Другие отказались от прохождения программы и предпочли заплатить штраф.

Постоянное развитие

Хотя многое в той деятельности, которая ведется в Уппсале, выглядит достаточно обнадеживающе, многое еще предстоит изменить и доработать. Организационная структура и сотрудничество постоянно развиваются, где все время идет поиск новых путей и попытка удовлетворить различные потребности. Обсуждаются различные меры по улучшению уже имеющихся программ (например, программы по незначительным преступлениям, связанным с наркотиками) и созданию новых программ по тем направлениям, где активная работа до сих пор не велась.

В настоящий момент в социальной службе Уппсалы идет настоящая битва. Руководство муниципалитета хочет разделить консультативную часть и ту, что занимается принудительными мерами, на два самостоятельных подразделения.

Мы считаем, что когда работаешь с молодыми наркоманами, эти две стороны должны быть слиты воедино. Необходимо иметь возможность принять решение о вмешательстве и усилить последствия употребления наркотиков с тем, чтобы создать у людей мотивацию как-то изменить свою ситуацию. Но этого наши муниципальные власти, кажется, не понимают.

Хотя муниципалитет вряд ли может пожаловаться на отсутствие средств, существует еще немало потребностей, как считают все сотрудники социальной службы. Необходима группа по работе с подростками именно для тех случаев, когда необходимо применение принудительных мер. Больше средств следовало бы выделить на работу со школами. Существует большой спрос на проведение среди подростков анализа мочи на содержание наркотиков, который социальная служба в состоянии удовлетворить только частично. Проводимые на сегодняшний день специализированные программы можно было бы расширить. Можно было бы почаще проводить обследование привычек подростков в том, что касается алкоголя, табака и наркотиков, чтобы иметь более полную картину реального положения дел.

Результаты

Какие же результаты дала работа? Когда задается этот вопрос, ответы поначалу звучат неуверенно.

– Мы видим, например, что мы хорошо представляем себе наркоситуацию в городе, нам известно, что происходит, – говорит Оса Карлссон.

Но что это означает на практике? Привело ли все это к уменьшению наркомании? Разумеется, это исключительно сложный вопрос, поскольку рост или снижение наркомании определяется целым рядом социальных факторов. Однако, как считает Кеннет Ульссон, на основании статистики можно седлать некоторые выводы по поводу того, каково количество подростков, которые употребляют или, по крайнее мере, пробовали наркотики.

В общей сложности в 1999 году властям лена Уппсалы было известно 1900 активных наркоманов (то есть 0, 65% населения лена). Их них 490 считаются «тяжелыми» наркоманами. Каково количество невыявленных случаев, разумеется, неизвестно, так что истинное число наркоманов наверняка выше. Но региональные обследования, проведенные в 97 и в 99 году по общенациональному образцу, показывают, что наркомания, во всяком случае, не растет. Напротив, количество вновь зарегистрированных случаев несколько снизилось за период с 97 по 99 год, но снижение настолько незначительное, что трудно сказать, действительно ли оно имело место. Поскольку власти в последние годы сделали сознательную ставку на выявление новых случаев, можно предположить, что число неизвестных наркоманов несколько сократилось. Несмотря на это, количество известных наркоманов остается стабильным. То есть, вероятно, что общее количество наркоманов сократилось.

Если сравнить обследования привычек молодежи, которые проводились в старших классах школы, можно видеть ту же самую тенденцию. В 1995 году подростки Уппсалы больше всех в Швеции пробовали наркотики (примерно 17% подростков в Уппсале сообщали, что пробовали наркотики, в то время как средняя цифра по стране составляла 12%). Однако в 1999 году средние показатели по стране догнали уппсальские, поскольку Уппсала осталась на прежнем уровне. Это выгодно отличает лен Уппсалы от всех других частей страны, где в тот же период наблюдается резкое увеличение показателей наркомании. Тенденция совпадает по времени с упором на работу с молодежью, которая началась с создания сектора по делам молодежи.

