«Пишем о наркомании. Подразумеваем?»

Однозначного ответа тюменские журналисты пока дать не могут

Пятого апреля 2002 года работу «круглого стола» для представителей СМИ под названием «С чистого листа» открыло первое заседание на тему «Пишем о наркомании. Подразумеваем?» Попытки организовать подобную площадку для обмена мнениями с целью выработки в журналистском кругу новых подходов к эффективному освещению социальных проблем уже были, тогда и возникла идея создания постоянно действующего «круглого стола», за которым ежемесячно собирались бы руководители, сотрудники СМИ и представители власти.

Встречу с полным правом можно назвать «С чистого листа». Она стала возможной благодаря специалистам областного комитета по профилактике и борьбе с наркоманией, департамента информационной политики администрации Тюменской области и PR-агентства «Горки XI». «В обществе созрело осознание того, что наркомания становится проблемой для всех и каждого из нас», – такими словами открыл заседание директор департамента информационной политики администрации Тюменской области Александр Новопашин.

«В этом есть немалая заслуга СМИ, так как эта тема стала одной из ведущих». По мнению председателя комитета по профилактике и борьбе с наркоманией Сергея Билкея, в последнее время журналистские материалы об этом социальном явлении стали более профессиональными, чем еще пару лет назад. Однако, как оказалось в ходе дискуссии, никто из присутствующих точно не знает, как правильно освещать эту проблемную тему, действительно требующую глубоких медицинских и психологических знаний.

И во многом практикующим журналистам приходится опираться на собственную интуицию и сознание социальной ответственности. По данным исследования, проведенного PR-агентством «Горки XI», более 60% тюменских журналистов очень продуктивно пишут на темы, связанные с наркоманией. Но парадокс состоит в том, что практически все представители СМИ не уверены в том, правильно ли они освещают проблему и как сделать так, чтобы их произведения «били в цель»? Отсюда и полярное понимание ситуации. По данным того же исследования, 13 % журналистов считают, что о наркомании говорить нельзя: постоянным тиражированием материалов создаем рекламу самому явлению. Похожие мысли высказывал и генеральный директор «Радио-7» Анатолий Мокроусов: «Мы говорим: футбольный матч состоится под девизом «Нет наркотикам!». Но разве наркотики – это ценность? Если нет, то зачем тогда о них вспоминать? Мы должны показывать подросткам другие «позитивы» – радость победы, удовольствие от игры. не упоминая о наркомании».

И противоположное мнение: «Благодаря тому, что в СМИ постоянно говорится о наркомании, родители стали следить за детьми, выявлять заболевание на ранней стадии, когда еще есть шанс помочь. Своими материалами мы не создаем рекламу, а ведем реальную борьбу», – считает Александр Дударев, начальник отдела информации ГУВД Тюменской области.

Должен ли журналист высказывать свою позицию в статьях о наркомании или лишь приводить мнение специалистов, предоставляя читателю возможность самостоятельно сделать вывод? Какую точку зрения пропагандировать: что наркомания излечима или нет? Ведь если утверждать, что это заболевание излечимо, то его не будут бояться, а если нет - то наркоманы потеряют последнюю надежду. Через какие каналы массовой коммуникации донести до людей, употребляющих наркотики, информацию об их вреде и показать другой путь? Стоит ли создавать отдельное СМИ именно для этой категории населения? Все эти вопросы крайне волновали участников «круглого стола». Журналисты сошлись в одном: всем коллегам по перу не хватает компетентности, а порой и элементарных знании для правильного освещения грандиозной общественной проблемы, и этот пробел необходимо компенсировать. Еще одна существенная деталь: в России нет общей концепции для СМИ, на которую следует опираться при работе над подобными материалами. А ведь единая линия пропаганды в этом вопросе должна быть, – считает большинство участников заседания. Из-за ее отсутствия и появляется всё разнообразие образов наркоманов, которыми «пестрят» СМИ: жертва, преступник, творческая личность, «другой» человек и даже герой! «Сейчас главная задача состоит в том, чтобы количество материалов, которыми мы «закидываем» аудиторию, переходило в качество», – считает заведующая кафедрой журналистики ТГУ Татьяна Топоркова. А сомнения – это уже показатель того, что журналисты хотят работать на более профессиональном уровне.  

Ирина Щеглова



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 
© ECAD Россиия 2000-2003