Drug-мифология для детей

Нами изучался вопрос влияния средств массовой информации на распространение наркомании. В частности рассматривался вопрос влияния СМИ на аудиторию несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет.

Оказалось, что все каналы СМИ поставляют для детской и юношеской аудитории один и тот же набор явно идеологически окрашенной тематики.

Первая тема – секс-пропаганда, содержащая дискредитацию секса как личностного акта половой любви и пропаганда секса в качестве развлечения. В основном это тема Fast-love (моментальное спаривание), парафилий (так называются сегодня извращения и гомосексуализм), безличный множественный подростковый половой опыт.

Вторая тема – молодежная мода. Пропаганда шокирующей эпатажной моды с пропагандой различных субкультур, моды для дискотеки, унисекс, клеймение (татуировки, выбривание головы и т.п.).

Таким образом, молодежной аудитории навязываются такие признаки внешнего облика, которыми раньше наделяли людей, от которых хотелось оградиться (заключенные, умалишенные и т.д.).

Далее идет тема девиантности и преступления. Девиантность – это отклонение, уход с пути, разрушение табу и общепринятых норм поведения. Сюда относится описание различных видов преступлений, публичного полового акта, нецензурную брань и т. д.

Четвертая тема – drug-мифология (drug (англ.) – наркотики). Так мы назвали мифологию наркотиков. В нее входит пропаганда безбашенности, экстремальности, экстремальных видов спорта. Под всем этим скрывается завуалированная для непосвященного взгляда пропаганда наркотиков. Для того, чтобы нормальный человек пришел к наркотикам, надо, чтобы у него появилась легкость в мыслях необыкновенная, чтобы он, по Пушкину, оказался «у бездны мрачной на краю».

Для этого распространяется информация о возможности постижения мистики и сверхчувственного: об астрологии, ужасах, пришельцах, НЛО. Таким образом, вокруг человека образуется мифологическая оболочка, которая способствует полной потере ориентации в жизни. Становится зыбкой грань между реальным и воображаемым. Непонятно, что хорошо, а что плохо. Все это подталкивает молодого человека к безответственному входу в мир наркотиков.

Далее, пятая тема: рок-звезды и рок-музыка. Реклама поп-звезды, сведения о ее гонорарах, поклонниках, описание успеха, богатства, любовные приключения, сообщения о девиантных поступках, т.е. о преступлениях и подверженности наркомании. Время от времени какая-нибудь из рок-звезд вдруг снимается в фильме в роли наркомана или в роли drug-дилера, асоциальной, но привлекательной личности. Поскольку с образом «звезды» у молодых людей связываются их поступки и стиль жизни, понятно какие примеры для подражания им навязываются.

И шестая тема: это места и способы развлечений: реклама клубов, рок концертов, дискотек, массовых праздников и других «тусовок».

Идеологическая окраска всех названных тем – девиантность, соединенная с безусловным сексуальным стимулом. Этот безусловный сексуальный стимул воздействует на рефлекторное поведение. Из школьной биологии всем известно, что если рыбкам сыпать в воду корм и одновременно постукивать по аквариуму, в конце концов, рыбки начинают приплывать на стук уже независимо от наличия корма. Безусловный рефлекс обладает способностью обуславливать (передавать свои свойства) любым темам или предметам. На этих принципах построено моделирование поведения потребителя наркотиков. Не удивительно, что за такое короткое время, в пять-семь лет, невероятное количество детей и подростков стали наркоманами. В значительной степени это результат воздействия СМИ, результат моделирования поведения.  

Наталия Маркова,
руководитель научно-практического центра 
Института cоциально-экономических проблем народонаселения РАН



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 
© ECAD Россиия 2000-2003