Анализ работы сектора по делам молодежи также показывает, что удалось выявить многих совсем юных, никому ранее неизвестных наркоманов. Это позволило также во многих случаях вмешаться на ранней стадии. На самом деле не существует никаких научных данных, показывающих, что те меры и методы лечения, которые используются в муниципалитете, действительно результативны. Правда, ни на кого из тех, кто прошел программу по незначительным преступлениям, данные в социальную службу больше не поступали, что уже само по себе является неплохим результатом, хотя времени прошло совсем не так много.

Модель борьбы с наркотиками

Для того, чтобы победить наркотики, необходима, в первую очередь, продуманная стратегия, а во-вторых, наличие организационной структуры, которая воплощает эту стратегию на практике.

Принято различать три формы профилактики: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика предполагает компетентную подачу информацию о том, как воздействуют наркотики на организм человека, о последствиях их употребления, о законодательстве. Это мы обычно и называем «профилактической работой», и проводится она в основном в школах. Она направлена на то, чтобы убедить людей вообще не пробовать наркотики. Вторичная профилактика предполагает применение различных мер к тем, кто употребляет наркотики (в первую очередь со стороны уличного наркопатруля и сектора по делам молодежи социальной службы). Цель – убедить этих людей отказаться от наркотиков на как можно более ранней стадии, во-первых, потому, что гораздо легче освободиться из-под власти наркотиков, пока дело не зашло далеко, во-вторых, для того, чтобы они не вовлекали в употребление наркотиков других людей. Третичная профилактика предполагает вмешательство в отношении наркоманов с солидным стажем, лечение и реабилитацию для них (в первую очередь в рамках сектора по проблеме наркотиков или системы исполнения наказаний). Цель – заставить людей отказаться от наркотиков.

Эти три части тесно связаны между собой – если существует четкая и хорошо отлаженная вторичная и третичная профилактика, это укрепляет информационную работу (первичную профилактику). С другой стороны, первичная профилактика нужна для того, чтобы поддерживать и делать осмысленной вторичную и третичную. Необходимо наличие цепочки мер, которые все вместе образуют рестриктивную (ограничительную) антинаркотическую политику. Очень важно помнить, что раннее вмешательство является центральным звеном этой цепи. Раннее вмешательство дает положительные результаты во многих областях.

Раннее вмешательство приводит к тому, что у человека, употребляющего наркотики, не успевает развиться деструктивная зависимость от наркотиков, что оберегает самого человека и его близких от многих страданий. К сожалению, когда у человека уже возникла зависимость, прогнозы в отношении полного излечения от наркомании не слишком обнадеживающие. Поэтому особенно важно вмешаться как можно раньше. Многие из наркоманов, которых властям Уппсалы удалось вырвать из наркотической западни, задним числом были благодарны, что кто-то вмешался в их жизнь.

Раннее вмешательство способствует тому, что человек не распространяет наркотики дальше. На раннем этапе наркоманы особенно интенсивно втягивают других в употребление наркотиков, они хотят «поделиться» своими положительными ощущениями, и потому знакомят с наркотиками многих других. Распространение происходит особенно интенсивно во время так называемого «медового месяца», начального периода наркомании.

Раннее вмешательство не проходит незамеченным. Молодые люди не хотят попасть в полицию или в социальную службу. Поэтому каждый конкретный случай вмешательства имеет профилактический эффект, так как приятели подростка узнают, что их ждут весьма ощутимые последствия, если они будут употреблять наркотики.

Раннее вмешательство экономически выгодно. Попытки вылечить закоренелого наркомана обходятся очень дорого. В некоторых случаях расходы на лечение и реабилитацию могут составлять миллионы шведских крон. Работа же с молодыми наркоманами обходится значительно дешевле, поскольку у них еще не успела сформироваться зависимость и потому, что они наиболее подвержены изменениям, хотя мотивация у них может быть достаточно слабой.

Раннее вмешательство уменьшает количество наркоманов. Исследования показывают, что вмешательство со стороны властей оказывает влияние не только на тех, против кого направлены меры, но и на картину распространения наркомании в обществе в целом. Опыт «полицейского наступления» в Швеции в 1969 году и планомерная работа полиции против наркомании в начале 80-х показывает, что если органы власти проводят наступательную антинаркотическую политику, то употребление наркотиков сокращается. Общие тенденции развития ситуации в Упсале указывают на то же самое, хотя на основании имеющихся статистических данных трудно сделать надежные выводы.

