Музыкальные видео и наркотические вещества

Санкт-Петербургский университет
спецвыпуск (3643), 10 июля 2003 года
дискуссия

Музыкальные видео 
и наркотические вещества

Американское агентство по контролю за наркотиками ONDCP опубликовало результаты исследования, в котором анализируется появление наркотических веществ в популярных музыкальных видео. «Нас беспокоит то, что отображение незаконных наркотиков, алкоголя или табака в средствах массовой информации является неточным по отношению к природе злоупотребления этими веществами и негативных последствий этого», – говорится в исследовании.

Исследование, третье в ряду работ, изучающих отражение наркотических веществ в СМИ, рассматривает частоту, контекст появления и характерные черты изображения незаконных наркотиков, алкоголя и табака в музыкальных видео-средствах, адресованных, прежде всего, подросткам и молодежи. Выборка включает 300 видеофильмов, представляющих первые сто неповторяющихся видеосюжетов каждой из трех музыкальных сетей , существующих в США, – BET, MTV и VH-1 – транслировавшихся в течение шести недель начиная с 30 октября 2002 года.

Результаты показывают, что вещества той или иной природы (включая курение веществ неизвестного происхождения) появлялись в визуальном ряду в 45% случаев от общей выборки видео и упоминались вербально в 33% случаев. Незаконные наркотики чаще возникали в вербальной форме, чем в визуальной, в то время как алкоголь и табак, наоборот, чаще встречались в визуальном ряду, чем упоминались вербально.

В случае появления нелегальных наркотиков в визуальном ряду демонстрировалось их использование. Восемь из девяти видео, использовавших изображение нелегальных наркотиков, показывали их употребление. Главные герои видео (члены группы или центральная фигура видеосюжета) использовали незаконные наркотики в пяти из девяти видео. Наркотики использовались второстепенными персонажами в остальных четырех. Марихуана чаще, чем другие наркотические вещества, упоминалась в текстах песен. Она была визуально изображена в трех из девяти видео, использовавших незаконные наркотики в визуальном ряду, и упоминалась в 43 из 51 видео (80%), содержащих вербальные ссылки на незаконные наркотики. Из девяти видео, отобразивших незаконные наркотики, в пяти использование наркотиков или другое обращение с ними являлось главной темой. В одном видеоклипе четко выражалась антинаркотическая идея; в оставшихся трех содержалась двусмысленная или неопределенная идея.

И все же, если сравнить эти данные с тем, что в 98% полнометражных фильмов и в 77% телевизионных шоу, как было выявлено предыдущими исследованиями, отображался алкоголь (наиболее часто изображаемое вещество во всех медиа), то создается впечатление, что в музыкальных видеоклипах отображение веществ любого рода оказывается низким. Следует отметить, что если вещества отображаются, они являются элементами повседневной деятельности – тем, чем люди обычно занимаются, когда встречаются друг с другом, причем последствия использования (позитивные или негативные) отображаются редко – и часто используются главными персонажами.

Таким образом, один из выводов исследования состоит в том, что, хотя отображение веществ появляется в музыкальных видео реже, чем в других СМИ, их изображение связано с концептом употребления. Более того, когда изображается употребление, оно характеризуется тенденцией быть изображаемым как приятное и «стоящее».

Полностью с результатами исследования можно ознакомиться по адресу: mediacampaign.org  



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 
© ECAD Россиия 2000-2003