Раннее вмешательство эффективно. Вмешательство против незначительных преступлений, связанных с наркотиками, нередко дает ощутимый выигрыш, поскольку через расследование таких дел полиции нередко удается выйти на след более крупных торговцев или контрабандистов. Опыт Уппсалы показывает, что работая таким образом, полиция нередко делает крупные задержания наркотиков.

Многое в организации этой работы в Уппсале могло бы стать примером для подражания в других муниципалитетах – например, параллельное проведение всех трех форм профилактической работы. Важнейший «рецепт» упсальского опыта можно кратко выразить в следующих пунктах:

Сотрудничество между различными ведомствами
Для того, чтобы выработать отлаженную цепь мер, необходимо, чтобы все звенья этой цепи работали на общую цель. Это касается всех – от школы до полиции, от родительской организации до реабилитационного центра.

Различные роли – общая цель.
Ни одна инстанция не может и не должна брать на себя всю работу. Благодаря сотрудничеству каждое ведомство может специализироваться в своей области и иметь четкое распределение ролей. Необходимо развивать понимание к ролям и задачам других ведомств и понимать место своей структуры в цепочке мер.

Специализированные группы.
Для более успешно сотрудничества необходимо наличие специализированных, высококомпетентных групп в рамках различных ведомств. Для поддержания постоянных контактов нужны люди, для которых обеспечение взаимодействия с другими структурами является их непосредственной обязанностью. К тому же важно, чтобы эти люди не слишком часто сменялись. Новые сотрудники должны проходить соответствующее обучение.

Исследования привычек молодежи и анализ ситуации.
Очень важно выяснить, чем характеризуется реальная ситуация в том, что касается наркотиков, чтобы понимать, в каком направлении работать и как наилучшим образом обуздать проблему. Например, при работе со школами важно осознание того, что наркотики есть и в собственной школе.

Действовать сообща.
Одних красивых речей о важности сотрудничества недостаточно. Оно должно выражаться в реальных действиях. Необходимо весьма конкретно проводить совместные мероприятия – вместе встречаться с наркоманами или выходить в школы.

Динамичное сотрудничество.
Нельзя останавливаться на достигнутом, ограничиваться теми проектами, которые проводятся на сегодняшний день. Надо постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать новым потребностям или лучше удовлетворять старые. Процесс развития никогда нельзя считать завершенным.

Экономические ресурсы

Ни одна организация не может существовать без ресурсов. В муниципалитете Уппсалы вопросы наркомании стали приоритетными – в такой степени, что выделяется довольно много средств и многое удается сделать. К примеру, требуется немалое количество персонала и средств для того, чтобы система реабилитации заработала, а хорошо продуманная стратегия не осталась только на бумаге.

Конечно, до совершенства еще далеко – многие компоненты системы можно было бы сделать еще лучше, и есть немало упущений, которые можно было бы восполнить, если бы имелись дополнительные средства. Однако сами сотрудники отдают себе в этом отчет и сознательно работают над улучшением выстроенной системы. Вся работа в Уппсале пронизана не мыслью о средствах, которыми они располагают или могли бы располагать, а оптимизмом и надеждой на то, что с наркотиками можно справиться.

Правда, на сегодняшний день выдвигаются предложения реорганизовать социальную службу – это предложение тревожит многих сотрудников сектора по проблеме наркотиков и сектора по делам молодежи. Однако не в первый раз над головой проекта сотрудничества сгущаются тучи. Совместными усилиями им все же удалось отстоять его. Уместно, наверное, добавить – пока удалось.  

Ян Далман,
ответственный за новые разработки 
в области борьбы с наркотиками 
при социальной службе г.Уппсала (Швеция), 
Кеннет Олссон,

региональное контактное лицо 
по вопросам наркотиков 
в муниципальном образовании г.Уппсала

В докладе использованы материалы информационного пакета Drugbox.



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков